самообразование
классный час (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волонтерская деятельность как средство социализации детей»
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения "Мы - волонтеры". Считаю, что создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
Цель: Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий успешность повышения волонтерского движения
С учетом поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу и периодическую печать по данной теме;
2. Определить уровень сформированности у детей младшего школьного возраста социально - значимых личностных качеств, как коммуникативной личности, сопереживание, сострадание, сочувствие;
3. Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с детьми по организации волонтерского движения «Мы - волонтеры».
Теоретическое обоснование проблемы
В России волонтерство в современном понимании начало формироваться только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня оно отражено в таких документах: Конституция РФ (1993 г.), Гражданского кодекса РФ (1995г.), Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), проект Федерального Закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», Концепция "содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества", которые разработаны Союзом благотворительных организаций России.
Волонтер (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Современные теоретико - методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И.Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В.Поддубная, М.В.Демиденко и др.)
Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально - значимых качеств молодежи, формированию у нее активной жизненной позиции.
Исходя из анализа, можно сделать вывод, что вопросам волонтерства, общественной активности детей школьного и подросткового возраста литературе уделяется достаточное внимание.
Технологии
Определение уровня у детей младшего школьного возраста социально - значимых личностных качеств
Волонтерское движение детей школьного возраста не может успешно осуществляться без приобщения их к реально функционирующим в обществе ценностям. Используемые мной диагностики позволили составить более полное и точное представление об интересах детей, их ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, с целью установления уровня развития у детей старшего дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, применила следующие диагностики:
- методика Урунтаевой Г.А. "Незаконченный рассказ";
- опросник Щетининой А.М. "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей";
- методика Урунтаевой Г.А. "Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке";
- проективная методика Гавриловой Т.П. "Неоконченные рассказы";
- методика Абраменкова В.В. «Тропинка».
Для выявления значимости ценностей в жизни детей и ориентации на них, стремления к проявлению гуманных отношений использовала методику Урунтаевой Г.А. "Незаконченный рассказ" (Приложение 1), где детям предлагала продолжить рассказ, выразив чувства героя. В ходе этой диагностики выяснилось, что 20% детей не может содержательно раскрыть роль ценностей в жизни человека, общества в целом, 70% - понимает их смысл в жизни человека, других людей, называет основные ценности, однако не всегда руководствуется ими при выборе ответа и только 10% детей называют все ценности, руководствуются ими при выборе ответа.
Для выявления особенности восприятия и понимания детьми эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления, интереса людей при разных условиях, применила методику Урунтаевой Г.А. "Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке" (Приложение 2), результаты которой показали, что только 20% детей не понимают эмоционального состояния или делают грубые ошибки при его определении.
Определить характер эмпатий у детей помогли проективная методика Гавриловой Т.П. "Неоконченные рассказы" (Приложение 4) и опросник Щетининой А.М. "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" (Приложение 3). В ходе наблюдений в разных ситуациях обращала внимание на поведение каждого ребенка, проявление его интереса к состоянию другого, активное включение в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого. Данные наблюдения и ответы детей показали, что у большинства ребят (60%) эмпатии гуманистического характера (когда ребенок решает ситуацию в пользу другого), и только у 20% - эгоцентрического характера (принятие решения в свою пользу).
Проявления сорадования в поведении детей и их причины помогла изучить методика Абраменкова В.В. «Тропинка» (Приложение 5). Эксперимент выполнения совместного задания показал, что 40% детей не всегда могут проявлять чувство жалости, сострадания, чувство справедливости и ожидают ответной благодарности.
Анкета "Коммуникативный личностный опросник" (Приложение 6), предложенная родителям, помогла выявить уровень компетентности взрослых по вопросам социально - нравственного воспитания детей. По итогам опросника и в беседе с родителями выяснила, что многие из них боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что детям будет трудно социально адаптироваться в современном мире, когда они вырастут. А вот, если у них выработать более жесткий характер и научить жить только для своего блага, можно достичь больших успехов в жизни.
Проведенная диагностика выявила недостаток у детей опыта в проявлении социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека.
Описание технологии опыта
Предпосылкой для возникновения волонтерского движения стали старшие школьники - волонтеры, оказавшие помощь в покраске участка летом. У дошкольников возник интерес, почему школьники приходят им на помощь? Когда я рассказала им о волонтерской деятельности, многие ребята выразили желание участвовать в ней. Так сформировалась команда.
Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, мной были определены следующие задачи:
- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;
- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;
- воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией;
- развитие коммуникативных навыков.
В процессе работы придерживалась таких принципов:
- добровольности;
- партнерства и сотрудничества;
- творчества и соавторства;
- развития и самореализации;
- создания ситуации успеха.
Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:
I этап - социально-психологическая подготовка волонтёров;
II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;
III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.
Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, обучение осуществляла по двум направлениям:
1.информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением).
2. мотивационно-поведенческий (апробация способов желательных типов поведения).
Ребята общались со школьниками – волонтерами из МБОУ ООО №2, но не до конца осознавали суть волонтерского движения. Поэтому в более доступной для детей форме постаралась раскрыть понятие "волонтер", дала представление о роли добровольческого движения в современном обществе. С этой целью провела беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?" (Приложение 10, 11, 12). Чтение художественной литературы (Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич "Вежливо- не вежливо", М. Плашковский "Уроки дружбы", А. Барто "Особое поручение", "Не смей обижать" и др.) помогло на примере литературных героев проанализировать и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.
Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.
Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Ребята активно обсуждали название команды, придумали свой девиз. В разработку правил волонтера, создание значка эмблемы, девиза команды вовлекли своих родителей. Эмблема получилась яркая. Множество цветных рук означало - "мы", то что мы все разные, но ведем совместную работу и связаны одним делом. Тянущиеся вверх руки с сердцами на них, говорят о готовности оказать помощь всем кто в ней нуждается. И крупными буквами надпись "волонтеры" говорит о том, что помощь оказывается безвозмездно, от души. Девиз так же отражает сплоченность, выносливость, стойкость команды, ее решительные действия (Приложение 13). Разработали правила волонтера (Приложение 14)
Чтобы команда действительно была сплоченная, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.
Первой акцией "Волонтеры - друзья малышей", стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление на осеннюю тематику, поиграли с ними в игры. На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.
Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей - волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе. (Приложение 15)
В процессе работы с детьми - волонтерами старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовала такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.
Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разрабатывался план работы на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной ребятами деятельности. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей. (Приложение 16)
Совместно с ребятами в течение года разработали и осуществили четыре проекта.
Волонтерская деятельность осуществлялась по первому проекту "Сохраним елочку - красавицу леса" в предновогодние праздники. Волонтеры решили помочь лесной красавице. Принимая участие в акции "Елочка живи!", ребята создали совместно с родителями и педагогами листовки, плакаты на тему "Не рубите елки!", видеоролик в защиту елочек, фоторепортаж (Приложение 17). Такими действиями ребята пытались убедить в значимости проблемы сохранения лесных ресурсов дошкольников других групп, сотрудников детского сада и родителей.
Изготовленные из разных материалов елочки были представлены на конкурсе «Елочка живи!». Ребята показали и рассказали родителям и детям детского сада, что лесная красавица, сделанная своими руками, смотрится красиво и интересно, и может украсить любой новогодний праздник.
У ребят волонтеров появилась надежда, что хоть несколько елочек, но были спасены, а это уже маленькая победа.
Тема второго экологического проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать" (Приложение 18). Я помогла детям осознать серьезность проблемы: изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко - кормушек. Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции "Помоги зимующим птицам" - изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, но и в поселке, возле своего дома. Волонтеры, рассказывая о том, как трудно птицам пережить зимний тяжелый период, привлекли к заботе о пернатых других детей детского сада и сотрудников. А так же показали им мастер - класс "Чем кормить зимующих птиц" (Приложение 19). Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в "птичьей столовой" чистили от снега кормушки, пополняли их кормом. Такой проект явился прекрасной возможностью проявить сочувствие, заботу.
В этом году ребята волонтеры приняли активное участие в глобальном проекте детского сада, посвященного 80-летию Хабаровского края. Наши юные волонтеры с любовью относятся к своим родным местам, поэтому в свои волонтерские планы решили внести частичку заботы о своем поселке, желая сохранить его красивым и чистым. В проект "Поселок Солнечный - наш дом" вошло несколько экологических акций: "Посади дерево", "Субботник "Зеленая весна", "Экологическая тропа", "Благоустроим наш поселок" (конкурс макетов дворовых территорий). Ребята считают, что бережное отношение к окружающей среде поможет избежать экологических проблем в будущем. В процессе реализаций этих акций дети вовлекли и родителей, и детей детского сада.
В ходе создания экологической тропы, посадки деревьев, я отметила, что дети были неравнодушны к обустройству территории детского сада, творчески отнеслись к этим акциям, вносили свои интересные предложения. (Приложение 20).
Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности предложила разработать проект "Этот день Победы". К этому событию ребята отнеслись с большой ответственностью. В план волонтерского движения вошла акция "Ветеран живет рядом". Накануне празднования великой Победы волонтеры посетили ветеранов с целью оказания им социальной помощи: помогали по дому, покупали продукты. А потом все вместе душевно беседовали за кружечкой чая с конфетами, заботливо приобретенными ребятами вместе с родителями.
Следующим пунктом по намеченному плану - поздравление ветеранов. На совете волонтеров после долгих споров, каким подарком порадовать ветеранов, решили сделать для них своими руками георгиевские банты. Волонтеры и их родители приняли активное участие в мастер - классе по изготовлению украшения из георгиевской ленты, который провели Арсений Мулин и его мама.
Для ребят было огромной честью поздравить ветеранов войны. Живые гвоздики и, с любовью изготовленные георгиевские банты, волонтеры преподнесли участникам войны и труженикам тыла: Тепляшиной Евдокии Федоровне, Апполонскому Ивану Григорьевичу, Терентьеву Ивану Яковлевичу, Морозовой Анне Васильевне, Кафтанюк Вере Никифоровне. Дети поздравляли ветеранов с праздником, благодарили за счастливое и мирное детство, желали им здоровья, бодрости духа, фотографировались с ними на память. Обратив внимание, как одиноко живется Тепляшиной Евдокии Федоровне, пригласили ее в детский сад. Окружая ветеранов таким вниманием и заботой, волонтеры дают понять им, что о них всегда помнят.
Участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню и акции «Бессмертный полк», требовали серьезной подготовки, поэтому на площади Славы вечерами шли репетиции. К этому мероприятию на помощь призвали родителей: заранее была приобретена военная форма, куплены корзины с цветами и гвоздики. На параде, посвященном 73 - й годовщине Великой Победы, ребята торжественно колонной прошли к мемориалу и возложили цветы, почтив память погибших воинов (Приложение 21).
В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в новом учебном году первого октября прошла акция "День пожилых людей". Волонтеры своими руками сделали открытки с пожеланиями здоровья и благополучия и вручили их всем, приходящим в детский сад, пожилым людям, поздравляя с праздником. Проявляя заботу и внимание, волонтеры посетили одиноких стариков и старушек, почитали им стихи, подарили сладкие подарки, постарались развеять их одиночество душевной беседой. Для волонтеров участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.
Для отслеживания всех процессов в деятельности каждого волонтера завели "Личную книжку волонтера" (Приложение 22), в которой дети не только отмечали свое участие в разных формах работы, но и анализировали: красным кружком отмечали, если работа сделана хорошо, ну а если что - то не совсем получилось - желтым. Обсуждение проделанной работы, умение увидеть какие - либо ошибки, как их в следующий раз не допустить, учили детей не стесняться своих неудач.
Проанализировав "Личные книжки волонтеров" выяснила, что 10% детей, входящие в команду, не принимают участия в волонтерской деятельности. Поэтому, с целью мотивации желания как можно больше проявлять активность, создала "Паровозик добрых дел", вагончики которого за каждую проделанную работу пополнялись смайликами. Всем хотелось, чтобы их вагончики были наполнены "добрыми делами". Это побудило малоактивных детей быть инициативными, а застенчивых - более решительными. Активные ребята награждались благодарностями.
Так как у дошкольников - волонтеров недостаточно опыта и умений, а возникло желание решать более глобальные проблемы, в этом году начали сотрудничать с волонтерами - школьниками станции юных натуралистов. Уже прошли совместные мероприятия. На первой совместной встрече волонтеры - экологи познакомили ребят со своей волонтерской деятельностью, поиграли в совместные экологические игры, отгадывали загадки. А затем экологический волонтерский отряд, во главе с руководителем Екатериной Юрьевной, торжественно приняли в свои ряды дошколят, вручив им медали - эмблемы. Вторая встреча носила патриотический характер, где школьники рассказали о георгиевской ленте. Очень продуктивно и творчески прошло совместное мероприятие - посадка огорода на окне "Витаминный огород", "Корм для животных", где ребята не только посадили лук и овес, ну еще и красиво все это оформили.
В дальнейшем волонтеры - дошкольники планируют поддерживать тесное сотрудничество с волонтерами СЮН. В перспективе планируется акции "Помоги братьям меньшим" (помощь животным в приюте), "Цветущие клумбы поселка" (посадка рассады цветов), совместные постановки экологических сказок.
Результативность опыта
Проведя сравнительный анализ итогов диагностики (Приложение 23), полученных на начальном и завершающих этапах, сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер - класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.
Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.
Результаты своей работы представляла перед педагогами своего образовательного учреждения.
Список источников:
- Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.
- Диссертация «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста».
- Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
- Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н.П. // Учительская газета 1988. 30 июня.
- Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".
- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...
План по самообразованию
Как спланировать работу по самообразованию...
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...