Тема занятия: «Золотое кольцо России»
план-конспект

Конспект внеурочного занятия

Тема занятия: «Золотое кольцо России»

Форма: Виртуальная экскурсия

 

Цель: познакомить воспитанников с достопримечательностями древних городов (Сергиев Посад, Переславль-Залесский,   Ростов Великий,  Ярославль, Кострома, Суздаль, Гусь – Хрустальный, Муром), вошедших в Золотое кольцо России.
 

Задачи:
Образовательные: 
- расширять кругозор учащихся в области исторических ценностей древних городов России.
Развивающие: 
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы, через ответы учащихся.
Воспитательные: 
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, через рассказ учителя.
 

Планируемые результаты:

Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
 

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний;
 умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; 
на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Оборудование: презентация по теме, интерактивная доска, видео.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoe_koltso_rossii.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Тема занятия: «Золотое кольцо России»

Форма: Виртуальная экскурсия

Цель: познакомить воспитанников с достопримечательностями древних городов (Сергиев Посад, Переславль-Залесский,   Ростов Великий,  Ярославль, Кострома, Суздаль, Гусь – Хрустальный, Муром), вошедших в Золотое кольцо России.

Задачи:
Образовательные: 
- расширять кругозор учащихся в области исторических ценностей древних городов России.
Развивающие: 
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы, через ответы учащихся.
Воспитательные: 
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, через рассказ учителя.

Планируемые результаты:

Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний;
 умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; 
на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
 умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация по теме, интерактивная доска, видео.

Ход занятия

Этапы занятия

Формируемые УУД

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

I.Организация

1.Приветствие. Проверка готовности к занятию

Л: выполнение правил школьного этикета

К:доброжелательный эмоциональный настрой на занятие

Р:организация рабочего места, волевая саморегуляция.

Здравствуйте ребята.

Приветствуют учителя

2. Эмоциональный настрой

П:интерес к получению новой информации

К:готовность слушать собеседника вести диалог, создание соответствующего эмоционального настроя

Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу.

Настраиваются на работу

3. Актуализация знаний, сообщение темы

Р:сосредоточенное внимание для получения новой информации  

К:готовность слушать собеседника и вести диалог

Тема нашего занятия «Золотое кольцо» России. (Слайд 1)

Узнают тему урока

4. Постановка цели

П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

К.: готовность слушать собеседника и вести диалог

Р.: определение общей цели и задачи учебной деятельности

- Недавно у вас были каникулы. Расскажите, как вы отдыхали во время каникул?
- Сегодня мы узнаем с вами ещё об одном способе отдыха. Для этого давайте отгадаем шифровку. (Слайд 2)
Цифра-это порядковый номер буквы в русском алфавите, которая зашифрована.

- Правильно, Что вы знаете о туризме? Кто такие туристы? 
 Туризм - путешествие по странам и городам с целью увидеть памятники старины природу, красивые места

- Путешествуя, туристы не только узнают много интересного, но и укрепляют свое здоровье. Как?

Правильно ребята, малоподвижный образ жизни вредит здоровью, а находясь в пути туристы много двигаются.

- Каким видом транспорта могут пользоваться туристы?

- Какие из них являются наиболее полезными для здоровья?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в туристическую поездку. А вот на чём, вам нужно отгадать.(слайд 3)
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.

- Правильно, это автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на Золотом кольце.
- Почему кольцо? И почему Золотое? В конце занятия вы сами сможете ответить на эти вопросы.

Ответы детей

20 21 18 10 9 14 

Ответы детей

 Ответы детей

(Автомобиль, поезд, теплоход,
лошадь, лыжи, пешком, велосипед, мотоцикл)

(Автобус.)

Предположения детей

автобус

II.Основная часть

К: Слушать и понимать речь других.

Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

- Сегодня мы будем с вами рассматривать достопримечательности, наблюдать, исследовать, изучать тайны древних городов России. Это значит, мы не простые с вами путешественники, мы путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут нашего путешествия.

- Посмотрите на доску, это карта «Золотого кольца» России. (слайд4)
- Назовите, города, которые входят в «Золотое

кольцо» России.

- «Золотое Кольцо» России – это один из самых популярных маршрутов, который объединяет древние города Центральной

России: Сергиев Посад, Переславль –

Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Муром. Давайте с вами посмотрим видео, о «Золотом Кольце»

( Слайд 5)

Смотрят маршрут путешествия

Перечисляют города, которые в ходят в золотое кольцо России

Город Москва

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Путешествие по «Золотому кольцу» начинается в столице нашей Родины - Москве.

( Слайд 6)
-А кто уже был в Москве?
- Какие впечатления? Что запомнилось?
- А кто же основал Москву? Кто помнит? 
- А кто помнит, в каком году?
(Слайд 7)
-
А сейчас отправимся в первый город маршрута Золотого кольца-Сергиев Посад.

Ответы детей

(Юрий Долгорукий в 1147 году)

Город Сергиев Посад

К: Слушать и понимать речь других.

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

- И вот мы прибываем в город Сергиев Посад (Слайд8)
На гербе города изображены стена и купол монастыря. (Слайд 9)
Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь и назвал его Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает «главный», самый важный монастырь на всей Руси. И он действительно был главным. Здесь монахи писали летописи, расписывали иконы.
(Слайд10, 11)

- Сергиев Посад - «столица» русской игрушки.(Слайд 12)

Здесь изготовляли игрушки разных видов. Из обычного полена делали резные игрушки. 

-Гремячий  ключ — это  уникальный памятник природы, водопад на правом берегу реки  Вондиги в Сергиево-Посадском районе.
(Слайд 13)

Художественно-педагогический
"Музей игрушки».
( Слайд 14)Здесь есть постоянные экспозиции, где последовательно и любовно прослежена история русской игрушки: народной, дворянской, индустриальной;  где наряду с ней есть возможность провести экскурс в область детской культуры Востока – Японии и Китая, можно познакомиться с отдельными образцами игрушки Германии,
Франции, Англии, Швейцарии.О возникновении игрушечного промысла в Сергиевом Посаде существует несколько легенд. По одной из них, игрушки делал сам основатель монастыря - Сергий. По другой, начало игрушечного промысла приписывают человеку по прозвищу «Татыга». Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. Подобных мастерских в посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трехсот!
(Слайд 15)
-Игрушечным символом города является матрешка
.(Слайд 16) Одна из первых российских матрешек хранится в этом музее. Вот она перед вами. Ей уже более 100 лет.

- У вас на партах лежит «Листок юного путешественника», для начала, подпишите ваш листочек, ваша задача написать достопримечательность, которая вам понравилась.

-Что же вам понравилось?

-Что значит слово «лавра»?(«главный»)

Слушают информацию о Сергиевом Посаде

Заполняют листы путешественника

Город Переславль-Залесский

Ростов Великий

К: Слушать и понимать речь других.

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

К:-активное использование речевых средств для

Следующий город, в который мы прибываем, это Переславль-Залесский.(Слайд 17) Обратите внимание на герб этого города.
-Что вы видите?
У Плещеева озера, в ста километрах от Москвы раскинулся Переславль-Залесский. Здесь в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий основал новый город. В 1302 году город был присоединен к Московскому княжеству. В 1688 г. Петр I начал строить на Плещеевом озере «потешную флотилию», положившую начало русскому флоту. Многие люди помогли развитию ремесел в городе.

Тайна плещеева озера (Слайд 18)
Жемчужина России - озеро Плещеево, изумительное по красоте и чистоте - одна из главных ценностей Переславля-Залесского. Возраст около 30 тысячи лет, глубина 25 метров, овальная форма. В глубокой древности в этих местах находились поселения мерян и славян. У подножия холмов, на берегу озера, находится знаменитый синий камень.
Синий камень. (Слайд 19)
Громадный валун ледникового происхождения, серо-синего цвета, лежит на северо-восточном берегу озера, недалеко от возвышенности, носящей название Александровой горы. Вес – 12 тонн. В древности ему поклонялись предки-язычники. Камню приносили жертвы, его украшали, водили вокруг него хороводы. С камнем велась борьба, его закапывали, топили, но безуспешно. Камень упорно возвращался на свое место.
Возьмите теперь свой
«Листок юного путешественника» и запишите, что вас удивило и  что понравилось.

- Кто основал этот город? (Юрий Долгорукий)
-А кто запомнил, в каком году? (1152 г)

- Затем наш путь лежит в Ростов Великий.         ( Слайд 20)

- На гербе города изображен олень. (Слайд 21)

Сейчас мы посмотрим видеозапись про достопримечательности Ростова. (Слайд 22) 
- Когда туристы въезжают в город они слышат колокольный звон, а вы услышали его, когда смотрели видеозапись?
- Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона?
- Церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.

- Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон.
- Самая замечательная часть города - Ростовский кремль.(Слайд 23) За белыми стенами кремля видно множество куполов церквей. Их колокола очень мелодично звучат. Ростовские звоны записаны на кассеты, диски и известны во всем мире.
- Ростов Великий славился книжными богатствами, собранными в сокровищнице ростовских князей. Ростов Великий – один из старейших русских городов. Стоит он на живописном берегу озера Неро, сохранившего свое древнее имя, данное ему ещё до прихода на эту землю славянского народа. Город является одним из туристических центров России.
- Возьмите «Листок юного путешественника», и заполните вторую строку. Какую достопримечательность вы запомнили?

-Что изображено на гербе этого города? (Олень)

- На каком озере стоит данный город?  (озеро Неро)

– Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие! (слайд)

Узнают новое о г.  Переславль-Залесский

Заполняют листы путешественника

(видеозапись)

Узнают новое о г. Ростов и его достопримечательностях

Просматривают видеозапись

Ответы обучающихся о том какие чувства вызывает колокольный звон

Заполняют листы путешественника

Город  Ярославль

К: Слушать и понимать речь других.

К:-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- А сейчас мы въезжаем в Ярославль.

(Слайд 24)

Ярославль - один из самых крупных городов «Золотого кольца». На гербе Ярославля изображен медведь, а над ним, вверху - корона. Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, зарубив боевым топором медведя.

- Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля. (Слайд 25)  Он был построен в 17 веке, у собора вытянутые главы и нет ни одного похожего фасада. Церквей в Ярославле много. И каждая - уникальна. Например, церковь Ильи Пророка – визитная карточка города – была построена в середине 17 века. Располагается она в центре старой Ильинской и нынешней Советской площади.
- Церковь Иоанна Предтечи— один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. ( Слайд 26)
Храм был построен во второй половине 17 века и считался зимним, то есть для служб в холодное время года. Пятнадцать глав церкви разбиты на три группы. Оформление стен

церкви заставляет восхищаться. (Слайд 27) Стены расписаны бесконечным числом библейских сюжетов и за счёт этого храм считается первым в христианском мире по числу стенописных изображений. Позднее была сооружена новая постройка, именно в этом стиле и была выполнена колокольня, состоящая из шести ярусов, а её высота достигает 45 метров. Храм и колокольня считаются самыми высокими в Ярославле.

- Возьмите «Листок юного путешественника», и заполните следующую строку. Какую достопримечательность вы запомнили? 

-Кто изображен на гербе этого города? (медведь)

-  Назовите самое старейшее здание Ярославля ( Собор Спасо - Преображенского монастыря.

 Узнают новое о г. Ярославль


Город Кострома

Город Суздаль

Город Гусь - Хрустальный

Город Муром

К: Слушать и понимать речь других.

К:-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

К: Слушать и понимать речь других.

Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

К: Слушать и понимать речь других.

Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образовани

К:-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- А сейчас мы въезжаем в Кострому.
( Слайд 28)
На гербе Костромы изображен корабль.
Своё название город получил по имени славянской богини весны и плодородия. Улицы Костромы расположены в виде веера. (слайд) Есть легенда, которая это объясняет: когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город сделали таким необычным. (Слайд 29)
- Этот город считают родиной Снегурочки.(Слайд 30) 
- Гордость Костромы – каменная церковь Воскресения, построенная в средине семнадцатого века.(Слайд 31)  У неё богатая и пышная отделка. Особенно хорош храм со стороны парадных ворот ограды. Они немного массивные, но от этого и выглядят царственно и торжественно. 
- Возьмите «Листок юного путешественника», и заполните следующую строку. Какую достопримечательность вы запомнили? 

- Кто запомнил легенду и сможет ее рассказать?

- Кто помнит, что является гордостью Костормы? ( каменная церковь Воскресения)

- Посмотрите, мы приближаемся к какому-то городу, а к какому, вы должны угадать, разгадав ребус.(Слайд 32)

- Как называется этот самолет? (СУ)

- Почему самолеты так называются? (в честь конструктора или испытателя, по первым буквам фамилии)

- Рассмотрите вторую иллюстрацию.

- Где находится человек? (далеко, в дали)

- В какой же город мы прилетели? (Суздаль) (Слайд 33) 

Основной фигурой герба Суздаля является золотой сокол. Он символизирует Суздальскую землю, имеющую богатейшую историю.  Корона на голове сокола подчёркивает особую роль Суздаля в истории Древнерусского государства. Два колоса в основании герба показывают район как развитый сельскохозяйственный регион. Золото - символ богатства, урожая. Красный цвет символизирует силу, мужество. Синий - символ чести, славы. Этот город основан князем Юрием Долгоруким в 1147 году.(Слайд 34). Суздаль - всемирно известный город - музей.  Достопримечательности Суздаля расположены по всей его территории. Городок уютно разместился на обоих берегах речки Каменки. На небольшой его площади находится  200 памятников архитектуры и истории. На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль» (Слайд 35), и начал строиться этот город.

Запишите в «Листке юного путешественника» что вам запомнилось.

-Назовите основную фигуру на гербе этого города?( золотой сокол)

- Кто помнит, кто основал этот город? ( Юрий Долгорукий)

- А мы отправляемся дальше.

И следующий город, в который мы отправляемся, это Гусь – Хрустальный.

( Слайд 36)

Город Гусь-Хрустальный появился благодаря хрустальной фабрике, которая принадлежала дворянскому роду Мальцовых.(Слайд 37) В 1756 году купцы Мальцовы на реке Гусь начали строительство фабрики, которая осталась и до

наших времен. Там производят прекрасную хрустальную посуду. Фабрика Мальцовых повлияла и на герб города. Раньше гербы для русских городов назначались Екатериной II. Но тогда Гусь-Хрустальный не был еще городом, он был маленькой деревней, поэтому герба не получил. Но эмблема уже начинала появляться. И когда город включили в состав Золотого Кольца России,  он получил свой герб.

В красно-синем прямоугольнике находится белый взлетающий гусь.

- Ребята, вспомните, что символизирует красный цвет? Синий? (Красный цвет символизирует силу, мужество. Синий - символ чести, славы)

- Я предлагаю посетить эту знаменитую фабрику хрусталя.

- Внимательно посмотрите видеоролик. После

расскажите, какие изделия вы запомнили.(Слайд 38)

- Какие изделия есть на фабрике?

- Изделия, каких веков, имеются на фабрике?

 Запишите, то, что вам понравилось в этом городе в нашем «Листе путешественника»

Следующий и последний город в котором мы сегодня побываем, это город Муром.
(Слайд 39)

- Муром - один из древнейших городов России. Со стороны реки Оки открывается прекрасный вид на церкви и монастыри города Мурома. Очень красивый вид на муромский мост через Оку. Недавно он был признан самым красивым мостом России, и является достопримечательностью мирового уровня, которой может гордится вся страна. Из этих мест родом славный богатырь Илья Муромец, Святые князья Петр и Феврония, в честь которых есть праздник «Семьи, любви и верности». Славится Муром своими калачами особой формы, которые появились на гербе по указу Екатерины.
- По легенде Екатерину Вторую, проезжавшую через Муром, угостили калачами, изготовленными по особому рецепту. Калачи так понравились императрице, что она решила включить их в городской герб.

- Посмотрите на герб, что обозначают красный и синий цвет герба? (Красный цвет символизирует силу, мужество. Синий - символ чести, славы)

- Лев символизирует силу, храбрость, власть.

- Ребята, как вы думаете, почему этот город так назван?

-Что вы знаете об Илье Муромце?

- Илья Муромец действительно жил неподалеку от Мурома, в селе Карачарово. Именно здесь в XII веке родился силач по прозвищу «Чобиток», 33 года богатырь не «владел» руками и ногами и лежал на печи, а затем получил чудесное исцеление от старцев и пошёл сражаться со Змием. Илья Муромец уехал в стольный Киев-град и поступил на службу к князю Владимиру Красное Солнышко.

- В селе Карачарово сохранились следы пребывания богатыря. Здесь стояла его изба (о чём напоминает мемориальная доска)
(Слайд 40), и до сих пор бьют родники, возникшие в том месте, где богатырский конь ударил копытами.

Во дворе музея лежит огромный дубовый пень, а табличка, установленная рядом с ним, гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем.(Слайд 41)
- Итак, ребята, ответьте на вопросы.

- Какое прозвище имел настоящий Илья Муромец?

- Кто был внимательным и запомнил, кто еще родом из города Мурома?  

Слушают информацию о г. Кострома

Заполняют листы путешественника

Разгадывают ребус

 

Слушают информацию о г. Суздаль

Заполняют листы путешественника

Узнают новое о г.  Гусь – Хрустальный.

Просматривают видеоролик

Отвечают на вопросы по видео ролику

Слушают о г. Муроме

там жил Илья Муромец

Чобиток

Святые  Петр и Феврония

III.

1.Оценка деятельности детей

Л:развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, самооценка

К:формирование умения понимать причину успеха и не успеха

Р: понимание, что оценка должна быть адекватна результату

А теперь проверим, как вы меня слушали.(Слайд 42,43)

- На гербе города изображен олень.

- На гербе этого города изображен медведь.–

Этот город считают родиной Снегурочки.

Звоны этого города записаны на кассеты и диски.

Ростов

Ярославль

Кострома

Ростов

2.Подведение итогов (содержательный аспект)

Л:развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

К:радость от совместной интересной работы

Р:активное использование речевых средств

На этом наше путешествие заканчивается.

-Понравилось ли вам путешествовать?

-Как называют туристический маршрут, по которому мы с вами сегодня путешествовали?

- Перечислите города, которые входят в «Золотое кольцо» России.

-Чем славятся эти города? 

-Какие чувства вы испытали?

- Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?
Молодцы ребята, всем спасибо, вы сегодня были внимательные, активными, занятие закончено, до свидания.

«Золотое кольцо» России

Сергиев Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома

ответы обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема урока "Золотое кольцо России",3 класс

Конспект урока по оружающему миру в 3 классе, на тему "Золотое кольцо России",...

Презентация к уроку окружающего мира. Тема урока "Золотое кольцо России",3 класс

В презентации выделены основные моменты урока, которые способствуют лучшему запоминанию информации и служит как наглядное пособие....

Презентация к уроку окружающий мир по теме : "Города Золотого кольца России"

Золотое кольцо. Переславль-Залесский. Достопримечательности....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Проект - Золотое кольцо России"" - 3 класс

Тема урока: Проект «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся знаний о городами входящие в «Золотое коль...

Урок по теме "По Золотому кольцу России"

Конспект урока по окружающему миру...

Окружающий мир Тема урока «Золотое кольцо России»

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у учащихся о городах России, которые называются золотым кольцо...