Программа взаимодействия классного руководителя и образовательного учреждения с семьёй.
материал
Программа взаимодействия классного руководителя и образовательного учреждения с семьёй.
«Семья на 5»
2012-2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласованно
ШМО классных руководителей
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа взаимодействия классного руководителя и образовательного учреждения с семьёй.
«Семья на 5»
2012-2017
Разработала
учитель начальных классов
Е.Н. Логинова
г.Балахна
Актуальность организации взаимодействия классного руководителя и образовательного учреждения с семьей
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности в воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов, норм.
Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и др., о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.
Практическая работа педагога с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
- психолого – педагогическое просвещение;
- родительско – педагогический анализ;
- родительское осмысление воспитания детей;
- родительское соучастие в работе педагога;
- родительское сотворчество.
Однако существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи. Во – первых, весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.
Во – вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психолога школы. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи.
В – третьих, в обществе происходит обострение не только социально – экономических, экологических, демографических, но и социально – психологических проблем. Оно связано с углублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.
Совместная деятельность семьи и школы позволяют обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, вывести ребенка из группы «трудных», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые психотехнические навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого – педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.
Цели родительского образования в школе могут быть значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников школы в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладения навыками воспитания и общения с детьми, что невозможно без знакомства с основными законами социологии, психологии и педагогики.
Данная программа предполагает изучение психических особенностей личности ребенка как объекта и субъекта воспитательного процесса в семье и школе, что дает возможность установить принципы педагогического взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями,
учителями и учениками, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив школы и классный руководитель стремятся к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и школы в интересах личностного развития детей.
Педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы ученик -подросток, заканчивающий основную школу, мог найти себя, формировать его ролевую идентичность через предоставление ребенку возможности попробовать себя в различных видах деятельности, постепенно вводить его в огромное пространство общечеловеческой культуры, а также развивать ответственность за собственные поступки. В результате реализации такой педагогической позиции взрослых обучающийся становится способным:
- осознавать себя как личность и индивидуальность, понимать себя в сравнении с другими людьми, позитивно строить свои взаимоотношения с окружающим миром;
- уметь осознанно делать жизненный выбор, осуществлять свои духовные потребности на основе гуманистических принципов, управлять своим поведением;
- стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимости волевого самопринуждения ради достижения идеала и жизненных целей, обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.
Принятие и реализация Программы будет способствовать развитию взаимоотношений учителя, школы и семьи, а также развитию творческого потенциала и повышению активности педагогической общественности в организации деятельности с семьей.
Цель и задачи программы
Цель: взаимодействие педагога с семьей в целях всестороннего
развития и воспитания здоровой личности младшего школьника.
Задачи:
- формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления;
- содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе;
- содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;
- содействовать освоению родителями навыков анализа детских поступков, понимания их мотивации;
- помочь определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;
- выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такого взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
- Активное участие родителей в делах и проблемах класса и школы.
- Оказание семье разнообразной специальной помощи.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Профилактика негативного семейного воспитания.
- Творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий.
Участники программы:
- классный руководитель;
- члены педагогического коллектива;
- педагог-психолог;
- медицинские работники;
- родители;
- обучающиеся;
- общественные организации;
- центры дополнительного образования.
Сроки реализации программы:
2012-2016 уч. г.
Основные направления организации работы классного руководителя и школы с семьей:
- Составление характеристик семей обучающихся.
- Организация диагностической работы по изучению семей.
- Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной, групповой и индивидуальной работе с семьей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
- Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
- Использование различных форм сотрудничества с родителями - отцами.
- Активное включение в работу с семьей педагога - психолога, социального педагога, педагогов ДО, библиотекаря, воспитателя ГПД.
9. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,
коммуникативных навыков и умений, подготовке к семейной жизни.
10. Разработка программы по работе с семьей.
11. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей:
- родительское собрание;
- родительский лекторий;
- тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- вечера вопросов и ответов;
- диспут, дискуссия;
- анкетирование;
- индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;
- совместные праздники, подготовка концертов;
- семейные праздники и фестивали;
- помощь в укреплении материально-технической базы школы;
- участие родителей в работе совета школы и др.
Организация совместной деятельности родителей и детей
Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Формы познавательной деятельности:
- общественные форумы знаний,
- творческие отчеты по предметам,
- дни открытых уроков,
- праздники знаний и творчества,
- турниры знатоков,
- совместные олимпиады,
- выпуск предметных газет,
- заседания, отчеты научных обществ учащихся.
Формы трудовой деятельности:
- оформление кабинетов,
- благоустройство и озеленение школьного двора,
- посадка аллей,
- создание классной библиотеки,
- создание игровой зоны в классе,
- выставки «Мир наших увлечений»
Формы досуга:
- совместные праздники,
- подготовка концертов, спектаклей,
- просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,
- соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты,
- экскурсионные поездки, семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День именинника, игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных презентаций, конкурс «Один день из жизни солдата» (соревнования между отцами и сыновьями).
- Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности.
Воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимися между родителями и детьми. Поэтому необходима диагностика семьи. Зная внутренний мир своего ребёнка, и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми.
Данная программа предлагает диагностировать семьи по следующим критериям:
№ | Основание | Типы семей |
1. | По стажу | Молодожёны, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара |
2. | По количеству детей в семье | Однодетные, малодетные, многодетные |
3. | По составу семьи | Неполная, полная, сложная |
4. | По типу главенства в семье | Эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная |
5. | По семейному быту, укладу, направленности | Детоцентрическая, семья-отдушина, семья, ориентированная на здоровье, режим, порядок, бивуачная семья |
6. | По качеству отношений | Счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи |
7. | По крепости связывающих уз | Крепкие, распадающиеся, распавшиеся |
8. | По ценностным ориентациям | Потребительские, интеллектуальные, духовные, смешанные установки |
9. | По отношению к норме | Идеальная – реальная, нормальная – аномальная |
Характеристика типов семей
I тип семьи – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.
II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной педагогической культуры.
III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.
IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой школы, особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Содержание психолого-педагогического просвещения родителей
Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:
I тип семьи
1.Младший школьник и его особенности.
2.Воспитание гражданина в семье.
3.Авторитет родителей в воспитании детей.
4.Физическое развитие школьников.
5.Книга в жизни школьника.
6.Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.
7.Как уберечь ребёнка от насилия.
8.Ваш ребёнок влюбился…
9.СПИД – реальность или миф.
10.Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
11.Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.
12.Ваш ребёнок и его друзья.
13.Нравственные идеалы в семье.
14.Сексуальное воспитание в семье.
15.Права и обязанности родителей.
II тип семьи
1.Роль родителей в трудовом воспитании младшего школьника.
2.Родителям о роли общения в жизни младшего школьника.
3.Авторитет родителей в воспитании детей.
4.Физическое развитие школьника.
5.Наказание детей в семье.
6.Как уберечь ребёнка от насилия.
7.Ваш ребёнок влюбился.
8.Этика поведения детей и взрослых в семье.
9.Курение и статистика.
10.СПИД – реальность или миф.
11.Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
12.Ваш ребёнок и его друзья.
13.Роль родителей в организации досуга ребёнка.
14.Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.
15.Роль родителей в развитии творческих способностей детей.
III тип семьи
1.Роль родителей в организации досуга.
2.Авторитет родителей в воспитании детей.
3.Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
4.Физическое развитие школьников.
5.Агрессия, её причины и последствия.
6.Наказание ребёнка в семье.
7.Как уберечь ребёнка от насилия.
8.Этика поведения детей и взрослых в семье.
9.Курение и статистика.
10.СПИД — реальность или миф.
11.Антиалкогольное воспитание в семье.
12.Роль общения в жизни ребёнка.
13.Права и обязанности ребёнка.
14.Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.
15.Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.
IV тип семьи
1.Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии младших школьников.
2.Авторитет родителей в воспитании детей.
3.Компьютер в жизни школьника.
4.Физическое развитие школьников.
5.Агрессия, её причины и последствия.
6.Наказание ребёнка в семье.
7.Как уберечь ребёнка от насилия.
8.Ваш ребёнок влюбился.
9.Этика поведения детей и взрослых в семье.
10.СПИД — реальность или миф.
11.Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
12.Материальное благополучие в семье. Его влияние на воспитание детей.
13.Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.
14.Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.
15.Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.
Рекомендуемые темы родительского всеобуча по классам:
Месяц | Направление работы | Тематика занятий | Форма проведения |
|
| 1 класс |
|
сентябрь | Учебное | Как помочь школьнику учиться | Лекция-консультация |
Ноябрь | Правовое | Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать? | Консультация |
Январь | Патриотическое | Воспитание любви к «малой родине» | Беседа |
Март | Художественно-Эстетическое | Организация досуга в семье и школе | Конференция |
Апрель | ЗОЖ | Особенности психофизического развития учащихся и учёт их в семейном воспитании | Лекция врача |
Май | Трудовое | Семейные проблемы трудового воспитания | Беседа-консультация |
|
| 2 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Плохие оценки: беда или вина | Семинар-практикум |
Ноябрь | Правовое | Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон | Консультация(психолог) |
Январь | Патриотическое | Формирование культуры отношения к природе | Лекция |
Март | Художественно-эстетическое | Организация коллективной деятельности, развития творчества | Практикум |
Апрель | ЗОЖ | Оздоровление детей – основа формирования человека будущего | Лекция-консультация (врач, психолог) |
Май | Трудовое | Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность | Беседа |
|
| 3 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд) | Семинар (учителя-предметники, кл.рук-ль, психолог) |
Ноябрь | Правовое | Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка (проблема взаимоотношений взрослых и детей) | Беседа-практикум (психолог) |
Январь | Патриотическое | Мои добрые дела | Беседа |
Март | Художественно-эстетическое | Школьник в его многообразных увлечениях | Час общения |
Апрель | ЗОЖ | Гиперактивный ребёнок в школе и дома | Лекция – консультация (психолог, врач) |
Май | Трудовое | Семейные проблемы трудового воспитания | Конференция (психолог) |
|
| 4 класс |
|
Сентябрь | Учебное | Мама, папа, занимайтесь со мною | Семинар (учителя предметники) |
Ноябрь | Правовое | Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание в семье) | Семинар (КДН, психолог) |
Январь | Патриотическое | Формирование отношения человека к обществу | Лекция |
Март | Художественно-эстетическое | Что такое духовное богатство человека | Лекция |
Апрель | ЗОЖ | Причины школьных неврозов | Консультации (врач) |
Май | Трудовое | Формирование культуры труда «Соотношение «хочу – могу — надо» | Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.
Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества. Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...
Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Цель создания данной программы: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...
«Социальный проект «Жизнь дана на добрые дела» как опыт взаимодействия религиозной организации и образовательных учреждений.
Выступление на VIII Образовательных чтениях Центрального федерального округа Российской ФедерацииСекция №7 «Взаимодействие религиозных и общеобразовательных организаций: цели и задачи»25 сентября 2013...
Проект: "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения"
Цель проекта: изучение форм взаимодействия классного руководителя с семьёй покоррекции агрессивного поведения....
Презентация к проекту по теме:"Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения".
В презентации показаны цели и задачи проекта, разработан рабочий план и программа реализации проекта....
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
Взаимодействие с социальными партнёрами образовательного учреждения, интернет образование.
Участие обучающихся 2018-2022год...