Внеклассное занятие "Земля - наш общий дом"
методическая разработка (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие «Земля - наш общий дом»
(начальная школа)
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи: - развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы,
-развивать навыки активной речи, обогащать словарь детей,
-приобщать к действенному отношению к природе,
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость,
-уметь различать живую и неживую природу, называть объекты живой и неживой природы,
-закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле,
-продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней,
-вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Оборудование: плакаты, рисунки о защите природы; на стене цветы, ветки; музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Звучит мелодия песни «Беловежская пуща» А. Пахмутовой.
Ученица
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Танец листьев. Далее звучит мелодия песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова. Входят дети.
Ученик 1 (показывает на стенд «Как прекрасен этот мир»). Ребята, посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих иллюстрациях и открытках! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность — исчезновение с лица Земли.
Ученик 2. Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них — за последние 50 лет.
Ученик 3. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.
Ученик 4. Ребята, еще когда мы учились в 1 -м и 2-м классах, мы узнали немало правил, как вести себя на природе. Вот эти правила.
• Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.
• Нельзя срывать цветы.
• Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
• Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных.
Ученик 5. А знаете ли вы, что сова уничтожает за год около 1000 грызунов? Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!
Ученик 6. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Ученик 7. Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160—170 комаров.
Ученик 8. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.
Ученик 9. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.
Ученик 10. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду до 400 раз.
Ученик 1. Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр.
Ученик 2. Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто так сорвем два-три красивых цветка? Или поймаем одну- единственную необыкновенную бабочку?
Ученик 3. Да. Природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это маленькая ранка, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую — твой товарищ, третью, четвертую — кто- то еще, что же станет с природой?
Ученик 4.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой!».
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...
Е. Карасев
Ученик 5.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Р. Гамзатов
Ученик 6.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, —
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Т. Собакин
Дети поют песню «Не рвите цветы, не рвите!» (муз. Ю. Антонова, сл. А. Фадееева).
Ученик 7.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Инсценировка стихотворения 3. Александровой «Белая черемуха».
Девочка 1 (идет по сцене и читает стихотворение, показывая на дерево).
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки.
Девочка 2 (обращаясь к подруге). Это чья черемуха?
Девочка 3.
Да она ничья
Белая снегурочка
Около ручья.
Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.
Девочка 1.
Прибежали девочки,
А снегурки нет,
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Ученик 8.
Доброе дерево, старые ветви,
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Ученик 9.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Зная, что помнит их доброе дерево.
B. Орлов
Ученик 10.
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы
И пчелы не знают, чего творят.
Попробуйте в роще уединиться,
Укрыться под хвойный густой наряд
Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг,
Предубежденность на время откинув, —
И в сердце не будет место гордыне,
Вас трепет и робость охватят вдруг.
А. Яшин
Ученик 1.
Себя не видят синие просторы,
И в вечном холоде, светлы, чисты,
Себя не видят снеговые горы,
Цветок своей не видит красоты.
Им сладко знать: идешь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой,
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается собой.
C. Щипачев
Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребенок и мотылек».
Мальчик.
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь?
Что пьешь?
Где твой мир?
Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье — ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Ученик 2.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был —
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть,
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
С. Махотин
Ученик 3.
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу — прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.
С. Куняев
Ученик 4.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Ведь небо без птиц — не небо!
А море без рыб — не море!
А земля без зверей — не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
Р. Рождественский
Звучит песня «Не поется птицам без небес» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в исполнении О. Попова.
Ученик 5.
Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите.
М. Дудин
Звучит песня «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).
Ученик 6.
Я — Природа. Я — великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье подарить —
В моей все это власти! —
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката,
Иву над рекой... И, наконец,
Солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец...
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам — мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире — что ни год — твои шаги...
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка — вдруг да он последний...
Уничтожишь (зверь — не карандаш) —
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших — не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся — ни часу врозь, ни дня...
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
С. Викулов
Учитель. Природа — наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений — наша задача и наш долг. М. Пришвин, обращаясь к ребятам, писал (зачитывает): «Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме - на планете Земля!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «Школа — наш общий дом»
Разработка внеклассного мероприятия «Школа - наш общий дом» предназначена для учащихся начальных классов. В ходе мероприятия обобщаются представления учащихся о школе и о ценности школьной...
Внеклассное мерприятие по окружающему миру "земля-наш общий дом"
углубление знаний учащихся по теме «Природа, наш дом, нуждается в защите»;развитие навыков экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни;формирование основ экологической гр...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Земля-наш общий дом"
Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Земля - наш общий дом"...
Внеклассное мероприятие" Земля-наш общий дом"
Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Земля-наш общий дом"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на экологическу тему. Целью данного материала является пропаганда экологических знаний....
Внеклассное мероприятие "Земля - наш общий дом"
Материал может быть использован как для внеклассного мероприятия, так и для классного часа....
Внеклассное мероприятие "Земля - наш общий дом"
Данное мероприятие для учащихся начальных классов. Проводится в форме путешествия по станциям....