Мир вокруг нас
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
образовательная программа
по конкретному виду внеурочной деятельности
кружок «Мир вокруг нас»
Срок реализации программы: 4 года (1 – 4 классы)
Возраст обучающихся: 6,5-11 лет
Составитель:
учитель начальных классов
Конради Лариса Анатольевна
1.Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Программа «Мир вокруг нас» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года, охватывает обучающихся 6,5 – 11 лет, объемом в 135 часов, 1 час в неделю. Первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 годы по 34 часа, из которых 56 часов отводятся на теорию, а 79 часов – на овладение практическими навыками.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся во внутриклассных группах.
2.Тематический план программы
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | внеаудиторные | ||||
1год обучения | 33 | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. | |||
1 | Вводные занятия | 1 | 2 | ||
2 | Окружающий нас мир | 12 | 18 | ||
Природа вокруг нас | 1 | 3 | |||
Животные вокруг нас | 5 | 6 | |||
Растения вокруг нас | 4 | 7 | |||
3 | Итоговая работа по курсу | 2 | 2 | ||
2год обучения | 34 | ||||
1 | Вводные занятия | 1 | - | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности Эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | |
2 | Планета Земля | 13 | 14 | ||
Наша земля на глобусе и карте | 1 | 2 | |||
Формы поверхности земли и родного края. | 4 | 4 | |||
Водоёмы. | 4 | 4 | |||
Заочное путешествие по родной стране. | 2 | 2 | |||
Обсуждаем примеры экологических катастроф. | 2 | 2 | |||
3 | Итоговая работа по курсу | 2 | 4 | ||
3год обучения | 34 | ||||
1 | Вводные занятия | 2 | 1 | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | |
2 | Поддержание порядка на нашей планете | 11 | 16 | ||
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. | 2 | 4 | |||
Изучаем способы охраны природы. | 2 | 3 | |||
Открываем жизнь в почве. | 2 | 4 | |||
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. | 5 | 5 | |||
3 | Итоговая работа по курсу | 1 | 3 | ||
4год обучения | 34 | ||||
1 | Вводные занятия | 2 | 1 | ||
2 | Человек и его место на Земле | 10 | 17 | Объяснять влияние человека на природу. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | |
Изучаем экологические связи в живой природе. | 3 | 5 | |||
Знакомство с охраняемыми растениями и животными | 3 | 5 | |||
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 2 | 3 | |||
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани. | 2 | 4 | |||
3 | Итоговая работа по курсу | 1 | 3 | ||
ВСЕГО | 135 | 56 | 79 |
3. Содержание программы
1-й класс (33 ч)
Вводное занятие(3)
Знакомство с миром природы.
Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.
Окружающий нас мир(18)
Природа вокруг нас
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.
Практическая работа:
Экскурсия в природу. Составление таблицы «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.
Животные вокруг нас
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?
Практическая работа:
Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.
Растения вокруг нас
Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.
Практическая работа:
Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.
Итоговая работа по курсу(4)
Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки Г.К.Андерсена «Ель».
2-й класс (34ч)
Вводное занятие(1)
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.
Планета Земля(27)
Наша земля на глобусе и карте
Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.
Практическая работа:
Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.
Формы поверхности земли и родного края.
Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края.
Практическая работа:
Поделка из пластилина (ГОРЫ, ВУЛКАНЫ). Выставка рисунков на тему «Рельеф – лицо Земли».
Водоёмы
Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения.
Практическая работа:
Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Кочеты». Коллективная работа по составлению правил сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.
Заочное путешествие по родной стране
Главный город страны – Москва. Краснодар – столица Кубани.
Практическая работа:
Экскурсия по городу Краснодару. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками. Создание альбома «Краснодар – град казачий».
Обсуждаем примеры экологических катастроф
Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Практическая работа:
Мастерим поделки из бросового мусора.
Итоговая работа по курсу(6)
3-й класс (34ч)
Вводные занятия (3)
Наша планета Земля. Условия жизни на Земле. Экология- наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Практическая работа:
Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».
Поддержание порядка на нашей планете (27)
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение
Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.
Практическая работа:
Работа с «Красной» книгой России и Кубани. Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.
Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.
Практическая работа:
Экскурсия в Кавказский биосферный заповедник.
Открываем жизнь в почве
Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Практическая работа:
Работа со справочной литературой. Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие.
Практическая работа:
Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками.
Итоговая работа по курсу(4ч)
Участие в научно-практической конференции школьников.
4-й класс (34ч)
Вводные занятия (3)
Человек – часть живой природы. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия.
Практическая работа:
Составление режима дня.
Человек и его место на Земле (27)
Изучаем экологические связи в живой природе
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
Практическая работа:
Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).
Знакомство с охраняемыми растениями и животными
Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.
Практическая работа:
Экскурсия в ботанический сад г. Краснодара. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
Влияние природы на человека и человека на природу. Как отрицательное воздействие на природу влияет на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв.
Практическая работа:
Экскурсия вдоль дороги и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.
Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель, загрязнение реки Кочеты.
Практическая работа:
Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора. Посадка деревьев на пришкольном участке.
Итоговая работа по курсу(4ч)
Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии, экологические КВНы, презентации экологических проектов.
Личностные результаты:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
*секреты живой и неживой природы;
*условия, необходимые для жизни растений и животных города;
*нравственные правила обращения с объектами природы.
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
*проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время;
*эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
*элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики;
*простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
*знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.
К концу второго года обучения школьники должны уметь:
* выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
*подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;
* выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
*реальные местные экологические условия;
*способы охраны природы;
*названия некоторых охраняемых растений и животных Кубани.
К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
*анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить;
*использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на улицах города;
*проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования.
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
*некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы;
*нравственные и правовые принципы природопользования;
*причины необходимости посильного участия в охране природы родного края.
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
*реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
*пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе;
*использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
5. Формы контроля
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
6. Методические рекомендации
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Мир вокруг нас» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии, походы, экскурсии, праздники, акции.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Печатные пособия | ||
1. |
4. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6. 5. Шпотова Т.В. Игровая экология в 3-х частях, М., Исар, 1999г. | 1 1 1 |
2. Технические средства обучения | ||
1.Персональный компьютер 2.Интерактивная доска 3.Принтер | 1 1 1 | |
3. Экранно-звуковые пособия | ||
Комплект электронных уроков «Кирилл и Мефодий» | 1 | |
4. Оборудование кабинета | ||
| Комплект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс
Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...
Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава
Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...
Создание проблемных ситуаций на уроках "Мир вокруг нас"
Проблеммные ситуации, вопросы....
Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»
Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....
Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".
Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, к экологии; расширение кругозора обучаю...
«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
Программа ПНШ...