Статья «Консультирование родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья
«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. ...»
(Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Консультирование родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Самые большие и ценные подарки, которые мы можем дать своим детям, - это корни ответственности и крылья независимости.
(Денис Уэйтли)
На сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья. Они чаще сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не могут позволить им полноценно жить в обществе. [5, с. 460]
Одним из самых важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Результат этих трудностей - большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем, брошенные дети, жестокое обращение с детьми. Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа воспитателя в сфере семейного консультирования направлена на оказание оперативной помощи семье в решении психологических проблем: взаимоотношения с детьми, проблемы в семейных отношениях, кризисные периоды семьи.
[3, с. 264]
Проблемная семья не позволяет «расти» каждому из своих членов семьи. Такие семьи испытывают недостаток эмоционального тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов семьи. Нарушение эмоциональных контактов, их недостаточность или конфликтность - один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии. [8, с. 367]
Что значит «Сложный родитель» ? Сложный родитель - это значит, что его поведение представляет сложность для воспитателя. Это те родители, которые конфликтуют с воспитателем, не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования воспитателя. Они считают, что если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, - такова внутренняя логика агрессивного поведения. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Управления образования, родители, возможно, обретают уверенность, но не всегда решают исходную проблему. Что же делать в таком случае воспитателю?
[6, с. 220]
Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. [10, с. 480]
Рекомендации воспитателя при общении с конфликтными родителями – это сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей, выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискуссию взаимных обвинений и не переходя на личности. Отметить включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности. Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку. Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы.
Разберём конфликтную ситуацию и подумаем , как себя вести при этом:
Пример 1.
Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по поведению? На каком основании Вы делаете из него двоечника?
Воспитатель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать. Конструктивный ответ: Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его поведение. Как Вы думаете, в чем причина?
В первом случае воспитатель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни воспитатель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден, не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до четвертной оценки, активный родитель снова придет с претензиями.
Во втором случае воспитатель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели - успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.
Грамотный воспитатель в беседе с родителями всегда может устранить отрицательные и укрепить положительные основы в семейном воспитании. Чтобы беседы воспитателя достигали цели, а его слово воспринималась бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать поведение, предусмотреть для беседы время и место. Что особенно актуально для родителей нашей категории обучающихся. [9, с. 567]
Беседовать с родителями нужно не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать классный руководитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка. [7, с. 200]
Кроме бесед с родителями в школе, большое значение имеют беседы на дому. Последнее, могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него. Чаще всего воспитатель приходит в семью ребенка, чтобы выяснить какие – либо вопросы, возникающие при первом знакомстве с семьей или при изучении ребенка в школе. Но иногда посещение связано с потребностью воспитательного воздействия на родителей.
В индивидуальной работе с родителями воспитателю большую помощь может оказать дневник, в котором записывается краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого дневника используется в повседневной работе с трудными детьми.
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов и работы воспиттеля. [2, с. 526]
«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. ...»
(Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”)
Список используемой литературы:
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c.
4. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
6. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
7. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2016. - 200 c.
8. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
9. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c.
10. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Профилактика и преодоление агрессии и негативных проявлений в поведении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Для достижения положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные (аретерапев...
Оказание психокоррекционной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.
Модель психологического сопровождения детей с ОВЗ....
Социально-психолгические критерии здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе, группе.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего ...
Практикум для родителей «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».
Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья...
Формирование понятия о компонентах здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
На общешкольном мероприятии "По тропе здоровья" у обучающихся с ОВЗ формировалось понятие о конпонентах здорового образа жизни путём составления "Ромашки Здоровья"....
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...