Патриотическое Воспитание
статья (2 класс)
Материал по актуальности Гражданско-патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karpalova_s.a._grazh.-patr._vosp.docx | 734.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
Карпалова С.А.
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. В настоящее время заметно возрос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
По мере вырастания, у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и который, как ни обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растёт, и это – тревожные симптомы современности.
К сожалению, современная семья уделяет много внимания материальному благополучию своих детей, зачастую родители возвращаются с работы очень поздно, многие работают каждый день. На детей времени не остается, а уж о нравственных сторонах жизни вспоминают редко или вообще не вспоминают. Кто из нас не слышал фразу родителей: «Ударили – дай сдачи! Бей первым, чтобы не били тебя!» Вот оно – воспитание нравственности, доброты и любви к ближнему . Где же те устои, корни семьи, которые в будущем помогут заблудшему ребенку вернуться в семью, почитать мать и отца, любить стариков, братьев и сестер?
Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.
У учителя огромная ответственность в жизни. Общаясь с детьми, мы имеем возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта, семьи и школы трудно будет справиться с этой задачей. Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. Мне кажется , что наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения младших школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность.
Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:
1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи города и библиотеки, изучают народные праздники в школьном краеведческом музее, возлагают цветы к памятнику Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы»(2кл.) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (3кл.)
2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.
По этому направлению проводили беседы «Родина- где я живу», «Символы страны», «Национальные праздники», «Ответственность и право», участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин», урок мужества «Войной опалённые строки».
3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.
На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).
Для более глубокого понимания произведения обращаемся в картинную галерею. Учу учеников рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к увиденному, писать сочинения.
4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».
На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
По окончании учебного года мы выходим в поход в лес вместе с родителями и играем в «Зарницу» и другие игры.
5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», изучают лекарственные растения своего края.
6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.
7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.
Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Размышляя на эту тему, я задумалась: что же мы можем предложить нашим детям (кроме своего примера) для воспитания патриотизма.
Осознанная важность духовно-нравственного воспитания личности, я, как учитель начальных классов, веду систематически беседы, классные часы ,экскурсии», цель которых научить детей жить среди людей, управлять своими эмоциями и поведением. Достаточно назвать темы некоторых мероприятий: «Мы и родители», «Честность по отношению к себе и другим», «Ответственность. Умение брать ответственность на себя», «Талант источник радости для окружающих, а не повод забывать о них». На примерах литературных героев дети помогают друг другу разобраться в собственных проблемах.
Воспитательная работа проводится в преемственности с детскими садами, средним и старшим звеном.
В детские сады мы выходим со своими постановками театрального кружка. Сказки на разные воспитательные, экологические темы. Сейчас готовится сказка о здоровом питании.
На внеклассные мероприятия я стараюсь приобщать все мои классы. ( в том году у меня выпустился 11 класс, а то бы сегодня вы могли бы их видеть на выступлении, но 8 класс обязательно примет участие)
Плотно общаюсь с классными руководителями старших классов, всегда учителя старших классов откликаются на мои просьбы.
Так уж сложилось, что мои классы получаются разные по интересам. Был танцевальный класс из 20 человек танцующих было 15, затем поющий класс – все дети с музыкальным слухам, а сейчас дети увлекаются театром.
Все дети хотят принимать участие в постановках и выступлениях. Сегодня весь класс будет на сцене. Понятно, что эмоционально дети все разные и ещё в этой постановке приняли участие трое детей, у которых очень плохая память.
И ещё немного о сегодняшнем выступлении.
Данное выступление итог проектной деятельности учащихся 4 а класса.
Проходил сбор информации, компоновка и выбор формы подачи.
Дети очень прониклись данной работой.
Коллективная проектная деятельность сближает детей, объединяет и даёт возможность раскрыться каждому.
Воспитать патриота своей Родины- ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование различных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по
патриотическому воспитанию и духовно-нравственному воспитанию в целом.
«Любовь к Отечеству дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К.Д.Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья
В статье дается определение патриотизму и система работы по патриотическому воспитанию...