экология и наш край
методическая разработка (2 класс)
Макулатура - вторая жизнь бумаги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_nash_kray_krotova_kseniya_aleksandrovna.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Данкова
Научно-исследовательская работа
ЭКОЛОГИЯ И НАШ КРАЙ
«МАКУЛАТУРА – ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БУМАГИ»
Автор: Кротова Ксения Александровна
ученица 1В класса
МБОУ СОШ №1 г. Данкова Научный руководитель: Никитина Татьяна
Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Данкова
Данков 2019
Оглавление
Глава I. Что такое макулатура?
Глава II. Что нам дает переработка макулатуры?
Глава III. Как осуществляется сбор макулатуры
Приложения
Люди! Не выбрасывайте старую бумагу.
Из нее можно сделать очень много полезного.
А это сбережет жизнь наших лесов.
Введение
Актуальность. Оглянувшись вокруг, мы увидим, какое большое количество бумаги и изделий из нее нас окружает. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке и т.д., когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Но лесные запасы на нашей планете ограничены, а для того чтобы вырастить дерево требуется много лет. У меня возник вопрос: что может предпринять человек для сохранения деревьев - богатства, подаренного нам природой?
Из энциклопедий и Интернет - источников я узнала, что наиболее действенным способом для сохранения лесов от вырубки является сбор макулатуры. Я решил провести свое исследование, что бы выяснить так ли это на самом деле?
Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).
Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.
Цели работы:
1) Улучшить ситуацию с вырубкой лесов и более рациональным расходованием бумаги.
2) Привлечь внимание школьников к вторичному производству бумаги.
3) Создание бумаги в домашних условиях путём переработки старой бумаги в новую.
Задачи исследования:
Познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения;
Выявить осведомленность учащихся об использовании вторичного бумажного сырья.
Попытаться получить бумагу в домашних условиях;
Гипотеза: считаю, что возрождение сборов макулатуры в школах поможет спасению лесов от вырубки, и что изготовление новой бумаги из макулатуры доступно в домашних условиях даже школьнику.
Методы исследования:
· метод анализа литературы по теме работы;
· социологический опрос;
· метод эксперимента.
Значимая ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания об использовании макулатуры.
Глава I. Что такое макулатура?
Макулатура( от лат. macula - пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.
В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии.
Из 1 тонны макулатуры можно изготовить такое же количество продукции, что и из 5-6 кубометров древесины, что приравнивается к нескольким солидным деревьям, росшим несколько десятилетий.
Благодаря вторичной переработке бумаги и картона, можно получать продукцию, не уступающую по качеству той, что изготавливается непосредственно из целлюлозы.
Макулатура подразделяется на 3 группы в зависимости от её состава, цвета, степени загрязнения и качества:
группа А – это макулатура высокого качества,
группа Б – среднего качества
группа В – низкого качества
Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. И этих цифр можно приводить очень много.
В тонне мусора, как правило, содержится более 4 килограммов бумаги, 17 килограммов алюминия, 260 килограммов пищевых отходов. Если извлечь из мусора бумагу и пустить ее в оборот, можно спасти от вырубки 5 деревьев и сэкономить 527 киловатт-часов электроэнергии. Но, к сожалению, в России такое обращение со вторсырьем пока не привилось. Из огромного количества отходов на переработку в нашей стране идет около 17 процентов, тогда как во многих европейских странах эта цифра доходит до 80-90 процентов.
Выкидывая в мусор очередную коробку никто, не задумывается о том, что 100 кг макулатуры могут спасти одно или два дерева, ведь 1 тонной использованной бумаги можно заменить 4-5 куб. м древесины. А ведь давно подсчитано, что макулатура занимает около 40% всех твердых бытовых отходов. Учитывая это можно было бы представить себе, насколько были бы меньше свалки бытовых отходов, ведь заводов, которые сортируют и перерабатывают мусор единицы.
Глава II. Что нам дает переработка макулатуры?
При переработке макулатуры она получает вторую жизнь. Вот что научились изготавливать из макулатуры у нас и на западе:
Одноразовую посуду
Строительные материалы
Материалы для изоляции
Крафт-пакеты
Средства личной гигиены
Техническую бумагу
Картон
Ткани для пошива одежды
Полиграфические изделия
Аксессуары для автомобилей
Папье-маше для творчества
Мебель
Эковата
Многие считают, что из макулатурного сырья можно получить лишь низкокачественную бумажную продукцию вроде туалетной бумаги и оберточной бумаги
На самом деле лишь в России около 75% макулатуры в результате переработки становится таковой, тогда как за рубежом из макулатуры вырабатывается большое количество продукции довольно высокого качества пригодной к тому же для повторной переработки. Постепенно данные технологии внедряются и в нашей стране, и сейчас макулатура уже используется не только для производства картонно-бумажной упаковочной и полиграфической продукции, но и, например, для производства различных строительных материалов.
Одним из примеров может служить теплоизоляционный материал эковата. Технология её производства заключается в разбивке макулатуры на волокна сухим способом и дополнения смеси специальными добавками – антипиренами (вещества для снижения горючести материала) и антисептиками (обеззараживающие вещества). В результате получается сухое сыпучее вещество, обладающее низкой теплопроводностью и являющееся негорючим, что в полной мере удовлетворяет современным требованиям к материалам подобного назначения. При этом затраты на производство, а соответственно и на стоимость продукции довольно невысоки, во многом благодаря использованию вторсырья (81% сырья составляет макулатура) и простоте технологии изготовления. Основные затраты на сырье в данном случае связаны с закупкой использующихся в качестве антисептика и антипирена борной кислоты и буры. Небольшая распространенность эковаты в настоящее время объясняется в основном меньшим удобством её практического использования в строительстве, чем более привычной минеральной ваты, выпускающейся в виде матов.
Производство эковаты является далеко не единственным примером использования макулатуры для производства строительных материалов. Она используется также для получения волокнистых плит, применяющихся для отделки жилых и производственных помещений. Процесс предполагает мокрый роспуск макулатуры, прессование и сушку образовавшейся в результате роспуска массы. Данный материал в отличие от большинства аналогичных обладает высокой экологичностью. Кроме того, отходы ламинированной бумаги могут использоваться для производства полимерно-бумажных плит, использующихся для облицовки потолков. В данном случае также как и производстве эковаты используется сухая технология переработки. Также макулатура активно применяется в производстве битумных кровельных материалов.
Традиционно макулатурное сырье используется для изготовления тары и всевозможных смягчающих элементов, использующихся для предотвращения порчи хрупкой продукции при транспортировке. Так, например, большое распространение получили бугорчатые прокладки, использующиеся для транспортировки яиц и именуемые в народе «клетками».
Так как данная продукция продается по довольно невысокой цене, которая даже, несмотря на низкую стоимость сырья и большие объемы закупок, обычно не позволяет окупить производство, на установках для их производства обычно изготавливают и другие аналогичные изделия, использующиеся в качестве прокладок в упаковках для продуктов питания (овощей и фруктов) и цифровой техники и т.п. Макулатура высокого качества может быть использована, в том числе, для изготовления бумаги для копировальной и печатной техники, а также полиграфической продукции: газет, журналов, книг и т.д.
Таким образом, распространенное мнение о том, что из макулатуры изготавливается лишь низкокачественная продукция, является мифом. Неслучайно за рубежом уже давно уделяют пристальное внимание вопросам сбора и переработки отходов и неплохо на этом зарабатывают.
Глава III. Как осуществляется сбор макулатуры
Сбор макулатуры осуществляется специальными приемными пунктами. Но где их искать? Часто при бумажных фабриках, перерабатывающих заводах осуществляют прием макулатуры. Однако не во всех населенных пунктах есть предприятия целлюлозно-бумажной отрасли. Поэтому существует такое посредническое звено как пункт приема макулатуры (мобильный или стационарный). Такие компании оснащены специальным оборудованием для приема и сортировки, транспортировки сырья. Некоторые предлагают услуги по самовывозу макулатуры, выполняют погрузочные работы. Если вы уже решили сдать макулатуру, то помните несколько простых правил, прежде чем транспортировать бумажные отходы на пункты приема:
-по возможности пересмотрите бумагу на наличие ценных бумаг (документы, издания, деньги);
-чтоб в кипах не присутствовал мусор, то есть инородные тела, не бумажного происхождения;
-как можно компактнее сложить макулатуру в кипы, во первых это удобно при транспортировке и в некоторых случаях это влияет на стоимость вторсырья;
-если у вас есть возможность спрессовать макулатуру при помощи специального оборудования (гидравлический или механический пресс ) – это так же поспособствует увеличению стоимости вторсырья;
-изучите условия приема, обзвоните как можно больше пунктов приема макулатуры и учитывайте такие моменты (место расположения, цена за килограмм, условия доставки, минимальный вес сдаваемого вторсырья);
Многие городские жители уже и позабыли, что такое сдача макулатуры, машинально выбрасывая старые газеты, тетради или книги в мусоропровод, не думая о возможности сдачи их в пункт приема макулатуры. Несмотря на сложности, кризис и низкий спрос, заводы по переработке макулатуры постепенно начинают наращивать обороты, открывают все новые пункты приема, тем самым, стимулируя народ или любую другую организацию отнести скопившуюся стопку макулатуры в пункт, вместо того, чтобы просто дойти до ближайшего мусорного бака и выкинуть ее туда. Но для активного развития данной сферы промышленности и внедрения новых технологий должна проводиться эффективная пропаганда по приему макулатуры, которая сможет обеспечить максимальную загрузку предприятия по переработке макулатуры, а как следствие, – и обеспечить его бесперебойную работу.
Многие города и крупные поселки нашей страны могут похвастаться наличием пунктов приема макулатуры. Однако их присутствие еще не свидетельствует о том, что все жители активно сдают вторичное сырье на переработку. Кто-то не знает адрес, по которому осуществляется прием макулатуры, а кто-то просто не хочет ее сдавать. В этом плане население России не слишком мотивировано. А мотивы могут быть разными. Во-первых, материальные – здесь важна именно покупка макулатуры, осознание того, что за мусор еще и заплатят. Всем приятно получить деньги за то, что могло просто отправиться на свалку. Во-вторых, стимулом должна быть и забота об экологии, как страны, так и планеты в целом. Есть такое понятие «экологическое мышление» - когда человек думает не только о себе, но и об окружающей среде. К сожалению, не у всех россиян оно развито. Его формированием необходимо заниматься на всех уровнях. В школах необходимо учить детей бережно относиться к природным ресурсам, ставить в пример пионеров, которые собирали вторсырье. Важно объяснить школьникам, что защита окружающей среды – это не прихоть учителей, а основа жизни. Взрослых же побуждать к сбору макулатуры можно всевозможными акциями экологической направленности (в некоторых городах такая практика существует).
Глава IV. Мои исследования
Социологический опрос
Я провела опрос среди школьников на тему: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление осведомленности учащихся об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как известно бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
2. Известно ли вам для производства чего используют макулатуру?
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Анализ социологического опроса.
В опросе приняло участие 75 человек
В результате проведенного опроса выяснилось, что 80 % учащихся знает, как сохранить запасы древесины. Решением этой проблемы предложили сбор макулатуры-58% опрошенных, 13% - предложили увеличить объем деревьев для посадки, 7%- предложили экономить бумагу, 2%- интенсивнее использовать электронные носители информации, 20 % - не знают, как решить проблему сохранности лесов.
О вторичном использовании бумажного сырья:
· знают - 64 % учащихся
· не знают –36 % учащихся
Но не смотря на это:
· 95 % считают, что сбор макулатуры необходим;
· 5 % не считают нужным участвовать в сборе и сдаче макулатуры;
В результате проведенного опроса выяснилось, что лишь половина учащихся знакомы с понятием « макулатура», слышали о продукции, изготавливаемой из макулатуры и согласны участвовать в акциях. Это значит что в школах нужно активнее вести беседы о способах сохранения лесных ресурсов.
Эксперимент №1 Изготовление самодельной бумаги
Я решила проверить действительно ли в домашних условиях из макулатуры можно сделать бумагу
Алгоритм изготовления самодельной бумаги
1.Старую бумагу измельчите (порвите) на мелкие кусочки, сложите в ведро и залейте горячей водой. Оставьте бумагу разбухать на 12 часов.
2. Распавшуюся на кусочки бумагу измельчите в блендере, добавьте 2 столовые ложки крахмала для прочности.
3 Лоток застелите марлей и выложите тонким слоем на нее получившуюся массу. Излишки воды уберите губкой.
4. Выложите заготовку с марлей на ткань, накройте другим куском ткани, отожмите скалкой и дайте подсохнуть.
5. Прогладьте получившиеся полоски утюгом. Бумага готова!!!
Приложение (1-12)
Получив лист бумаги, и изучив его, я пришла к выводу, что «рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.
Заключение
Подводя итоги моего исследования можно с уверенностью сказать, что переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии. Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась. Сбор макулатуры действительно является огромным вкладом в спасение лесного богатства нашей планеты. Я считаю, что этой проблеме со стороны нашего правительства должно быть уделено намного больше внимания. Необходимо проводить разъяснения в школах и на предприятиях города о важности сбора макулатуры, увеличить кол-во пунктов приема и, конечно же, необходимо проводить масштабные акции по сбору макулатуры, широко освещая их в средствах массовой информации.
Стоит задуматься о том, что:
1. 100 килограмм макулатуры – это одно спасенное дерево;
2. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией
3. Среднестатистический россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год, соответственно одна семья при желании может сберечь 1 дерево в год;
4. Площадь лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время
Даже маленький вклад очень ценен для большого и важного дела.
Сдай макулатуру — спаси жизнь дереву!
Литература
- Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.
- Сидорина Т. Большая книга эрудита. Науч.- поп. издание для детей М.: ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС» 2006.
- Энциклопедия "Всё обо всём", Москва, Арт-Пресс, 1999
- Энциклопедия "Что такое? Кто такой?", том I, Москва, "Просвещение", 1989.
- "Энциклопедия для ленивых", Москва, "АСТ", 2001
- https://www.youtube.com
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Макулатура
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Дерево
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальный Региональный компонент "Природа и экология Красноярского края " 2 класс
Представлена рабочая программа по предмету "Природа и экология Красноярского края" 2 класс Автор программы: Раицкая Г.В...
олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"
Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...
Презентация "Экология нашего края"
Данная презентация итог проектной деятельности по экологии и приложение к празднику "День Замли Адыгеи"...
Экология родного края
Методическая разработка классного часа в начальной школе...
Олимпиада по экологии родного края "Югра" для 3 - 4 классов
разработала вопросы по экологии родного края "Югра"...
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Проект "Экология родного края"
Проект по экологическому воспитанию обучающихся....