Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Дорога дружбы"
учебно-методический материал на тему
Основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_doroga_druzhby.docx | 200.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа» _________________ Н.А. Молчанова «____» ____________ 20____ г |
НА 2015-2018 учебный год
Разработала: учитель начальных классов
Карташова Наталья Анатольевна
на основе комплексной целевой долгосрочной
воспитательной программы школы
по духовно-нравственному воспитанию «Дар»
Разработчик: заместитель директора по ВР -
Овчарова Галина Викторовна
Малоенисейское, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
3. Реализация направлений программы «Дорога дружбы»
4. Основные направления программы воспитания и социализации учащихся начальной школы
«Дорогой дружбы к правам и обязанностям»
4.2. Воспитание положительного отношения к труду
«Дорогой дружбы к труду и учебе»
4.3. Духовно-нравственное, культурологическое и эстетическое воспитание
«Дорогой дружбы к прекрасному»
4.4. Развитие коммуникативной культуры, социализации медиакультурного взаимодействия
∙ праздники дружбы и товарищества;
4.5. Интеллектуальное воспитание
«Дорогой дружбы к индивидуальности»
4.6. Воспитание семейных ценностей
4.7. Гражданско-патриотическое воспитание
4.8. Здоровьесберегающее воспитание и развитие навыков безопасного поведения
5. Модель выпускника начальной школы
6. МОНИТОРИНГ результатов работы программа «Дорога дружбы»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.
В связи с этим основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Дорога дружбы» считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В дальнейшем буду опираться на следующие определения.
По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы «Счастливы Вместе» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства.
Цель программы:
Создание условий для укрепления и развития воспитательного потенциала учащихся на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования, формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и толерантности, знающей и уважающей права и своды Человека, способной к нормальному функционированию в обществе, усвоившей духовный опыт российского народа, его духовно-нравственные ценности и традиции
Способы достижения целей:
- Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
- совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
- совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
- самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
- гласность жизни (наличие детской прессы).
- Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
- творчество в процессе обучения (на уроках);
- творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
- возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
- Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
- проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
- проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).
- Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
- проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности
- Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
- учитывать развитие прирожденных задатков;
- создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
- предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
- предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
- предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
- слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
- согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
- создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
- включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
- Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
- Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
- Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
- В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Счастливы Вместе» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),
Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России
- СПРАВЕДЛИВОСТЬ
- СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
- ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
- МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
- СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
- ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ
- ЗАБОТА о младших и старших
- ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.
«Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Д.А. Медведев
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Принципы построения программы:
- принцип гуманистической направленности (опора наположительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);
- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;
- принцип преемственности, последовательности, систематичности.
1 этап Подготовительный | Март 2015 г. - август 2015 года |
Включает в себя диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:
| |
2 этап Реализация программы | Сентябрь 2015 г. - май 2017 года |
| |
3 этап Аналитико-коррекционный | Сентябрь 2017 г. - июнь 2018 года |
|
Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания)
- «Дорогой дружбы к правам и обязанностям»
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- формирование представлений о девиантном и делинкветном поведении.
- «Дорогой дружбы к труду и учебе»
- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой деятельности;
- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
- «Дорогой дружбы к прекрасному»
- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
- «Дорогой дружбы с миром»
- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
- «Дорогой дружбы к индивидуальности»
- формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
- «Дорогой дружбы с семьёй»
- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений
- «Дорогой дружбы по России»
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- ормирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.
- «Дорогой дружбы к здоровью»
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;
- формирование представлений об информационной безопасности, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
- «Дорогой дружбы к природе»
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Ценности: право и обязанности, преступление, закон, конституция государства, правительство, ответственность.
Цель: создать условия для развития правовой культуры учащихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры у всех участников образовательного взаимодействия.
Задачи:
- обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации через ежемесячное оформление наглядной информации на школьных стендах, проведение комплекса мероприятий правовых знаний
- привлечение несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, к подготовке и проведению мероприятий правовой направленности – социальных проектов программы «Я – гражданин»;
- формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам
Содержание воспитательной работы
- организация участия обучающихся в социальных проектах
- организация участия обучающихся в мероприятиях гражданско-правовой направленности (акциях, конкурсах, фестивалях)
- проведение тематических классных часов по охране жизни и здоровья учащихся
Виды деятельности:
- встречи с представителями правовых структур и органов правопорядка,
- конкурсы, викторины п правовой и патриотической тематике,
- праздники получения паспорта, дня Конституции,
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики,
- программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности (в рамках деятельности школы юного правоведа),
- распространение правовой информации (в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов)
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
- учащиеся владеют навыками безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе
- учащиеся имеют представления об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
Традиционные мероприятия в начальной школе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ценности: Уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Цель: воспитание психологической и практической готовности обучающихся к труду
Задачи:
- формирование и развитие у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда для личности, общества и государства;
- формирование и развитие системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности; осознанного выбора профессии в соответствии с потребностями регионального рынка труда; социального, профессионального и жизненного самоопределения;
- формирование и развитие культуры умственного и физического труда;
- формирование и развитие опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству;
- формирование и развитие качеств личности, необходимых в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности: трудолюбия, способности принимать ответственные решения, умения работать в коллективе, стремления к достойной самореализации в социуме
Содержание воспитательной работы
формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;
приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,
начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,
умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике
участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Виды и формы воспитательных мероприятий:
- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),
- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).
- презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная);
- праздники труда, ярмарки, (внеурочная, внешкольная);
- конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная);
- работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная).
- игровые ситуации,
- презентации учебных и творческих достижений,
- стимулирования творческого учебного труда,
- творческий проект,
- занятие народными промыслами,
- природоохранительная деятельность,
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
У учащихся должно быть сформировано:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
накоплен
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности
Традиционные мероприятия в начальной школе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Цель: создание условий для воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье
Задачи: создать условия для формирования:
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умения видеть красоту природы, труда и творчества;
- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интереса к занятиям художественным творчеством;
- стремления к опрятному внешнему виду;
- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
Содержание воспитательной работы
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России,
первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества,
элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду,
прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ, в художественном оформлении помещений.
Предполагаемый результат
У учащихся должно быть сформированы
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
накоплен
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Формы внеклассной работы
- Концерты и смотры самодеятельного творчества и искусства;
- Конкурсы состязания талантов;
- Выставки рисунков;
- Социальный проект;
- Экскурсии в музеи, храмы, выставочные залы, экопарки, ботанические сады;
- Дни творчества школы;
- Декады искусства, русского языка и литературы;
- Посещение театральных премьерх и спектаклей театра-студии «Протоки»;
- Выставки поделок из природного материала;
- Беседы;
- Классные часы;
- Дискотеки
- разучивание стихотворений,
- знакомство с картинами,
- участие в просмотре учебных фильмов
Основные мероприятия для учащихся начальной школы:
- классные часы: «Знакомство с русскими художники», «Какого цвета радуга», «Русские народные промыслы», «Друг познается в беде», «Мир моих увлечений», «Мой любимый литературный герой», «Русский народный костюм», «От улыбки станет всем светлей», «Что относят к дурным примерам?», Выставки рисунков: «Рождественский сувенир», «Новогодние фантазии», «Мамин портрет», «Мое веселое детство», «Мир глазами детей», «Подарок папе», «Наши питомцы», «Подарок ветерану», «Мы внуки страны, победившей фашизм»;
- выставки поделок из природного материала: «Осенняя мозаика», «Удивительное рядом», «В мире фантазии»
- игровые ситуации: «Я в гостях», «У меня зазвонил телефон», «Мы едем, едем, едем…» ( о культуре поведения в транспорте), «Театр и мы», «Мы за чаем не скучаем», «Я говорю вам здравствуйте», «Мы пришли в магазин», «Какой я вежливый», «В гостях у этикета»;
- экскурсии: «Архитектурные памятники города Бийска», «Знакомство с храмом», «Край в котором я живу» (экскурсии в ботанические сады и парки), «О чем нам рассказала река Бия», «Кто живет в нашем бору», «Мои любимый уголок села»;
- декады искусства «Дерзай! Выдумывай! Твори!», «Святая Русь», «Мы дети Вселенной»;
- конкурсы: «Звездный час с Буквоежкой», «Сочини свою сказку о Культуре поведения»,
- беседы «Красота русской природы», «Что такое экология?», «Русские художники и поэты о русской природе», «Красота декоративно-прикладного искусства», «Русские зодчие»;
- подготовка номеров художественной самодеятельности для школьных концертов, участие в сельских и районных конкурсах и смотрах;
- посещение концертов и спектаклей в СДК;
- поездки на спектакли и концерты в театры города Бийска;
- чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для пожилых людей и находящихся на социальных койках;
- праздники: «День знаний», «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Новый год», «Мамин день»;
- фестивали творчества «Веселые нотки» (муз.школа), «Звучащее слово» (театр-студия «Протоки»), «Солнышко в ладошках» (изостудия «Юный художник»);
- экскурсии в лес «Берегите первоцветы»
- Конкурс электронных презентаций: «Шедевры мирового искусства», «По залам Третьяковки», «История покорения космоса», «Космонавт №1», «Наш земляк Герман Титов», «Алтай и космос».
- Декады искусства и русского языка и литературы;
- Работа изостудии «Акварелька» и театра-студии «Протоки»
Ценности: межличностная коммуникация, межкультурная коммуникация, средства коммуникации и безопасное общение
Цель: создать условия для формирования опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, опыта противостояния контркультуре
Задачи:
- организация работы школьного пресс-центра: газеты как программы внеурочной/внешкольной деятельности на основе выявленного интереса (мотивации)учащихся : ситуативный интерес (участие в конкурсах, освещение событий в жизни класса и др.); обучающие программы (Как писать очерк, рассказ, притчу....; Программы монтажа рекламного ролика и др)
- повышение психологической и юридической компетентности учащихся через работу школьных служб примирения (конфликтных комиссий, психологических служб...)
- создать условия для формирования:
- дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную и межкультурную коммуникацию,
- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;
- различения хороших и плохих поступков;
- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- почтительного отношения к родителям;
- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач
Содержание воспитательной работы
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков коммуникации, организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России
- изучение нравственной воспитанности учащихся и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
- раскрыть сущность и высокое значение нравственного поступка;
- помочь детям осмыслить христианское понимание эколого - мировозренческих вопросов;
- формировать мировоззрение о добре и зле, о красоте, благородстве,
- изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах;
- разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся;
- ответственности за свои поступки;
- создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
- поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.
Предполагаемый результат
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- дополнительные навыки коммуникации, включая межличностную и межкультурную коммуникацию,
- ответственное отношения к слову как к поступку,
- ценностные представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
накоплен
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
у выпускника начальной школы должно быть сформирована
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Виды деятельности
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов,
- первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий,
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
- ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями),
- с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.
Формы внеклассной работы
- чтение книг,
- изучение учебных инвариантных и вариативных предметов,
- беседа,
- экскурсии,
- заочные путешествия,
- участие в творческой деятельности (такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
- добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
- классный час,
- просмотр учебных фильмов,
- наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
- совместные игры,
- семейный праздник,
- творческий проект.
Основные мероприятия для учащихся начальных классов
- праздники дружбы и товарищества;
- аукционы доброты;
- беседы - «Человек – венец природы», «Не обижайте муравья, его обидеть просто», «Любить ближнего, значит любить окружающую природу», «Какую пользу может принести человек природе», «Как помириться с другом»
- классные часы - «Минувшему я шлю благословенье, грядущему кладу земной поклон», «Глаза детей – души моей светильник…» (памяти детей, чья жизнь была прервана), «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы», «Как любить своих родителей», «Можно ли осуждать своих родителей, смеяться над ними», «Кто в семье главнее?», «Что такое богатство?», «Почему нельзя брать чужое», «О хороших и плохих поступках», «Надо ли прощать близких», «Что такое милосердие?»;
- Час откровенного разговора «Хороший ли я друг?», «Для чего нам нужны деньги?», «Хороший ли я пассажир?»;
- Обсуждение книг В.Кушнир «Мама», «Папа»; Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»;
- Выпуск газет –аппликаций «Папа, мама, я – дружная семья»;
- Часы рассуждений «Какие сокровенные желания ты хотел бы воплотить в жизни?», «Что такое настоящий друг?», «Богатство- это хорошо или плохо?»;
- Выставка поделок «Сделай подарок маме своими руками», «Природа + фантазия»;
- Конкурс сочинений «Моя любимая бабушка», «Мой дом - моя крепость»;
- День вежливости, турнир «Рыцарь вежливости»;
- Игры – конкурсы: «Хорошо ли ты знаешь пословицы», «Продолжи пословицу о семье»;
- Познавательная игра «Волшебный мир ремесел»;
- Творческий конкурс - игра для девочек и мальчиков отдельно «Мастер и мастерица», «Уроки домостроя»;
- Праздники с элементами игры: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троицын день»;
- Экскурсии в храмы;
- Праздник русской народной игры «Н а златом крыльце сидели».
|
|
|
|
|
|
|
|
Ценности: умственное развитие, способности, уровни интеллектуального развития, умственные способности, фантазии в жизни человека, способности к творчеству, культура умственного труда.
Цель: создать условия для выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей, способствовать повышению мотивации учения в школе
Задачи:
- освоение в образовательной практике деятельностных технологий обучения, организация выполнения проектно-исследовательских работ в урочной и внеурочной деятельности
- повышение организационно-педагогической компетентности учеников через широкое информирование о конкурсах, проводимых в образовательном пространстве России, изменение системы оценивания образовательных результатов (портфолио, рейтинг и др.)
- организация и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников.
Содержание воспитательной работы
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
- Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений
Предполагаемый результат
У выпускника начальной школы должно быть сформированы
- ценностные отношение к учебному труду и творчеству;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- навыки участия в различных видах познавательной и интеллектуально значимой деятельности;
- знания в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формы внеклассной работы
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, пареллели, среди школ района, республики;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для интеллектуального развития.
Беседы и классные часы:
- “Я – гражданин России”;
- “Москва – столица нашей Родины”;
- “Почему учатся в школе?”;
- “Книги – наши друзья”;
- “Дорогая моя столица…”
- “Флаги России”;
- “Пионеры герои”;
- “Правила дорожные знать каждому положено”;
- “Покорение луны и Марса”;
- Что празднуют 1 Мая.
- “Откуда пошла земля русская”;
- “Герои России”;
- Экскурсия в школьный музей;
- “5 минут у карты”;
- Встреча с детьми войны;
- Что такое “патриотизм”?;
- “Знаем ли мы себя?”;
- Экскурсия к мемориалу
Конкурсы:
- Конкурс рисунков на военную тематику;
- Конкурс стихов, посвященных Дню Победы;
- Конкурс загадок различной направленности;
- Конкурс рисунков “Святые заступники Руси”;
- Викторина “Крестики-нолики”;
- Конкурс загадок на заданную тематику;
- Конкурс рисунков на военную тематику;
- Викторина “История гимна, герба и флага России”;
- Конкурс плакатов “Я против войны;
- Конкурс чтецов “Широка страна моя родная”;
- Викторина “История гимна, герба и флага России”;
- Конкурс рисунков “Святые заступники Руси”
Праздники:
- “Учебный день, которого нет в расписании”
- Праздник чая;
- Праздник Азбуки
- “По страницам любимых сказок”
- “Как мне милы родные звуки” (музыкальная гостиная)
- Минута памяти, посвященный Дню Победы;
- Выставка “Быт наших предков”
Цель:
создать условия для развития системы работы по семейному воспитанию подрастающего поколения и повышению уровня культуры семейных отношений и родительского образования
Задачи:
- Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- Воспитание будущего семьянина через взаимодействие семьи и школы;
- Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- Создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- Создавать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого–педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Предполагаемый результат
Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, создание благоприятной среды общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик-родитель», удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психологической службы школы.
Содержание воспитательной работы
- Создание банка данных о семьях учащихся;
- Наблюдение за трудом взрослых на их рабочих местах;
- Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений, впечатлений, полученных в ходе наблюдений, экскурсий;
- Прослушивание кассет, дисков, демонстрация диафильмов, рассматривание картин;
- Обращение к жизненному опыту ребенка;
- Дидактическиеигры;
- Привлечение детей к помощи взрослым в их общественно-полезной деятельности;
- Опора на нравственный опыт ребенка, положительный пример родителей, литературных героев;
- Использование содержания повседневных наблюдений и связанной с ними активной деятельности детей как основы содержания последующих занятий;
- Привлечение детей к участию в праздниках как общественно-значимых событиях;
- Написание сочинений для лучшего осмысления полученной информации;
- Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психологического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
- Разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
- Организация проведения совместного досуга учащихся и родителей;
- Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы деятельности
- Тематические классные часы;
- Коллективные праздники учащихся и их родителей;
- Праздники семьи;
- Спортивные праздники с участием родителей, а также бабушек и дедушек;
- Тренинги родительского взаимодействия;
- Дни творчества, дни открытых дверей;
- Походы, экскурсии;
- Совместные конкурсы родителей и детей;
- Педагогический и психологический патронаж проблемных семей;
- Беседы, консультации;
- Посещение семей;
- Родительские собрания и конференции.
Традиционные мероприятия в начальной школе
- Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи: «Мамины глаза, папина улыбка», «О взрослых, которые были когда-то детьми», «Писатели и поэты о своем детстве», «Откуда начинается мой род», , «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», ««День рождения в моей семье»;
- Беседы: «Слова одного корня – отец, Отечество, Отчизна». «Кто они защитники Отечества?», «Два чувства дивно близки нам – Родители и Родина». «Мать – хранительница семейного очага», «О совместном досуге детей и родителей».
- Праздники семьи: «История моего дома», «Мамины руки – нет их теплее», «Дорогое слово - отец», «Мы с мамой вместе», «Чти отца своего»;
- Праздники: Восьмое марта, День матери, День защитника Отечества, Первое сентября, День учителя, Праздник вступления в школьную жизнь,
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы по конкретным проблемам с детьми и родителями;
- Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы с бабушкой и дедушкой одна команда», «Сильные, смелые, ловкие» ;
- Походы выходного дня, экскурсии;
- Развлекательная игра «Устами младенца»;
- Дни творчества, дни открытых дверей;
- Педагогический и психологический патронаж проблемных семей;
- Родительские собрания по темам:
- Чтение и обсуждение произведений: Л. Кассиль «Твои защитники», А. П. Чехов «Сережа». Ф. Зальтен «Бемби», С.Маршака «Хороший день».;
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Цель:
создать условия для совершенствования организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию, формирование ответственного гражданского поведения, социальной активности в детской и молодежной среде в рамках введения и реализации ФГОС.
Задачи:
- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность;
- воспитание гражданско-патриотических качеств личности, чувства личной ответственности за Отечество;
- организация социально значимой, практической деятельности учащихся в рамках акции «Я гражданин», работы патриотических (в т.ч. краеведческих) объединений, музеев, активизация поисковой, исследовательской работы учащихся.
Содержание воспитательной работы
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;
- с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
- с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
- с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.
Формы внеклассной работы:
- беседа,
- чтение книг,
- проведение классных часов,
- просмотр учебных фильмов,
- экскурсии,
- просмотр кинофильмов,
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
- творческие конкурсы, ,
- праздники,
- народные игры,
- работа в студиях и кружках краеведческого направления,
- организации и проведения национально-культурных праздников,
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.
- тематические классные часы, беседы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, солдатами и офицерами срочной службы;
- конкурсы и викторины по правовой и патриотической тематике;
- тематические вечера, посвященные государственным праздникам;
- литературные вечера;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии нравственно-правовой направленности;
- праздники, посвященные русской православной культуре;
Предполагаемый результат
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
У выпускника начальной школы должно быть сформированы:
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Накоплен
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации
Основные мероприятия для учащихся младшего школьного возраста
- Классные часы с элементами игры - «Что написано в законе обо мне», «Я сам», «О милосердии и доброте», «Честность, щедрость, бескорыстие», «Всегда ли я хороший», «Закон и моя семья», «И на солнце есть пятна», «Мои права» (по Конвенции прав ребенка), «Пионеры герои» и т.д.;
- викторина по сказкам, посвященная теме Конвенции о правах ребенка;
- аукцион знатоков закона;
- праздник-игра правовых знаний «Путешествие в страну справедливости»;
- интерактивные игры по мотивам русских народных сказок «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»;
- игровая викторина «Я живу в России»;
- игра «Зарничка»;
- уроки памяти, посвященные Победе;
- шефская помощь участникам и ветеранам ВОВ.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Цель:
создать условия для формирования у учащихся физкультурно-оздоровительных, экологических, социально-адаптирующих и личностно-развивающих навыков
Задачи:
создать условия для формирования:
- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Содержание воспитания
- Изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желание преодолеть собственные проблемы здоровья;
- Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;
- Изучение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни учащихся;
- Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;
- Разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
- Учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях класса и школы;
- Содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;
- Всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;
- Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом и физической культурой;
- Привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни;
- Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
Предполагаемый результат.
У учащихся должно быть сформировано:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
У учащихся начальной школы должны быть сформированы
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
накоплен
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
Формы внеклассной работы
- Беседы, интерактивные игры, дискуссии по темам связанным со сдоровьесбережением;
- Классные часы на темы связанные с физкультурой и спортом, здоровым образом жизни;
- Интеллектуальные игры на спортивную тематику;
- Спортивные соревнования в классах и масштабе школы;
- Научные исследования учащихся по спортивной тематике;
- Товарищеские встречи по футболу, волейболу, баскетболу;
- Турниры по шашкам и шахматам;
- Легкоатлетические кроссы;
- Работа спортивных секций;
- Туристические походы;
- Агитбригада на тему здорового образа жизни;
- Встречи с врачами и медработниками;
- Викторины;
- Конкурсы плакатов и листовок на антиалкогольную, антинаркотическую, антитабачную тематику;
- Дни здоровья;
- Брейн–ринги;
- Электронные презентации;
- Уроки здоровья;
- «Суды» над табаком и алкоголем.
- Встречи с сотрудниками КДН и ЗП, ПДД, пожарной службы.
Мероприятия для начальных классов
- Путешествие в страну «Здраволюбие»;
Беседы и классные часы: «Советы доктора Пилюлькина», «Советы доктора Гантелькина», «Словно пава выступает» (о правильной осанке), «Закаляйся, если хочешь быть здоров!», «От болезней всех полезней», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки», «На полочке стеклянной…» (о гигиене), «Белоснежная улыбка». Телевизор в жизни ребенка”, “О необходимости соблюдения гигиены”; “Как правильно одеваться, чтобы не заболеть”, Дружи с водой; “О здоровом сне”; “Спорт – это залог здоровья”; Беседа медсестры “Как быть здоровым”; “Вредные привычки”; “Курить или жить”
- Суд на дсигаретой
- Выступление агитбригады «Сигареты это яд – он опасен для ребят!»
- Конкурс сочинений «Сказка о вредных привычках»;
- Оздоровительныеигры - «Поиграй-ка»;
- Классные часы, беседы по ПДД: «Чтобы не было беды»,» Мы пешеходы», «Мой любимый велосипед», «Мы идем через дорогу» ,«Школа дорожных знаков»;
- Развлекательно-познавательная игра «Путешествие в страну «Светофория»;
- Выступление агитбригады «Внимание, улица!», «Не шути с огнем»;
- «Конкурс знатоков «Красный, желтый, зеленый»;
- Конкурс плакатов«Осторожно, дети!»;
- Праздник «Прием в юные пешеходы»;
- Викторина по ПДД «Знаем правила движенья – как таблицу умноженья», «Азбуку дорожную знать каждому положено!»;
- Веселые старты;
- Спортивные конкурсы: «Мама, папа, я – спортивная семья»
- Дни здоровья;
- Динамические паузы;
- День бегуна;
- Спортивные праздники «Сильнее. Выше. Быстрее»
- Военно-спортивная игра «Зарничка».
Ценности: природа, красота, экология, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая субкультура.
Задачи: создать условия для формирования:
- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
- элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- бережного отношения к растениям и животным.
Содержание программы
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, в семье позитивных образцов взаимодействия с природой
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности,
участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций
Формы деятельности.
- изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
- беседа,
- просмотр учебных фильмов;
- экскурсии,
- прогулки,
- туристические походы,
- путешествия,
- экологические акции,
- коллективные природоохранные проекты,
- творческие проекты
Прогнозируемый результат:
У учащихся начальной школы должно быть сформировано:
- ценностное отношение к природе;
накоплен
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
сформированы:
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.
Мероприятия для начальных классов
- Акция «Дом для птиц», «Накормим птиц»
- Просмотр учебных фильмов о природе
- Конкурс поделок «Осенние краски»
- Тематические и классные часы:
- День Земли
- День птиц
- Давайте будем беречь планету
- Это земля твоя и моя
- Защитим зверей и птиц
- Красная книга алтайского края
- Конкурс стенгазет «Наша планета в наших руках»
5. Модель выпускника начальной школы
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
· Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
6. МОНИТОРИНГ результатов работы программа «Дорога дружбы»
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
- Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
- Изучение межличностных отношений;
- Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
- Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Основные формы изучения
- Наблюдения.
- Беседы с учениками, родителями.
- Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
- Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
- Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Литература
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.- Казань,1988. Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2006. [электр. ресурс] // www.lib.ru
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики.- М.-Воронеж, 1996.
- Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В.Кузнецовой.- М.,2005.
- Дереклеева. Н.И., Савченко М.Ю.. Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. 5-9 кл. – М.: ВАКО, 2005.
- Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю, Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». - 2005.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
- Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
- Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе.- М: Центр "Педагогический поиск" , 2002.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М, 2008.
- Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания//Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М.: Вентана-Графф, 2003.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"
Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Основн...
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы 1-4 классы.
Программа расчитана на 4 года....
Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы
Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы...
Программа семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Имен...
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы
Программа разработана для учащихся начальной школы, реализуется в течение всего периода обучения с 1 по 4 класс....