Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (3 класс)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Выписка из ООП НОО
(2021-2022 учебный год)
Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Занимательная математика»
для начального общего образования
Срок реализации 1 год
(3 класс)
Составители:
Бронникова М.В., учитель начальных
классов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
− Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
− В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
− Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
− Проговаривать последовательность действий на занятии.
− Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
− Учиться работать по предложенному учителем плану.
− Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
− Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
− Слушать и понимать речь других.
− Читать и пересказывать текст.
− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
− Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100
– решать уравнения вида, а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а: х = b; х: а = b;
– решать задачи в 2–3 действия;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3х3;
– находить число перестановок не более чем из трех элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
(Математика и конструирование: электронное учебное пособие для начальной
школы. — М.: ООО «ДОС», 2004.)
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
(Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.)
Вместо спичек можно использовать счётные палочки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Как люди научились считать. Разные системы счисления. | 1 |
2 | Математика – это интересно. | 1 |
3 | Числа – великаны. Загадки – смекалки. | 1 |
4 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 |
5 | Сообрази. Узнай цифру. | 1 |
6 | Путешествие точки. | 1 |
7 | Волшебная линейка | 1 |
8 | Праздник числа 10 | 1 |
9 | Семь чудес света | 1 |
10 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 |
11 | Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. | 1 |
12 | Игра - соревнование «Весёлый счёт» | 1 |
13 | Игры с кубиками | 1 |
14 | Математическая викторина | 1 |
15-16 | Лего - конструкторы | 2 |
17 | Весёлая геометрия | 1 |
18 | Математическая карусель | 1 |
19 | Математическое путешествие | 1 |
20 | Уголки | 1 |
21 | Игра в магазин. Монеты. | 1 |
22 | Конкурс Знатоков математики | 1 |
23 | Весёлые задания | 1 |
24-25 | Спичечный конструктор | 2 |
26 | Прятки с фигурами | 1 |
27 | Математический КВН | 1 |
28 | Математические игры | 1 |
29 | Математический аукцион | 1 |
30 | Игры с кубиками | 1 |
31-32 | Числовые головоломки | 2 |
33 | Час весёлой математики | 1 |
34 | Конкурс знатоков | 1 |
| Итого | 34 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение
Старокарачинская средняя школа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании Зам.дир.по УВР И.о.директора
ШМО учителей М.А.Фукина А.Н.Поспелова
начальных классов ___________ ____________
«__»_____2021г. «__»_____2021г. «__»_____2021г.
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 3 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Бронникова М.В., учитель
начальных классов
2021 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1. | Как люди научились считать. Разные системы счисления. | 1 | Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Математические пирамиды. |
2. | Математика – это интересно. | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки). |
3. | Числа – великаны. Загадки – смекалки. | 1 | Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Игра «Не собьюсь!». |
4. | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
5. | Сообрази. Узнай цифру. | 1 | Царство математики. Игра «узнай цифру». |
6. | Путешествие точки. | 1 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». |
7. | Волшебная линейка | 1 | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
8. | Праздник числа | 1 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
9. | Семь чудес света | 1 | Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее? |
10. | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
11. | Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. | 1 | Работа в парах. Игра «Не подведи друга». Решение задач. |
12. | Игра - соревнование «Весёлый счёт» | 1 | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 100 до 200). Числа от 100 до 20 0расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
13. | Игры с кубиками | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
14. | Математическая викторина | 1 | «Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой». |
15. | Лего - конструкторы | 1 | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. |
16. | Лего - конструкторы | 1 | Выполнение постройки по собственному замыслу. |
17. | Весёлая геометрия | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. |
18. | Математическая карусель | 1 | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. |
19. | Математическое путешествие | 1 | Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. |
20. | Уголки | 1 | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. |
21. | Игра в магазин. Монеты. | 1 | Сложение и вычитание в пределах 1000. |
22. | Конкурс Знатоков математики | 1 | Игра «Кто хочет стать математиком?» Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
23. | Весёлые задания | 1 | В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы. |
24. | Спичечный конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. |
25. | Спичечный конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
26. | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
27. | Математический КВН | 1 | Групповая работа, игра – соревнование. |
28. | Математические игры | 1 | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
29. | Математический аукцион | 1 | Секреты задач. Решение нестандартных задач. |
30. | Игры с кубиками | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. |
31. | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. |
32. | Числовые головоломки | 1 | Заполнение числового кроссворда (судоку).
|
33. | Час весёлой математики
| 1 | Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос. |
34. | Конкурс знатоков | 1 | Работа в группах, оценивание подборки материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...
Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...
Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...