«Я – гражданин России» рабочая программа 3 класс
рабочая программа (3 класс)
«Я – гражданин России» рабочая программа 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа: " Я гражданин России" 3 класс | 47.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол от _________№ ____ | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы __________Н.С.Потягова Приказ от __________№ ____ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Направление «Духовно - нравственное »
3 класс
2019 –2020 учебный год
Учитель: Коршункова Дина Яковлевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от _________________________ № _____
Руководитель ММО _________( Ларченкова И.В.)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России» для третьего класса на 2019-2020 учебный год составлена на основе авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Объём программы:34 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
2.Планируемые результаты освоения предмета внеурочной деятельности.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентацтя на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в обществе;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивый интерес к изучению человека, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- целостное представление об обществе как компоненте единого мира
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающийся научится:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- строить краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные
Обучающийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны, родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники, международное сотрудничество, история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе, (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, международные праздники. Общечеловеческие проблемы и ценности, достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, к Конституции и законам Российской
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного заведения, формирование начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: формирование представлений об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации
Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.
Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).
Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Программа рассчитана на обучающихся 3 класса. Обучающиеся достигнут к концу года результаты 2 уровня.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Я и Я | 4 |
2 | Я и семья | 5 |
3 | Я и культура | 4 |
4 | Я и школа | 6 |
5 | Я и моё Отечество | 9 |
6 | Я и планета | 6 |
7 | ||
Итого: | 34 |
5.Календарно-тематическое планирование в 3 классе
«Россия – Родина моя» - 34ч.
№ № | Тема занятия | Дата по плану | Фактически |
1 | Урок милосердия и доброты. | ||
2 | Знакомства с символами Российского государства. | ||
3 | Мой класс – моя семья. | ||
4 | Мои права и обязанности. | ||
5 | Ты и твои друзья. | ||
6 | В гостях у предков. | ||
7 | Наша страна – Россия. | ||
8 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. | ||
9 | Вежливая улица. | ||
10 | Животные из Красной книги. | ||
11 | Доброта в стихах и сказках. | ||
12 | Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | ||
13 | Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. | ||
14 | Люблю тебя, моя Россия. | ||
15 | Мои любимые книги. | ||
16 | Уважения достойны. |
| |
17 | Моя семья – моя радость. | ||
18 | По каким правилам мы живем. | ||
19 | Конституция – основной закон жизни страны. | ||
20 | Флаги России. | ||
21 | Для чего я рожден? | ||
22 | Чем живет планета Земля? | ||
23 | Мастерская по изготовлению сувениров. | ||
24 | Богатыри земли Русской. | ||
25 | Там, где погиб неизвестный солдат. | ||
26 | Они служили в Армии. |
| |
27 | Мой папа – мастер на все руки. | ||
28 | Мамины помощники. | ||
29 | У моих родителей – золотые руки. | ||
30 | Быть человеком. | ||
31 | Дорогая моя столица. | ||
32 | Спешите творить добро! | ||
33 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. | ||
34 | Путешествие по стране. |
4.Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс ««Россия – Родина моя»»
№ п/п | Тематический блок раздел курса | Основное содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности | Количество часов | |
1 | “Я и я” | 1.Кому нужна моя помощь? 2.Кто что любит и умеет делать. 4. Для чего я рожден?.
| Коллективная/индивидуальная Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте, беседы по профориентации. Конкурс -викторина», лекция «Права и обязанности ребенка» | Прослеживать маршрут экскурсии. Моделировать маршрут, используя фотографии . Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.. Узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом . Учатся конструктивному взаимодействию в коллективе. Раскрывают сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении. | 4 | |
2. |
«Я и семья» | 1.В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. 3.Моя семья – моя радость. 4 У моих родителей – золотые руки. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы рассказов «Об отце говорю с уважением» «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», праздники «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, | Узнают о о традициях семьи при выборе имени для ребенка, разных профессиях, создают презентации о профессиях родителей, дедушек, бабушек, сбор материала. Знакомятся с блюдами разных народов. Умеют назвать 2-3 праздника своей семьи, рассказать об одном из семейных праздников . Имеют представление о ценностях, которые объединяют все народы. Оформляют материал о своей семье в виде плаката или страниц портфолио. | 5 | |
3. | « Я и культура» | 1.Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: праздник осени,экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы | Создают Проект «Музей путешествий» Словесно описывают памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии, поют песни, декламируют стихи о Родине. Узнают, что такое интерьер и имеют представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом. | 4 | |
4. |
.“Я и школа» | 1.Мой класс – моя семья. 2. Мои права и обязанности. Школьный Устав. 3. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. 4.Вежливая улица. 5. По каким правилам мы живем. | Коллективная/индивидуальная
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс устных сочинений «Наша школа в будущем», ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», трудовой десант «Укрась территорию школы», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании. беседа «Об ответственности несовершеннолетних, | Знакомятся с общечеловеческими нормами нравственности. Учатся приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища. Стремятся быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым. Усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе. | 6 | |
5. | .“Я и мое Отечество” | 1.Урок милосердия и доброты. 2.Знакомства с символами Российского государства. 3.Наша страна – Россия. Село, в котором я живу. 4.Конституция – основной закон жизни страны. 5.Флаги России. 8.Там, где погиб неизвестный солдат. 9. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. Конкурс стихов. Конкурс песен. Изготовление открыток. КВН | Учатся показывать на карте России её границы и пограничные государства. Убеждаются, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовят сообщения о других странах. Узнают названия культурных и исторических памятников своей местности; об истории своего поселка.. Изготавливают бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических событий, памятников культуры | 9 | |
6. | .“Я и планета» | 1.Осень в родном городе. 2. Сад на окошке. 4.Чем живет планета Земля? 5.Судьба Земли – наша судьба. 6. Путешествие по стране. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», , чтение стихотворений «Природа в поэзии», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», , «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду. | Формирование гражданского отношения к планете Земля. Выявление экологической ситуации на планете, сопричастность каждого к будущему Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Пути решения экологических проблем города. | 6 | |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...
Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы
Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...
программа по ВУД "Я-гражданин России" 1-4 классы
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу От...
Рабочая программа кружка "Я гражданин России" для 2 класса. Горский. ПНШ.
Рабочая программа кружка "Я гражданин России" с КТП для 2 класса и УДД. Горский. ПНШ....
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
«Я – гражданин России» рабочая программа 4 класс
laquo;Я – гражданин России» рабочая программа 4 класс...