Воспитание - важнейший компонент образования в школе (статья)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
А успешное решение задач воспитания возможно только при условии тесного взаимодействия учителя и ученика, классного руководителя и родителей, осознанного сотрудничества семьи и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Дюжечкина Н.А.
Воспитание - важнейший компонент образования в школе.
Сегодня, как и прежние годы, воспитание является важнейшим компонентом образования в школе. Ключевая роль в решении воспитательных задач в школе принадлежит классному руководителю. Сегодня классный руководитель, как и прежде, должен содействовать развитию личности ребенка, реализации его потенциала, обеспечению условий для успешной социальной адаптации. Но, каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.
Особенность начальной школы заключается в том, что от учителя зависит больше, чем от программы. Даже если в учебной программе много несуразных требований или абсурдных заданий, компетентный педагог постарается это минимизировать. И наоборот — некоторые учителя цепляются и придираются ко всему, повышают голос и срывают дурное настроение на учениках. Негативный опыт с учительницей в начальной школе оставляет травматичные воспоминания на всю жизнь, и ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и впадает в сильный стресс. Исходя из целей, которые общество ставит перед школой, уточняются воспитательные задачи:
- Всестороннее развитие ребенка, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический рост личности.
- Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родине на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов.
- Способствовать воспитанию в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой, своей семьей, обществом за свои действия и поступки.
- Воспитание уважительного отношения к труду, являющегося показателем человеческой сущности, постоянное самосовершенствование и самовоспитание, достойное и уважительное отношение к обществу и самому себе.
А успешное решение задач воспитания возможно только при условии тесного взаимодействия учителя и ученика, классного руководителя и родителей, осознанного сотрудничества семьи и школы.
Планируя воспитательную работу, классный руководитель должен учитывать особенности современного ребёнка, ориентироваться на изменения, происходящие в обществе. К наиболее специфическим особенностям детей младшего школьного возраста нашего времени можно отнести их взрослость, т.е. несовпадение паспортного возраста с психологическим. Это несовпадение в ряде проявлений характеризуется такими чертами как независимость, прагматичность, широкая информированность. Но в то же время ребёнок, сообразно своему возрасту, остается впечатлителен, доверчив, подвержен чужому влиянию.
Новыми для классных коллективов начальной школы стали такие характеристики как:
- увеличившаяся разница в возрасте;
- приходом в школу детей из других регионов России;
- выросла доля неполных и неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасной ситуации.
Исходя из этих особенностей, классный руководитель сегодня должен осуществлять воспитательную деятельность, обращая особое внимание на следующие аспекты: регулирование сложной системы взаимоотношений, восполнение дефицита полноценного общения, психологическая защита ребенка.
Выстраивание и регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где младшие школьники получают важные социальные навыки, является условием сохранения детей в образовательном пространстве учреждения. Классный руководитель должен помочь детям обрести успешный опыт взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Такой опыт может быть построен только на взаимопомощи, взаимной ответственности, уважении друг к другу. Этому способствует организация совместной деятельности учеников, учителей и родителей учащихся. Мы организуем совместные праздники, в которых участвуют все без исключения дети из класса. Даже детям, для которых русский язык не является родным, всегда находится роль в спектакле.
Восполнение дефицита полноценного общения, всё чаще испытывают многие современные дети. К сожалению, выросла доля семей, в которых родители мало общаются со своими детьми, не сопереживают их успехам и неудачам. В таких семьях дети не знают элементарных норм поведения (как вести себя за столом, как вести себя в транспорте, в общественных местах, как вежливо обратиться с просьбой). Родители не находят времени и возможности для посещения с детьми театра, выставок, музеев, а иногда и не испытывают потребности в организации досуга ребенка, в планировании выходного дня.
Кроме этого, ребёнок нашего времени стал меньше играть, меньше двигаться. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Многие дети не умеют играть в элементарные игры со скакалкой, мячом. И нам, классным руководителям, приходится учить детей этому на переменах и в группе продленного дня.
В последние годы усилилась тенденция, которая опосредованно, может быть подсознательно, но всё же мешает гармоничному становлению детей в семье – родители не регистрируют брак, часто в одной семье дети и взрослые члены семьи имеют разные фамилии. В таких условиях труднее формируются сплоченность, сопереживание, соучастие, взаимная ответственность, гордость за свой род, свою фамилию во всех смыслах этого слова. Молодые люди детородного возраста, уезжая в экономически благополучные регионы, такие как Санкт-Петербург, вынуждены воспитывать своих детей без участия бабушек и дедушек. Младшие школьники часто затрудняются назвать отчества своих родителей, называют их просто по именам, часто неполным (Света, Саша), не знают имен и отчеств других членов семьи. В условиях дефицита семейного общения и внимания близких, ребёнок лишается чувства опоры и защищенности в трудных ситуациях – когда испытывают затруднения учебного или коммуникативного характера.
Работа классного руководителя сводится не только к работе на уроках, переменах или в группе продленного дня. Учитель организует различную деятельность: посещение театров, музеев, различные познавательные экскурсии. Но многие дети, не имеющие опыта обращения к высоким, академическим образцам искусства, не готовы участвовать в таких экскурсиях и смотреть спектакли. Для их приобщения к культурным ценностям и возможностям, которыми обладает Санкт-Петербург, необходимо время на погружение. Классный руководитель должен создать условия, подготовить ребенка, чтобы он шел в музей или в театр не потому, что идет весь класс, а потому, что он сам этого хочет, потому что он и его семья доверяет выбору классного руководителя. Классный руководитель, в свою очередь, берет на себя определение тематики экскурсий, выбор спектаклей из театрального репертуара и т.д.
Принятие ребёнком учителя и классного руководителя, как значимого взрослого, невозможно без установления доверительных отношений между ними. В наше время, по причине занятости родителей, большое влияние на мировоззрение ребёнка оказывает телевидение, интернет.
Творческое взаимодействие учителя и ученика, приводит к тому, что между учеником и учителем устанавливается особый доверительный контакт. Именно в такие моменты учитель или классный руководитель становится примером для учеников.
Психологическая защита ребенка от негативного влияния взрослых в семье и в социуме занимает все большее место в деятельности классного руководителя. Доверительные отношения с учащимися и достоверная информация о ситуации в их семьях позволяют своевременно и эффективно справляться с выявленными проблемами. Классный руководитель самостоятельно через беседы, консультации, посещения на дому или, с привлечением социального педагога и психолога, оказывает квалифицированную поддержку и ученику, и семье в целом.
Учитывая все эти аспекты и план воспитательной работы школы, мы планируем свою деятельность. Мы знаем особенности своего класса и составляем план воспитательной работы в соответствии с этими особенностями. Такой план составляется сразу на год, но в процессе работы могут быть корректировки. В своем плане воспитательной работы мы отражаем и работу с родителями, и работу с учащимися.
Таким образом, успешное решение задач воспитания возможно только при условии тесного взаимодействия учителя и ученика, классного руководителя и родителей, осознанного сотрудничества семьи и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...
Духовно- нравственное воспитание –важнейший компонент социального заказа для образования.(Выступление на педагогическом совете)
Данное краткое выступление на педагогическом совете знакомит коллег с новой программой по внеурочной деятельности "Я красивый мир творю", составленной на основе авторской программы Т.В. Горчаковой, Л....
Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования.
"Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования" - это тема моего выступления на районных педагогических чтениях "ФГОС: новые условия развития личности". В д...
Статья на тему "Изложение - один из важных компонентов развития речи"
Статья включает в себя методику работы над изложением...
«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»
Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...
"Казачий компонент, как важнейшая составляющая военно-патриотического воспитания в казачьих классах начальной школы."
Возрождение патриотизма является шагом к возрождению России. Духовное достояние личности – это патриотизм. Он составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности человека....
«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования»
Модернизация российского образования ставит перед собой цель - создание условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых образовательных результатов, адекватных требованиям совре...