" Формирование толерантных отношений в классном коллективе" ( из опыта работы)
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мартынюк Татьяна Евгеньевна

Представление педагогического опыта по теме " Формирование толерантных отношений в классном коллективе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tolerantnosti._iz_opyta_raboty.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя начальных классов

МАОУ «Щёлковская гимназия №6»

Мартынюк Татьяны Евгеньевны

Тема педагогического опыта:

«Формирование толерантных отношений в классном коллективе» 

«Если я чем- то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

А. де Сент-Экзюпери

В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая человеческая личность. Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости.

Для школы проблема воспитания толерантности  очень актуальна, ведь на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Без  сотрудничества,  толерантных  отношений «учитель- коллектив» невозможно формирование толерантности у учащихся.                                       Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в учениках, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, ученикам, умение понять, простить их несовершенства.

Что значит толерантный учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.

Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам вправе ожидать, что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной степенью уважения.

Важным подспорьем в работе педагога является вербальное  (невербальное)  и письменное слово. Не стоит забывать, что независимо от выставленной оценки, слово может возродить , поддержать или наоборот- ранить и даже уничтожить.

Правила поведения  толерантного учителя:

1.    Воспитывать с любовью и во имя любви

2.    Воспитывать в духе мира

3.    Избегать жестких иерархических отношений

4.    Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения

5.    Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого

6.    Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе

7.    Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности

8.    Быть справедливым

9.  Уметь слушать

В своей работе я стараюсь придерживаться таких принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативнее.

В своей работе я выделяю три блока по формированию толерантности:

1.урок

2.внеклассная работа

3. работа с родителями.

Урок.

Все УМК в начальной школе способствуют формированию толерантности. На уроках стараюсь расширить и углубить  уже имеющийся в учебниках материал. Очень хорошо получается это на уроках окружающего мира, литературного чтения  и ОРКСЭ через создание проектов.

Например, очень удачным был  проект «Моя родословная».

 Цель: формирование у ребёнка представления о принадлежности к своему роду, бережного и уважительного  отношение к членам своей семьи .

 Ну и конечно же урок ОРКСЭ, где каждая тема пронизана духом толерантности. Проект  «Семейный традиции» на уроке ОРКСЭ позволяет осознать, что в каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Дети узнают традиции разных народов, осознают значимость разнообразия этнических культур, формируется уважительное отношение к представителям других наций.

Во время урочной, внеурочной и внеклассной деятельности я часто использую формы парной и групповой работы . Эти формы работы, где совместные слаженные действия участников группы их взаимоуважение и признание мнения каждого дают отличный результат. Так ,например, первого сентября был разработан и проведён «Урок Науки», где ребята, работая в группах, рассказали о великих изобретениях и открытиях нового времени во всем мире.

Внеклассная работа – это самый эффективный  и значимый путь по формированию толерантных отношений в классном коллективе.

В своей внеклассной работе я использую разные формы и методы воспитания толерантности:

  1. Беседа
  2. Встречи с интересными людьми
  3. Вечера отдыха
  4. Экскурсии
  5. Путешествия, выход на природу
  6. Совместные коллективно творческие дела
  7. Дискуссии
  8. Игровые и конкурсные программы
  9. Классные часы
  10. Акции милосердия
  11. Игровые тренинги

Особую роль в формировании толерантности отвожу классным часам и урокам толерантности.

Так, начиная с 1 класса, в своей работе применяю приёмы эмоционально- личностного развития детей.

Накопление проблем в воспитании личности оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности , пассивности, эгоизма, неконтактности. Дети  повышенно конфликтны, им трудно войти  в контакт со сверстниками, организовать совместную деятельность. Они демонстративны, обидчивы, грубы, застенчивы, чрезмерно активны или, наоборот, пассивны. Для  развития коммуникативных навыков, коррекции эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения применяю в работе ряд приёмов и упражнений, которые способствуют развитию личностного потенциала ребёнка, способствуют его самовыражению и развитию толерантности.

Это  такие игры и занятия , как

« Шарик эмоций»,

«Мы вместе»,

«Солнечный зайчик»,

« Комплимент»,

« Из семени в дерево» и другие.

Упражнения , направленные на развитие эмоционально – личностной сферы  очень хорошо представлены в пособии  Е. В. Котовой « В мире друзей»

Развитию толерантных отношений были посвящены классные часы: 

«Мы разные , но мы вместе»- классный час к Дню толерантности , «Уважения достойны!»  - классный час ко дню пожилого человека; 

«О правах и обязанностях ребенка», где ребята познакомились с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы;

« Если будешь ссориться, если будешь драться…»;

«Культура мира. Человек среди людей»;

 «Беседа – практикум о доброте и отзывчивости»;

 Фотовыставка « Самая счастливая семья» и др.

 

Хочется подчеркнуть и значимость совместных экскурсий и путешествий, как создание новых условий для взаимодействия детей друг с другом и учителем. Сюда я отношу походы и совместные поездки с классом. Именно в таких мероприятиях легко проследить  связь толерантности с жизнью.

Таким образом, в классе создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.

Работа с родителями

Целенаправленную работу также необходимо проводить с родителями обучающихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. 

В связи с этим провожу тематические родительские  собрания:

«Формирование здорового образа жизни обучающихся. Причины агрессии и и девиантного поведения детей»;                      

«Семья и школа: воспитание толерантности» ;

 Большое значение имеют совместные праздники, семейные конкурсы, организация поздравлений с праздниками (  «День Матери» , «День Защитников Отечества»), организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье, здорового образа жизни и т.д.  

Так во 2 классе детьми и родителями был создан совместный проект «Здоровый образ жизни моей семьи». Продуктом данного проекта стал созданный  детьми и родителями видео – ролик .

В третьем классе детям совместно с родителями было предложено принять участие в проекте « Мы помним! Мы гордимся!». Дети совместно с родителями собрали материалы о своих близких родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Эта работа сплотила не только детский коллектив, но и родителей.

Все эти мероприятия направлены на формирование взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями

Вывод:

Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении. Пусть не надеется на прощение тот, кто сам не прощает... не уважающий других не получит уважения к себе... кто сам не любит других, не заслуживает любви к себе... тот, кто не относится с терпимостью и снисхождением ко всем остальным, не имеет право на прощение и снисхождение по отношению к себе.

« Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста. »

                                                                                                                                                  Далай-Лама XIV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива. (Из опыта работы)

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.(Из опыта работы)...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"

Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...

Сплочение классного коллектива через формирование толерантных отношений

Методический семинар по теме "Сплочение классного коллектива через формирование толерантных отношений" был проведен в рамках XXVI регионального конкурса "Учитель года - 2016" и был...

Сценарии классных часов по вопросам правового воспитания и формирования толерантных отношений в образовательном пространстве для учащихся 1-4 классов.

Программа: духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.Напраление: правовое воспитание. Ценностные ориентиры: правовая культура, права ...

Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с особенностями здоровья: из опыта учителя начальных классов

Здесь представлена идея для воспительной работы по теме: "Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с особенностями здоровья: из опыта учителя начальных классов"...