Национально-региональный компонент в учебно-воспитательной работе
материал
В данной статье приводятся примеры о том, как можно включить национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Национально-региональный компонент в учебно-воспитательной работе
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачёв |
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике:
География
Животный мир
Растительный мир
История
Литературное чтение
Фольклор
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории села; происхождению фамилий, имён, названию сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
Систематичность
Доступность
Наглядность
Разнообразность материала
Связь материала в учебной и воспитательной работе
Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д. Средства обучения, которые оказывают помощь в повышении эффективности изучения национально регионального компонента на уроках
Достаточно ли учебника и слова учителя для максимального эффективного усвоения учебного материала? Психологической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления, в этом возрасте сильна роль наглядно-действенного мышления и только формируются навыки абстрагирования, невысока произвольность (волевая устойчивость) внимания (5-10 минут), способность произвольного запоминания. Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.
Представляя материалы национально-регионального компонента на уроках, мы часто упоминаем географические понятия – названия сел, деревень, рек нашего района. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории края, уже в начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с географической или исторической картой. Они должны быть красочными, с крупными условными обозначениями и шрифтом, содержащими основные, затрагиваемые при изучении темы. Очень хорошо в начальной школе использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения) могут перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки и др.) Это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней события т.д. Использование фигур-аппликаций способствует установлению логических взаимосвязей, лучшему запоминанию «сухой» информации.
Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашего района. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата. Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.
В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, представляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.
Рассмотрим охват краеведческим материалом учебных предметов.
Условные знаки:
растения нашего края –
животные нашего края –
люди нашего края –
культура, традиции и обычаи народов –
география -
Таблица охвата краеведческим материалом содержания учебных предметов
Предметы | Краеведческий материал | ||||
Математика | + | + | + | + | |
Русский язык | + | + | + | + | + |
Литературное чтение | + | + | + | ||
Окружающий мир | + | + | + | + | |
Изобразительное искусство | + | + | + | + | + |
Музыка | + | + |
Из данной таблицы видно, что можно охватить краеведческим материалом содержание любого предмета.
Использование национально-регионального компонента на уроках математики
На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.
Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач. В процессе работы по использованию на уроках математики задач с национально-региональным компонентом можно дополнительно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни республики, перспективы развития. Учитель может привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.
Краеведческий материал на уроках чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, музыки
Художественно-творческое развитие учащихся младших классов осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, музыки, посвящённых знакомству с краеведческим материалом.
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Поэтому при определении содержания, принципов, методов и форм литературного образования в современной школе необходимо переосмыслить то, что сделано предыдущими поколениями методистов, на основе их традиций создать новое, отвечающее целям и задачам современного гуманитарного образования. Для этого единственным идейно-эстетическим ориентиром должны служить общечеловеческие ценности. В последнее время большое внимание уделяется вопросам научно-методических основ национально-регионального компонента в образовании учащихся. Эту проблему можно решить на материале литературы писателей и поэтов, которые жили или живут в родном крае.
Общий уровень литературного образования учащихся начальных классов будет повышаться при условии, если: разработан национально-региональный компонент литературного образования; преподавание курса ведётся с учётом этнических особенностей учащихся, их эстетического отношения к окружающему миру и национального своеобразия содержания и формы литературы этнических народов.
На уроках изобразительного искусства можно предлагать нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Рисуем животных» предложить нарисовать животных края, вспомнить и назвать их. При составлении узора использовать национальный орнамент. По теме «Рисуем человека» предложить нарисовать, к примеру, татарскую красавицу в национальной одежде. Можно также предложить на выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений писателей-земляков, например:
На уроках музыки знакомить с творчеством поэтов и композиторов, с музыкальными произведениями, с песнями народов родного края. Интересна работа с использованием видеосюжетов с записью концертных номеров местных фольклорных групп, приглашать их на урок, использовать движения танцев, выполнение творческих заданий – составление музыкальной фольклорной фонотеки; сочинения – размышления о народной музыке и её исполнителях; просмотр видеофильмов о фольклорных обрядах, праздниках и т.д. Приобщение к фольклору может осуществляться не только в разных видах деятельности на уроках музыки, разнообразием могут отличаться и формы уроков. Например, урок-фольклорный концерт, урок-музыкальная сказка, урок-старинная легенда, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-размышление, урок-встреча с народным исполнителем, урок-викторина по музыкальному фольклору.
В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы.
Использование краеведческих материалов на уроках русского языка
Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в ГПД 1-4 классов"
В статье раскрываются особенности работы группы продленного дня, основные формы организации учебно-воспитательного процесса....
Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня
Группа продлённого дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическо...
Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в ГПД.
Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физ...
Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня для детей 1-2 классов
Статья для воспитателей ГПД...
"Три типа склонения имен существительных" (применение национально - регионального(калмыцкого) компонента)
коспект урока русского языка с использованием регионально- национального (калмыцкого) компонента....
Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня
Практические аспекты деятельности воспитателя группы продленного дня...
Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня
ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности....