Занятия в ГПД как один из инструментов интеллектуального развития младших школьников.
статья (2 класс)

Климина Елена Юрьевна

         Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

         В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Главной целью является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

        Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

       Интеллект - это способности мышления, он не даётся от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни.

       Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

       Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, но и  воспитатель группы продленного дня может сделать для этого многое.  От его умения организовать систематическую, познавательную деятельность, зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальному развитию.

Процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте, когда достаточно сильны личностные потребности в познании. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Это становится возможным при единственном условии: кропотливой работе над интеллектуальным развитием ученика.

        А что значит интеллектуальные способности?

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается  –  память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

Развитию интеллектуальных способностей помогают игры.

Игра – наиболее оптимальная форма деятельности для детей младшего школьного возраста. Дети легко входят в образы и вовлекаются практически в любую игру. Проблемная ситуация проигрывается участниками, моделируются разные пути ее решения.

В педагогическом процессе игра – это и метод обучения и метод воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется  и в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и в качестве занятия или его части. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

         При выборе заданий для познавательной игры (игра-конкурс, игра-путешествие и т.п.) или для интеллектуальной игры (небольшие логические задания, ребусы, кроссворды) следует учитывать уровень развития каждого ребенка. Надо разнообразить задания по степени сложности, чтобы каждый воспитанник мог проявить свой интеллект      и почувствовать удовольствие от игры. Это очень важно, так как только в ситуации успеха возникает необходимая коммуникативная связь педагога с ребенком, способствующая дальнейшему развитию школьника. Надо, чтобы дети росли не только здоровыми, сознательными членами общества, но и думающими, инициативными, способными на творческий подход к делу. Поэтому одной из главных целей воспитательной работы сейчас является развитие детского интеллекта, умственных способностей. Очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников дидактическая игра. Ценность игры заключается в том, что её можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности («Час математического досуга», КВН, «Сражение знатоков», «Умники и умницы»), а также во время занятий кружка.  Дидактические игры  (развивающие, познавательные)  должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Различные дидактические игры не только помогают развивать внимание, восприятие, воображение, память, мышление, но и дают время  воспитателю  для  индивидуального общения с детьми, во время которого ребенок может поделиться своими проблемами. По мере возможностей стараюсь помочь ему в них разобраться. Обсудить причины неудачи, вместе сделать выводы и настроиться на положительный лад.                       

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.      

         В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально – творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, логически мыслить; умений находить зависимости и закономерности; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

Эффективным средством развития творческих способностей младших школьников является – оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Оригами: учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, складывание; развивает способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Складывая фигурки из бумаги, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом процессе. Занятия этим видом искусства являются психотерапией, которая позволяет отвлечься школьнику от повседневных уроков и забот, помогает тренировать память. Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные виды игрушек – животных, птиц, рыб. Бумажные фигурки можно использовать при оформлении класса, для украшения новогодней ёлки и т. д.

Во время прогулки используется еще один из основополагающих методов обучения – наблюдение: наблюдение за изменениями в природе, птицами, растениями. Этот метод, известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является очень важным для развития интеллектуальных способностей ребенка. В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть, подмечать, объяснять явления природы. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия в ГПД как один из инструментов интеллектуального развития младших школьников.

 

         Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

         В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Главной целью является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

        Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

       Интеллект - это способности мышления, он не даётся от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни.

       Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

       Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, но и  воспитатель группы продленного дня может сделать для этого многое.  От его умения организовать систематическую, познавательную деятельность, зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальному развитию.

Процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте, когда достаточно сильны личностные потребности в познании. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Это становится возможным при единственном условии: кропотливой работе над интеллектуальным развитием ученика.

        А что значит интеллектуальные способности?

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается  –  память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

Развитию интеллектуальных способностей помогают игры.

Игра – наиболее оптимальная форма деятельности для детей младшего школьного возраста. Дети легко входят в образы и вовлекаются практически в любую игру. Проблемная ситуация проигрывается участниками, моделируются разные пути ее решения.

В педагогическом процессе игра – это и метод обучения и метод воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется  и в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и в качестве занятия или его части. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

         При выборе заданий для познавательной игры (игра-конкурс, игра-путешествие и т.п.) или для интеллектуальной игры (небольшие логические задания, ребусы, кроссворды) следует учитывать уровень развития каждого ребенка. Надо разнообразить задания по степени сложности, чтобы каждый воспитанник мог проявить свой интеллект      и почувствовать удовольствие от игры. Это очень важно, так как только в ситуации успеха возникает необходимая коммуникативная связь педагога с ребенком, способствующая дальнейшему развитию школьника. Надо, чтобы дети росли не только здоровыми, сознательными членами общества, но и думающими, инициативными, способными на творческий подход к делу. Поэтому одной из главных целей воспитательной работы сейчас является развитие детского интеллекта, умственных способностей. Очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников дидактическая игра. Ценность игры заключается в том, что её можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности («Час математического досуга», КВН, «Сражение знатоков», «Умники и умницы»), а также во время занятий кружка.  Дидактические игры  (развивающие, познавательные)  должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Различные дидактические игры не только помогают развивать внимание, восприятие, воображение, память, мышление, но и дают время  воспитателю  для  индивидуального общения с детьми, во время которого ребенок может поделиться своими проблемами. По мере возможностей стараюсь помочь ему в них разобраться. Обсудить причины неудачи, вместе сделать выводы и настроиться на положительный лад.                       

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.      

         В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально – творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, логически мыслить; умений находить зависимости и закономерности; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

Эффективным средством развития творческих способностей младших школьников является – оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Оригами: учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, складывание; развивает способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Складывая фигурки из бумаги, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом процессе. Занятия этим видом искусства являются психотерапией, которая позволяет отвлечься школьнику от повседневных уроков и забот, помогает тренировать память. Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные виды игрушек – животных, птиц, рыб. Бумажные фигурки можно использовать при оформлении класса, для украшения новогодней ёлки и т. д.

Во время прогулки используется еще один из основополагающих методов обучения – наблюдение: наблюдение за изменениями в природе, птицами, растениями. Этот метод, известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является очень важным для развития интеллектуальных способностей ребенка. В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть, подмечать, объяснять явления природы. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Интеллектуальное развитие младших школьников: Роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полного огромного объема  информации. Все более очевидными становятся требования современной действительности: уметь польз...

Интеллектуальное развитие младших школьников: роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС

Статья по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС" предназначена для воспитателей группы продлённого дня. Статья расквыва...

"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...