Урок в музее
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме
Узнать историю старинных вещей Вам поможет конспект этого занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_muzee.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
История старинных вещей. Час общения в школьном музее. 4 класс
Цели: познакомить учащихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас; развивать сообразительность и образность мышления посредством народных загадок.
1
1-я ученица.
Из далёкой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь
И рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны,
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
-Угадайте, что это такое?
Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг)
Раньше утюги были тяжёлые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так. В эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.
2
2-й ученик. О чём моя загадка?
Спинка есть- брюха нет,
Голова есть, да без мозгов,
Уши есть, да не слышит.
Подвяжешь - идёт,
Развяжешь - лежит,
Про этот же предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто, а ночью открыто.
В лес идёт- клетки кладёт,
Из леса идёт- перекладывает.
Правильно, это лапти. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть - головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека - значит, заперты.Ночью их снимали с ног - вот и открыты. След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную. Вот такая удивительная обувь была у наших односельчан в старину.
А ещё про лапти говорили: «Весь в крестах, а почёта нету». Как видно из загадок, к лаптям в народе отношение было снисходительное. Почему? Правильно, лапти очень быстро снашивались, становились дырявыми, и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до двадцати пар лаптей. Хорошо, что и сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой.
Из чего плелись лапти? Правильно, из лыка. Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно залезть разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможность приобрести сапоги. Недаром в сказках часто встречаются выражения: «Иван- лапотник», «Иван-горемыка из лапотного лыка», которые произносятся с усмешкой и сочувствием. А выражение «Вместо головы у тебя лапоть» стало обозначать глуповатость, простоту, нерасторопность обладателя такой головы.
А как вы думаете, лапти были единственной обувью крестьян? А что ещё могли носить ваши сверстники в старину? Правильно, это могли быть сапоги, а зимой валенки.
3
Новая посудина, а вся в дырках. Что это? Это всем известные корзины. А из чего они сделаны? Корзины изготовлены из ивового прута. Для чего они нужны? В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней, и служили коробом для них.
4
Два брата пузатеньких под гору бегут,
Один горбатенький их за вихор держит.
А можно сказать и так.
Без рук, без ног, на плечи скок,
Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора.
(коромысло)
Для чего служило коромысло? (После ответов детей берет коромысло на плечи, берет ведро и проходит по комнате.) Как его изготовили? Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток, и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.
5
О чем эта история?
Был я копан, был топтан,
Был на кружале, был на пожаре,
был на базаре,
Сколько было сил, всю семью
кормил,
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал.
А как пал, так и пропал.
Выбросили за окно, и собакам
На надобен.
Про этот предмет еще можно сказать: «Огня не страшился, воды не боится». (Ответы школьников.)
Эта грустная история про глиняный горшок. Из чего он изготовлен? Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают (демонстрирует рисунок, где показан гончар за работой), затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. (Берет с помощью полотенца горшок и ставят на стол.) Когда горшок становится старым, и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его уже не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.
6
У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.
Чернец- молодец, в красно золото залез,
До смеху хохочет, выскочить хочет.
Угадали , что это? Это чугунок, он как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна. Особого вида металла. Который мог выдержать любой огонь, и никогда не бился.
Обратили ли вы внимание, что чугунок горшок имеют одинаковую форму? Кто догадается, почему? Послушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит, отдаёт, а сам в угол идёт».
Вот ещё загадка:
В хлеву у быка копна на рогах,
А хвост у хозяйки в руках
Это ухват. Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. Вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. (Берёт ухват, подцепляет им чугунок и показывает учащимся)
Вот почему горшок и чугунок имеют одинаковую форму.
Вот такие вещи жили- были, и хозяевам служили.
А теперь они в музее,
Чтобы все на них смотрели
И гордились стариной,
Так, как я и мы с тобой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"На урок в музей"
статья по музейной педагогике...
Урок в музее "Полезные ископаемые"
Для разнообразия форм обучения можно использовать урок в музее. Так урок "Полезные ископаемые" в 4 классе был проведен в музее землеведения МГУ,...
Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.
Конспект урока. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0Скачать презентацию: https://cloud.mail.ru/public/b5fcfeae0915/%D0%9E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%...
Урок в музее "Русские народные песни".
Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»....
Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"
Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...
Урок в музее. М. Ю. Лермонотов "Бородино"
Музейный урок по теме «М. Ю. Лермонтов. Бородино». Цель мероприятия: популяризация музея в ученической среде, повышение интереса к историческим событиям войны 1812 года, закрепление знаний в игровой ф...
Урок в музее Космонавтики и музее Королева
Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....