«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования»
статья

Рудько Галина Григорьевна
Модернизация российского образования ставит перед собой цель - создание условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Качество образования можно понимать как процесс и как результат. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не гарантирует качества образования в целом. Сегодня меняется смысл понятия "образовательные результаты". В современной педагогической психологии и дидактике оно определяется как возрастание мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к решению значимых для нее проблем.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»

Заместитель директора Рудько Галина Григорьевна

Секционное заседание образовательных учреждений, имеющих статус окружных пилотных и стажерских площадок опережающего введения ФГОС начального общего и основного общего образования «Стратегия реализации стандарта начального общего и основного общего образования» 29.08.2012г

 «Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования»

Модернизация российского образования ставит перед собой цель - создание условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Качество образования можно понимать как процесс и как результат. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не гарантирует качества образования в целом. Сегодня меняется смысл понятия "образовательные результаты". В современной педагогической психологии и дидактике оно определяется как возрастание мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к решению значимых для нее проблем.

Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения в образовании. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ.

Как показывают проведенные психолого-педагогические и дидактические исследования, подобным потенциалом обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким образом, мы говорим о формировании новой ИОС.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций — локальные компьютерные сети или Интернет.

В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается сам обучающийся — его мотивы, цели, его психологические особенности.

Ключевым компонентом в ИОС является компьютер. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду.

Сегодня используются в основном те возможности ИКТ (повышение наглядности, оперативный контроль, тренинг типовых умений, повышение интерактивности), которые "лежат на поверхности" и наиболее просто реализуемы. Их реальная педагогическая эффективность, как правило, не оценивается, так как считается очевидной.

Вместе с тем, попытки "вписать" средства ИКТ в традиционную парадигму обучения с передачей при этом компьютеру определенной части функций преподавателя, по существу, не приводят к перестройке образовательной среды ни в технологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этом не реализует свои специфические возможности, а выполняет некоторые обязанности преподавателя. Такой подход не позволяет в полной мере использовать потенциал средств ИКТ. Анализ перспективных направлений их применения в обучении следует вести на основе рассмотрения специфических функций этих средств в образовательном процессе. Новые информационные и коммуникационные технологии окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если будут включены в соответствующую их возможностям модель обучения. Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых образовательных результатов — приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально (по целевому основанию) изменить образовательную деятельность, в которую включаются.

Среда — это не только субъекты и объекты (средства обучения и инструменты деятельности — "инструментальные оболочки среды"), но и их содержательная основа, "информационное наполнение". Именно оно в конечном итоге является важнейшим фактором эффективности любого электронного ресурса.

Как сформировать и эффективно использовать информационно-образовательную среду? Ведь она, по существу, своего рода "конструктор", из элементов которого можно построить много разнообразных систем обучения.

Для этого преподаватель должен проектировать образовательную деятельность по этапам:

1этап. Проектирование:

- обосновывать модель обучения, определяемая принятыми целями, планируемыми образовательными результатами (формированием ключевых компетенций) и характером предполагаемых совместных действий педагога и обучаемых в учебном процессе, где главная роль принадлежит учащимся.

- разрабатывается проект образовательного процесса.

- анализ имеющихся в распоряжении возможностей, в том числе электронных.

2. этап. Моделирование:

-  определить, какие конкретно процессы могут быть обеспечены ресурсами, а какие нет.

-  разработать схему будущих совместных действий преподавателя и обучаемых. Он содержит перечень целей, проблем и заданий, способов деятельности, а также возможных видов взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой. В зависимости от характера проектируемой информационно-образовательной среды и организационных форм образовательного процесса (дистанционное обучение, внутриаудиторная локальная сеть и т.д.) необходимо планировать использование тех или иных средств и ресурсов коммуникационных технологий.

Проект совместной деятельности относится к методической части информационно-образовательной среды. Он может быть помещен в базу данных в виде определенной схемы с разной степенью детализации. Обучаемый,  в случае необходимости,  может обратиться за нужной информацией и самостоятельно воспользоваться разработанной методикой, которая может быть дифференцирована в зависимости от уровня предшествующей подготовки учащихся, их познавательных возможностей.

В этом случае реализуется диагностическая функция информационно-образовательной среды, проявляющаяся в:

- установлении уровня предметных знаний и умений, на базе которых будут формироваться новые;

- определении сформированности универсальных учебных действий, общеучебных умений (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.);

- выявлении психолого-физиологических особенностей обучаемых.

Используя компьютер, преподаватель может выполнять действия, связанные с созданием тестовых заданий, их тиражированием, предъявлением тестов, обучаемым через локальную сеть, чем обеспечивается высокая оперативность и продуктивность этого вида работы. Так можно не только предоставить учащимся различные средства диагностики (тесты личности, интеллекта, учебных достижений и др.), но и систематизировать, обработать результаты их выполнения и обоснованно распределить обучаемых по отдельным учебным группам для последующей организации дифференцированного, индивидуального обучения с использованием различных электронных образовательных ресурсов.

Дальнейшие действия преподавателя связаны с организацией усвоения учебного материала, и здесь функции средств обучения, входящих в состав информационно-образовательной среды, весьма разнообразны:

- Во-первых, формирование мотивации и готовности к обучению. Для этого можно использовать богатые возможности компьютера: визуализацию учебного материала, имитационное моделирование проблем в изучаемой области и воссоздание ситуаций мотивационного характера.

- Во-вторых, это организация учебной деятельности. При этом в рамках принятой нами модели обучения ее содержание существенно отличается от традиционной. Знания не передаются в "готовом виде", а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучаемых. На этом этапе использование компьютера связано, прежде всего, с реализацией функции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения. Благодаря этому обеспечивается возможность "погружения" обучаемых в определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, им предоставляется возможность проведения экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Использование информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение таких образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.

Средства ИКТ помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Подводя итог выше сказанному, отметим, что  ФГОС  делает акцент на создание информационно-образовательной среды, что предполагает  стремительный рост информационно-ресурсной базы, обеспечение свободного доступа к разнообразным информационным ресурсам,  дистанционности, мобильности, возможности формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, интерактивности, возможности моделирования эффективной образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...

Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования.

"Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования" - это тема моего выступления на районных педагогических чтениях "ФГОС: новые условия развития личности".  В д...

Информационно-образовательная среда - важнейшее условие реализации стандартов второго поколения

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия ...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...

Информационно-образовательная среда. Система повышения квалификации педагогических кадров.

Дистанционное обучения в настоящее время является наиболее эффективным способом повышения квалификации работников в сфере образования. Оно помогает быстрее освоить нововведения в системе образования и...

Интеграция уроков, внеурочной деятельности и дополнительного образования в единой информационно-образовательной среде

laquo;Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний,которым она подвергается». Этим словам А.С. Макаренко почти 100 лет, но они не потерялиактуальности и в ...