Урок в музее
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Новоторъяльский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Немдинская средняя общеобразовательная школа»
Урок в музее имени Героя Советского Союза Михаила Василевича Лебедева «Пионер Миша Лебедев»
(для учащихся 1- 4 классов)
Работу подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «Немдинская СОШ»
Домрачева Эльвира Аркадьевна
2021 год, д.Немда-Обалыш
Пояснительная записка
Тема: Детство героя.
Цель: познакомить детей с детством героя
Задачи:
- сохранение и развитие у учащихся чувства гордости и уважения к подвигу своих предков;
- повышение интереса учащихся к музейному делу;
- на положительном примере героя повышение интереса учащихся к занятию различным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
Форма занятия - экскурсия
Контингент экскурсантов: 7- 10лет
Продолжительность экскурсии: 30 минут
Место проведения: Музей имени Героя Советского Союза М.В.Лебедева МБОУ «Немдинская СОШ»
Музыкальное оформление: Песня «Миша - артиллерист» в исполнении детей.
Методическая литература: 1.Папка из архива музея «Детство героя».
2.Рукописная поэма Григория Гавриловича Лаврикова «Сын марийского народа».
3.Книга Б.Данилова «Палыме рвезе».
4.Выставка произведений о Михаиле Васильевиче Лебедеве.
План:
Ι. Организационный момент. Правила поведения в музее.
ΙΙ. Основная часть. Пионер Миша Лебедев.
1.Отрывок из поэмы однополчанина Лебедева.
2.Родители и семья Миши.
3.Учеба в Чобыковской начальной школе.
4.Фотография первого пионерского отряда.
5.Отрывок из поэмы В.Ф.Сапаева «Незабываемый друг»
6.Воспоминания одноклассников.
7.Учеба в Черногрязинской школе.
8.Викторина по повести Б.Данилова «Миша - артиллерист».
ΙΙΙ. Подведение итогов.
Экскурсовод: Мир да гладь была вокруг
Повсюду тишина златая
Село стоит на берегу
И речка милая такая.
Белорумяная заря,
Восходит утро над рекой.
В селе, что звали тогда Немдой
Родился будущий герой.
Летят над ним часы, минуты
По счету год восьмой пришел
Взял он грифельную доску
Учиться в школу с ней пошел.
Ребята, как вы думаете, о ком это стихотворение? (ответы детей) Это отрывок из поэмы «Сын марийского народа». Написал поэму однополчанин М.В.Лебедева Григорий Гаврилович Лавриков в 1980 году. Жил он в городе Казань.(приложение 1)
Экскурсовод: Мы находимся в музее имени Героя Советского Союза Михаила Васильевича Лебедева (слайд 2). Музей создан в 1976 году и рассказывает о герое и его однополчанах. Но сегодня мы познакомимся с первым стендом музея «Детство героя». Наша экскурсия называется «Пионер Миша Лебедев. Какой он был?»
Экскурсовод: Родился Миша Лебедев в 1921 году 10 октября в д. Немда- Обалыш в многодетной семье крестьян. У родителей Василия Игнатьевича и Марфы Васильевны было семеро детей, но Миша был первенцем.
( фотография родителей на стенде, слайд 3).
Экскурсовод: В 7 лет Миша пошел учиться в Чобыковскую начальную школу (фотография на стенде, слайд 4). Во время учебы в 4 классе их приняли в пионеры. Это было в 1933 году 7 ноября. В этот день в д. Чобыково устроили демонстрацию. Впереди ехали 4 трактора с транспорантами, а сзади шла колонна школьников с песнями. Затем состоялся митинг, где четверо- классников приняли в пионеры (фотография первого пионерского отряда, слайд 5).
Сможете узнать, где Миша? Попробуйте. Миша сидит в первом ряду справа третий. А затем теперь уже юные пионеры поставили перед зрителями марийскую пьесу, с которой ребята выступали в Торъяле на конкурсе в 1936 году и заняли 1 место, а затем даже ездили в Йошкар-Олу. Об этом можно прочитать в книге Бориса Данилова «Палыме рвезе», повесть «Миша - артиллерист» (учитель показывает книгу,слайд 6).
Посмотрите еще раз фотографию первого пионерского отряда. В числе пионеров есть знаменитый писатель, педагог, автор марийского «Букваря», уроженец д.Чобыково Василий Федорович Сапаев (фотография В.Сапаева на стенде, слайд 7). Он учился вместе с Мишей. В 1947 году В.Ф.Сапаев написал поэму, посвященную Мише, называется поэма «Незабываемый друг». Послушаем отрывок.
Ученик: Шарнем мый тыйым изинекак:
Уста да писе кушкынат.
Немда уремыш лектын эрак
Пырля коштна ме школышкат.
О,Миша, рвезе илышетше
Пеледыш курым гай эртен.
Пионерский галстук оныштетше,
Варажым «Ким» значок кечен.
Экскурсовод: Одноклассница Миши Анна Васильевна Егошина (фотография на стенде) вспоминает: «Запомнился мне день 1 мая. Мы поставили пьесу «Ош когарш». Миша играл роль попа. Народу очень понравился спектакль, особенно игра Миши».
Во время учебы в Чобыковской школе Миша играл в школьном духовом оркестре. Оркестр ездил на демонстрацию 1 мая в п. Новый Торъял.
Чемекова Анна Васильевна, (фотография на стенде, слайд 8) одноклассница Миши вспоминает: «Мы, пионеры 30- х годов, активно помогали колхозам. Все лето работали. В июне мальчики возили навоз на поля, а мы разбрасывали. Пахали, помогали в прополке. Очень весело было во время сенокоса. Миша возил сено на волокуше. Он на своей лошади буквально носился по лугу. Везде успевал.
Помню случай. Из города мне брат привез гребенку-дужку. Я очень обрадовалась. Гребенку взяла и на работу. Сняла платок, хочется похвастаться перед девчонками, волосы держатся хорошо. Вот пошли купаться. Я забыла снять гребенку, она утонула. Стою плачу. Подошел Миша. Он позвал всех ребят помочь мне в поиске. После второго или третьего захода в воду Миша вручил мне гребенку».(приложение 2)
Закончив Чобыковскую начальную школу, Миша переходит в 5 класс в Черногрязинскую школу. Учиться детям в Чероногрязинской школе было неудобно: приходилось бегать из одного дома в другой, классы размещались в разных домах в 300-400 метров друг от друга.
Вспоминает Федор Александрович Смирнов: «В 1934 году пришли к нам учится ребята из разных деревень. Все они были одеты плохо: в лаптях и сатиновых мыжерах. И среди них был и Миша Лебедев. Он выделялся своим высоким ростом. Он был худенький, черноволосый. Многие ребята знали, что я хорошо хожу на лыжах, бегаю и играю в шахматы. Вместе с ребятами мы соорудили спортплощадку и я научил их играть в футбол, волейбол, а зимой и в шахматы. Во всем мне помогала группа ребят во главе Миши». (Приложение 3)
Вспоминает учительница русского языка Смирнова Ульяна Ефимовна (фотография Ульяны Ефимовны, слайд 9): « Мишу я знаю с 1934 года, в этом году он перешел учиться в Черногрязинскую семилетнюю школу. Учила я его в 5-7 классах. Сидел он в классе у окна на третьей парте. В школу всегда ходил чистый, опрятный. Был очень усидчивым, прилежным, старательным, дисциплинированным мальчиком. Он очень много читал. С желанием участвовал в драмкружке. Всегда старался учиться как можно лучше».
Экскурсовод: Когда начали строить школу в Немде (фотография Немдинской школы, слайд 10) ученики сажали вокруг территории деревья, собирали мох в лесу.
«Миша был отличным кучером, - вспоминает одноклассник Смирнов Николай Васильевич. - По лесу между деревьями отлично проводил воз с грузом. Ни разу нигде не задевал телегой деревья. Даже взрослые не умели так вести лошадей».
Экскурсовод: Пионер Миша очень любил спорт. Вместе с ребятами организовывал соревнования между классами. Делали вылазки в лес. Входил в сборную команды школы по лыжам, легкой атлетике, футболу волейболу и шахматам. Умел и любил кататься на коньках.
Вот вы видите конек Миши (учитель показывает экспонат, слайд 11). В 5 классе Миша был звеньевым. К этому важному делу относился честно. Со своим звеном часто ходили к престарелым, помогали им. Ставили концерты и спектакли. Везде и во всем Миша был лучшим помощником председателя совета отряда и классного руководителя. Никогда не отказывался от поручений и выполнял их аккуратно и точно к указанному сроку. После уроков проводили сборы звена, отряда. Послушаем отрывок из поэмы В.Сапаева «Мондалтдыме йолташ».
Ученик: Шарнем: ик пионерский сборыш
Урок почеш чылан кодна.
Лач толын ыле Речкин школыш-
Мемнан дек шерге ик уна.
Шола онешше пыжыкталме
Йошкаргын орденже йолген.
Гражданский сарыште кредалын,
Шке илыш корныжым ойлен:
Кузе разведкыш тудо коштын,
Кузе куварым пудыртен.
Пеш йудым шыже ий-вуд гочын
Тушман тул вошт кузе вончен.
Тунам тый, Миша, рын шогальын
Эн первый мутым налынат.
Да Речкин вак туран ончалын
Пуэн салютым ойленат:
-Те кодышда мыланна пиалым,
Сылештын эрык илышна!
Саклаш Октябрьын ал саскажым
Ме эре ямде улына!
В классе мы, ребята, прочитали отрывок из повести «Миша – артиллерист». Давайте проведем викторину по этой повести (слайд 13).
1.Назовите деревню, где родился Миша.(д.Немда-Обалыш)
2.Назовите имена родителей Миши. (Марфа Васильевна и Василий Игнатьевич)
3.Сколько детей было в семье у Миши? (шестеро: три брата, три сестры)
4.Каким по счету ребенком был Миша в семье?(первым)
5.В какой школе учился Миша в начальных классах? (в Чобыковской начальной школе)
6.В пьесе Сергея Николаева, поставленную ребятами, какую роль играл Миша? (роль вожатого отряда Агаваева)
7.Какие оценки были в табеле успеваемости у Миши? («хорошо», «отлично»)
8.Как звали лошадь, на которой Миша летом помогал взрослым? (Ванька)
9.Назовите имя учительницы, которая учила Мишу в четвертом классе. (Анна Ивановна)
10.Какое поручение в классе выполнял Миша в четвертом классе? (в классе был старостой)
Экскурсовод: На этом наша экскурсия закончилась. Ребята, вам понравилась экскурсия? А что больше всего понравилось? Каким был Миша Лебедев в детстве? Какие виды спорта любил? Постараемся брать с него пример?
О Мише Лебедеве написана повесть «Миша - артиллерист», написаны поэмы «Незабываемый друг» и «Сын марийского народа». О нем можно прочитать и в этих книгах( учитель показывает выставку книг, слайд 12).
О Мише Лебедеве написана песня «Миша - артиллерист». 4 класс выучил эту песню, давайте споем (исполнение песни).
До свидания, всем спасибо!
Список источников: 1.Стенд музея «Детство героя».
2.Папка №19 из архива музея «Детские и юношеские годы»
( фотографии одноклассников и их воспоминания)
3.Данилов Б.Г. Палыме рвезе:Повесть, ойлымаш-влак.-Йошкар-Ола:Марий книга издательство.1989.-160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в музее
Узнать историю старинных вещей Вам поможет конспект этого занятия....
"На урок в музей"
статья по музейной педагогике...
Урок в музее "Полезные ископаемые"
Для разнообразия форм обучения можно использовать урок в музее. Так урок "Полезные ископаемые" в 4 классе был проведен в музее землеведения МГУ,...
Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.
Конспект урока. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0Скачать презентацию: https://cloud.mail.ru/public/b5fcfeae0915/%D0%9E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%...
Урок в музее "Русские народные песни".
Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»....
Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"
Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...
Урок в музее. М. Ю. Лермонотов "Бородино"
Музейный урок по теме «М. Ю. Лермонтов. Бородино». Цель мероприятия: популяризация музея в ученической среде, повышение интереса к историческим событиям войны 1812 года, закрепление знаний в игровой ф...