тренинг для родителей "Мудрость ангелов. Проявление безусловной любви"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
тематическое родительское собрание направленное на осознание качеств характера своего ребенка, и умение проявлять безусловную любовь к ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudrost_angelov.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг на родительском собрании
«Мудрость ангелов»
Цель: осознание качеств характера своего ребенка.
Форма проведения: игра.
Участники: родители учащихся 3 класса
Подготовительная работа: притча о двух ангелах.
Материалы: листы, ручки.
Введение
Представьте себе врача, который знает, где находится больной орган, а как его вылечить – не знает. Что произойдет, если он наугад будет назначать лекарства? В таком случае больному останется только посочувствовать.
Зачастую родителей можно сравнить с таким врачом. Понимая необходимость воспитания, они действуют и воспитывают детей интуитивно, спонтанно, без цели и задач, часто посредством критики, поучений, упреков, а иногда с применением физических методов наказания. Всё это не способствует формированию психически здоровой личности. А ведь для нормального развития ребенку необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с родителями.
ХОД ИГРЫ
Я предлагаю вам сейчас обратиться к вашему родительскому опыту, с целью осознать качества характера своего ребенка.
Задание 1
Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...»
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Осталась 1 минута, вам необходимо завершить работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
1-я — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.
Задание 2
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
Задание 3
Работа проходит в группах по 5–6 человек. Группы делятся по любому признаку — на усмотрение психолога.
Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи — то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы — 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости...).
Задание 4
Обсуждение в кругу:
• Легко ли вам было выполнять эту работу?
• В чем сложность?
• Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера?
• Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?
• Насколько после проделанной работы вы их принимаете?
В процессе обсуждения психолог подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека.
В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.
ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
— Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.
Приложение 1
Предисловие к тестированию
Для полноценных детско-родительских взаимоотношений важна, прежде всего, безусловная любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях.
Конечно, же "любовь" - понятие достаточно многогранное, и каждый вкладывает в него свой смысл. Любовь предполагает заботу о человеке, преодоление трудностей и конфликтов, прощение и доверие, желание посвятить себя его благополучию и многое другое.
Слова любви необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, независимо от возраста, пола, социального положения. Многочисленные наблюдения и научные данные позволяют утверждать, что от нехватки любви люди страдают. Так, известно, что одинокие люди болеют чаще семейных.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым, благополучным.
Любовь предполагает принятие ребенка таким, какой он есть, без всяких условий. Ведь он любит вас, своих родителей, просто за то, что вы его родители, ему не важно, блондинка вы или брюнетка, высокого роста или низкого, уборщица или директор крупного предприятия. Он любит просто за то, что вы есть. Наверное, и нам, взрослым, есть чему поучиться у детей.
Какие же способы выражения родительской любви вы используете? (Рассуждают родители)
Одним из замечательных способов выражения любви является объятия. Медики и психологи едино гласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Он не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешние проявления любви, однако объятия оказывают немедленный внутренний эффект.
Считается, что ежедневно 5 объятий - для выживания, 10 - для поддержки и 15 - для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.
Контакт глаз.
В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?
Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.
Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем ("ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил?"). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.
Контакт глаз - это возможность проявить теплые чувства друг к другу.
Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.
Физический контакт
Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?
Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы.
Физический контакт - это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности).
В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?
Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - крайне необходимы "телячьи" нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.
Пристальное внимание.
Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.
Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.
Типичная трудность современных родителей - недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к своему ребенку.
Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.
Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.
Еще одним, не менее важным, проявлением любви является похвала. Она направлена на развитие самооценки, формирование чувства нужности и значимости.
Умеем ли мы хвалить своих детей? Об этом узнаем, ответив на вопросы теста.
Тест «Часто ли вы хвалите своего ребенка?»
- Если вы хотите похвалить ребенка, то обычно используете слова:
а) «гениально», «потрясающе»;
б) «молодец»;
в) «хорошо».
- Как ваш ребенок обычно реагирует на похвалу?
а) раздраженно отмахивается;
б) принимает как должное;
в) воодушевляется.
- Вас приятно удивили успехи вашего ребенка. К словам похвалы вы непременно добавите:
а) поцелую и объятия;
б) подарок;
в) деньги.
- В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?
а) когда ребенок убрал за собой игрушки;
б) получил пятерку;
в) по собственной инициативе помог бабушке.
- Ребенок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:
а) чтобы не огорчать, скажите, что его поделка самая лучшая;
б) укажите на недостатки, но и укажите достоинства;
в) честно покажите на те поделки, которые считаете лучшими.
- Когда вы хвалите ребенка, то обычно испытываете:
а) гордость;
б) нежность;
в) восхищение.
- Выберите одно из утверждений о детской одаренности:
а) каждый ребенок по своему талантлив;
б) менее одаренный, но старательный ребенок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;
в) любую способность можно развивать.
- На спортивных соревнованиях ваш ребенок прибежал последним. Что вы ему скажите?
а) пристыдите;
б) похвалите за умение идти до конца;
в) объясните, что проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы.
- Ребенок хвастается своими достижениям перед гостями. Ваша реакция:
а) будете дополнять его рассказ;
б) станете иронизировать над его «скромностью»;
в) переведете разговор на другую тему.
- Вы заметили, что вашему ребенку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:
а) отдать его в художественную школу;
б) купить хорошие краски и кисти;
в) посещать с ним выставки и музеи.
- Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажете своему ребенку?
а) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника;
б) станете хвалить одноклассника, что бы у вашего ребенка появилось желание учиться так же хорошо;
в) предложите исправит те ошибки, которые отметил учитель.
- Бабушка умиляется поступками ребенка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:
а) станете спорить с ней;
б) проигнорируете ее высказывания;
в) согласитесь из уважения к ней.
- Ребенок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?
а) «Они глупые и невоспитанные!»;
б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший!»;
в) «Давай подумаем, почему они к тебе так относятся».
- У ребенка не получается задача, и он отказывается продолжать решение. Как уговорить его?
а) напугать плохой оценкой;
б) выразить сочувствие;
в) предложить помощь.
- Ребенок не достоин похвалы, если он:
а) помыл посуду, но разбил чашку;
б) сделал уроки, но перепутал номер задания;
в) получил пятерку, списав ответ у соседа по парте.
- В порыве гнева вы можете назвать своего ребенка:
а) «бестолочь»
б) «мое наказание»;
в) «подлец».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
А | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 5 | 5 | 5 | 1 | 3 | 1 | 5 |
Б | 3 | 1 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 5 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 |
В | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 1 | 5 | 5 | 3 | 3 | 1 | 1 | 5 | 5 | 5 | 3 |
16 – 37 баллов. Ваш ребенок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни, однако слишком часто слыша похвалу, ребенок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбив похвалу здравой критикой, вы поможете ему трезво оценивать свои возможности.
38 – 59 баллов. Возможно, вы человек настроения или слишком погружен в свои проблемы. Поэтому ребенок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителя, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребенка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребенка и его потребности: чего он ждет от вас, почему капризничает и проявляет негативизм? Опираясь на эмоциональное состояние ребенка, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.
60 – 80 баллов. Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребенка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребенком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукт своей деятельности, ребенок стремиться разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 3 классе на тему "Безусловные преимущества использования Интернета. Безопасность интернета для детей
Безопасность интернета для детей...
Работа с родителями. "Общаться с ребёнком. Как?" Презентация 1 "Безусловное принятие".
Серия презентаций, составленных по материалам известного психолога, профессора Ю.Б.Гиппенрейтер, которые позволят проводить занятия с родителями по вопросам взаимоотношений с детьми....
Эссе«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»
Авторская работа эссе "Самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" для конкурса "Учитель...
Родительский всеобуч "Безусловное принятие ребенка"
Как часто в повседневных заботах и проблемах мы забываем о том, что своих детей мы любим не безусловной любовью, а любовью с условностями:за достижения, результаты учебной деятельности, за помощь. Дан...
Профилактическое занятие с родителями обучающихся с элементами тренинга "Язык родительской любви"
Профилактическое занятие для родителей учащихся в начальной школе направленно на актуализацию чувства единения родителей и детей, профилактику детско-родительских конфликтов, гармонизацию взаимоотноше...
Мастер-класс родительского собрания с элементами тренинга «Мудрость родительской любви»
Данный материал поможет родителям правильно проявлять родительскую любовь, чтобы не навредить собственному ребенку....
ОРКС Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель.»
Конспект урока «открытие новых знаний»Используемый учебно-методический комплект: начальная школа 21 векаУчебный предмет (дисциплина): ОРКСЭКласс: 4 Тема урока: «Добрые и злые а...