Урок в музее "Русские народные песни".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_pesni.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо-восточное окружное управление образования города Москвы
ГБОУ СОШ №709 города Москвы
Конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»
Номинация №2 для учащихся начальных классов
Тема: «Русские народные песни»
Учитель начальных классов: Янголь Ольга Николаевна
Пояснительная записка.
Урок литературного чтения «Русские народные песни» по УМК «Школа России» 2 класс проходит в системе уроков изучения темы «Устное народное творчество». На уроке используются общественные ресурсы – приглашён руководитель музея народной культуры ГБОУ СОШ №709 Ефимец Л.В. Предмет изучения – русские народные песни – позволяет учащимся стать активными участниками изучения темы. На уроке используются игры-имитации, работа в малых группах.
Форма проведения урока – интерактивное занятие.
Место проведения урока – музей народной культуры ГБОУ СОШ №709
Материально-техническое обеспечение: звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы(26 комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта – пословицы, 4 комплекта – маршрут, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.
Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами - русскими народными песнями; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.
Предметные: учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях, уметь выразительно читать тексты русских песен.
Метапредметные:
Регулятивные:
- учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные:
Общеучебные:
- способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания;
-учиться основам смыслового чтения поэтического текста.
Логические:
- выделять существенную информацию.
Личностные:
- понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе;
- помочь ученику в аргументации своего мнения;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Оборудование и материалы:
Звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы
(26комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта - пословица, 4 комплекта – тема, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.
Предварительная подготовка: подготовка презентации, звукозапись русских народных песен в исполнении участников фольклорного коллектива «Авсень», оформление музея изделиями местных народных мастеров, изготовление раздаточного материала.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок.
«Здравствуйте» - скажем руками (пожимают друг другу руки).
«Здравствуйте» - скажем глазами (смотрят друг на друга, кивают головой).
«Здравствуйте» - скажем ртом.
«Здравствуйте» - станет радостней кругом.
2. Проверка домашнего задания.
1. Речевая зарядка.
Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком).
2.Работа в малых группах.
-Соберите пословицы о труде.
1 группа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.
2 группа: Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Какие труды, такие и плоды.
3 группа: Терпенье и труд всё перетрут. Любишь кататься – люби и саночки возить.
4 группа: Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит.
- Объясните смысл понравившейся пословицы.
- В каких источниках информации вы могли бы найти другие пословицы о труде?
- В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковом словарях.
3. Эмоциональная речевая разминка. Чтение стихотворения опавшей листвы.
Разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинок…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге морозы!
Ю.Капотов
- Прочитайте стихотворение (жужжащие чтение).
-Как надо читать слова листьев? (Шёпотом.) По каким строчкам стихотворения это поняли? («Разговор еле слышен».)
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Прочитайте стихотворение по ролям – шёпотом (работа в паре).
- Прочитайте стихотворение громко. Изменилось настроение стихотворения? (Оно стало радостнее.)
- Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, сердито).
3. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
1.Работа в группах по карточкам.
Задание: Попробуйте прочитать тему урока по коду.
Код:
| |||||||
| |||||||
Тема урока:
Й | Р | С | К | А | Я | Б | Н |
Ц | У | С | С | И | О | Р | А |
У | Г | Р | Ь | Ж | Д | Ю | Я |
П | Е | К | Л | З | Н | А | Я |
Е | С | Н | Я | р | В | Ы | Ч |
- Какая тема нашего урока? Молодцы, ребята! (Русские народные песни).
- Какие русские народные песни вы знаете?
- Попробуем определить цели урока:
- научимся читать и исполнять русские народные песни;
- определим, о чём поётся в песнях и для чего нужны русские народные песни;
- выясним, живут ли русские народные песни в нашем городе и кто их исполняет.
4. Работа по теме урока.
1.Беседа.
- Страна наша многонациональная. В нашей стране проживают люди разных национальностей.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских! (читает ребёнок)
-У каждого народа свои обычаи, своя культура и, конечно же, свои народные песни.
- Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чём пели русские люди? Что для них было очень важным? ( Для наших предков важна была погода, природа, урожай и т. д.)
2. Имитационная игра.
- Ребята, встаньте в круг. Прозвучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». А мы попытаемся придумать движения под эту музыку.
Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла» - ребята исполняют песню, выполняют движения.
-Какие чувства испытывали при звучании песни?
-О чём поётся в песне?
-Почему вы стали водить хоровод?
3.Работа с текстом песни «Берёза моя, берёзонька»
1) Чтение песни «Берёза моя, берёзонька» хорошо читающими детьми.
2) Постановка логических ударений.
3) Работа в парах – выразительное чтение песни.
- Как в своих песнях народ называет берёзу? Почему?
- Объясните разницу в словах: берёза и берёзонька, долина и долинушка
5. Продолжение работы по теме урока.
1) Чтение русской народной песни в учебнике «Ты, рябинушка» - приём чтения «Губы» - к плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.
2) Чтение учителем песни «Ты, рябинушка».
- О чём говорится в песне? Определите темп и интонацию чтения? ( Ответы детей: медленно, плавно, напевно и т. д.)
- Как народ называет рябину?
3) Чтение песни по выбору учащихся.
- При чтении передайте свою радость и восхищение красотой деревьев.
6. Музей народной культуры
1) Выступление руководителя музея с кратким сообщением о народных промыслах
Такие фигурки и поделки делались в старину для украшения жилища, для игры детям. Они были из глины, бересты, дерева, соломы. Люди собирались в одной избе за длинными столами. Они все занимались делом и пели красивые народные песни.
2) Культура – язык, вера, традиция.
Что такое традиция -?
3) Игра-цепочка «Праздник – это…» - продолжи.
4) Осенние песни – «Серпы золотые».
5) Игра – песня «Серпочки».
6) Ира, посвящённая сбору урожая – «песенка-игра Репка»
7) Традиционный хоровод «Вью, я вью капусточку» - песенка-хоровод.
7. Рефлексия.
- Выберите предложение. Продолжите его.
Мне на уроке…
Я открыл для себя …
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
8. Подведение итогов урока.
- С какими жанрами устного народного творчества познакомились на уроке?
- В какие времена пелись русские народные песни?
- Какая песня вам больше всего понравилась?
9. Домашнее задание
-Выучите любую русскую народную песню. Нарисуйте иллюстрации.
Используемая литература
Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).
Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Уроки речевого творчества. Н.Н.Каландарова
Музей народной культуры ГБОУ СОШ №709
Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Автор: Янголь Ольга николаевна
Тема урока: Русские народные песни.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование: звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы
(26комплектов), карточки для групповой работы (4 комплекта - пословица, 4 комплекта – тема, код ), экспонаты музея народного творчества – серпы, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.
Цель: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами - русскими народными песнями; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов; развитие доброжелательности, самостоятельности.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания; учиться основам смыслового чтения поэтического текста; выделять существенную информацию.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях, уметь выразительно читать тексты русских песен.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок. «Здравствуйте» - скажем руками (пожимают друг другу руки). «Здравствуйте» - скажем глазами (смотрят друг на друга, кивают головой). «Здравствуйте» - скажем ртом. «Здравствуйте» - станет радостней кругом | Настраиваются на работу | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
II. Проверка домашнего задания. | 1. Речевая зарядка. Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком). 2.Работа в малых группах. -Соберите пословицы о труде. 1 группа: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода. 2 группа: Не ленись за плужком - будешь с пирожком. Какие труды, такие и плоды. 3 группа: Терпенье и труд всё перетрут. Любишь кататься – люби и саночки возить. 4 группа: Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит. - Объясните смысл понравившейся пословицы. - В каких источниках информации вы могли бы найти другие пословицы о труде? 3. Эмоциональная речевая разминка. Чтение стихотворения опавшей листвы. Разговор еле слышен:
Везде листопад: На пороге морозы! Ю.Капотов -Прочитайте стихотворение (жужжащие чтение). -Как надо читать слова листьев? - По каким строчкам стихотворения это поняли? -Прочитайте стихотворение медленно. - Прочитайте стихотворение по ролям шёпотом. - Прочитайте стихотворение громко. - Изменилось настроение стихотворения? - Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, сердито). |
Выполняют гимнастику. Работают в малых группах: собирают пословицы. Представляют результат работы в группе, объясняют смысл пословиц. В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковых словарях. Жужжащие чтение. Отвечают: шёпотом. «Разговор еле слышен». Чтение стихотворения по заданию. Работа в паре. Ответ: оно стало радостнее. Чтение стихотворения с различной интонацией. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
III. Актулизация знаний. Определение темы и цели урока | 1.Работа в группах по карточкам. Задание: Попробуйте прочитать тему урока по коду. -Какая тема нашего урока? Молодцы, ребята! - Какие русские народные песни вы знаете? - Попробуем определить цели урока | Работа в группах по правилам совместной деятельности: работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, говорить тихо. Русские народные песни. Ответы детей.
| Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
IV.Работа по теме урока. | 1.Беседа. - Страна наша многонациональная. В нашей стране проживают люди разных национальностей.
-У каждого народа свои обычаи, своя культура и, конечно же, свои народные песни. - Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чём пели русские люди? -Что для них было очень важным? 2. Имитационная игра. - Ребята, встаньте в круг. Прозвучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». А мы попытаемся придумать движения под эту музыку. Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». -Какие чувства испытывали при звучании песни? -О чём поётся в песне? -Почему вы стали водить хоровод? 3.Работа с текстом песни «Берёза моя, берёзонька» 1) Чтение песни «Берёза моя, берёзонька» хорошо читающими детьми. 2) Постановка логических ударений. 3) Работа в парах – выразительное чтение песни. - Как в своих песнях народ называет берёзу? Почему? - Объясните разницу в словах: берёза и берёзонька, долина и долинушка. | Читает стихотворение ученик: Каких народов только нет В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет, Калмыки и чуваши, Татары, коми и мордва, Башкиры и буряты — Всем скажем добрые слова, Любому будем рады. Прекрасен горный край Кавказ Здесь разные народы. На Крайнем Севере у нас Живут оленеводы. Вот кабардинец на коне, Вот рыболов тунгусский, Но больше всех у нас в стране Кого? Конечно, русских! Для наших предков важна была погода, природа, урожай. Имитационная игра: ребята выполняют движения, исполняют песню. Индивидуальная работа. Коллективная работа. Работа в парах. | Познавательные: выделять существенную информацию из русских народных песен Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
V. Продолжение работы по теме урока. | 1) Чтение русской народной песни в учебнике «Ты, рябинушка» - приём чтения «Губы». 2) Чтение учителем песни «Ты, рябинушка». - О чём говорится в песне? Определите темп и интонацию чтения? - Как народ называет рябину? 3) Чтение песни по выбору учащихся. - При чтении передайте свою радость и восхищение красотой деревьев | К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают. Ответы детей: медленно, плавно, напевно и т. д Чтение песни по выбору. | Познавательные: выделять существенную информацию из русских народных песен Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. |
VI. Музей народной культуры. | 1) Выступление руководителя музея с кратким сообщением о народных промыслах Такие фигурки и поделки делались в старину для украшения жилища, для игры детям. Они были из глины, бересты, дерева, соломы. Люди собирались в одной избе за длинными столами. Они все занимались делом и пели красивые народные песни. 2) Культура – язык, вера, традиция. Что такое традиция -? 3) Игра-цепочка «Праздник – это…» - продолжи. 4) Осенние песни – «Серпы золотые». 5) Игра – песня «Серпочки». 6) Ира, посвящённая сбору урожая – «песенка-игра Репка» 7) Традиционный хоровод «Вью, я вью капусточку» - песенка-хоровод. | Ответы детей. Игры-песни, хоровод. | Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на пени. Познавательные: анализировать содержания песен. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей, проявлять активность во взаимодействии. |
VII.Рефлексия урока. | -Выберите предложение. Продолжите его. Мне на уроке… Я открыл для себя … После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… | Высказывают мнения. | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. |
VIII.Подведение итогов урока. | -С какими жанрами устного народного творчества познакомились на уроке? - В какие времена пелись русские народные песни? - Какая песня вам больше всего понравилась? | Подводят итог урока. | Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
IX. Домашнее задание. | -Выучите любую русскую народную песню. Нарисуйте иллюстрации |
| Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».
Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
Урок литературного чтения в 3 классе....
Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»
Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...
Разработка урока музыка «Русская народная песня» с использованием Активных Методов обучения
АМО на уроке музыки."НАРОДНАЯ ПЕСНЯ"Разработка новых АМО методов...
Конспект урока литературное чтение на родном языке: «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».
Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям....