Статья на тему "Изложение - один из важных компонентов развития речи"
методическая разработка (1 класс) на тему
Статья включает в себя методику работы над изложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изложение – один из важных компонентов развития речи».
«В сотрудничестве, под руководством, с помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».
Л.С. Выготский
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться –– сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное –– эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.
Задача учителя начальных классов стараться, чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить его наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл. Боевики, детективы, кровь и насилие льющиеся с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. С этим надо бороться не запретом, а путём формирования языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества. Очень важно педагогу пробудить интерес к звучащему слову, научить детей чувствовать его истинный вкус и назначение.
Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки, выдумки, практического опыта. Очень важно правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать. Надо работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку.
Это сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из её важных компонентов – написание изложений. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, научается правильно, содержательно и убедительно высказывать свои мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Кроме того, работа над изложениями помогает научиться хорошо писать и сочинения – одно помогает другому.
При работе над изложениями, решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Поэтому очень важно научить ребёнка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им соответствующую замену в речи письменной.
Передавая услышанный текст своими словами, ребёнок может понимать смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. Поэтому надо уделить большое внимание подбору синонимов и антонимов, для этого научить детей пользоваться соответствующими словарями.
Так же важно отрабатывать способность ученика чувствовать различные тонкости образования слов и их употребление. Учить ребёнка находить и исправлять различные лексические и синтаксические ошибки.
Чрезвычайно важна логическая связность текста. Поэтому необходимо подобрать и использовать целый комплекс упражнений, помогающих избавиться от логических ошибок разного типа.
Изложения могут быть простыми и сложными. Надо учить ребёнка составлять план излагаемого текста, придумывать заглавие. На всех этапах работы предполагается комплексный подход, помогающий усовершенствовать отдельные элементы и свести их воедино.
Учащиеся должны знать о существовании справочной литературы, что есть орфографические словари, где проверяется грамотное написание слов, орфоэпические, где проверяется правильное ударение в словах, но в том числе словари синонимов, антонимов, толковые.
К окончанию начальной школы учащиеся должны уметь:
–– различать текст, типы текстов;
–– определять тему и главную мысль;
–– подбирать заголовок;
–– выделять части текста и композиционно строить текст;
–– выбирать опорные слова;
–– замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело использовать их в речи;
–– устную речь переводить в письменную;
–– передавать услышанный текст своими словами;
–– пользоваться словарями;
–– пользоваться памяткой для исправления допущенных ошибок в изложении.
Методика работы над изложением.
- Постановка цели.
Грамотное начало – половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать детей, причём не только тем, что через некоторое время они смогут грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение (варианты):
–– обязательно прочитают в классе;
–– повесят на стенд, как образец;
–– поставят «лишнюю» пятёрку в журнал;
–– дадут шоколадную медальку;
–– прочтут на методическом объединении (и похвалят не только ребёнка, но и класс, и учителя);
–– покажут как образец параллельному классу;
–– покажут завучу, директору;
–– прочтут на родительском собрании.
Большим стимулом для маленького ученика является возможность как можно скорее получить признание и удовольствие за свой нелёгкий труд.
- Чтение текста учителем.
Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочтения будут заданы вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты):
–– мальчики или девочки;
–– первый, второй или третий ряд;
–– первый или второй вариант;
–– личное первенство.
- Беседа. Вопросы по тексту.
Надо обязательно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощрять творческое отношение к работе.
- Чтение текста учениками.
Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
- Составление заголовка.
Часто у текста уже есть заголовок, но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков. Обсудить, что отражает заголовок: тему или главную мысль.
- Разделение текста на абзацы.
Составление плана (главная мысль каждого абзаца).
Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Записывается план (на отдельных листочках). Причём пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.
- Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи).
- Лексическая подготовка.
Это подбор синонимов, антонимов, а так же нахождение точного значение слова (использовать соответствующие словари).
- Устный пересказ текста (2-3 человека).
Лучше делать это по пунктам плана.
- Переписывание (желающие) своего плана.
- Повторное чтение текста учителем.
Текст закрывается. Даётся возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они услышали, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
- Записывание изложения в тетрадь.
- Самопроверка (использовать памятку).
Памятка для ученика.
- Проверь, ясно ли передал мысль.
- Проверь, нет ли неоправданных повторов одних и тех же слов, оборотов речи.
- Проверь, все ли слова употреблены удачно.
- Проверь орфографию, то есть грамотно ли написаны слова в тексте, не забыл ли написать первое слово в предложении с большой буквы.
- Проверь, поставил ли точки в конце предложений или другие знаки препинания.
ЛИТЕРАТУРА
Есенина С.Е.«Как научить писать Вашего ребёнка писать изложение». (Пособие для начальных классов.) – М.: «Грамотей»,
2006г.–– 96с.
Синицын В.А. «Чтобы язык не заплетался».– М.: ООО ИКТЦ «Лажа»,
2007.––192с.
ж. «Начальная школа» №2 2003г.
Синицын В.А. «Современные подходы к развитию речи
младших школьников» с.71––75.
Храмова Е.В. «Роль учебника в работе по развитию речи» с.76––78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-67023-1585320047.jpg)
мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»
На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166207-1355772858.jpg)
Статья на тему «Проектная деятельность как средство развития речи, логики, неординарного мышления на уроках гуманитарного цикла»
В статье раскрываются основы технологии проектного обучения младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/27/picture-870891-1482809161.jpg)
Статья "О произносительном, лексическом и грамматическом уровнях развития речи учащихся"
Работа по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-342261-1384797106.jpg)
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Работа с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-1114240-1549890417.jpg)
Статья " Игра-один из важнейших приемов работы с младшими школьниками".
Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/10/picture-1046555-1531250377.jpg)
Чтение как важный компонент развития детей с задержкой психического развития.
В данной статье рассматриваются механизмы чтения у детей в норме и ЗПР...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1305939-1611040851.jpg)
Статья "Обучение как один из компонентов личностного развития"
quot;Как построить процесс обучения так, чтобы ребёнок с желанием учился, а родители стали активными участниками учебного и воспитательного процесса в школе?»...