Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему "Сортировка и утилизация мусора"
материал (2 класс)

Цель: расширить общие представления и углубить базовые знания, способствующие приобретению опыта по проблеме сбора и утилизации мусора.

Данную методическую разработку можно использовать во внеклассной работе. Сопровождается показом презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия.

1.Тематическое направление- экологическое воспитание.

Тема: Сортировка и утилизация мусора.

Обоснование выбора: мною тема была выбрана в связи с тем, что проблема сортировки и утилизации мусора поднялась на уровень государственного масштаба. С 1 января 2019 года вступил в силу закон о раздельном сборе. Исходя из статистики, что на каждого жителя страны приходится около 400 кг отходов, приходим к неутешительным выводам, что эта проблема одна из  главных не только для государства, но и для каждого сознательного жителя.

2. Целевая аудитория- 8-9 лет, 2 класс.

3.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Роль воспитательного мероприятия- просвещение учащихся 2 класса по проблемам экологии, в частности по сортировке и утилизации мусора.

Место воспитательного мероприятия. Как в программе воспитания школы, так и  в работе классного руководителя экологическое воспитание занимает одно из направлений. На уроках окружающего мира при изучении некоторых тем рассматриваются экологические проблемы. Но не всегда есть время на их расширенное рассмотрение. В нашей школе часто проводятся различные акции «Сбор макулатуры», «Сбор батареек», «Сбор пластиковых крышек». Данное мероприятие связано непосредственно с ними. Преемственность вижу в том, что освещать проблему сбора и утилизации мусора можно и в последующих классах с возможностью углубить, расширить, уточнить знания ребят соответственно возрасту. А также, в повседневной жизни эти знания найдут свое применение.

4.Цель: расширить общие представления и углубить базовые знания, способствующие приобретению опыта по проблеме сбора и утилизации мусора.

Задачи:

-выявить представление у обучающихся об источниках загрязнения окружающей среды;

-способствовать развитию умения сортировать мусор;

-способствовать развитию творческих способностей по утилизации мусора, а именно давать «вторую жизнь» вещам, бывшим в употреблении;

-воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

-получение представлений о проблеме сбора и утилизации;

-приобретение опыта по сортировке и утилизации мусора;

-развитие творческих способностей учащихся.

- формирование  знаний о бережном отношении к природе.

5. Форма проведения: классный час с элементами игры

6.Педагогические технологии:

информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

игровая

элементы системно-деятельностного подхода

элементы технологии развития критического мышления

-здоровьесберегающая

методы:

-словесный

-наглядный

-игровой

Приемы:

-показ экологического мультфильма

-беседа после просмотра

-игра «Голосование ногами»

-творческое задание прикладного характера

 7. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.

Подготовка:

- изучение проблемы по сортировке мусора;

-анализ источников информации;

-задание детям: узнать у родителей, как сортируется мусор в их семье, куда он выбрасывается;

- подготовить  для занятия скрепку, лист тетради, батарейку, стеклянную банку, газету, мешки для мусора (или три урны), маленькую картонную коробку, пластиковую бутылку, несколько батареек (в том числе, аккумуляторы от телефона)

- попросить принести коробку от молока, ножницы, клей.

Проведение мероприятия.

Этап мотивирования

Беседа

 

Просмотр экологического мультфильма для детей "Мальчик и Земля".

-Что делал с мусором мальчик в начале?

-Что произойдет с планетой, если так будет делать каждый?

-Откуда ещё берется мусор?

-Что с ним делать, если его сейчас в нашей стране приходится около 400 кг (это вес одной коровы) на каждого жителя?

(предлагают свои варианты)

Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения

Игра «Голосование ногами»

Обобщение результатов «Голосования»

-Проголосуйте «ногами», то есть, подойдите к табличкам, которые будут отвечать на мои вопросы:

1.  Сортируют ли мусор в вашей семье?  (В разных частях класса висят три  таблички с надписями: «да», «нет», «не знаю»)

2.  Сколько в вашей семье ведер (урн, других ёмкостей) для сбора мусора?

 (В разных частях класса висят три таблички с надписями: «1», «2», «3 и более»)

3. Знаете ли вы, что батарейки, макулатуру, пищевые отходы нужно выбрасывать в разные контейнеры для мусора? (ищут таблички с надписями «да», «нет» и подходят к ним)

4.  Знаете ли вы, почему надо выбрасывать мусор в разные контейнеры? (да, нет)

    Сделать выводы по голосованию. За что проголосовали большинство, меньшинство.

Этап выявления места и причины затруднения

Некоторые не знают, куда относят различный мусор, так как им родители не рассказывали, не показывали места для сбора различного рода отходов. В семье не сортируют, поэтому, не возникала необходимость знания специальных мест сбора отходов.

Этап построения проекта выхода из затруднения

На нем дети формулируют тему, ставят цель урока (узнать о необходимости раздельного сбора мусора, о том, как это делать). Выбирают из предложенных пунктов плана- нужные для достижения цели, определяют, с помощью учителя, средства достижения цели.

Этап реализации построенного проекта

Обучающимся предлагают на слайде презентации рассмотреть различные варианты урн для сбора отходов с условными обозначениями. Выяснить, для чего предназначена каждая урна в нашем регионе.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Детям предлагается по группам бросить мусор в урны (или мешки для мусора с условными обозначениями) с объяснением выбора.

1 группа- бумага

2 группа- батарейка

3 группа- пластиковая бутылка

4 группа- огрызок яблока

 Обратить особое внимание на то, что не весь мусор можно рассортировать. Так как нет условий для переработки в нашем городе.

Самостоятельная работа

Предложить детям по группам задание по выбору лишнего мусора в урне.

 1 группа- гофрокартон, картонная упаковка от чая, лист белой бумаги, батарейка. Лишнее- батарейка

2 группа- батарейка, аккумулятор от сотового телефона, газета. Лишнее- газета.

3 группа- пластиковая бутылка от лимонада, пластиковая бутылка от сока, огрызок яблока. Лишнее- огрызок яблока.

4 группа- огрызок яблока (в пакете), куриная косточка (в пакете), пластиковая бутылка. Лишнее- пластиковая бутылка.

Творческое задание

Мы можем не только сортировать мусор, утилизировать его, но и «дать ему вторую жизнь», тем самым сэкономить материальные средства, а также уменьшить количество выбрасываемого мусора.

Предложить сделать из упаковки от молока (коробка тетрапак)- органайзер для канцелярских предметов, если отрезать на необходимый размер обклеить цветной бумагой- индивидуально. Желающим поработать в группе- предложить склеить между собой несколько упаковок, отрезанный на необходимый размер, чтобы получить органайзер многофункциональный (например, для носков).  Фото на слайде.

Можно предложить его оставить в классе, чтобы сложить туда запас цветных карандашей, ножниц, линеек и т.п.

Рефлексия

Игра «Данетка».

-Что из этих предметов можно сортировать?

Показ предметов: скрепка, лист тетради, батарейка, газета, стеклянная банка. Дети садятся, если можно утилизировать. Встают- если нельзя.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Материально- технические: ноутбук, проектор, колонки, три урны для мусора, различный мусор.

Электронные: доступ к интернету для поиска необходимой информации и иллюстраций, составления презентации.

Методические: знание педтехнологий.

Информационные:

 https://4fresh.ru/blog/what-not-to-put-in-the-trash

https://rcycle.net/musor/razdelnyj-sbor/reforma-sortirovki-v-rossii-novovvedeniya-slozhnosti-perspektivy

Органайзер 1 https://yandex.ru/images/search?text=органайзер%20из%20упаковки%20от%20молока%20для&lr=19&p=1&pos=41&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-zen_doc%2F1064817%2Fpub_5c012b28b28dd900ab45f87a_5c05088464381a0458514f81%2Fscale_1200

Органайзер 2

https://yandex.ru/images/search?text=органайзер%20из%20упаковки%20от%20молока%20для%20носков&lr=19&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fstranahandmade.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Forganajzer-dlya-belya-13.jpg&rpt=simage

Фон для презентации https://yandex.ru/images/search?text=фон%20для%20презентации%20экология%20&lr=19&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Ffunart.pro%2Fuploads%2Fposts%2F2020-04%2F1587041361_2-p-ekologicheskie-foni-2.jpg&rpt=simage

Урны

https://kivarsport.ru/catalog/ulichnoe_oborudovanie/urna_razdelnogo_sbora_musora_eko/

https://tigrest.com/bucket-list-item-switzerland/

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей.

Данная методическая разработка поможет провести внеклассное мероприятие для обучающихся в начальной школе. Некоторые её элементы, например, практическую работу по сортировке мусора, можно включить в уроки окружающего мира, на которых затрагиваются экологические проблемы. Можно включить в разработку информацию, конкретизирующую способы утилизации мусора в своем регионе и способах его переработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"

Цель:         формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"

Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.

Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же  интерес  к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник Первой оценки " во 2 классе.

"Праздник Первой оценки " проводится  во 2 классе с приглашением родителей. Данная методическая разработка содержит подборку стихов, шуточных сценок, посвященных очень важному событию второклассн...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник первых оценок"

Данное мероприятие проводиттся во втором классе по окончании первой четверти, таким образом подводятся итоги певого оценочного периода обучения. Учащиеся в интересной развивающей манере подводят итоги...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Всезнайка"

Данная разработка поможет провести среди учеников начальной школы 3-4 классов увлекательное и интересное  мероприятия " Путешествие по сказкам"...