рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnmki_i_umnitsy_4_klass.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № от “___” _____20__ г. | Утверждено приказом по школе №____ от ______20__г. Директор школы ___________(С.Л.Барбаков) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Умники и умницы»
4А класс
Никифорова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. разработчика)
2022 год
(год составления программы)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» разработана в соответствии
- с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373) в действующей редакции;
- учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» на 2022-23уч.г.;
- программой воспитания МБОУ "Средняя школа №9";
- календарным учебным графиком на 2022-23уч.год;
на основе: программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой «Сборник программ внеурочной деятельности» 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.
Программа курса рассчитана на 34ч (1ч в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами
изучения данного кружка являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,
умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использоватьсоответствующие знаково-символические средства для моделированияситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать
из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Предметные результаты:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
Содержание курса
Форма организации: кружок
Вид деятельности: познавательная.
Тема 1. Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 2. Числа-великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?
Тема 3. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема 4. Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Тема 5. Римские цифры
Занимательные задания с римскими цифрами.
Тема 6. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Тема 7. Секреты задач
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Тема 8. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 9. Математический марафон
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
Темы 10–11. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной ра-
боты.
Тема 12. Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.
Тема 13. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
Тема 14. Математические фокусы
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколькопоследовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;
12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Темы 15–17. Занимательное моделирование
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмныхфигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
эдр (по выбору учащихся).
Тема 18. Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице?
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
Тема 20. «Математика — наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и заданияпо проверке готовых решений, в том числе неверных.
Тема 21. Решай, отгадывай, считай
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядомстоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,можно использовать скобки.
Темы 22–23. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).
Тема 24. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Темы 25–26. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в видетаблицы. Задачи снедостающими данными, с избыточным составомусловия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи.
Тема 27. Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
Темы 28–29. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
Тема 30. Блиц-турнир по решению задач
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений.
Тема 31. Математическая копилка
Математика в спорте. Создание сборника числового материала длясоставления задач.
Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?(Работа с набором «Танграм».)
Тема 33. Математический лабиринт
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Тема 34. Математический праздник
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».
Тематическое планирование.
№ урока | Название раздела и темы | Кол-во часов |
1. | Интеллектуальная разминка. | 1 |
2. | Числа-великаны. | 1 |
3. | Мир занимательных задач. | 1 |
4. | Кто что увидит? | 1 |
5. | Римские цифры. | 1 |
6. | Числовые головоломки | 1 |
7. | Секреты задач. | 1 |
8. | В царстве смекалки | 1 |
9. | Математический марафон | 1 |
10-11. | «Спичечный» конструктор | 2 |
12. | Выбери маршрут | 1 |
13. | Интеллектуальная разминка | 1 |
14. | Математические фокусы | 1 |
15-17. | Занимательное моделирование | 2 |
18. | Математическая копилка | 1 |
19. | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 |
20. | «Математика — наш друг!» | 1 |
21. | Решай, отгадывай, считай | 1 |
22-23. | В царстве смекалки | 2 |
24. | Числовые головоломки | 1 |
25-26. | Мир занимательных задач | 2 |
27. | Математические фокусы | 1 |
28-29. | Интеллектуальная разминка | 2 |
30. | Блиц-турнир по решению задач | 1 |
31. | Математическая копилка | 1 |
32. | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 |
33. | Математический лабиринт | 1 |
34. | Математический праздник | 1 |
Средства контроля: промежуточная аттестация- энциклопедия математических развлечений.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата проведения | Аргументация изменений | ||
Теор. | Практ. | План | Факт | |||
1. | Интеллектуальная разминка. | 1 | ||||
2. | Числа-великаны. | 1 | ||||
3. | Мир занимательных задач. | 1 | ||||
4. | Кто что увидит? | 1 | ||||
5. | Римские цифры. | 1 | ||||
6. | Числовые головоломки | 1 | ||||
7. | Секреты задач. | 1 | ||||
8. | В царстве смекалки | 1 | ||||
9. | Математический марафон | 1 | ||||
10-11. | «Спичечный» конструктор | 1 | ||||
12. | Выбери маршрут | 1 | ||||
13. | Интеллектуальная разминка | 1 | ||||
14. | Математические фокусы | 1 | ||||
15-17. | Занимательное моделирование | 1 | ||||
18. | Математическая копилка | 1 | ||||
19. | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | ||||
20. | «Математика — наш друг!» | 1 | ||||
21. | Решай, отгадывай, считай | 1 | ||||
22-23. | В царстве смекалки | 1 | ||||
24. | Числовые головоломки | 1 | ||||
25-26. | Мир занимательных задач | 1 | ||||
27. | Математические фокусы | 1 | ||||
28-29. | Интеллектуальная разминка | 1 | ||||
30. | Блиц-турнир по решению задач | 1 | ||||
31. | Промежуточная аттестация - энциклопедия математических развлечений . | 1 | ||||
32. | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | ||||
33. | Математический лабиринт | 1 | ||||
34. | Математический праздник | 1 |
Учебно – методическое обеспечение рабочей программы.
1.Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007
2.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
3.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
4. Программа «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой «Сборник программ внеурочной деятельности» 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4кл. Умники и умницы. Логика.
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4кл. Умники и умницы. Логика....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "«Юные умники и умницы» 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит пояснительную записку, цели и задачи, актуальность, календарно-тематичес...
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности , кружок "Умники и умницы" 3-4 класс
Данная рабочая программа разработана для проведения кружка "Умники и умницы" в 3-4 классах в рамках внеурочной деятельности....