Программа внеурочной деятельности в рамках плана воспитательной работы "Растим патриотов России"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждено:
Педсовет № ___ от ____________ 2019 г. Директор МАОУ «лицей №27»
___________ Л.А.Асанова
«_______»________________2019 г.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
нравственно-патриотическому направлению
в рамках плана воспитательной работы
«Растим патриотов России»
Автор-составитель: Андриевская Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019-2022
Содержание
1.Пояснительная записка .......................................................................................................
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности........................................................................................................
3. Содержание программы..................................................................................
4. Учебно-тематический план............................................................................
5.Список литературы....................................................................
Пояснительная записка
Вопросы нравственно-патриотического воспитания волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Анализ проблем гражданско-патриотического воспитания школьников выявил, по крайней мере, четыре положения:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что
- поможет повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
- не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
Анализируя социокультурную обстановку в начальной школе приходим к неутешительным выводам: микросоциум оказывает негативное влияние на формирование личности школьника. Это напрямую связано с множеством разнообразных источников информации негативного характера, культурно-психолого-педагогическая некомпетентность родителей, что способствуют формированию отрицательных черт личности у подрастающего поколения.
Сложившуюся ситуацию можно и нужно изменить. Для этого следует дополнить содержание учебных предметов и воспитательных курсов заданиями, с помощью которых воспитываются гражданские качества учащихся. Необходимо показать и доказать школьникам, что не всякая деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества. С этой целью и была разработана программа нравственно-патриотического воспитания школьников .
Нравственно--патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Правовой базой для составления программы являются:
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
-Программа “Растим патриотов России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д. "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"
Цель работы по нравственно-патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению,
при этом предметом воспитания как учения являются не
столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для
участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
| – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.; –беседа «Дом, где живет уважение»; – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
|
Окружающий мир , 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. Культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.
| – беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия «Вологжане - Герои Великой Отечественной войны» – чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда» – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.
|
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы . Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений.
| - изготовление подарков,; - клуб интересных встреч; - работа кружков, творческих мастерских; - составление сборника стихов «Времена года»; организация Города Веселых мастеров; - мини проекты |
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п | экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки; -экскурсии по улице, району, городу; - заочные путешествия; - беседы о природе Бурятии |
Для реализации программы «Растим патриотов России » необходима материально-техническая база:
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства и города Улан-Удэ, фотографии городских улиц.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
Формы занятий по каждому направлению
№ | Название направления | Формы занятий |
1. | « Связь поколений» | Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
|
2. | «Растим патриота и гражданина России» | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, проекты.
|
3. | «Мой край родной» | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, проекты.
|
4. | « Я и семья» | Беседы , родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения,проекты.
|
Содержание программы
Программа состоит из 5 блоков
"Моя школа - моя судьба"
«Я и семья»
«Связь поколений»
«Растим патриота и гражданина России».
«Мой край родной»
«Моя школа - моя судьба»
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия : экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.
«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
«Связь поколений»
Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
«Растим патриота и гражданина России».
Цель заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.
В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.
Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения;
• экскурсий по городу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей;
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов России» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся
1-4классов.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, школьный музейный уголок, библиотека, музеи города Улан-Удэ и республики Бурятия.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 135 часов,1час в неделю.
Класс | Количество часов |
1 класс | 33 часа |
2класс | 34 часа |
3класс | 34 часа |
4класс | 34 часа |
Занятия проводятся во второй половине дня.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц; основные памятные места района; дату основания города Улан-Удэ; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг города Улан-Удэ
б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме;
ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны:
а) знать: символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.
Учебно-тематический план
1 класс
Задачи: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
воспитание коллективизма и ответственности.
№п/п | Наименование темы. | Форма | Кол-во часов |
1 | Здравствуй, ШКОЛА! | Посвящение в первоклассники | 1 |
2-3 | С днём рождения, любимый город!» | Коллективный проект об истории города Улан-Удэ | 2 |
4 | «Народный календарь» народов Бурятии | Проектная работа | 1 |
5-6 | Улицы нашего города | (рисование, аппликация улицы на которой находится школа) | 2 |
7 | Читаем книги о войне | Час чтения | 1 |
8 | Опора семьи (наши бабушки и дедушки) | «Семейная гостинная» | 1 |
9 | «Красота народного костюма» | Урок проект | 1 |
10 | «Я рисую облака» | Экскурсия в Национальный музей Республики Бурятия | 1 |
11 | Моя мама-лучший друг | Конкурс рисунков | 1 |
12 | «Мы - будущее нашего города!» | Посещение Музеев Железнодорожного транспорта,МЧС,ФСБ | 1 |
13 | «Кем мы гордимся» | Беседа о почетных гражданах города Улан-Удэ | 1 |
14 | «Россия - Родина моя» | Урок-презентация о символах России , Республики Бурятия | 1 |
15 | «Твои права и обязанности» | Деловая игра | 1 |
16 | «Моя школа. История школы» | Экскурсия в музейный уголок школы | 1 |
17 | «Подвиг не уходит в запас» | Чтение книг о войне | 1 |
18-19 | «Имя героя-солдата имеет честь носить улица» | Экскурсия по улицам города Улан-Удэ | 2 |
20 | «Гайдаровская почта» | Изготовление открыток своими руками ветеранам лицея | 1 |
21 | «Их профессия - Родину защищать» | Праздник к 23 февраля | 1 |
22 | Конкурс чтецов "Строки опаленные войной" |
| 1 |
23 | «Час здоровья « | «Зарядка с чемпионом»
| 1 |
24 | «Традиции родного края» | «Календарь праздников и событий Республики Бурятия и города Улан-Удэ» | 1 |
25-26 | Посещение театра |
| 2 |
27 | Народные приметы |
| 1 |
28 | С любовью к городу | Составление фотоальбома | 1 |
29 | «Мы-космонавты!» | Игра-путешествие | 1 |
30 | «Город-герой Москва» | Виртуальная экскурсия | 1 |
31 | «В гармонии с природой» | Выезд в Этнографический музей народов Забайкалья | 1 |
32 | «Цветной мелок» | Конкурс рисунков на асфальте "Моя Родина" | 1 |
33 | «Куклы из бабушкиного сундука» | Урок-мастерская | 1 |
2 класс
Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;
приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.
№п/п | Наименование темы | Форма | Кол-во часов |
1 | Занятие, посвященное Году Российской истории «Моя Родина- Россия» | Беседа с использованием презентации. | 1 |
2 | Час истории «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». | Беседа о войне 1812 года с использованием презентации. | 1 |
3 | Час военной истории «Сражались со взрослыми рядом» | Урок-проект о детях военных лет, пионерах героях | 1 |
4 | Час истории « Куликовская битва» | Беседа с использованием презентации. | 1 |
5 | Проект «Мои бабушка и дедушка». Фото из семейного альбома. | Защита проектной работы. | 1 |
6 | Экскурсия «Мир вокруг нас». | Экскурсия по улице, на которой находится школа | 1 |
7 | Урок мужества «И помнит мир спасенный», посвященный памяти Героя России Жанаева Д.Ж. | Рассказ о подвиге Жанаева Д.Ж. | 1 |
8 | Заочное путешествие по Республике Бурятия «Таёжная, озёрная, степная…» | Беседа- «путешествие» с использованием презентации о Республике Бурятия | 1 |
9 | Творчество народов Бурятии «В мастерской художника» | Экскурсия в музей | 1 |
10 | Час истории «Мы этого раньше не знали» | «История освоения Сибири»-урок-погружение | 1 |
11 | «С любовью к России» | Беседа о символах РФ с использованием презентации. | 1 |
12 | Путешествие по стране "Праволяндии" | Игра-практикум | 1 |
13 | Проектная работа «Моя семья в истории республики». | Защита проекта. | 1 |
14 | «За нами не угнаться» | Спортивный праздник | 1 |
15 | «Новогодняя сказка среди зимы» | Беседа о праздновании Нового года, изготовление новогодних сюрпризов. | 1 |
16 | «В ожидании чуда» | Выставка новогодних поделок | 1 |
17 | Народный праздник – Рождество Христово. | Разучивание народных игр, рождественских песен. | 1 |
18 | «Сагаалган собирает друзей» | Коллективная проектная работа | 1 |
19 | «Твои рядовые, Россия» | Рассматривание картин, посвященных ВОв | 1 |
20 | Стихами Отчизне служить | Конкурс чтецов | 1 |
21 | Час мужества « Во славу Отечества» | Беседа о вологжанах, Героях Великой Отечественной войны | 1 |
22 | «Служу России !» | Конкурсная программа к 23февраля | 1 |
23 | «Город - герой Ленинград» | Рассказы о блокаде Ленинграда | 1 |
24 | «Улицы хранят имена героев». | Экскурсия по микрорайону | 1 |
25 | «Мы – будущее!» | Участие в социальных проектах города и республики-План добрых дел | 1 |
26 | «Твори Добро!» | Участие в социальных проектах города и республики | 1 |
27 | «Рисуем вместе» | Семейный час | 1 |
28 | Час мужества «И мужество как знамя пронести» | Рассказ о героях-земляках ( в музее) | 1 |
29 | «Путь в космос « | Беседа о космосе, конкурс рисунков | 1 |
30 | Час истории «Читаем книги о войне» | А.А.Угрюмов « Как дед Андрей на войну ходил» | 1 |
31 | Час истории «Была война, была Победа» | Беседа. Конкурс рисунков. | 1 |
32 | День Семьи « Семьи тепло – души отрада» | Развлекательная программа. | 1 |
33 | «Доблесть, рыцарство, отвага « | Конкурсная программа | 1 |
34 | Обобщение, защита проектов |
| 1 |
3 класс
Задачи:
- продолжать формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
- сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
- воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
- воспитание коллективизма и ответственности.
№п/п | Наименование темы. | Форма | Кол-во часов |
1 | «Вместе весело шагать» | Презентация класса, знакомство с летописью школы | 1 |
2 | В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России Семейская домовая роспись | Посещение музея с.Тарбагатай | 1 |
3 | Час истории «Курская битва» | Рассказ-презентация о Курской битве. | 1 |
4 | Поле русской славы. | Чтение былин о русских богатырях и Образ богатыря Образ батора «Гэсэра» | 1 |
5 | «Здесь я живу» | Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети | 1 |
6 | Семейные династии | Рассказы о своей родословной | 1 |
7 | Представление исследовательских работ «Моя семья» | 1 | |
9 | «Золотое кольцо России» | Виртуальное путешествие по крупным городам России | 1 |
10 | Праздничная программа к Дню Матери. | Подготовка праздничного концерта. | 1 |
11 | День поэзии | Конкурс стихов бурятских поэтов | 1 |
12 | Нашей армии герои | О великих полководцах России | 1 |
13 | День Конституции «Конституция – основной закон страны» | Презентация | 1 |
14 | Люди, на которых хотелось бы походить . | Рассказ об известных жителях | 1 |
15 | Празднование Нового года в разных странах | Урок-путешествие | 1 |
16 | «Любимый детский праздник – Новый го» | Изготовление поделок. | 1 |
17 | «Древний народный праздник –Рождество» | Разучивание народных песен, колядок. | 1 |
18 | «Символы моей родины-символ моей семьи» | Изготовление макета «Символ моей семьи» | 1 |
19 | Выставка рисунков "Моя Россия | Подготовка и оформление выставки | 1 |
20 | Дети и Великая Отечественная война. | Презентация «Пионеры- герои» | 1 |
21 | Час истории «Великие битвы Великой Отечественной войны». | Сталинградская битва, битва за Москву. | 1 |
22 | К своим истокам прикоснись | Выставка семейных фотографий «Мы любим здесь бывать» | 1 |
23 | Воины - интернационалисты | Рассказ о воинах -интернационалистах Республики Бурятия | 1 |
24 | Час мужества "День защитника Отечества" |
| 1 |
25 | Праздники и традиции русского народа - Масленица | Фольклорный праздник | 1 |
26 | Спортивный праздник | КВН | 1 |
27 | День поэзии | Конкурс стихов о маме | 1 |
28 | День космонавтики «Смелые покорители космоса» | Рассказ об освоении космоса. | 1 |
29 | «В мастерской мастера-игрушечника.» | Рассказ- презентация «Значение кукол-оберегов в жизни эвенков-язычников» | 1 |
30 | Международный день Земли | Викторина | 1 |
31 | Час истории «Мои предки – защитники Родины» | Проектная работа | 1 |
32 | Это гордое слово «Победа»! | Презентация проектов | 1 |
33 | «Жить здорово! | КВН | 1 |
34 | «Мир моих увлечений» | Мини-проекты, поделки, коллекции в подарок школе. | 1 |
4 класс
Задачи:
-формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
№п/п | Наименование темы | форма | Кол-во часов |
1 | «Я-человек!» | Урок-диалог | 1 |
2 | «Последний звонок Беслана» | Беседа | 1 |
3 | «И помнит вся Россия про день Бородина» | Беседа | 1 |
4 | «Умы России» | Устный журнал о научных достижениях | 1 |
5 | Я на бабушку похожа | Рассказ о своей бабушке, стихи о бабушке | 1 |
6 | Праздник урожая. Золотая осень | Выставка поделок | 1 |
7 | «Мы вместе!» | Патриотический час | 1 |
8 | «Лейся песня» | Классный час о фольклоре и народных коллективах Бурятии | 1 |
9 | Великая Отечественная война. Города - Герои | Сбор экспонатов для выставки | 1 |
10 | День народного единства. | Рассказ с презентацией | 1 |
11 | Международный день толерантности | Игра | 1 |
12 | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». | Праздник к Дню матери | 1 |
13-14 | Двор, в котором я хочу жить | Проектная работа | 2 |
15 | Папа может… | Праздник ко Дню отца | 1 |
16 | «Я - гражданин России» | О правах ребёнка | 1 |
3четверть 17 | «Рождество Христово- вечной жизни свет» | Устный журнал | 1 |
18 | Проектная работа «Древо жизни моего рода» | Проект | 1 |
19 | Проектная работа «Древо жизни моего рода» | Проект | 1 |
20 | День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | Час мужества | 1 |
21 | «Долг Родине» | Рассказ о том, в каких войсках служили папы и дедушки | 1 |
22 | Конкурс инсценированной песни "Когда поют солдаты" |
| 1 |
23 | «Дети и война» | Сообщения обучающихся | 1 |
24 | «Играем в Тимура» | Чтение книги А. Гайдара "Тимур и его команда" | 1 |
25 | "О самых близких и родных с любовью" | Праздник для мам и бабушек | 1 |
26 | "Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы". | Выставка рисунков | 1 |
27 | «Времена года» | Как о природе Бурятии говорят поэты, составление сборника стихов, конкурс рисунков для оформления сборника. | 1 |
28 | Международный день Земли | Урок-проект | 1 |
29 | «День мифов и легенд. Библиотека бурятских сказок» | Библиотечный урок | 1 |
30 | Христианский праздник "Пасха красная" | Устный журнал | 1 |
31 | «Память сердца» | Праздник ко дню Победы | 1 |
32 | «Ветеран живет рядом» | Поисковая работа в библиотеке о ветеранах труда | 1 |
33 | Мои любимые и родные. День Семьи | Праздник | 1 |
34 | «Бурятия моя» | Путешествие по книжным полкам библиотеки | 1 |
Диагностический материал
«Растим патриотов России»
Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. | 3 – знает и может объяснить все основные понятия; 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. |
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине | 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. |
4. Служение своими силами | 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 – участвует в организованных другими делах; 3 – неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе | 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 – участвует в делах класса и школы; 1 – в делах класса участвует при побуждении. |
Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - средний уровень;
«1» - низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:
- наблюдение педагогом;
- лист самооценки качеств личности;
- анкетирование;
- рисуночный тест;
- беседа;
- мини-сочинения.
Примерная анкета
Родина в моей жизни. 3-4 классы
1. Моя большая Родина – это…
2. Моя малая родина – это…
3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5. Когда я вырасту, я хочу…
6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
7. По отношению к Родине я испытываю…
8. Я благодарен своей Родине за то, что…
9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10. Я стремлюсь быть…
11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Нравственное и патриотическое воспитание
Методика незаконченных предложений
Продолжи предложения:
1. Самое дорогое для человека – это…
2. Патриот своей Родины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долг для меня – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. Помогать Отечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закон для меня – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…
Обработка:
Качественный анализ полученных ответов
Список литературы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа внеурочной деятельности в рамках интенсива «Семья, династия, род в истории Кубани и России»
Программа внеурочной деятельности в рамках интенсива « Семья, династия, род - в истории Кубани и России» учебный год предусматривает 4 блока с логическим завершением каждого блока внеклассным мероприя...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Юный патриот" (1-4 класс).
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица же...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот»
Начальная школа призвана воспитывать лучшие духовно-нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Юные патриоты России"
Программа "Юные патриоты России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д. "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"...