Классный час "Права и обязанности"
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час в 4 классе "Мы изучаем права и обязанности детей"
Цель:
закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
формировать уважительное отношение друг к другу.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Я вижу ваши внимательные глазки. Полный порядок на партах. Значит мы можем начинать наш классный час.
2. Сценка «Игра».
(Показывают дети)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Руслан: Давайте поиграем в войну!
Даниил: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Руслан, полицейским. А ты, Лёшка, будешь бандито
Лёша: А я не хо
Даниил: Чего не хочешь
Лёша: Играть в войну.
Руслан: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Лёша: Я не хочу.
Даниил: Захочешь.
Лёша: Что же вы меня заставите?
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Руслан и Даниил? Почему они не правы? Прав ли Лёша?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)
– Может, кто догадался о теме нашего разговора?
3. Объявление темы и постановка цели занятия:
Сегодня мы и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
Слайд 1
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер. Их нормы не обязательны для исполнения.
Слайд 2
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. (Толковый словарь Ожегова)
Конституция Российской Федерации (главный закон государства)…
4. Права ребенка
Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят: Слайды 3,4.5.6.7
— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.
Что же оно означает? (никто не может отнять жизнь человека, пытаться его убить)
-право на достойную жизнь.
а) возможность бесплатно получать хорошее образование.
П.У. Ага , а вот мой брат не набрал баллов на ЭГЭ и учится платно.
А когда ученик получит большее количество баллов на ЕГЭ? (Учится, старается все 11 лет учёбы в школе. Государство бесплатной учёбой в ВУЗе награждает ученика за старание и стремление к успешной учёбе).
Б)Право на медицинское обслуживание
П.У Ага, а мне вчера за деньги зуб удалили
К сожалению, некоторые медицинские услуги в нашей стране платные, но в основном наша медицина обслуживает население страны бесплатно. Если вам требуется медицинская помощь, вы не задумываясь идёте на приём к врачу или вызываете его домой. В каждой школе тоже есть доктор, который окажет вам необходимую помощь.
В) Право на отдых, игры, досуг, на всестороннее развитие.
П.У. А я вот вчера вечером хотела отдохнуть, на диванчике поваляться. А мне стих надо было учить, математику делать. Где же оно мое право на отдых.
-А как вы понимаете право на всестороннее развитие?
-Дети могут заниматься в художественной, музыкальной школе, посещать спортивные секции.
- Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность.
П.У. А как же преступники, ведь их сажают в тюрьмы.
Никто не может ни с того, ни с сего задержать человека, посадить его в тюрьму, избить. Да, но человека можно назвать преступником только после того, как будет доказана его вина в зале суда. И тогда за своё преступление, за то, что пошёл против общества, нарушил правила и права, человек будет наказан – временно лишён свободы.
П.У ладно, вы меня убедили, что права у нас в государстве соблюдаются
- права на защиту чести и достоинства.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Действительно, иногда лживым, грубым словом можно обидеть, оскорбить другого человека, запятнать его честное имя. Обиженный человек имеет право защищать свои права и добиваться справедливости
-Право на свободу слова
- Право на имя.
Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились, и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина
5. Права школьников (карточки)
Ученик имеет право на :
1. Откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и школы, если это не унижает чего-либо достоинства.
2. Открытую оценку своих знаний по каждому предмету исключительно в соответствии со знаниями и умениями.
3. Уважение своей личной жизни и достоинства.
4. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях и делах.
5. Отдых в перерывах между уроками.
5."Сказочная викторина"
Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
« Колобок»
- Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
- Как называется эта сказка? Кто её написал?
Рус. нар. сказка "Маша и Медведь".
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?
(Не имеешь права лишать меня свободы)
«Лиса и Заяц»
- Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).
- Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).
«Золушка» Шарль Перо
- Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
-Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".
6. Обязанности.
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Из словаря Ожегова: «ОБЯЗАННОСТЬ-это круг действий, возложенных на кого-нибудь. и безусловных для выполнения»
Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
· Уважать права, честь и достоинство всех участников;
· Прилежно учиться;
· Иметь аккуратный вид;
· Соблюдать правила техники безопасности;
· Беречь школьное здание, оборудование;
· Придерживаться общепринятых правил поведения;
· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
7. Анализ ситуаций
Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)
Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).
Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
8. Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Все: Он на свете не один!
ТОВАРИЩИ ДЕТИ!
Будьте бдительны!
Права свои знайте,
А обязанности не забывайте!
13. Рефлексия
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила ПБ знать обязан"
Данный классный час был проведён в рамках конкурса на лучший классный час по ПБ. По итогам конкурса данное мероприятие было удостоено 2 места....
Классный час "Мои права и обязанности"
Каждый человек имеет права и обязанности. Дети тоже должны знать об этом. Данный классный час помогает обучающимся познакомиться со своими правами и обязанностями. ...
Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Формировать представ...
Внеурочная деятельность. Классный час в 4 классе « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Классный час по теме "Права и обязанности" с использованием художественной литературы....
Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о т...
Классный час «Наши обязанности»
Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа.Мотив...