Сплочение классного коллектива через формирование толерантных отношений
статья

Даньшова Наталья Николаевна

Методический семинар по теме "Сплочение классного коллектива через формирование толерантных отношений" был проведен в рамках XXVI регионального конкурса "Учитель года - 2016" и был оценен жюри конкурса Дипломом в номинации  "Сердце отдаю детям".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon splochenie_klassnogo_kollektiva.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обучать, воспитывая, и

воспитывать, обучая!

(СЛАЙД 1)

Уважаемые коллеги! Мы все работники системы образования. И свой методический семинар мне бы и хотелось начать с того, что понимается под термином «образование». (СЛАЙД 2) В Федеральном законе, в соответствии с которым мы работаем, под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». ФГОС НОО направлены на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Тем не менее, представляя свой педагогический опыт, мы чаще говорим не о воспитательной составляющей, а о том, как обучать, с помощью каких приемов, методов, образовательных технологий, технических средств это делать. Мы понимаем, что обучение и воспитание – неотделимые друг от друга вещи. Но специфика процесса воспитания заключается в том, что эту деятельность нельзя строго регламентировать. Учебный процесс в стенах школы строится в соответствии с расписанием уроков. А воспитание выходит за эти рамки, не прекращается ни на минуту, ведь на переменах мы не обучаем, но продолжаем воспитывать. Иногда дети в рамках урока могут демонстрировать знание того, «что такое хорошо и что такое плохо», а, выходя на перемену, вне стен школы ведут себя иначе. К примеру, на уроке окружающего мира ученик прекрасно формулирует и обосновывает правила поведения в лесу, на лугу, но выходя во двор – ломает ветки, срывает цветы. На уроках литературного чтения - осуждает героя произведения за обидное слово в адрес друга, но на перемене сам грубит однокласснику.

И в программе духовно-нравственного развития, воспитания подчёркивается, что должна быть сформирована целостная образовательная среда, включающая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. В моей практике как раз сложилась такая система воспитательной работы по сплочению классного коллектива через формирование толерантных отношений, которую я хочу представить Вашему вниманию. Эта система способствует улучшению микроклимата, проявлению доброты, заботы, стремления прийти на помощь.

Почему главным акцентом моей работы является формирование толерантных отношений? Статья 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» гарантирует право каждого ребенка на образование. Это значит, что в одном классе могут оказаться дети разных национальностей, имущественного и социального положения, разных религиозных убеждений, а также других обстоятельств».         Именно с такой проблемой мне и пришлось столкнуться.

(СЛАЙД 3) Были трудности (конфликты, неприязнь, дразнилки) в общении детей друг с другом. Нужно было научить их уважать друг друга, понимать и принимать своего одноклассника таким, какой он есть. К толерантности сейчас относятся по-разному, есть сторонники и противники этого направления работы. (СЛАЙД 4) Мне ближе понимание ТОЛЕРАНТНОСТИ (от лат. tolerantia — терпимость) — как качества, характеризующего отношение к другому человеку как равнодостойной личности и подавлении чувства неприятия (внешность, манера речи, вкусы, и т. п.).

Цель моей воспитательной деятельности была в том, чтобы каждый ребенок, независимо от национальности, социального статуса семьи, показателей уровня здоровья и т.п. комфортно ощущал себя в школе, чувствовал свою причастность к классному коллективу и ответственность перед ним.  (СЛАЙД 5) Достижению этой цели были подчинены урочная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия и дополнительное образование.

Проводить воспитательную работу в рамках урочной и внеурочной деятельности мне помогал (СЛАЙД 6) учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа», созданный авторским коллективом под руководством Розы Гельфановны Чураковой. В  основе его лежит личностно-ориентированная система обучения.

Проведя сравнительный анализ нескольких УМК, опираясь на свой опыт работы, на мой взгляд, именно в «Перспективной начальной школе» с помощью текстов и системы упражнений по каждому учебному предмету проводится систематическая целенаправленная работа по формированию ценностей, составляющих основу модели выпускника начальной школы.

(СЛАЙД 7)

Далее я предлагаю рассмотреть, каким образом строится моя работа по каждому из направлений системы.

На уроке

Такие типовые задания, как: «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, определить, доказать, ответить на вопрос)»; «С кем ты согласишься?» - ориентируют школьника на оказание интеллектуальной помощи, на учет разных точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. Таким образом мы учились выражать свою точку зрения, выслушивать другого, критически относиться к высказываниям, не унижая и не оскорбляя одноклассника.

Практически на каждом уроке, начиная с 1-го класса, используется парная работа. Поначалу были такие ситуации, когда дети не могли договориться или вообще отказывались от такой работы. Но выполняя такие задания практически на каждом уроке, дети, постепенно, учились сотрудничать в паре, а потом и в малой группе.

(СЛАЙД 8) Кроме того, в курсе русского языка дети изучают «Азбуку вежливости». На уроках мы изучали теорию, а во внеурочной деятельности применяли изученное на практике: учились здороваться с учителем (взрослыми) и одноклассниками; одалживать и возвращать карандаш и благодарить; просить прощения; прощаться и т.п.

Внеклассные мероприятия

Во внеклассной работе на первых этапах применялся метод игры. (СЛАЙД 9) Например, игры на знакомство.

«Снежный ком»

        Все участники стоят в кругу, по очереди называют свое имя и передают друг другу мяч. При этом тот, кто получает мяч, должен назвать имена всех, у кого мяч уже побывал, потом назвать своё имя и передать мяч следующему. Далее можно придумывать варианты «Я люблю», «Мой день рождения в …». Так дети узнают друг друга, становятся ближе.

«Паутина»

        Весь класс сидит в кругу. Учитель начинает — представляется и рассказывает группе что-то о себе (например, имя, что любит). У него в руках клубок. Он держит нитку и передает клубок следующему. После того, как клубок побывает в руках всех участников, из ниток получается «паутина». Подводя итог игры, необходимо убедительно рассказать детям о том, что все мы здесь в этом классе объединились на долгих 4 года. Нужно постараться сделать так, чтобы всем и каждому здесь было уютно и хорошо! Если мы научимся общаться, не обижая, дружить, помогая друг другу, заботясь друг о друге – то сможем отправиться в путешествие! Главное в путешествии – хорошая компания и надёжное плечо!  Рассказала об экскурсионной поездке, которая состоится, если выполним эти условия! Это было хорошей мотивацией для корректировки поведения!

        (СЛАЙД 10) Следующим этапом стало оформление плаката «Ромашка».

В центре общая фотография, а лепестки делаются по количеству детей. Каждый лепесток оформляется именем. Эта ромашка висела в классе, дети часто подходили к ней. Прочитав древнюю притчу о венике и прутьях, делали вывод, как важно быть всем вместе – одной большой классной семьей. Конечно, потом о притче иногда приходилось напоминать! Ссоры и конфликты в детском коллективе неизбежны, но становились все реже.

Детям нужно помочь осознать тот факт, что, несмотря на то, что все мы разные – это не мешает нам быть вместе! Предлагаю детям на цветной бумаге обвести свою ладонь (заготовка «осьминожки»), вырезать ее, нарисовать забавное личико и украсить бантиком и юбочкой – девочкам, шортами и бейсболкой – мальчикам. Затем дети прикрепляют их к доске магнитом в хаотичном порядке. Собираю их в одну кучу и спрашиваю: «Как лучше? Все по одному или вместе?» (СЛАЙД 11) – конечно, вместе! Наклеиваем их на ватман! Вот весь наш класс – такие разные, непохожие друг на друга, но все равно классные ребята!!!

Очень важно поговорить с детьми об имени. Дать почувствовать, как приятно, когда к тебе обращаются по имени. ВАЖНО – ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР! ВСЕГДА ОБРАЩАЮСЬ К РЕБЕНКУ И НАЗЫВАЮ ЕГО ТОЛЬКО ПО ИМЕНИ! И постепенно вопрос о дразнилках тоже уходит.

(СЛАЙД 12) Во 2-м классе проводила классный час «Тайна имени», на котором знакомились с происхождением имени, некоторых известных людях с таким именем. Большой интерес вызвали формы имени, незнакомые, не общеупотребительные. Каждый ребёнок самостоятельно выбирал понравившиеся формы и дополнял свой лепесток, прописывая там понравившиеся обращения. И дети учились называть друг друга ласково, мило.

        Определенную  роль в сплочении класса сыграли ежегодные традиции проведения таких мероприятий как «Кафе именинника», концерты-поздравления (девочки поздравляют пап, дедушек и мальчиков с 23 февраля, а мальчики – мам, бабушек и девочек с 8 Марта). Они обязательно заканчивались чаепитием.

        Приведу пример. Несмотря на проводимую работу, в отношении класса к мальчику-армянину была дистанция (думаю, сказывалось еще и отношение родителей к этой семье). Вспомнив о том, насколько гостеприимна эта нация, решила провести чаепитие «Любимые сладкие угощения разных народов». Попробовав армянскую пахлаву, дети пришли в восторг и по-другому взглянули на своего  одноклассника, завязался разговор, дети заинтересовались армянским языком (он переводил названия сладостей на армянский язык). И глаза этого мальчика засияли и голос стал ярче. Потом заметила, как изменились его рисунки: прежде маленькие, внизу страницы в темных тонах (что свидетельствовало о заниженной самооценке) стали разноцветными. А рисунок – зеркало души ребенка!

        (СЛАЙД 13) В 3-4 классах у нас состоялись несколько экскурсионных поездок (в Тамбов (краеведческий музей, зоопарк, городской парк), в Воронежский океанариум, на Кудыкину гору в Липецкую область). Они тоже способствовали сплочению коллектива. Было приятно наблюдать, как во время экскурсий дети старались держаться друг за друга, сразу сигналили, если кто-то отставал, помогали, если кто-то почувствовал себя в дороге плохо. А сколько воспоминаний и рассказов было после!!!

Дополнительное образование

        (СЛАЙД 14) До введения курса «Уроки милосердия» в 2014 году во внеурочную деятельность, в рамках дополнительного образования мною проводились занятия кружка «Уроки милосердия» по программе, разработанной учителем начальных классов Ново-Лядинской школы Зубовой Галиной Дмитриевной. Задачами программы было воспитание таких качеств, как доброта, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

Работа с родителями

        Без участия родителей трудно выстроить полноценный образовательный процесс. Как писал российский педагог Пётр Фёдорович Каптерев, «...первый образовательный институт человека есть семья, а школа, даже элементарная, есть уже продолжение воспитания и образования». В начале пути разъяснила родителям цель своей работы, поговорили о толерантности (случай про карандаш). Так мы стали в сотрудничестве идти к цели. Родители помогали готовить праздники (костюмы, оформление, угощение), организовывать экскурсионные поездки.

        Отмечу, что при подготовке праздников, утренников или номеров художественной самодеятельности важно соблюдать очередность выступления или задействовать всех без исключения, не оставлять никого «за бортом». Родители это тоже замечают и радуются, если видят своего ребенка в числе выступающих.

        Важно научиться разговаривать с детьми как со взрослыми (такое общение принимают даже первоклассники), заранее объяснять детям свое действие, чтобы потом не было возмущений.. (А почему ему дали стихотворение? Про мальчика с логоневрозом – мы давали ему читать не 1 мин, а полторы). Заранее пояснив,  дети с пониманием к этому относятся.

        Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что к концу 4-го класса толерантность проявлялась в общении, поступках детей, умении взаимодействовать в малой группе, снизилась тревожность (СЛАЙД 15), агрессивность, повысилась творческая активность и результативность участия в конкурсах (СЛАЙД 16).

Следовательно, можно сделать вывод, что выстроенная система работы оказалась эффективной.

Замечу, что действенность моей системы воспитательной работы, ориентация на определённые принципы, целиком моя деятельность способствовали тому, что ученики, теперь уже пятиклассники, не «потерялись» в среднем звене. У них сложились хорошие отношения с новым классным руководителем, они таким же сплочённым коллективом участвуют в мероприятиях. Учителя-предметники отмечают их активность на уроках. Несмотря на переход на среднюю ступень, качество знаний не только не понизилось, а даже повысилось (с 17,6% до 23, 5%. Пусть всего лишь + 1 человек – но это человек!). Несколько учеников уже заявили о себе в разных сферах деятельности: творческие конкурсы – «Театр одного актёра», поэзия, активно участвовали в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, в спортивных соревнованиях муниципального и регионального уровня. Они не боятся и умеют проявить себя! Ведь рядом всегда есть тот, кто поймёт, поддержит, поможет.

«И моего тут капля мёда есть…»  (СЛАЙД 17)

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование классного коллектива через сотрудничество с родителями»

Программа «Формирование классного коллектива через сотрудничество с родителями»  для учащихся с 1-4 классы составлена на основе программы МАОУ "Средняя школа №8 с углубленн...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"

Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...

Сценарии классных часов по вопросам правового воспитания и формирования толерантных отношений в образовательном пространстве для учащихся 1-4 классов.

Программа: духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.Напраление: правовое воспитание. Ценностные ориентиры: правовая культура, права ...

" Формирование толерантных отношений в классном коллективе" ( из опыта работы)

Представление педагогического опыта по теме " Формирование толерантных отношений в классном коллективе"...