Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивно-оздоровительный кружок"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спотивно-оздоровительного направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.52 КБ |
![]() | 46.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол от «» 2016г. № | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____/Мазуренко Л.И../ «____»__________2016г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ УВК №1 «Школа – гимназия» Приказ от «___»____2016г. № ___ ____________ Н.Г. Лысенко |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности « Спортивно – оздоровительный кружок» 4-Б класс
Учитель: Стрельцова Ирина Германовна
Количество часов: 34
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий:Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся; удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи направлены на:
- формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Актуальность и практическая значимость
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих детей начальной школы наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину, через изучение традиций и обычаев тогоили иного этноса. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностьюнародов на уроках физической культуры является народная игра. Главная задача педагога — научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение.
Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов ритмики, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть
возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Вид программы- кодификационная
Наполняемость группы – 10-20 человек.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
Психологические особенности школьника.
Психологические особенности учащихся связаны с развитием индивидуально - психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.
Прогнозируемые результаты
Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
Формирования у детей и уверенности в своих силах
Воспитание толерантности.
Умение применять игры самостоятельно
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей : на соревнованиях, на конкурсах, эстафетах, проектная деятельность.
Учебно-тематический план
№п/п Всего часов | Дата | Название игры | Содержание деятельности | ||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности (фронт.) | Практическая часть занятия /форма организации деятельности (групп., фронт., по выб.) | Воспитательная работа | |||
1 | Вводное теоретическое занятие | Познакомиться с техникой безопасности на занятиях; с правилом поведения на кружке. | Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья. | ||
2-4 | Лапта, игры по выбору | Устанавливатьвзаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | Формировать навыки игры в лапту. | ||
5 | «Дедушка Мазай» | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма | Воспитывать интерес –кразличными подвижными играми: в помещении, на свежем воздухе, с предметами | |
6 | «Уголки» | ||||
7 | «Два Мороза» | ||||
8 | «Третий лишний» | ||||
9 | Познавательная беседа «Игры народов мира» | Познакомить детей с играми народов мира; с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину | Познакомить детей с играми народов мира; с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину | Воспитывать интерес –кразличными подвижными играми: в помещении, на свежем воздухе, с предметами | |
10 | Мордовская народная игра «Ворона». | ||||
11 | Эстонская народная игра «Сторож» | ||||
12 | Русская народная игра «Жмурки» | ||||
13 | «Весёлые старты» | Совершенствование навыков в беге с изменением направления. | Воспитывать интерес кразличными подвижными играми: в помещении, на свежем воздухе, с предметами | ||
14 | «Караси и щуки» | . | Развивать ловкость, чувство коллективизма. | ||
15 | «Мяч среднему» | Совершенствование навыка ловли и передачи мяча. | Совершенствование навыка ловли и передачи мяча. | ||
16 | «Мяч ловцу» | ||||
17 | Викторина с элементами видеороликов. «Зимние виды спорта» | Прививать интерес детей к зимним видам спорта. Познакомить с некоторыми зимними играми | |||
18-19 | «Снежная крепость» | Совершенствовать навыки отталкивания ногой, воспитывать чувства равновесия и улучшать координацию, ловеость, меткость | |||
20-21 | «Зимние игры» | ||||
22 | «Кто дальше?» | ||||
23 | «Весёлые туристы» | Познакомить с правилами поведения в походе | Интерактивная игра | Прививать интерес к туризму; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки. | |
24 | «В гостях у Нептуна» | Приобщение детей к здоровому образу жизни | |||
25 | «Астронавты» | . | Развитие координационных способностей | Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья. | |
26 | «Спортландия» | ||||
27 | «Морские волки» | Усвоение детьми навыков преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий | |||
28 | «Арам шимшим» | ; | закрепить и расширить индивидуальный фонд основных жизненно важных двигательных умений и навыков, приобретенный ранее, обучить начальным знаниям в области физической культуры | ||
29 | «А какой твой цвет?» | ||||
30 | «Застывшее королевство» | ||||
31 | «Малайский волейбол» | ||||
32 | «Салки с защитником» | ||||
33-34 | Итоговые занятия | Совместно договариватьсяо понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками | Приобщение детей к здоровому образу жизни |
4 класс
Содержание учебного курса
Игры на свежем воздухе Разучивание игр «Лапта»,»Снежная крепость», «Арам шим, шим.», «А кто твой цвет?», «Застывшее королевство», «Малайский волейбол», «Салки с защитником» Игры-догонялки. «Дедушка Мазай», «Уголки», «Два Мороза», «Третий лишний»Игры народов мира. Мордовская народная игра «Ворона», эстонская народная игра «Сторож», русская народная игра «Жмурки». Игры на внимание. «Весёлые старты», «Караси и щуки», «Мяч среднему», «Мяч ловцу»Занятия-инсценировки. «В гостях у Нептуна», «Весёлые туристы», «Астронавты», «Спортландия», «Морские волки»
Планируемые результаты
Личностнымирезультатами являютсяследующиеумения:
–оценивать поступки людей, жизненныеситуациисточкизренияобщепринятыхнормиценностей;оцениватьконкретныепоступкикакхорошиеили плохие;
–умение выражать своиэмоции;
–пониматьэмоциидругих людей, сочувствовать,сопереживать;
Метапредметнымирезультатамиявляетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).
РегулятивныеУУД:
определять иформироватьцель деятельностиспомощьюучителя;
–проговариватьпоследовательностьдействийво время занятия;
–учитьсяработатьпоопределенному алгоритму
ПознавательныеУУД:
– умение делатьвыводыврезультатесовместнойработыклассаиучителя;
КоммуникативныеУУД:
–умениеоформлятьсвоимысливустнойформе
–слушать ипонимать речь других;
–договариватьсясодноклассникамисовместносучителемоправилахповеденияиобщенияиследоватьим;
– учитьсяработатьв паре, группе;выполнятьразличныероли
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
К концу 4 класса учащиеся должны:
понимать:
- роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
знать:
- названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
- правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
- правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
- терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;
уметь:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
- выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
- выражать в движении характер музыки и ее настроение;
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных игра
Ожидаемые результаты
- Созданы необходимые условия для осуществления оздоровительных мероприятий
- Оптимизирована работа с родителями.
- Повышены представления у детей о здоровом образе жизни.
- Создана система оздоровительной работы с детьми.
- Снижен уровень заболеваемости
Материально – техническое обеспечение:
Малые и большие мячи, скакалки, канат, скамейки гимнастические, обручи, гантели 1 кг, диски СD с фонограммами, музыкальный центр.
Порядок работы с играми: - Название игры - Знакомство с содержанием игры - Объяснение правил игры - Разучивание игры - Проведение игры.
Рекомендуемая литература.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия»
- Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
- Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» методическое пособие – Творческий центр СФЕРА Москва 2005
- И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш!» книга для работников дошкольных учреждений и родителей. – Москва «Просвещение» 1992
- Журнал «Начальная школа» за 2008 год №4 Н.Н. Макаринова. Народные игры на уроках физической культуры
- Журнал «Начальная школа» за 2008 год №9 В.В. Лаврентьев. Подвижные игры
- Журнал «Начальная школа» за 2010 год №8 Д.А. Антуфьев, С.Л. Антуфьева. Эмоциональная зарядка на весь день
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол от «» 2016г. № | СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____/Мазуренко Л.И../ «____»__________2016г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ УВК №1 «Школа – гимназия» Приказ от «___»____2016г. № ___ ____________ Н.Г. Лысенко |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности « Спортивно – оздоровительный кружок» 4-Б класс
Учитель: Стрельцова Ирина Германовна
Количество часов: 34
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий:Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся; удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи направлены на:
- формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Актуальность и практическая значимость
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих детей начальной школы наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину, через изучение традиций и обычаев тогоили иного этноса. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностьюнародов на уроках физической культуры является народная игра. Главная задача педагога — научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение.
Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов ритмики, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть
возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Вид программы- кодификационная
Наполняемость группы – 10-20 человек.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
Психологические особенности школьника.
Психологические особенности учащихся связаны с развитием индивидуально - психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.
Прогнозируемые результаты
Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
Формирования у детей и уверенности в своих силах
Воспитание толерантности.
Умение применять игры самостоятельно
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
- Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей : на соревнованиях, на конкурсах, эстафетах, проектная деятельность.
Учебно-тематический план
№п/п Всего часов | Дата | Название игры | Содержание деятельности | ||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности (фронт.) | Практическая часть занятия /форма организации деятельности (групп., фронт., по выб.) | Воспитательная работа | |||
1 | Вводное теоретическое занятие | Познакомиться с техникой безопасности на занятиях; с правилом поведения на кружке. | Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья. | ||
2-4 | Лапта, игры по выбору | Устанавливатьвзаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | Формировать навыки игры в лапту. | ||
5 | «Дедушка Мазай» | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения | Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма | Воспитывать интерес –кразличными подвижными играми: в помещении, на свежем воздухе, с предметами | |
6 | «Уголки» | ||||
7 | «Два Мороза» | ||||
8 | «Третий лишний» | ||||
9 | Познавательная беседа «Игры народов мира» | Познакомить детей с играми народов мира; с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину | Познакомить детей с играми народов мира; с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину | Воспитывать интерес –кразличными подвижными играми: в помещении, на свежем воздухе, с предметами | |
10 | Мордовская народная игра «Ворона». | ||||
11 | Эстонская народная игра «Сторож» | ||||
12 | Русская народная игра «Жмурки» | ||||
13 | «Весёлые старты» | Совершенствование навыков в беге с изменением направления. | Воспитывать интерес кразличными подвижными играми: в помещении, на свежем воздухе, с предметами | ||
14 | «Караси и щуки» | . | Развивать ловкость, чувство коллективизма. | ||
15 | «Мяч среднему» | Совершенствование навыка ловли и передачи мяча. | Совершенствование навыка ловли и передачи мяча. | ||
16 | «Мяч ловцу» | ||||
17 | Викторина с элементами видеороликов. «Зимние виды спорта» | Прививать интерес детей к зимним видам спорта. Познакомить с некоторыми зимними играми | |||
18-19 | «Снежная крепость» | Совершенствовать навыки отталкивания ногой, воспитывать чувства равновесия и улучшать координацию, ловеость, меткость | |||
20-21 | «Зимние игры» | ||||
22 | «Кто дальше?» | ||||
23 | «Весёлые туристы» | Познакомить с правилами поведения в походе | Интерактивная игра | Прививать интерес к туризму; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки. | |
24 | «В гостях у Нептуна» | Приобщение детей к здоровому образу жизни | |||
25 | «Астронавты» | . | Развитие координационных способностей | Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья. | |
26 | «Спортландия» | ||||
27 | «Морские волки» | Усвоение детьми навыков преодоления вертикальных и горизонтальных препятствий | |||
28 | «Арам шимшим» | ; | закрепить и расширить индивидуальный фонд основных жизненно важных двигательных умений и навыков, приобретенный ранее, обучить начальным знаниям в области физической культуры | ||
29 | «А какой твой цвет?» | ||||
30 | «Застывшее королевство» | ||||
31 | «Малайский волейбол» | ||||
32 | «Салки с защитником» | ||||
33-34 | Итоговые занятия | Совместно договариватьсяо понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками | Приобщение детей к здоровому образу жизни |
4 класс
Содержание учебного курса
Игры на свежем воздухе Разучивание игр «Лапта»,»Снежная крепость», «Арам шим, шим.», «А кто твой цвет?», «Застывшее королевство», «Малайский волейбол», «Салки с защитником» Игры-догонялки. «Дедушка Мазай», «Уголки», «Два Мороза», «Третий лишний»Игры народов мира. Мордовская народная игра «Ворона», эстонская народная игра «Сторож», русская народная игра «Жмурки». Игры на внимание. «Весёлые старты», «Караси и щуки», «Мяч среднему», «Мяч ловцу»Занятия-инсценировки. «В гостях у Нептуна», «Весёлые туристы», «Астронавты», «Спортландия», «Морские волки»
Планируемые результаты
Личностнымирезультатами являютсяследующиеумения:
–оценивать поступки людей, жизненныеситуациисточкизренияобщепринятыхнормиценностей;оцениватьконкретныепоступкикакхорошиеили плохие;
–умение выражать своиэмоции;
–пониматьэмоциидругих людей, сочувствовать,сопереживать;
Метапредметнымирезультатамиявляетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).
РегулятивныеУУД:
определять иформироватьцель деятельностиспомощьюучителя;
–проговариватьпоследовательностьдействийво время занятия;
–учитьсяработатьпоопределенному алгоритму
ПознавательныеУУД:
– умение делатьвыводыврезультатесовместнойработыклассаиучителя;
КоммуникативныеУУД:
–умениеоформлятьсвоимысливустнойформе
–слушать ипонимать речь других;
–договариватьсясодноклассникамисовместносучителемоправилахповеденияиобщенияиследоватьим;
– учитьсяработатьв паре, группе;выполнятьразличныероли
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
К концу 4 класса учащиеся должны:
понимать:
- роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
знать:
- названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
- правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
- правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
- терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;
уметь:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
- выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
- выражать в движении характер музыки и ее настроение;
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных игра
Ожидаемые результаты
- Созданы необходимые условия для осуществления оздоровительных мероприятий
- Оптимизирована работа с родителями.
- Повышены представления у детей о здоровом образе жизни.
- Создана система оздоровительной работы с детьми.
- Снижен уровень заболеваемости
Материально – техническое обеспечение:
Малые и большие мячи, скакалки, канат, скамейки гимнастические, обручи, гантели 1 кг, диски СD с фонограммами, музыкальный центр.
Порядок работы с играми: - Название игры - Знакомство с содержанием игры - Объяснение правил игры - Разучивание игры - Проведение игры.
Рекомендуемая литература.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия»
- Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
- Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» методическое пособие – Творческий центр СФЕРА Москва 2005
- И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш!» книга для работников дошкольных учреждений и родителей. – Москва «Просвещение» 1992
- Журнал «Начальная школа» за 2008 год №4 Н.Н. Макаринова. Народные игры на уроках физической культуры
- Журнал «Начальная школа» за 2008 год №9 В.В. Лаврентьев. Подвижные игры
- Журнал «Начальная школа» за 2010 год №8 Д.А. Антуфьев, С.Л. Антуфьева. Эмоциональная зарядка на весь день
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842591-1478174693.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружок «Риторика» (художественно-эстетическое направление)
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуника...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/01/picture-945919-1664634835.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Драматический кружок "Фантазеры""
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1409511-1666617252.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Библиографический кружок» (культурологическое направление) 3 класс
Основной целью работы данного кружка является — формирование читательской компетентности, а именно осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности ка...