«Я – гражданин России» рабочая программа 3 класс
рабочая программа (3 класс)

«Я – гражданин России» рабочая программа 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа

                                       

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом                                                

Протокол

от _________№  ____

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы __________Н.С.Потягова

Приказ от   __________№  ____

             

                                           Рабочая программа

                                  по внеурочной деятельности

                                     «Я – гражданин России»

                             Направление «Духовно - нравственное »

                                                      3 класс

                                     2019 –2020 учебный год

Учитель: Коршункова Дина Яковлевна

Квалификационная категория: первая

           

Рассмотрено на заседании ШМО учителей  начальных классов  

Протокол  от _________________________  № _____

Руководитель ММО _________( Ларченкова И.В.)

                                           1.Пояснительная записка  

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России»      для  третьего класса на 2019-2020 учебный год составлена на основе   авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной    школы.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

       Объём программы:34 часа.

Срок реализации программы: 1 год.

                   

        2.Планируемые результаты освоения предмета внеурочной деятельности.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению человека, истории своей страны;
  • способность к самооценке;
  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентацтя на их выполнение;
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в обществе;
  • понимание значения семьи в жизни человека и  необходимости взаимопомощи в семье

           Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивый интерес к изучению человека, истории своей страны;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
  • целостное представление об обществе как компоненте единого мира

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты;

выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий;
  • сравнивать исторические и литературные источники;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
  • строить краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

Предметные

Обучающийся научится:

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны, родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники, международное сотрудничество, история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;
  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе, (селе);
  • различать символы  государства  - флаг, герб России, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  • различать художественную и научно-популярную литературу;
  • анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, международные праздники. Общечеловеческие проблемы и ценности, достоверное и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.  

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням

Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, к Конституции и законам Российской

Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного заведения, формирование начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: формирование представлений об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации

Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.

Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).

Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья;   начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Программа рассчитана  на обучающихся 3 класса. Обучающиеся достигнут к концу года результаты 2 уровня.

                                           

                                               

                                                   3.Тематическое планирование

№ п/п

 Тема раздела

Количество

часов

1

Я и Я

4

2

Я и семья

5

3

Я и культура

4

4

Я и школа

6

5

Я и моё Отечество

9

6

Я и планета

6

7

Итого:

34

   

5.Календарно-тематическое планирование в 3 классе

«Россия – Родина моя» - 34ч.

№    №

Тема занятия

Дата по плану

Фактически

1

Урок милосердия и доброты.

2

Знакомства с символами Российского государства.

3

Мой класс – моя семья.

4

Мои права и обязанности.

5

Ты и твои друзья.

6

В гостях у предков.

7

Наша страна – Россия.

8

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

9

Вежливая улица.

10

Животные из Красной книги.

11

Доброта в стихах и сказках.

12

Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

13

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка.

14

Люблю тебя, моя Россия.

15

Мои любимые книги.

16

Уважения достойны.

 

17

Моя семья – моя радость.

18

По каким правилам мы живем.

19

Конституция – основной закон жизни страны.

20

Флаги России.

21

Для чего я рожден?

22

Чем живет планета  Земля?

23

Мастерская по изготовлению

сувениров.

24

Богатыри земли Русской.

25

Там, где погиб неизвестный солдат.

26

Они служили в Армии.

 

27

Мой папа – мастер на все руки.

28

Мамины помощники.

29

У моих родителей – золотые руки.    

30

Быть человеком.

31

Дорогая моя столица.

32

Спешите творить добро!

33

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

34

Путешествие по стране.

                                                            4.Содержание курса внеурочной деятельности

 3 класс ««Россия – Родина моя»»

п/п

Тематический блок раздел курса

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

Количество часов

1

“Я и я”

1.Кому нужна моя помощь? 2.Кто что любит и умеет делать.
3.Мы все такие разные.

4. Для чего я рожден?.


Диагностика.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте, беседы по профориентации. Конкурс -викторина», лекция «Права и обязанности ребенка»

Прослеживать маршрут экскурсии.

Моделировать маршрут, используя фотографии .

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся..

Узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом . Учатся конструктивному взаимодействию в коллективе. Раскрывают сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

4

2.

                                      

 «Я и семья»

1.В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
2.Что значит быть хорошим сыном и дочерью.  

3.Моя семья – моя радость.

4 У моих родителей – золотые руки.  
5.Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью»,     « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы рассказов  «Об отце говорю с уважением» «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья»,  праздники «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья»,  классные часы с привлечением родителей,  

Узнают о о традициях семьи при выборе имени для ребенка, разных профессиях, создают презентации  о профессиях родителей, дедушек, бабушек, сбор материала. Знакомятся с блюдами разных народов. Умеют назвать 2-3 праздника своей семьи, рассказать об одном из семейных праздников . Имеют представление о ценностях, которые объединяют все народы. Оформляют материал о своей семье в виде плаката или страниц портфолио.

5

3.

« Я и культура»

1.Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.   
2.Люблю тебя, моя Россия. 3.Богатыри земли Русской.     
4.Мои любимые книги.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: праздник осени,экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы

Создают Проект «Музей путешествий» Словесно описывают памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии, поют песни, декламируют стихи о Родине. Узнают, что такое интерьер и имеют представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом.  

4

4.

   

.“Я и школа»

1.Мой класс – моя семья.

2. Мои права и обязанности. Школьный Устав.

3. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

4.Вежливая улица. 

5. По каким правилам мы живем.
6.Мастерская по изготовлению сувениров.

Коллективная/индивидуальная

 

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе  «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс  рисунков «Моя школа»,   организация дежурств, игры «Самое сильное звено»,  «Проще простого о вежливости», конкурс устных сочинений «Наша школа в будущем»,   ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь»,   трудовой десант «Укрась территорию школы»,   беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании. беседа  «Об ответственности несовершеннолетних,

Знакомятся с общечеловеческими нормами нравственности.

Учатся приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего    товарища.

Стремятся  быть культурным человеком в   обществе, быть опрятным, организованным, вежливым. Усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе.

6

5.

.“Я и мое Отечество”

1.Урок милосердия и доброты. 2.Знакомства с символами Российского государства. 3.Наша страна – Россия.  

 Село, в котором я живу.

4.Конституция – основной закон жизни страны.  

5.Флаги России.
6. Дорогая моя столица. 7.Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

8.Там, где погиб неизвестный солдат.

9. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в  школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. Конкурс стихов.  Конкурс песен. Изготовление открыток. КВН

Учатся показывать на карте России её границы и пограничные государства.

Убеждаются, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовят сообщения о других странах. Узнают названия культурных и исторических памятников своей местности; об истории своего поселка.. Изготавливают бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических событий, памятников культуры

9

6.

.“Я и планета»

1.Осень в родном городе.

2. Сад на окошке.
3.Животные из Красной книги.  

4.Чем живет планета  Земля? 5.Судьба Земли – наша судьба.    

6. Путешествие по стране.

Коллективная/индивидуальная

Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля»,  конкурс рисунков «Береги природу - наш дом»,  уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты»,  , чтение стихотворений «Природа в поэзии»,  экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», , «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду.

Формирование гражданского отношения к планете Земля. Выявление экологической ситуации на планете, сопричастность каждого к будущему Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Пути решения экологических проблем города.

6

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы

Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы

рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...

программа по ВУД "Я-гражданин России" 1-4 классы

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения.  Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу От...

Рабочая программа кружка "Я гражданин России" для 2 класса. Горский. ПНШ.

Рабочая программа кружка "Я гражданин России" с КТП для 2 класса и УДД. Горский. ПНШ....

«Я – гражданин России» рабочая программа 4 класс

laquo;Я – гражданин России» рабочая программа 4 класс...