Урок по теме "По Золотому кольцу России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_zolotomu_koltsu_rossii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок-путешествие.

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Класс: 3, программа «Школа России» «Окружающий мир» А.А Плешаков.

Цель: познакомить со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России.

Задачи:

Образовательная: расширить кругозор учащихся в области достопримечательностей городов.

Воспитательная: воспитывать любовь к России и своему региону, интерес к её духовному наследию.

Развивающая: развивать речь учащихся, кругозор, познавательный интерес.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.                                                                                                                                                                                  Продолжительность: 40 мин.

Авторскиймедиапродукт: презентация к уроку PowerPoint  83 слайда.

Средства обучения: презентация, физминутка для глаз, кроссворд, карта путешествия, путевые листы для учащихся.

1.  Организационный момент

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул тёплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

2.Введение в тему урока, сообщение темы и целей урока

Мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие.

А куда, вы узнаете, послушав стихотворение, которое расскажет

Карина Рудакова

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО

Города старинные,

Звон колоколов.

Словно птицы-лебеди

Суздаль и Ростов.

На широкой Волге

Тверь и Кострома,

Башенки резные,

Чудо-терема.

Города старинные

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки –

Из Ельца – матрёшки,

А из Тулы – пряники.

Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом.

(В. Степанов)

Догадались, куда мы отправимся?

Актуализация знаний.

1)Постановка проблемной ситуации.

Как вы понимаете, что такое кольцо?

Какие бывают кольца?

Почему же кольцо? Все они, соединяясь дорогами, выстраиваются  в символический круг.

Около 40 лет назад  (с начала 1970 года) несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название "Золотое кольцо России".

Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце.  

Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.

3.Самоопределение к деятельности

Почему «Золотое Кольцо» называется золотым?

На этот вопрос вы сможете мне ответить, когда вернёмся из нашего виртуального путешествия по городам Золотого кольца.

Кто в своей жизни не мечтал попутешествовать, открыть для себя что-то новое, неизведанное. Даже если эти путешествия воображаемые, они все равно интересны.

Сердце России – это ее центральная часть.

Отсюда начинается история страны.

 Она имеет ведущее значение в жизни нашего государства.

Не зря сюда стекаются туристы из разных стран.

Многие хотят посмотреть и прикоснуться к древним городам, к святыням.

Города Золотого кольца разбросаны по шести областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской.

В Золотое кольцо входят десять  основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич,  Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль и Владимир.

Какие цели вы поставите перед собой, отправляясь в путешествие?

Получение новых знаний

1)Введение в тему

У вас на партах лежат маршрутные листы.  В них будете отмечать названия городов и достопримечательности. Готовы  к путешествию?

Сегодня мы побываем в  нескольких древних русских городах, а помогать мне будут экскурсоводы.

(повесить на доску слово.)

Кто такие экскурсоводы?

Экскурсовод — это специалист, который проводит экскурсии

- Рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь.
Выезжаем и двигаемся
в Сергиев Посад

И вот мы прибываем в город Сергиев Посад.

4.Изучение нового материала

Нашим экскурсоводом будет ____________________ 

Мы покидаем Сергиев Посад, напишите название города в путеводном листе, какие запомнили достопримечательности?

Из Сергиева Посада мы направляемся в город …Переславль –Залесский.

Здесь экскурсоводом буду я.

Переславль-Залесский

Город Переславль-Залесский, ребята, как и столицу нашей Родины – Москву основал Юрий Долгорукий. Город прежде находился за лесами, поэтому назван «Залесским».

Здесь тоже очень много старинных церквей, а также много памятников архитектуры. Переславль-Залесский раскинулся на берегу озера Плещеево, изумительно по красоте и чистоте. Его возраст около 30 тысяч лет. Оно имеет почти правильную овальную форму. Максимальная глубина – 25 метров. У подножья холмов на берегу озера находится знаменитый Синий камень – овеянный легендами валун серо-синего цвета. Название свое камень получил оттого, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность).

Еще в городе есть музей утюга, чайника и музей паровозов.

Отметим на путеводном листе название города, вспомним, что слышали и видели и отправляемся дальше в путь.

Далее наш путь лежит в Ростов.

Давайте подъедем к городу, остановимся и прислушаемся.
(Звучит фонограмма колокольного звона.)
- Что вы услышали? Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона?
- Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон.
Передаю слово гиду по Ростову _____________________

Дальше мы будем путешествовать на теплоходе по реке Волге, т.к. следующие города стоят на её берегу.

- Из Ростова мы отправляемся в Углич.

На широкой Волге
Углича дома.
Ставенки резные,
Чудо-терема.

 Передаю слово гиду по Угличу ____________ 

Отметим на путеводном листе название города, достопримечательности.

Продолжаем путешествие. Прибыли в Ярославль.

Как вы думаете, почему этот город получил такое название?

Передаю слово гиду по Ярославлю __________

Продолжая свой путь по великой русской реке, посетим еще один прекрасный город на Волге -Кострому.

Передаю слово гиду по Костроме __________

Следующий город на Волге -Плёс

Передаю слово экскурсоводу _____________

Отметим на путеводном листе название города, достопримечательности.

Продолжаем путешествие. Прибыли в Иваново.

Как вы думаете, почему этот город получил такое название?

Передаю слово гиду по Иваново ______________

Продолжаем путешествие. Прибыли в Суздаль

Как вы думаете, почему этот город получил такое название?

Передаю слово гиду по Суздалю _____________

Продолжаем путешествие. Прибыли во Владимир

Как вы думаете, почему этот город получил такое название?

Передаю слово гиду по Владимиру ____________

Наше путешествие  удалось.

Мы его совершили, даже не выходя из класса. Нас интересовал вопрос «Почему «Золотое Кольцо» называется золотым?

Теперь вы можете ответить на этот вопрос.

Принадлежит оно не отдельному человеку, а целой  нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено оно российскими самоцветами – городами.

6.Закрепление полученных знаний.

Обратимся к вашим маршрутным  листам. У меня на доске точно такой же. Именно они помогут выполнить следующее задание.

Задание: заполнить таблицу на стр. 54 рабочей тетради.

7.Подведение итогов.

Что вы можете сказать о нашем путешествии?
Хотелось бы вам увидеть эти города своими глазами?
Возможно, став взрослыми, вы совершите настоящую туристическую поездку по Золотому кольцу.

А пока на каникулах вы сможете совершить туристические походы по своему родному краю.

Это позволит вам отдохнуть с пользой, узнать много нового о своей местности, а также набраться сил для того, чтобы успешно учиться в следующем  году.

8. Рефлексия деятельности

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

  • Сегодня я узнал …
  • Мне было интересно …
  • Было трудно …
  • Я научился …
  • Теперь я могу …
  • Урок  дал мне для жизни …
  • Мне захотелось …

9.Выставление оценок.

Объяснение домашнего задания.

Выставляет оценки.

Объясняет домашнее задание.

- Вы все сегодня славно поработали. Оцените работу ваших одноклассников, которые выступали с сообщениями. Я согласна (не согласна) с оценками, потому что…

Возьмите свои маршрутные листы домой и расскажите родителям, где вы сегодня побывали на уроке.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок: выбрать 4-5 достопримечательностей изученных городов Золотого кольца и подготовить вопросы для своей викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о древних городах Золотого кольца России.Планируемые результатыПредметные:знать:историю создания древних русских городов;достопримечательности...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные: ...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что ...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: ознакомление детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.План...

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результаты:Предметные: Знать, что такое золотое кольцо России; знать, го...