Тема занятия: «Золотое кольцо России»
план-конспект
Конспект внеурочного занятия
Тема занятия: «Золотое кольцо России»
Форма: Виртуальная экскурсия
Цель: познакомить воспитанников с достопримечательностями древних городов (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Гусь – Хрустальный, Муром), вошедших в Золотое кольцо России.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор учащихся в области исторических ценностей древних городов России.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы, через ответы учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, через рассказ учителя.
Планируемые результаты:
Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний;
умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация по теме, интерактивная доска, видео.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_koltso_rossii.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
Тема занятия: «Золотое кольцо России»
Форма: Виртуальная экскурсия
Цель: познакомить воспитанников с достопримечательностями древних городов (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Гусь – Хрустальный, Муром), вошедших в Золотое кольцо России.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор учащихся в области исторических ценностей древних городов России.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы, через ответы учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, через рассказ учителя.
Планируемые результаты:
Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний;
умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация по теме, интерактивная доска, видео.
Ход занятия
Этапы занятия | Формируемые УУД | Деятельность классного руководителя | Деятельность обучающихся |
I.Организация 1.Приветствие. Проверка готовности к занятию | Л: выполнение правил школьного этикета К:доброжелательный эмоциональный настрой на занятие Р:организация рабочего места, волевая саморегуляция. | Здравствуйте ребята. | Приветствуют учителя |
2. Эмоциональный настрой | П:интерес к получению новой информации К:готовность слушать собеседника вести диалог, создание соответствующего эмоционального настроя | Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. | Настраиваются на работу |
3. Актуализация знаний, сообщение темы | Р:сосредоточенное внимание для получения новой информации К:готовность слушать собеседника и вести диалог | Тема нашего занятия «Золотое кольцо» России. (Слайд 1) | Узнают тему урока |
4. Постановка цели | П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности К.: готовность слушать собеседника и вести диалог Р.: определение общей цели и задачи учебной деятельности | - Недавно у вас были каникулы. Расскажите, как вы отдыхали во время каникул? - Правильно, Что вы знаете о туризме? Кто такие туристы? - Путешествуя, туристы не только узнают много интересного, но и укрепляют свое здоровье. Как? Правильно ребята, малоподвижный образ жизни вредит здоровью, а находясь в пути туристы много двигаются. - Каким видом транспорта могут пользоваться туристы? - Какие из них являются наиболее полезными для здоровья? - Правильно, это автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на Золотом кольце. | Ответы детей 20 21 18 10 9 14 Ответы детей Ответы детей (Автомобиль, поезд, теплоход, Предположения детей автобус |
II.Основная часть | К: Слушать и понимать речь других. Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования | - Сегодня мы будем с вами рассматривать достопримечательности, наблюдать, исследовать, изучать тайны древних городов России. Это значит, мы не простые с вами путешественники, мы путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут нашего путешествия. - Посмотрите на доску, это карта «Золотого кольца» России. (слайд4) кольцо» России. - «Золотое Кольцо» России – это один из самых популярных маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Муром. Давайте с вами посмотрим видео, о «Золотом Кольце» ( Слайд 5) | Смотрят маршрут путешествия Перечисляют города, которые в ходят в золотое кольцо России |
Город Москва | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | Путешествие по «Золотому кольцу» начинается в столице нашей Родины - Москве. ( Слайд 6) | Ответы детей (Юрий Долгорукий в 1147 году) |
Город Сергиев Посад | К: Слушать и понимать речь других. П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | - И вот мы прибываем в город Сергиев Посад (Слайд8) - Сергиев Посад - «столица» русской игрушки.(Слайд 12) Здесь изготовляли игрушки разных видов. Из обычного полена делали резные игрушки. -Гремячий ключ — это уникальный памятник природы, водопад на правом берегу реки Вондиги в Сергиево-Посадском районе. Художественно-педагогический - У вас на партах лежит «Листок юного путешественника», для начала, подпишите ваш листочек, ваша задача написать достопримечательность, которая вам понравилась. -Что же вам понравилось? -Что значит слово «лавра»?(«главный») | Слушают информацию о Сергиевом Посаде Заполняют листы путешественника |
Город Переславль-Залесский Ростов Великий | К: Слушать и понимать речь других. П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями К:-активное использование речевых средств для | Следующий город, в который мы прибываем, это Переславль-Залесский.(Слайд 17) Обратите внимание на герб этого города. Тайна плещеева озера (Слайд 18) - Кто основал этот город? (Юрий Долгорукий) - Затем наш путь лежит в Ростов Великий. ( Слайд 20) - На гербе города изображен олень. (Слайд 21) Сейчас мы посмотрим видеозапись про достопримечательности Ростова. (Слайд 22) - Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон. -Что изображено на гербе этого города? (Олень) - На каком озере стоит данный город? (озеро Неро) – Мы снова садимся в автобус и продолжаем путешествие! (слайд) | Узнают новое о г. Переславль-Залесский Заполняют листы путешественника (видеозапись) Узнают новое о г. Ростов и его достопримечательностях Просматривают видеозапись Ответы обучающихся о том какие чувства вызывает колокольный звон Заполняют листы путешественника |
Город Ярославль | К: Слушать и понимать речь других. К:-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | - А сейчас мы въезжаем в Ярославль. (Слайд 24) Ярославль - один из самых крупных городов «Золотого кольца». На гербе Ярославля изображен медведь, а над ним, вверху - корона. Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, зарубив боевым топором медведя. - Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля. (Слайд 25) Он был построен в 17 веке, у собора вытянутые главы и нет ни одного похожего фасада. Церквей в Ярославле много. И каждая - уникальна. Например, церковь Ильи Пророка – визитная карточка города – была построена в середине 17 века. Располагается она в центре старой Ильинской и нынешней Советской площади. церкви заставляет восхищаться. (Слайд 27) Стены расписаны бесконечным числом библейских сюжетов и за счёт этого храм считается первым в христианском мире по числу стенописных изображений. Позднее была сооружена новая постройка, именно в этом стиле и была выполнена колокольня, состоящая из шести ярусов, а её высота достигает 45 метров. Храм и колокольня считаются самыми высокими в Ярославле. - Возьмите «Листок юного путешественника», и заполните следующую строку. Какую достопримечательность вы запомнили? -Кто изображен на гербе этого города? (медведь) - Назовите самое старейшее здание Ярославля ( Собор Спасо - Преображенского монастыря. | Узнают новое о г. Ярославль |
Город Кострома Город Суздаль Город Гусь - Хрустальный Город Муром | К: Слушать и понимать речь других. К:-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; К: Слушать и понимать речь других. Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования К: Слушать и понимать речь других. Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образовани К:-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; | - А сейчас мы въезжаем в Кострому. - Кто запомнил легенду и сможет ее рассказать? - Кто помнит, что является гордостью Костормы? ( каменная церковь Воскресения) - Посмотрите, мы приближаемся к какому-то городу, а к какому, вы должны угадать, разгадав ребус.(Слайд 32) - Как называется этот самолет? (СУ) - Почему самолеты так называются? (в честь конструктора или испытателя, по первым буквам фамилии) - Рассмотрите вторую иллюстрацию. - Где находится человек? (далеко, в дали) - В какой же город мы прилетели? (Суздаль) (Слайд 33) Основной фигурой герба Суздаля является золотой сокол. Он символизирует Суздальскую землю, имеющую богатейшую историю. Корона на голове сокола подчёркивает особую роль Суздаля в истории Древнерусского государства. Два колоса в основании герба показывают район как развитый сельскохозяйственный регион. Золото - символ богатства, урожая. Красный цвет символизирует силу, мужество. Синий - символ чести, славы. Этот город основан князем Юрием Долгоруким в 1147 году.(Слайд 34). Суздаль - всемирно известный город - музей. Достопримечательности Суздаля расположены по всей его территории. Городок уютно разместился на обоих берегах речки Каменки. На небольшой его площади находится 200 памятников архитектуры и истории. На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль» (Слайд 35), и начал строиться этот город. Запишите в «Листке юного путешественника» что вам запомнилось. -Назовите основную фигуру на гербе этого города?( золотой сокол) - Кто помнит, кто основал этот город? ( Юрий Долгорукий) - А мы отправляемся дальше. И следующий город, в который мы отправляемся, это Гусь – Хрустальный. ( Слайд 36) Город Гусь-Хрустальный появился благодаря хрустальной фабрике, которая принадлежала дворянскому роду Мальцовых.(Слайд 37) В 1756 году купцы Мальцовы на реке Гусь начали строительство фабрики, которая осталась и до наших времен. Там производят прекрасную хрустальную посуду. Фабрика Мальцовых повлияла и на герб города. Раньше гербы для русских городов назначались Екатериной II. Но тогда Гусь-Хрустальный не был еще городом, он был маленькой деревней, поэтому герба не получил. Но эмблема уже начинала появляться. И когда город включили в состав Золотого Кольца России, он получил свой герб. В красно-синем прямоугольнике находится белый взлетающий гусь. - Ребята, вспомните, что символизирует красный цвет? Синий? (Красный цвет символизирует силу, мужество. Синий - символ чести, славы) - Я предлагаю посетить эту знаменитую фабрику хрусталя. - Внимательно посмотрите видеоролик. После расскажите, какие изделия вы запомнили.(Слайд 38) - Какие изделия есть на фабрике? - Изделия, каких веков, имеются на фабрике? Запишите, то, что вам понравилось в этом городе в нашем «Листе путешественника» Следующий и последний город в котором мы сегодня побываем, это город Муром. - Муром - один из древнейших городов России. Со стороны реки Оки открывается прекрасный вид на церкви и монастыри города Мурома. Очень красивый вид на муромский мост через Оку. Недавно он был признан самым красивым мостом России, и является достопримечательностью мирового уровня, которой может гордится вся страна. Из этих мест родом славный богатырь Илья Муромец, Святые князья Петр и Феврония, в честь которых есть праздник «Семьи, любви и верности». Славится Муром своими калачами особой формы, которые появились на гербе по указу Екатерины. - Посмотрите на герб, что обозначают красный и синий цвет герба? (Красный цвет символизирует силу, мужество. Синий - символ чести, славы) - Лев символизирует силу, храбрость, власть. - Ребята, как вы думаете, почему этот город так назван? -Что вы знаете об Илье Муромце? - Илья Муромец действительно жил неподалеку от Мурома, в селе Карачарово. Именно здесь в XII веке родился силач по прозвищу «Чобиток», 33 года богатырь не «владел» руками и ногами и лежал на печи, а затем получил чудесное исцеление от старцев и пошёл сражаться со Змием. Илья Муромец уехал в стольный Киев-град и поступил на службу к князю Владимиру Красное Солнышко. - В селе Карачарово сохранились следы пребывания богатыря. Здесь стояла его изба (о чём напоминает мемориальная доска) Во дворе музея лежит огромный дубовый пень, а табличка, установленная рядом с ним, гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем.(Слайд 41) - Какое прозвище имел настоящий Илья Муромец? - Кто был внимательным и запомнил, кто еще родом из города Мурома? | Слушают информацию о г. Кострома Заполняют листы путешественника Разгадывают ребус
Слушают информацию о г. Суздаль Заполняют листы путешественника Узнают новое о г. Гусь – Хрустальный. Просматривают видеоролик Отвечают на вопросы по видео ролику Слушают о г. Муроме там жил Илья Муромец Чобиток Святые Петр и Феврония |
III. 1.Оценка деятельности детей | Л:развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, самооценка К:формирование умения понимать причину успеха и не успеха Р: понимание, что оценка должна быть адекватна результату | А теперь проверим, как вы меня слушали.(Слайд 42,43) - На гербе города изображен олень. - На гербе этого города изображен медведь.– Этот город считают родиной Снегурочки. Звоны этого города записаны на кассеты и диски. | Ростов Ярославль Кострома Ростов |
2.Подведение итогов (содержательный аспект) | Л:развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях К:радость от совместной интересной работы Р:активное использование речевых средств | На этом наше путешествие заканчивается. -Понравилось ли вам путешествовать? -Как называют туристический маршрут, по которому мы с вами сегодня путешествовали? - Перечислите города, которые входят в «Золотое кольцо» России. -Чем славятся эти города? -Какие чувства вы испытали? - Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему? | «Золотое кольцо» России Сергиев Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома ответы обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира. Тема урока "Золотое кольцо России",3 класс
Конспект урока по оружающему миру в 3 классе, на тему "Золотое кольцо России",...
Презентация к уроку окружающего мира. Тема урока "Золотое кольцо России",3 класс
В презентации выделены основные моменты урока, которые способствуют лучшему запоминанию информации и служит как наглядное пособие....
Презентация к уроку окружающий мир по теме : "Города Золотого кольца России"
Золотое кольцо. Переславль-Залесский. Достопримечательности....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Проект - Золотое кольцо России"" - 3 класс
Тема урока: Проект «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся знаний о городами входящие в «Золотое коль...
Урок по теме "По Золотому кольцу России"
Конспект урока по окружающему миру...
Окружающий мир Тема урока «Золотое кольцо России»
Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у учащихся о городах России, которые называются золотым кольцо...