Рабочая программа. Курс "Занимательная геометрия". 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой- готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa._zanimatelnaya_geometriya._4_klass.docx | 53.3 КБ |
Предварительный просмотр:
_____________________________________________________________
_______________________________
«Рассмотрено» на заседании МО ___________________ Протокол №____ от «___» ___________2021 г. | «Принято» на заседании НМС _____________________ ____________/_________________ «___»_________________ 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора _____________________ Протокол № ____ от «___» _____________2021 г. | «Утверждено» Директор ______________ _______________________ Приказ №______ от «___» ____________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс «Занимательная геометрия» |
4 класс |
Составитель:
Колесник А.П. - учитель начальных классов, высшая категория.
г. Тюмень, 2021 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Занимательная геометрия» для 4 класса составлена на основании:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол ФУМО общего образования от 08.04.2015 № 1/15);
- Петерсон Л.Г. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е издание. — М.: Просвещение, 2011;
- Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова / Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
II. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
- представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
- целостного восприятия окружающего мира;
- развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;
- рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- формулировать проблему;
- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
- рефлексии способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- поиску и выделению необходимой информации из различных источников;
- сбору, обработке, анализу, передаче, оценке информации.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- слушать собеседника;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
- распознавать прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенузу), находить его площадь, опираясь на связь с прямоугольником;
- находить площади фигур, составленных из квадратов, прямоугольников и прямоугольных треугольников;
- измерять величину углов с помощью транспортира и выражать ее в градусах;
- строить угол заданной величины с помощью транспортира;
- распознавать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральный угол и угол, вписанный в окружность, исследовать их простейшие свойства с помощью измерений.
- пользоваться изученной геометрической терминологией;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.
- распознавать числовой луч, называть его существенные признаки, определять место числа на числовом луче, складывать и вычитать числа с помощью числового луча;
- определять координаты точек координатного угла и строить точки по их координатам;
- читать и в простейших случаях строить круговые, линейные и столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур, составленных из прямоугольников, квадратов и прямоугольных треугольников;
- ориентировке в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнению и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определению времени по часам (в часах и минутах);
- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
- самостоятельно устанавливать способы сравнения углов, их измерения и построения с помощью транспортира;
- при исследовании свойств геометрических фигур с помощью практических измерений ипредметных моделей формулировать собственные гипотезы (свойство смежных и вертикальных углов; свойство суммы углов треугольника, четырехугольника, пятиугольника; свойство центральных и вписанных углов и др.);
- самостоятельно строить шкалу с заданной ценой деления, координатный луч,
- кодировать с помощью координат точек фигуры координатного угла.
- Содержание учебного предмета
Учебная программа курса рассчитана на 68 часов (теория- 34 часа, практика- 34 часа).
Площадь. Палетка. Симметрия.
Обобщение знаний о ранее изученных фигурах. Описание данных фигур, их сходства и различия, разбиение на группы, обоснование разбиения. Палетка как средство приближенного определения площади произвольной плоской фигуры. Изготовление палетки из кальки. Измерение площади фигуры с избытком, с недостатком. Оценка площади фигуры, запись в виде системы неравенств. Понятие мерки. Выбор соответствующих мерок для измерения объектов, сопоставление величин с единицами их измерения. Узоры симметрии. Симметрия в природе, архитектуре, искусстве, науке. Геометрические преобразования и создание узоров на плоскости. Осевая симметрия, поворот, центральная симметрия. Нахождение осей симметрии плоских фигур, изображенных на рисунке.
Числовой луч.
Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.
Углы. Измерение углов.
Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Построение и обозначение угла на плоскости. Исследование и построение различных конфигураций из точек, лучей, углов на плоскости. Центральный угол и угол, вписанный в окружность. Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы: чтение, интерпретация данных, построение. Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.
Координатная плоскость.
Прямоугольная система координат на плоскости. Ориентация на плоскости. Простейшие координатные геометрические конструкции.
Многогранники и фигуры вращения.
Многогранники – геометрические тела. Пирамида, призма, прямоугольный параллелепипед, куб. Окружность и круг – плоские фигуры вращения. Цилиндр, конус, шар – тела вращения. Углубление представлений о пространственных геометрических фигурах – цилиндре, конусе, шаре, пирамиде – геометрических телах с помощью моделей из пластилина, деление их на части, составления из данных частей моделей некоторых геометрических тел. Изображение геометрических тел на рисунке. Развертка поверхности геометрического тела: развертка – рисунок. Изображение разверток поверхностей данных геометрических тел, нарисованных или представленных моделями.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
- Тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Площадь. Палетка. Симметрия (12 часов) | Владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Находить площадь с помощью палетки и формул. Наблюдать симметрию в рисунках, буквах, словах, текстах, в стихах, музыке, в природе, собирать материал по заданной теме, свои симметричные фигуры, составлять узоры с помощью параллельного переноса, описывать правила их составления. | ||
1-2 | Плоские фигуры и объемные тела. | 2 | |
3-4 | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 2 | |
5-6 | Площадь. Измерение площади палеткой. | 2 | |
7-8 | Метрическая система мер. | 2 | |
9-12 | Виды симметрии (осевая, поворотная). | 4 | |
Числовой луч (8 часов) | Знать определение числового луча, координаты точки. Изображать на числовом луче натуральные числа. Иметь представление о равномерном движении точек по координатному лучу. Уметь определять координаты точек координатного луча, находить расстояние между ними. Строить модели движения на координатном луче. | ||
13-14 | Числовой луч. Координаты на луче. | 2 | |
15-16 | Расстояние между точками числового луча. | 2 | |
17-20 | Движение по числовому лучу. | 4 | |
Углы. Измерение углов (16 часов) | Знать виды углов, оперировать понятиями «биссектриса», «смежные углы», «развёрнутый угол», «острый угол» и «тупой угол», владеть приёмом сравнения углов. Уметь распознавать и изображать развернутый угол, смежные и вертикальные углы. Знать назначение и способы использования транспортира, определения вписанного и центрального углов. Уметь измерять и строить углы. Использовать чертёжные инструменты для выполнения построений. Знать понятия «круговая», «столбчатая», «линейная» диаграммы. Уметь читать, строить, анализировать и интерпретировать данные круговых, столбчатых и линейных диаграмм. | ||
21-22 | Сравнение углов. | 2 | |
23-24 | Развернутый угол. Смежные углы. | 2 | |
25-26 | Измерение углов. Транспортир. | 2 | |
27-30 | Круговые диаграммы. | 4 | |
31-34 | Столбчатые и линейные диаграммы. | 4 | |
35-36 | Игра «Морской бой». | 2 | |
Координатная плоскость (8 часов) | Знать понятия ««пара элементов», «координата», «координатный угол», «ось ординат», «ось абсцисс». Уметь кодировать и передавать изображения, составленные из одной или нескольких ломаных линий. Ориентироваться в координатах на плоскости. | ||
37-40 | Координатная плоскость. | 4 | |
41-44 | Построение фигур по заданным точкам. | 4 | |
Многогранники и фигуры вращения (24 часа) | Распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д. Находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их. Вычерчивать развертки куба, призмы, пирамиды с заданными и произвольными параметрами. Моделировать объёмные фигуры по готовым развёрткам из бумаги. | ||
45-48 | Куб. Прямоугольный параллелепипед. | 4 | |
49-52 | Пирамида. Призма. | 4 | |
53-56 | Цилиндр. | 4 | |
57-60 | Конус. | 4 | |
61-64 | Шар. | 4 | |
65-68 | Закрепление изученного материала. | 4 |
V. Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | План | Факт | |
Теория | Практика | ||||
Площадь. Палетка. Симметрия (12 часов) | |||||
Плоские фигуры и объемные тела. | 1 | ||||
Плоские фигуры и объемные тела. | 1 | ||||
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 1 | ||||
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 1 | ||||
Площадь. Измерение площади палеткой. | 1 | ||||
Площадь. Измерение площади палеткой. | 1 | ||||
Метрическая система мер. | 1 | ||||
Метрическая система мер. | 1 | ||||
Виды симметрии (осевая, поворотная). | 1 | ||||
Виды симметрии (осевая, поворотная). | 1 | ||||
Виды симметрии (осевая, поворотная). | 1 | ||||
Виды симметрии (осевая, поворотная). | 1 | ||||
Числовой луч (8 часов) | |||||
Числовой луч. Координаты на луче. | 1 | ||||
Числовой луч. Координаты на луче. | 1 | ||||
Расстояние между точками числового луча. | 1 | ||||
Расстояние между точками числового луча. | 1 | ||||
Движение по числовому лучу. | 1 | ||||
Движение по числовому лучу. | 1 | ||||
Движение по числовому лучу. | 1 | ||||
Движение по числовому лучу. | 1 | ||||
Углы. Измерение углов (16 часов) | |||||
Сравнение углов. | 1 | ||||
Сравнение углов. | 1 | ||||
Развернутый угол. Смежные углы. | 1 | ||||
Развернутый угол. Смежные углы. | 1 | ||||
Измерение углов. Транспортир. | 1 | ||||
Измерение углов. Транспортир. | 1 | ||||
Круговые диаграммы. | 1 | ||||
Круговые диаграммы. | 1 | ||||
Круговые диаграммы. | 1 | ||||
Круговые диаграммы. | 1 | ||||
Столбчатые и линейные диаграммы. | 1 | ||||
Столбчатые и линейные диаграммы. | 1 | ||||
Столбчатые и линейные диаграммы. | 1 | ||||
Столбчатые и линейные диаграммы. | 1 | ||||
Игра «Морской бой». | 1 | ||||
Игра «Морской бой». | 1 | ||||
Координатная плоскость (8 часов) | |||||
Координатная плоскость. | 1 | ||||
Координатная плоскость. | 1 | ||||
Координатная плоскость. | 1 | ||||
Координатная плоскость. | 1 | ||||
Построение фигур по заданным точкам. | 1 | ||||
Построение фигур по заданным точкам. | 1 | ||||
Построение фигур по заданным точкам. | 1 | ||||
Построение фигур по заданным точкам. | 1 | ||||
Многогранники и фигуры вращения (24 часа) | |||||
Куб. Прямоугольный параллелепипед. | 1 | ||||
Куб. Прямоугольный параллелепипед. | 1 | ||||
Куб. Прямоугольный параллелепипед. | 1 | ||||
Куб. Прямоугольный параллелепипед. | 1 | ||||
Пирамида. Призма. | 1 | ||||
Пирамида. Призма. | 1 | ||||
Пирамида. Призма. | 1 | ||||
Пирамида. Призма. | 1 | ||||
Цилиндр. | 1 | ||||
Цилиндр. | 1 | ||||
Цилиндр. | 1 | ||||
Цилиндр. | 1 | ||||
Конус. | 1 | ||||
Конус. | 1 | ||||
Конус. | 1 | ||||
Конус. | 1 | ||||
Шар. | 1 | ||||
Шар. | 1 | ||||
Шар. | 1 | ||||
Шар. | 1 | ||||
Закрепление изученного материала. | 1 | ||||
Закрепление изученного материала. | 1 | ||||
Закрепление изученного материала. | 1 | ||||
Закрепление изученного материала. | 1 | ||||
Итого: | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка 4 класс. Наглядная геометрия.
Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Геометрии отводится ведущая...
Рабочая программа по геометрии 4 класс
Тематическое планирование по геометрии 4 класс по ФГОС...
Рабочая программа по геометрии 7 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по геометрии 7 класс (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по геометрии 1-4 класс
Рабочая программа по геометрии...
Рабочая программа по геометрии за 7 класс
Рабочая программа по геометрии за 7 класс общеобразовательной школы по новой структуре....
Рабочая программа курса "Геометрия вокруг нас" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Геометрия вокруг нас" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...