Рабочая программа по геометрии за 7 класс
рабочая программа по математике на тему
Рабочая программа по геометрии за 7 класс общеобразовательной школы по новой структуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_geometrii-7.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СОШ№1»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР Директор МАОУ «ПСОШ №1»
__________________ ___________________
/В.Ц-Д.Чойбсонова/ /Б.А.Ринчино/
«___» _____________2018г. «____» _________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Ступень обучения (класс) среднее(полное) общее образование 7 класс
Количество 34 часа
Уровень базовый
Учитель Шадрина М И
Программа разработана на основе
УМК «Геометрия.7-9кл.» авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.
РАССМОТРЕНО на МО
Протокол №____от
«____» _____________2018г.
Руководитель МО
с.Петропавловка,2018
Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- ООП МАОУ ПСОШ № 1;
- Программы формирования универсальных учебных действий;
- Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019 уч. год, реализующих программы общего образования.
7. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся
8. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплекту для 7-9 классов (авторы
Л. С. Атанасян, В. Ф Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., составитель Т. А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с.19-21)
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа полностью соответствует примерной программе.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится
понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных
признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие
параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных
прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем
геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах
обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения
учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и
изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Место предмета в базисном учебном плане. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится 34 часа из расчета: 1 час в неделю, в том числе 5 ч для проведения контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.
Итоговая аттестация – согласно уставу образовательного учреждения.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Содержание обучения
Глава I. Начальные геометрические сведения (11 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных
представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Глава II. Треугольники (15 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения
доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Глава III. Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест
лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных
треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)
Сумма углов треугольника.Соотношение между сторонамии углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные
треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать
классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В
отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение. Решение задач. (9 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работая над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики
(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и
практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них,
важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок,
возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников,
длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные
построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их
использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и
технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
1. | Начальные геометрические сведения | 11 | 1 |
2. | Треугольники | 15 | 1 |
3. | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 2 |
5. | Повторение | 9 | |
Итого: | 68 | 5 |
Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.
Реализацию национально-регионального компонента можно осуществлять как на уроках, так и во внеклассной работе, используя материалы краеведческого содержания, что способствует привитию интереса к своей республике, как части России, развитию способностей учащихся понимать и оценивать природные и социальные явления и процессы.
Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.
Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом». Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоции на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
Список литературы
1.Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов,С.К.Кадомцев, Э.Г.Позняк,И.И. Юдина. «Геметрия7-9» учебник для образовательных организаций/ -8-е изд-М.: Просвещение,2018.
2.Зив Б.Г.,Мейлер В.М.. «Дидактические материалы по геометрии 7 класс». –М.:Просвещение,2015.
3.Смирнов В.А. «Геометрия.Планиметрия» / Под редакцией А.Л.Семёнова,И.В. Ященко.-М.МЦНМО,2009.
4.БалаянЭ.Н. «Геометрия на готовых чертежах: 7-9 классы» / Ростов н/Д: Феникс,2013.
5. Жохов В.И.,Каташева Г.Д.,КрайневаЛ.Б. «Уроки геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации ,примерное планирование: К учебнику Л.С. Атанасяна и др./ - М.: Мнемозина,2015.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема раздела, урока | Дата проведения | Содержание урока | Виды и формы контроля | Домашнее задание | ||||
1 четверть – 9 часов Блок 1.Начальные геометрические сведения. | |||||||||
§1-2 Прямая и отрезок. Луч и угол. (3) | |||||||||
1 | Прямая и отрезок | 06.09 | Взаимное расположение точки и прямой, отрезок ,обозначение отрезка и прямой, провешивание прямой на местности | Практическая проверка | П.3 №3,7,11 | ||||
§3 Сравнение отрезков и углов.(1) | |||||||||
2 | Сравнение отрезков и углов | 13.09 | Понятие равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения, построение биссектрисы угла с помощью транспортира, измерение отрезков с помощью линейки, единицы измерения отрезков и углов | Самоконтроль комбинированный опрос письменный контроль | П5-6 в. 7-11 №18,23 | ||||
§4 Измерение отрезов.(1) | |||||||||
3 | Измерение отрезков | 20.09 | Равенство отрезков и углов, построение биссектрисы угла с помощью транспортира, измерение отрезков с помощью линейки, единицы измерения отрезков и углов | УО письменный контроль | П 7-8 в.12-13 №31(а),33,37 | ||||
§5 Перпендикулярные прямые. (5) | |||||||||
4 | Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые | 27.09 | Понятие смежных и вертикальных углов, свойства углов, перпендикулярные прямые, определение углов по чертежу | Практический Письменный контроль взаимоконтроль | П11-13 в.17-21 №58(а)61(а)66(а) | ||||
5 | Контрольная работа №1 « Начальные геометрические сведения» | 04.10 | Контрольная работа (40мин) | Повторить п1-13 | |||||
Блок 2. Треугольники (15) | |||||||||
§1. Первый признак равенства треугольников (3) | |||||||||
6 | Треугольник. Первый признак равенства треугольников | 10.10 | элементы треугольника, обозначение треугольника, равные треугольники, построение, первый признак равенства треугольников, теорема , доказательство теоремы | комбинированный опрос письменный контроль практическая проверка | П14 в1-4 № 89(а) | ||||
§2 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (3) | |||||||||
7 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 18.10 | перпендикуляр к прямой медианы, биссектрисы и высоты треугольника | УО письменный и практический контроль | П16-17 в5-9 № 101,103,105(в) | ||||
8 | Свойства равнобедренного треугольника | 25.10 | Равнобедренный треугольник и его свойства | Тестовый контроль самоконтроль опорный конспект | П18 в6,10,13 № 104,107 | ||||
§3 Второй и третий признаки равенства треугольников (4) | |||||||||
9 | Второй признак равенства треугольников | 01.11 | Доказательство второго признака треугольника | УО самостоятельная исследовательская работа | П19 в14 № 122,124 | ||||
2 четверть 7 часов §4. Задачи на построение (5) | |||||||||
1 | Окружность | 15.11 | Задачи на построение с помощью циркуля и линейки | Практическая проверка взаимоконтроль УО | П21-22 в16-17 №144,148 | ||||
2 | Решение задач на построение | 22.11 | Задачи на построение с помощью циркуля и линейки | Практическая проверка взаимоконтроль УО | №168,170,172 | ||||
3 | Контрольная работа № 2 по теме: « Треугольники» | 29.11 | Контрольная работа (40 мин) | ||||||
Блок 3. Параллельные прямые (13) Цель: ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых. §1 Признаки параллельности двух прямых (3) | |||||||||
4 | Признаки параллельности прямых | 06.12 | Признаки параллельных прямых накрест лежащие углы односторонние углы соответственные углы доказательство признаков | Исследовательская работа УО практическая проверка | П24-25 в1-5 №186(б) | ||||
5 | Практические способы построения параллельных прямых | 13.12 | Способы построения параллельных прямых | Творческая работа взаимопроверка самоконтроль | П26 в1-6 №199 197 | ||||
§2Аксиома параллельных прямых (10) | |||||||||
6 | Свойства параллельных прямых | 20.12 | Теорема об углах с соответственно параллельными сторонами | Письменный практический контроль исследовательская работа | П24-29 в1-15 №209 207 | ||||
7 | Решение задач по теме: « Параллельные прямые» | 27.12 | применение признаков параллельности прямых и обратных теорем для решения задач | Письменный практический контроль исследовательская работа | П24-29 №204 215 | ||||
3 четверть 10 часов | |||||||||
1 | Контрольная работа №3 по теме: « Параллельные прямые» | 17.01 | Контрольная работа | ||||||
Блок 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20) Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников §1. Сумма углов треугольника(2) | |||||||||
2 | Теорема о сумме углов треугольника | 24.01 | Доказательство теоремы о сумме углов треугольника | Исследовательская работа комбинированный опрос | П30-31 в 1-5 №234 230 | ||||
3 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | 31.01 | Виды треугольников | Исследовательская работа комбинированный опрос | П32 в 6-8 №241 237 | ||||
§2.Соотношения между сторонами и углами треугольника (4) | |||||||||
4 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 07.02 | Доказательство теоремы следствия из теоремы | Исследовательская работа комбинированный опрос | П32-33 в 6-9 № 242 250(б) | ||||
5 | Неравенство треугольника | 14.02 | Неравенство треугольника и следствие из теоремы | Исследовательская работа комбинированный опрос | П30-33 № 253 | ||||
§3. Прямоугольные треугольники (4) | |||||||||
6 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 21.02 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников признаки равенства прямоугольных треугольников | Исследовательская работа практический контроль | П34-35 в 10-11№ 255 257 | ||||
7 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 28.02 | Решение задач | Письменный контроль | П15-36 №258 268 | ||||
§4. Построение треугольника по трем элементам(6) | |||||||||
8 | Построение треугольника по трём элементам. | 07.03 | Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трём сторонам | Индивидуальная проверка письменный контроль | П37 в 14-18 № 277,280,294 | ||||
9 | Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники» | 14.03 | Контрольная работа | ||||||
4 четверть 8 часов Блок 5. Итоговое повторение(9) Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса | |||||||||
1 | Начальные геометрические сведения | 21.03 | Признаки равенства треугольников | Комбинированный контроль | №78,80 | ||||
2 | Треугольники | 04.04 | Теорема о сумме углов | Комбинированный контроль | №299,216 | ||||
3 | Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 11.04 | Параллельные прямые соотношения между элементами прямоугольного треугольника Признаки равенства треугольников Теорема о сумме углов | Комбинированный контроль | №7,12,15 | ||||
4 | Решение задач | 18.04 | Параллельные прямые соотношения между элементами прямоугольного треугольника Признаки равенства треугольников Теорема о сумме углов | Комбинированный контроль | Гл1-2 №325 | ||||
5 | Решение задач | 25.04 | Параллельные прямые соотношения между элементами прямоугольного треугольника Признаки равенства треугольников Теорема о сумме углов | Комбинированный контроль | Гл1-2 №330 | ||||
6 | Решение задач | 02.05 | Параллельные прямые соотношения между элементами прямоугольного треугольника Признаки равенства треугольников Теорема о сумме углов | Комбинированный контроль | Гл3-4 №337 | ||||
7 | Решение задач | 16.05 | Параллельные прямые соотношения между элементами прямоугольного треугольника Признаки равенства треугольников Теорема о сумме углов | Комбинированный контроль | Гл3-4 № 344 | ||||
8 | Итоговое занятие | 23.05 | Параллельные прямые соотношения между элементами прямоугольного треугольника Признаки равенства треугольников Теорема о сумме углов | Творческая работа | Творческая дом.работа | ||||
9 | Итоговое занятие | 30.05 | Параллельные прямые соотношения между элементами прямоугольного треугольника Признаки равенства треугольников Теорема о сумме углов | Творческая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Мир геометрии"
Данная рабочая программа «Мир геометрии» для учащихся 2 класса разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Мир геометрии». Автор: О.Б. Шамсудинова, издательски...
Рабочая программа по геометрии 4 класс
Тематическое планирование по геометрии 4 класс по ФГОС...
Рабочая программа по геометрии 7 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по геометрии 7 класс (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по геометрии 1-4 класс
Рабочая программа по геометрии...
Рабочая программа курса "Геометрия вокруг нас" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Геометрия вокруг нас" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа по геометрии 7 класс 2021-2022 учебный год
Начальные геометрические сведения. Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, угол, луч. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина от...