Урок в музее "Русские народные песни".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_pesni.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Северо-восточное окружное управление образования города Москвы

ГБОУ СОШ №709 города Москвы

Конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация №2 для учащихся начальных классов

Тема: «Русские народные песни»

                

Учитель начальных классов: Янголь Ольга Николаевна

Пояснительная записка.

Урок литературного чтения «Русские народные песни» по УМК «Школа России»  2 класс проходит в системе уроков изучения темы  «Устное народное творчество». На уроке используются общественные ресурсы – приглашён руководитель музея народной культуры ГБОУ СОШ №709 Ефимец Л.В. Предмет изучения – русские народные песни – позволяет учащимся стать активными участниками изучения темы. На уроке используются игры-имитации, работа в малых группах.

Форма проведения урока – интерактивное занятие.

Место проведения урока – музей народной культуры ГБОУ СОШ №709

Материально-техническое обеспечение: звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы(26 комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта – пословицы, 4 комплекта – маршрут, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.

         

Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами - русскими народными песнями; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.

Предметные: учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях, уметь выразительно читать тексты русских песен.

Метапредметные:  

 Регулятивные:

- учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.

 Познавательные:

Общеучебные:

- способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания;

 -учиться основам смыслового чтения поэтического текста.

Логические:

- выделять существенную информацию.

 Личностные:

- понимать  ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 - способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе;

 - помочь ученику в аргументации своего мнения;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Оборудование и материалы:

Звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы

(26комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта - пословица, 4 комплекта – тема, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.

        

Предварительная подготовка: подготовка презентации, звукозапись русских народных песен в исполнении участников   фольклорного коллектива «Авсень», оформление музея изделиями местных народных мастеров, изготовление раздаточного материала.

 

        

        Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок.

«Здравствуйте» - скажем руками (пожимают друг другу руки).

«Здравствуйте» - скажем глазами (смотрят друг на друга, кивают головой).

«Здравствуйте» - скажем ртом.

«Здравствуйте» - станет радостней кругом.

  2. Проверка домашнего задания.

1. Речевая зарядка. 

Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком).

2.Работа в малых группах.

-Соберите пословицы о труде.

1 группа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.

2 группа: Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Какие труды, такие и плоды.

3 группа: Терпенье и труд всё перетрут. Любишь кататься – люби и саночки возить.

4 группа: Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит.

- Объясните смысл понравившейся пословицы.

- В каких источниках информации вы могли бы найти другие пословицы о труде?

- В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковом словарях.

3. Эмоциональная речевая разминка. Чтение стихотворения опавшей листвы.

Разговор еле слышен:

  • Мы с клёнов…
  • Мы с яблонь…
  • Мы с вязов…
  • Мы с вишен…
  • С осинок…
  • С черёмухи…
  • С дуба…
  • С берёзы…

Везде листопад:

На пороге морозы!

                            Ю.Капотов

- Прочитайте стихотворение (жужжащие чтение).

-Как надо читать слова листьев? (Шёпотом.) По каким строчкам стихотворения это поняли? («Разговор еле слышен».)

- Прочитайте стихотворение медленно.

- Прочитайте стихотворение по ролям – шёпотом (работа в паре).

- Прочитайте стихотворение громко. Изменилось настроение стихотворения? (Оно стало радостнее.)

- Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, сердито).

3. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.  

 

1.Работа в группах  по карточкам.

 Задание: Попробуйте прочитать тему урока по коду.

Код:

        

        

Тема урока:

Й

Р

С

К

А

Я

Б

Н

Ц

У

С

С

И

О

Р

А

У

Г

Р

Ь

Ж

Д

Ю

Я

П

Е

К

Л

З

Н

А

Я

Е

С

Н

Я

р

В

Ы

Ч

- Какая тема нашего урока? Молодцы, ребята! (Русские народные песни).

- Какие русские народные песни вы знаете?

- Попробуем определить цели  урока:

  • научимся читать и исполнять русские народные песни;
  • определим, о чём поётся в песнях и для чего нужны русские народные песни;
  • выясним, живут ли русские народные песни в нашем городе  и кто их исполняет.

4. Работа по теме урока.

1.Беседа.

- Страна наша многонациональная. В нашей стране проживают люди разных национальностей. 

    Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских! (читает ребёнок)

-У каждого народа свои обычаи, своя культура и, конечно же,  свои народные песни.

- Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чём пели русские люди? Что для них было очень важным? ( Для наших предков важна была погода, природа,  урожай и т. д.)

2. Имитационная игра.

- Ребята, встаньте в круг. Прозвучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». А мы попытаемся придумать движения под эту музыку.

Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла» - ребята исполняют песню, выполняют движения.    

-Какие чувства испытывали при звучании песни?

-О чём поётся в песне?

 -Почему вы стали водить хоровод?

3.Работа с текстом песни «Берёза моя, берёзонька»

1) Чтение песни «Берёза моя, берёзонька» хорошо читающими детьми.

2) Постановка логических ударений.

3) Работа в парах – выразительное чтение песни.

- Как в своих песнях народ называет берёзу? Почему?

- Объясните разницу в словах: берёза и берёзонька, долина и долинушка

5. Продолжение работы по теме урока.

1) Чтение русской  народной песни в учебнике  «Ты, рябинушка» - приём чтения «Губы» - к плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.

2) Чтение учителем песни «Ты, рябинушка».

- О чём говорится в песне? Определите темп и интонацию чтения? ( Ответы детей: медленно, плавно, напевно и т. д.)

- Как народ называет рябину?

3) Чтение песни по выбору учащихся.

-  При чтении передайте свою радость и восхищение красотой деревьев.

 6. Музей народной культуры

1) Выступление руководителя музея  с кратким сообщением о народных промыслах

      Такие фигурки и поделки делались в старину для украшения жилища, для игры детям. Они были из глины, бересты, дерева, соломы. Люди собирались в одной избе за длинными столами.  Они все занимались делом и пели красивые народные песни.

2) Культура – язык, вера, традиция.

Что такое традиция -?

3) Игра-цепочка «Праздник – это…» - продолжи.

4) Осенние песни – «Серпы золотые».

5) Игра – песня «Серпочки».

6) Ира, посвящённая сбору урожая – «песенка-игра Репка»

7) Традиционный хоровод «Вью, я вью капусточку» - песенка-хоровод.

7. Рефлексия.  

- Выберите предложение. Продолжите его.

Мне на уроке…

Я открыл для себя …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

8. Подведение итогов урока.

- С какими жанрами устного народного творчества познакомились на уроке?

- В какие времена пелись русские народные песни?

- Какая песня вам больше всего понравилась?

9. Домашнее задание

-Выучите любую русскую народную песню. Нарисуйте иллюстрации.

Используемая литература

Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).

Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Уроки речевого творчества. Н.Н.Каландарова

Музей народной культуры ГБОУ СОШ №709

Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Автор: Янголь Ольга николаевна

Тема урока: Русские народные песни.

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование: звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы

(26комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта - пословица, 4 комплекта – тема, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.

Цель: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами - русскими народными песнями; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: понимать  ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности,  развитие навыков сотрудничества со   сверстниками, умение не создавать конфликтов; развитие доброжелательности, самостоятельности.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку;  способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания; учиться основам смыслового чтения поэтического текста;  выделять существенную информацию.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:  учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях, уметь выразительно читать тексты русских песен.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок.

«Здравствуйте» - скажем руками (пожимают друг другу руки).

«Здравствуйте» - скажем глазами (смотрят друг на друга, кивают головой).

«Здравствуйте» - скажем ртом.

«Здравствуйте» - станет радостней кругом

Настраиваются на работу

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Проверка домашнего задания.

 1. Речевая зарядка. 

Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком).

2.Работа в малых группах.

-Соберите пословицы о труде.

1 группа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.

2 группа: Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Какие труды, такие и плоды.

3 группа: Терпенье и труд всё перетрут. Любишь кататься – люби и саночки возить.

4 группа: Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит.

- Объясните смысл понравившейся пословицы.

- В каких источниках информации вы могли бы найти другие пословицы о труде?

3. Эмоциональная речевая разминка. Чтение стихотворения опавшей листвы.

Разговор еле слышен:

  • Мы с клёнов…
  • Мы с яблонь…
  • Мы с вязов…
  • Мы с вишен…
  • С осинок…
  • С черёмухи…
  • С дуба…
  • С берёзы…

Везде листопад:

На пороге морозы!

                            Ю.Капотов

-Прочитайте стихотворение (жужжащие чтение).

-Как надо читать слова листьев?

- По каким строчкам стихотворения это поняли?

 -Прочитайте стихотворение медленно.

- Прочитайте стихотворение по ролям шёпотом.

- Прочитайте стихотворение громко.      - Изменилось настроение стихотворения?

 - Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, сердито).

 

Выполняют гимнастику.        

Работают в малых группах: собирают пословицы.

Представляют результат работы в группе, объясняют смысл пословиц.

В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковых словарях.

Жужжащие чтение.

Отвечают: шёпотом.

«Разговор еле слышен».

Чтение стихотворения по заданию.

Работа в паре.

Ответ: оно стало радостнее.

Чтение стихотворения с различной  интонацией.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III. Актулизация знаний. Определение темы и цели урока

1.Работа в группах  по карточкам.

 Задание: Попробуйте прочитать тему урока по коду.

-Какая тема нашего урока? Молодцы, ребята!

- Какие русские народные песни вы знаете?

- Попробуем определить цели  урока

Работа в группах по правилам совместной деятельности: работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, говорить тихо.

Русские народные песни.

Ответы детей.

  • научимся читать и исполнять русские народные песни;
  • определим, о чём поётся в песнях и для чего нужны русские народные песни;
  • выясним, живут ли русские народные песни в нашем городе  и кто их исполняет

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты деятельности.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

 IV.Работа по теме урока.

1.Беседа.

- Страна наша многонациональная. В нашей стране проживают люди разных национальностей. 

   

 -У каждого народа свои обычаи, своя культура и, конечно же,  свои народные песни.

- Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чём пели русские люди? -Что для них было очень важным?

2. Имитационная игра.

- Ребята, встаньте в круг. Прозвучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». А мы попытаемся придумать движения под эту музыку.

Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла».

-Какие чувства испытывали при звучании песни?

-О чём поётся в песне?

 -Почему вы стали водить хоровод?

3.Работа с текстом песни «Берёза моя, берёзонька»

1) Чтение песни «Берёза моя, берёзонька» хорошо читающими детьми.

2) Постановка логических ударений.

3) Работа в парах – выразительное чтение песни.

- Как в своих песнях народ называет берёзу? Почему?

- Объясните разницу в словах: берёза и берёзонька, долина и долинушка.

Читает стихотворение ученик:

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

Для наших предков важна была погода, природа,  урожай.

Имитационная игра: ребята выполняют движения, исполняют песню.

Индивидуальная работа.

Коллективная работа.

Работа в парах.

Познавательные:

выделять существенную информацию из русских народных песен

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

V. Продолжение работы по теме урока.

1) Чтение русской  народной песни в учебнике  «Ты, рябинушка» - приём чтения «Губы».

 2) Чтение учителем песни «Ты, рябинушка».

- О чём говорится в песне? Определите темп и интонацию чтения?

 - Как народ называет рябину?

3) Чтение песни по выбору учащихся.

-  При чтении передайте свою радость и восхищение красотой деревьев

К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают.

Ответы детей: медленно, плавно, напевно и т. д

Чтение песни по выбору.

Познавательные:

выделять существенную информацию из русских народных песен

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

VI. Музей народной культуры.

1) Выступление руководителя музея  с кратким сообщением о народных промыслах

      Такие фигурки и поделки делались в старину для украшения жилища, для игры детям. Они были из глины, бересты, дерева, соломы. Люди собирались в одной избе за длинными столами.  Они все занимались делом и пели красивые народные песни.

2) Культура – язык, вера, традиция.

Что такое традиция -?

3) Игра-цепочка «Праздник – это…» - продолжи.

4) Осенние песни – «Серпы золотые».

5) Игра – песня «Серпочки».

6) Ира, посвящённая сбору урожая – «песенка-игра Репка»

7) Традиционный хоровод «Вью, я вью капусточку» - песенка-хоровод.

Ответы детей.

Игры-песни, хоровод.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на пени.

Познавательные:

анализировать содержания песен.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей,  проявлять активность во взаимодействии.

VII.Рефлексия урока.

-Выберите предложение. Продолжите его.

Мне на уроке…

Я открыл для себя …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Высказывают мнения.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

VIII.Подведение итогов урока.

-С какими жанрами устного народного творчества познакомились на уроке?

- В какие времена пелись русские народные песни?

- Какая песня вам больше всего понравилась?

Подводят итог урока.

 Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

IX. Домашнее задание.

-Выучите любую русскую народную песню. Нарисуйте иллюстрации

 

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».

Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Разработка урока музыка «Русская народная песня» с использованием Активных Методов обучения

АМО на уроке музыки."НАРОДНАЯ ПЕСНЯ"Разработка новых АМО методов...