Литературные сказки
план-конспект занятия (2 класс)
Методическая разработка занятия в группе продлённого дня по теме Литературные сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka_liter_skazki.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».
Задачи:
- Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.
- Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
- познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
- коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
- Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: учащиеся
- называют правильно произведение;
- соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);
- работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Звучит музыка «В мире много сказок» (слайд1)
Учитель
-Три девицы под окном читали поздно вечерком
- Кабы я была царица, ГОВОРИТ ОДНА ДЕВИЦА
Я на весь крещёный мир, книжкам сделала бы пир!
- Кабы я была царица, ГОВОРИТ ЕЁ СЕСТРИЦА,
Я бы всем своим боярам, раздавала книжки даром!
- Кабы я была царица, ТРЕТЬЯ МОЛВИЛА СЕСТРИЦА
Вместо комнат и палат – сотворила книгоград! (1слайд)
Учитель
-Итак, уважаемые гости, перед вами три команды – «Сказочники», «Волшебники», «Кудесники». Давайте их поприветствуем.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы не просто играем, а повторяем раздел литературного чтения - ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ!
- Чем они отличаются от народных?
(Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. А у литературных сказок есть автор. Часто литературные сказки создавались на основе народных.)
Правила игры такие: вам будут даваться вопросы и задания, а вы должны посоветоваться со своей командой и решить вместе, дружно какой правильный ответ. . Если команда будет готова отвечать, то её капитан поднимает руку.
Разминка
Работа с выставкой книг
– Давайте наведём порядок на выставке книг: мальчики народные сказки положат с правой стороны, а девочки – литературные сказки - слева (Учащиеся раскладывают книги. Проверка выполнения задания: по обложке или по титульному листу находят ФИО автора или запись «Русская народная сказка»)
Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами оценочные листы.
Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одного из трех цветов. «зелёный» - отлично, здорово, «жёлтый»- хорошо, «красный» - можно лучше.
3. Работа по теме урока
ЗАДАНИЕ № 1
- Давайте вспомним, сказки, каких авторов мы изучали в этом разделе: по автору называет каждая команда.
- Слово 1 команде.
- Слово 2 команде.
- Слово 3 команде.
(Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.М.Гаршин, В.Ф.Одоевский)
- Молодцы! Авторов, чьи сказки мы читали в разделе «Литературные сказки», вы помните.
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами. Обращается внимание на доску)
ЗАДАНИЕ № 2
- Капитан выбирает карточку,зачитывае, а вам нужно будет назвать полные их имена.
- Писатель сочинял и рассказывал сказки тяжелобольной дочери. Каждая его сказка – это своеобразный урок, который показывает как себя вести в этом огромном мире.
(Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк(1852— 1912)
- Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.
(Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).
- Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. Именно он начал первый писать сказки для детей.
(Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)
ЗАДАНИЕ №3
- Каждый автор написал свою сказку.
- Помогите найти автору его сказку. Перед вами листочки с заданием. Вам надо соединить линией фамилию автора,его имя и название сказки, расположенной в правом столбике. Напоминаю, если вы закончили работу, то капитан должен поднять флажок.(Дети работают самостоятельно, обмениваясь мнениями, на индивидуальных листочках)
Мамин –Сибиряк Д.Н. «Мороз Иванович»
Гаршин В.М. «Сказка про храброго зайца»
Одоевский В.Ф. «Лягушка - путешественница»
- А теперь проверьте сами свою работу
ЗАДАНИЕ №4
Сначала потренируемся
1-й группе.
Найдите и выразительно прочитайте отрывок из сказки, который начинается словами: « А я затем в окошки стучусь…»
2-й группе.
Подготовьтесь читать по ролям разговор уток и лягушки.
3-й группе
Перескажите встречу зайца и волка.
Теперь эти результаты оценим:
По фразе из сказки
- Отгадываем сказку и зачитываем выразительно отрывки, которые ребята готовили как домашнее задание
+ Жить и служить – разница … (Мороз Иванович)
(чтение отрывка учеником)
+ Она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни… (Лягушка – путешественница)
(чтение отрывка)
+ Лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха… (Сказка про храброго зайца)
(чтение отрывка)
- Вспомните, как вы выполняли это задание и оцените себя сами. (Дети работают с оценочными листами).
4. Физминутка
- Потанцуем!
5. Работа по теме урока ( продолжение)
ЗАДАНИЕ №5
Капитаны выбирают карточку с заданием
из какой сказки герой, назвать автора, дать характеристику этому герою.
- 1) Лягушка.В.М.Гаршин «Лягушка –путещественница». Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, болтливая, любопытная, решительная.
2) Рукодельница. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».Трудолюбивая, добрая, умная, любознательная, решительная,
3) Заяц. Д.Н.Мамин- Сибиряк . «Сказка про храброго зайца». Трусливый, Хвастливый, болтливый, смешной, глупый, бесстрашный.
( Если учитель считает, что команда не полностью охарактеризовала героя, то он задает вспомогательные вопросы).
-Оцените себя. (Дети работают с оценочными листами).
ЗАДАНИЕ №6
- Для того, чтобы определить содержание сказки, я предлагаю вам поработать с таблицами, в которых есть опорные слова. Определите по опорным словам, к каким сказкам они относятся.
- Вам необходимо среди слов найти только те которые относятся к вашей сказке
- Лес, пень, куст, яма , веселье
«Сказка о храбром зайце»
Пруд, дождь, прутик, кочка, отдых
« Лягушка-путешественница»
Ведёрко, колодец, пирожок, снег, работа
- А теперь проверьте сами свою работу и оцените её.
ЗАДАНИЕ № 7
- Да, «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - гласит народная мудрость. Выясним, чему же учат нас прочитанные сказки И не зря народ сложил очень много пословиц и поговорок. Выберите пословицу, которая точно передаёт смысл каждой сказки.
Хвастовство само себя накажет.
Любишь кататься, люби и саночки возить. Кто хвалится, тот с горы свалится.
Какова работа, такова и награда.
Язык болтает, а голова отвечает.
Смелость города берёт.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
- Оцените свою работу. (Дети работают с оценочными листами).
Тест
6. Итог урока.
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами) Расскажите о своей работе на уроке.
- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
7. Рефлексия.
Сегодня на уроке …
научился
было интересно
было трудно
мои ощущения
больше всего понравилось
8. Домашнее задание
с.212-213 устно отв.на вопросы
Писатель сочинял и рассказывал сказки тяжелобольной дочери. Каждая его сказка – это своеобразный урок, который показывает как себя вести в этом огромном мире.
(Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк(1852— 1912)
Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.
(Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).
Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. Именно он начал первый писать сказки для детей.
Всеволод Михайлович Мамин –Сибиряк «Мороз Иванович»
Владимир Фёдорович Гаршин «Сказка про храброго зайца»
Дмитрий Наркисович Одоевский «Лягушка - путешественница»
Лес, пень, куст, яма , веселье
Пруд, дождь, прутик, кочка, отдых
Ведёрко, колодец, пирожок, снег, работа
Хвастовство само себя накажет.
Любишь кататься, люби и саночки возить. Кто хвалится, тот с горы свалится.
Какова работа, такова и награда.
Язык болтает, а голова отвечает.
Смелость города берёт.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»
laquo;Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»...
Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...
Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....