Интеллектуальное развитие младших школьников: роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС
статья (1 класс)

Моисеева Вера Васильевна

Статья по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС" предназначена для воспитателей группы продлённого дня. Статья расквывает важность занятий в ГПД для развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_intellektualnoe_razvitie_mladshih_shkolnikov.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Моисеева В.В., воспитатель

ГБОУ СОШ № 398 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Интеллектуальное развитие младших школьников:

роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС

В последнее время в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей. Так как большинство родителей значительную часть времени заняты на работе, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня очевиден. Следовательно, задача воспитателя группы продленного дня состоит не только в том, чтобы занять ребят игрой, заполнить их свободное время, но и создать в группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребёнка и всего коллектива, организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию ребёнка, обогащали его эмоционально. От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня, насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Особое место занимает самоподготовка. Одна из её целей – выработка навыков самообразования. Продолжительность её не должна превышать нормы отведённого времени. Во время самоподготовки воспитатель поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и помогает (напоминая, объясняя) успешно выполнить задание всем ученикам. Воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному размышлению, учит его пользоваться учебником и другой справочной литературой. Самоподготовка учит детей планировать свою деятельность, ответственно относиться к выполнению заданий и помогать друг другу. Организация учебной деятельности во время самоподготовки предполагает общение между учениками и воспитателем и между самими учащимися с целью взаимопомощи. Если у детей возникают различные трудности, то воспитатель старается помочь.

В свободное от самоподготовки время в группе продлённого дня проводятся интеллектуально-познавательные беседы, игры, конкурсы и викторины на разные темы.

Основными направлениями деятельности воспитательной работы в ГПД являются - эстетическое, патриотическое, экологическое, познавательное, спортивно-оздоровительное. Важное место в развитии личности ребёнка занимает нравственное воспитание. Через игру, чтение и обсуждение сказок, рассказов вместе с детьми рассматриваются такие ценностные категории, как добро, совесть, стыд, милосердие, великодушие.

В одной связке с нравственным воспитанием стоит эстетическое, так как нашему обществу нужны люди, умеющие ценить красоту окружающего мира.

Особое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Эти занятия перекликаются с уроками по окружающему миру.

В младшем школьном возрасте закладываются предпосылки для возникновения чувства патриотизма. Чтобы пробудить у ребят любовь к Родине, интерес к истории своей страны, понимание долга перед Отечеством, провожу беседы, экскурсии в сельский музей, знакомлю с рассказами о людях, чьи поступки служат примером.

Трудовое воспитание – одна из важнейших сторон подготовки ребёнка к дальнейшему обучению, профессиональной деятельности в жизни в целом.

Эффективным средством развития творческих способностей младших школьников является – оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей.

ГПД даёт детям многое: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально - значимых навыков, общение со сверстниками.

Хочется подчеркнуть, что группа продлённого дня – это целый мир, где может и должен найти себя, реализовать свои потребности каждый ребёнок. Различные виды деятельности помогают школьникам найти себя и раскрыться, как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

В работе раскрывается роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Даются методические рекомендации учителям начальных классов по формированию читательского интереса....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Сформированность  самооценки  школьника  во  многом  определяет  активность  и  направленность  его  социальной  позиции,  подготовлен...

Из опыта работы по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности ФГОС "

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, ...

Интеллектуальное развитие младших школьников: Роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полного огромного объема  информации. Все более очевидными становятся требования современной действительности: уметь польз...

Статья на тему: «Роль предмета Чистописания в интеллектуальном развитии младших школьников»

В данной статье мы рассмотрим что именно развивается у детей младших школьников при занятиях Чистописанием и как Чистописание влияет на общее интеллектуальное развитие младшего школьника и в процессе ...

Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО

В настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного и...