Урок в музее. М. Ю. Лермонотов "Бородино"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) по теме
Музейный урок по теме «М. Ю. Лермонтов. Бородино».
Цель мероприятия: популяризация музея в ученической среде, повышение интереса к историческим событиям войны 1812 года, закрепление знаний в игровой форме.
В ходе урока использовалась информация по элементам музейной экспозиции. Перед учащимися 4 класса была поставлена задача соотнести собранный паззл с отрывком из стихотворения М. Лермонтова.
Урок позволил обобщить знания детей по истории России, применить их на уроке литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_muzee_borodino.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта предметного учебного музейного занятия по литературе
Урок: литературное чтение, литература
Тема урока: "М. Ю. Лермонтов. "Бородино".
Класс: 4; 5
Учитель начальных классов: Кириллова И. В., ГБОУ СОШ № 1905
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель:
| 1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. 2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся 3. Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока | Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО Выдвигают предположения о теме урока | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. | 3 минуты |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель:
| Активизирует знания учащихся на основе музейных экспонатов. Создает проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва. Организует работу в группах по составлению пазла к стихотворению Лермонтова «Бородино» | Учащиеся слушают учителя и рассматривают экспонаты музея. Отвечают на вопрос "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?" Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве, по ходу просмотра выписывают основные этапы битвы. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи. Составляют пазл, подбирают соответствующий ему отрывок в тексте стихотворения, проверяют себя. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. | 10-12 минут |
3 | Постановка учебной задачи (проблемы) Цель:
| Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана". Организует чтение стихотворения "Бородино" с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на развитии сюжета. Организовывает работу по осмыслению содержания текста на основе работы с пазлами. Помогает группам, найти устаревшие слова, найти их в рисунке пазла. Организовывает работу с устаревшей лексикой: просит любого учащегося соотнести картинку и название. | Слушают учителя. Озвучивают анализ степени выразительности чтения, участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме. Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом стихотворения "Бородино". Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение. Обращают внимание на устаревшие слова, работая в группах, фиксируют затруднения в их понимании, находят их изображение в рисунке пазла, дают соответствующее пояснение, представляют свою работу остальным группам. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста | Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения. Организовывает прослушивание отрывка песни "Бородино" на слова Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки организовывает обсуждение собранного пазла по произведению Лермонтова "Бородино". | Осуществляется взаимопроверка учащимися, проводится лексическая работа. Анализируют поэтическое произведение с целью определения:
Участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино". Слушают фрагмент песни, участвуют в обсуждении собранного пазла, дают оценку соответствия смысла стихотворных строк изображению пазла. | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
5 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель:
| Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка | 5 минут |
6 | Рефлексия деятельности Цель:
| Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино" Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание | Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. | Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство | 5 минут |
Приложение 1
Вступительное слово о событиях 1812 г.
Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом (Наполеон l - 1769 - 1821гг.), уроженцем Корсики.
Это был решительный, строгий военачальник, он вёл победоносные захватнические войны. в результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)
Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.
Русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал - фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боёв. именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.
Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов - 30 тысяч человек, у русских - 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием "Бородинское". Оно было проиграно.
Москва бала оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покорённой столицы, которые так и не были ему вручены.
Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.
Приложение 2
- Объясните термины: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны
- Недаром - не без причины, не случайно.
Нынешнее племя - современники.
Доля - судьба.
Досадно - жаль, обидно.
Ворчали старики - выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).
Чужие изорвать мундиры - уничтожить врага в штыковой атаке.
Ушки на макушке - повышенное внимание.
Ликовать - выражать восторг.
Лихость - удаль.
Поведать - рассказать.
Постоять годовою - отдать жизнь в бою.
Поле грозной сечи - поле боя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в музее
Узнать историю старинных вещей Вам поможет конспект этого занятия....
"На урок в музей"
статья по музейной педагогике...
Урок в музее "Полезные ископаемые"
Для разнообразия форм обучения можно использовать урок в музее. Так урок "Полезные ископаемые" в 4 классе был проведен в музее землеведения МГУ,...
Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.
Конспект урока. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0Скачать презентацию: https://cloud.mail.ru/public/b5fcfeae0915/%D0%9E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%...
Урок в музее "Русские народные песни".
Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»....
Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"
Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...
Урок в музее Космонавтики и музее Королева
Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....