Программа дополнительного образования "В мире сказок"
рабочая программа (1, 2 класс)
Программа дополнительного образования "В мире сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "В мире сказок" | 77.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием
администрации муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
городского округа Люберцы Московской области
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета
Директор МОУ СОШ № 8
От «_____»____________20___ г. _________ /Куликова О.Н./
Протокол № ______ Приказ № _____ от _________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«В мире сказок»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Коробова Елена Григорьевна
педагог дополнительного образования
г.о. Люберцы
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественная.
Актуальность:
Главные задачи современной системы образования – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от нравственных качеств подрастающего поколения.
Многие современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры.
С каждым годом становится все больше детей, которые не любят читать сказки, не знают лучших народных и классических литературных произведений данного жанра, как отечественных, так и зарубежных, предпочитают смотреть современные мультфильмы, далеко невысокого художественного и нравственного уровня. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.
В связи с этим была разработана программа дополнительного образования для обучающихся 1 б класса МОУ СОШ № 8 “В мире сказок”.
Цель программы:
Создать условия для нравственного и эстетического развития личности ребенка, раскрытия его художественных и познавательных способностей.
Задачи программы:
Обучающая: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки, сформировать основы читательской грамотности
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, делать нравственный выбор, навыки нравственного поведения.
Развивающая: развивать у детей социально-коммуникативные навыки (вести диалог, уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, договариваться при совместной работе), мыслительные способности (рассуждать, обобщать, делать выводы), художественно-практические навыки (инсценировать художественные произведения, сочинять свои мини-сказки, использовать лепку, рисование, аппликацию для выражения своих чувств и мыслей)
личностные – формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
метапредметные - развитие мотивации к чтению, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
образовательные (предметные) - приобретение знаний, умений, навыков грамотного читателя.
Отличительные особенности программы
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни людей. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Хорошо рассказанная сказка – это начало культурного воспитания. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми народных и авторских сказок. Следовательно, ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.
Адресат программы
Возраст обучающихся: 7 лет
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
Объем и срок освоения программы: срок освоения программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Основная форма работы на занятии – групповая. Реализуется программа в объединении, сформированном из учащихся одного возраста. Состав группы постоянный.
Новизна программы
Новизна программы заключается в сочетании изучения мира сказок через чтение и инсценирование с развитием изобразительных способностей ребенка.
Режим занятий:
Продолжительность занятия – 1 академический час, который составляет 45 минут.
Планируемые результаты
Должны знать:
примеры не менее 5 русских народных сказок и 5 литературных сказок русских писателей
признаки сказки как жанра
виды сказок (волшебные, сказки о животных, бытовые);
Должны уметь:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
иллюстрировать услышанное или прочитанное различными художественными средствами;
пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
уметь рассказывать сказки;
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные -
чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
мотивация к творческому труду.
Метапредметные –
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (умения познавательной и личностной рефлексии);
умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладение действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
умение работать с художественной литературой, словарями и средствами интернет.
Предметные –
развитие познавательного интереса к чтению сказок,
включение в познавательную деятельность по изучению сказок народных и литературных, отечественных и зарубежных,
приобретение определенных знаний о сказке как о литературном жанре,
приобретение умений, навыков в чтении, инсценировании, анализе текста сказки, сочинении собственной сказки, выражении своих чувств и мыслей после прочтения сказки различными средствами.
Формы аттестации
Зачет: творческая работа.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, устный опрос, тестирование, готовая творческая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческих работ.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение — кабинет 20 кв.м., освещение лампами дневного света.
Оборудование:
1) Столы - 14 шт;
2) Стулья – 28 шт;
3) Доска;
Техническое оснащение кабинета:
Компьютер с выходом в Интернет
Фотоаппарат
Проектор
Электронная доска
Колонки
Инструменты и приспособления:
Ножницы, клей, карандаши и кисточки, стаканчики для воды, доска для лепки.
Материалы:
Бумага и картон для аппликации, бумага и краски для рисования, пластилин.
Информационное обеспечение программы
Художественная литература – сказки в соответствии с содержанием программы.
Интернет-источники для педагога:
Интернет-источники для обучающихся:
Кадровое обеспечение программы:
Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, имеющим среднее специальное или высшее образование в области педагогики. Должен владеть навыками и приёмами организации занятий с младшими школьниками, должен обладать навыками обучения литературному чтению, изобразительному искусству, технологии.
Желательно владение ИКТ на уровне, достаточном для организации просмотра и прослушивания аудио и видео материалов, работы с ресурсами интернета, создания и демонстрации презентаций.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Первичная диагностика |
2 | Безопасность дорожного движения | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
3 | Русские народные сказки | 16 | 6 | 10 | |
3.1 | Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок | 8 | 3 | 5 | Наблюдение, опрос |
3.2 | Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок | 7 | 3 | 4 | Наблюдение, опрос |
3.3 | Викторина по русским народным сказкам | 1 | - | 1 | Опрос |
4 | Сказки разных народов | 6 | 2 | 4 | |
4.1 | Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, опрос |
4.2 | Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, опрос |
4.3 | Викторина по сказкам народов мира | 1 | 1 | Опрос | |
5 | Авторские (литературные) сказки | 10 | 4 | 6 | |
5.1 | Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок | 5 | 2 | 3 | Наблюдение, опрос |
5.2 | Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок | 4 | 2 | 2 | Наблюдение, опрос |
5.3 | Викторина по литературным сказкам | 1 | 1 | Опрос | |
6 | Итоговая аттестация | 1 | - | 1 | Представление творческих работ |
7 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Опрос |
Итого | 36 | 17 | 19 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Вводное занятие. 1 ч.
Теория –0,5 ч
Что такое сказка? Признаки сказки.
Практика –0,5 ч
Первичная диагностика: определить жанр произведения, которое называет педагог (сказка или нет), привести свои примеры сказок.
- Безопасность дорожного движения. 1 ч.
Теория – 0,5 ч
Правила безопасного передвижения по улице.
Практика – 0,5 ч
Устный опрос по пройденному материалу.
- Русские народные сказки. 16 ч.
3.1 Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок. 8ч
Теория – 3 ч.
Сказка – вид устного народного творчества. Виды сказок (волшебная, бытовая, о животных). Собиратели русских народных сказок (Афанасьев, Толстой, Даль)
Беседы о здоровом образе жизни: «Режим дня школьника». «Правила поведения в школе».
Практика – 5 ч.
Чтение, просмотр и слушание русских народных сказок. Чтение по ролям.
3.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок. 7 ч.
Теория – 3 ч.
Герои сказки положительные и отрицательные, помощники, волшебные предметы и персонажи. Волшебные числа и троекратные повторы. Чему учит сказка? Зачин и концовка сказки. Архаизмы в сказках.
Беседы о здоровом образе жизни: «Почему мы болеем?» «Здоровый образ жизни». «Вредные привычки».
Практика – 4 ч.
Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)
Инсценирование эпизодов
Иллюстрирование эпизодов
3.3 Викторина по русским народным сказкам. 1ч
Практика – 1 ч.
4. Сказки разных народов 6 ч.
4.1 Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов. 3 ч.
Теория – 1 ч.
Что общего у сказок разных народов мира? Как по сказке узнать об условиях жизни и обычаях народа?
Беседы о здоровом образе жизни: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Практика – 2 ч.
Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.
4.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов. 2 ч.
Теория – 1 ч.
Сравнение сюжетов и героев русских народных сказок и сказок других народов. Сходство и отличие.
Практика – 1 ч.
Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)
Инсценирование эпизодов
Иллюстрирование эпизодов
4.3 Викторина по сказкам народов мира. 1ч
Практика – 1 ч.
5. Авторские (литературные) сказки 10 ч
5.1 Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок. 5 ч.
Теория – 2 ч.
Как родилась литературная сказка? Русские писатели-сказочники.
Сказки 19-20 вв. Современные сказки-несказки.
Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасность при любой погоде». «Безопасное поведение на улице, в транспорте».
Практика – 3 ч.
Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.
5.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок. 4 ч.
Теория – 2 ч.
Сравнение сюжетов и героев народных и литературных сказок. Сходство и отличие.
Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасное поведение дома».
Практика – 2 ч.
Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)
Инсценирование эпизодов
Иллюстрирование эпизодов
Создание собственной сказки по аналогии с народной или литературной сказкой
5.3 Викторина по литературным сказкам. 1ч
Практика – 1 ч.
6. Итоговая аттестация. 1 ч
Практика – 1 ч
Защита творческой работы. Дети представляют сказку собственного сочинения.
7. Итоговое занятие. 1 ч
Практика –1 ч
Подведение итогов, анализ работы объединения за год.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения:
словесный, наглядный практический;
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
игровой, проектный и др.
Методы воспитания:
убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Формы организации учебного занятия:
Беседа, практическое занятие, комбинированное занятие
Современные педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения, автор И.С. Якиманская. Цель данной технологии воспитать и развить личность ребенка, раскрыть его способности.
Ожидаемые результаты:
- Формированию духовно-нравственной культуры личности обучающегося.
- Повышение исполнительского уровня, развитие способностей, осмысление собственных действий, приемов и способов читательской и художественной деятельности.
- Развитие личностных качеств, таких как: целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение работать в коллективе, развитие самоанализа деятельности.
- Технология коллективной творческой деятельности, автор доктор педагогических наук РАО И. П. Иванов. Цель данной технологии выявить и развить творческие способности личности путем сотрудничества между учащимися, сотворчества между педагогом и учащимися.
Ожидаемые результаты:
- Развитие художественно – эстетического вкуса детей
- Раскрытие творческих способностей
- Реализация коммуникативных потребностей детей.
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо, авторы - американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Цель: Развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни
Ожидаемые результаты:
- Умение принимать взвешенные решения.
- Умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное.
- Умение анализировать различные стороны явлений природы и жизни
- Технология игровой деятельности, авторы - Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин. Цель - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от учебной задачи и уровня развития детей.
Ожидаемые результаты:
- Повышение познавательного интереса;
- Вызывает эмоциональный подъём;
- Способствует развитию творчества;
- Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала
- Здоровьесберегающие технологии (авторы: В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.Г. Щедрина) Цель - сохранение здоровья обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- Формирование установки на здоровый образ жизни
- Привитие здоровых привычек и отказ от вредных
Беседы о здоровом образе жизни проводятся в течение всего учебного года по 10-15 минут.
Применение здоровьесберегающих приемов и методов:
-применение эмоциональных разрядок на занятиях;
-проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка;
-помощь в процессе самостоятельной работы;
-контроль за правильной осанкой;
-соблюдение питьевого режима и санитарных норм.
Алгоритм учебного занятия
Организационный этап
Подготовка учащихся к работе на занятии. Создание психологического настроя на деятельность и активизацию внимания.
Проверка имеющихся знаний, умений и готовности, обучающихся к освоению новой темы.
Устный опрос.
Объяснение нового материала
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Освоение новых знаний.
Практическая работа.
Чтение, просмотр или слушание сказки. Обсуждение (анализ). Чтение по ролям, инсценирование, иллюстрирование эпизодов сказки (рисование, лепка, аппликация).
Подведение итогов.
Формы работы на занятиях:
- Беседа, рассказ учителя.
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Театрализация.
- Иллюстрирование с помощью рисования, лепки, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
- Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек
- Практические занятия с элементами игр
- Просмотр видео и прослушивание сказок;
- Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
Дидактические материалы
Дидактические материалы – тексты сказок и иллюстрации к ним, аудио и видео со сказками, загадки, викторины, портреты писателей и др.
Диагностика результатов по общеразвивающей программе. Критерии оценки
Для оценивания теоретических знаний, практических навыков и умений, личностных качеств используются методы наблюдения за деятельностью обучающихся, опроса в устной игровой форме и представления своих творческих работ.
Наличие интереса к чтению сказок, постоянное расширение знаний о писателях и их произведениях – основной критерий достижения цели программы.
Критерии оценивания теоретических знаний:
(может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)
Умения:
- узнавать сказки среди других литературных жанров
- определять вид сказки
- называть примеры сказок и их авторов
Критерии оценивания практических навыков и умений:
(может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)
Умения:
- давать характеристику героев сказки
- находить зачин и концовку
- определять главную мысль
- пересказывать
- выразительно читать, инсценировать, иллюстрировать средствами ИЗО
- составлять свою небольшую сказку по аналогии
Критерии оценивания личностных качеств:
- наличие интереса к самостоятельному чтению сказок
- способность понять поучительную мысль из сказки и применять её в жизненных ситуациях
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ В СВОЕЙ РАБОТЕ
Книги
- Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
- Белорусская народная сказка «Пых»
- Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
- Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
- Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
- Латвийская народная сказка «Заячий домик».
- Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
- Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др.
- Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
- Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок – смоляной бочок», «Крошечка - Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
- Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» и др.
- Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
- Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
- Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Айболит» и др.
- Чукотская сказка «Хвост».
Электронные ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ
- Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
- Белорусская народная сказка «Пых»
- Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
- Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
- Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
- Латвийская народная сказка «Заячий домик».
- Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
- Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»и др.
- Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
- Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок – смоляной бочок», «Крошечка - Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
- Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» и др.
- Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
- Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
- Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Айболит» и др.
- Чукотская сказка «Хвост».
Электронные ресурсы
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ № 8
__________/Куликова О.Н./
«___» ________________ 20____ г.
Календарный учебный график
дополнительная общеразвивающая программа
«В мире сказок»
(стартовый уровень)
год обучения: 1
группа: 1 педагог: Коробова Елена Григорьевна
№ п/п | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
Комбинированное | 1 | Вводное занятие. Что такое сказка? | Первичная диагностика | |
Комбинированное | 1 | Безопасность дорожного движения | Устный опрос | |
Комбинированное Беседа | 1 | Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок». Беседа о здоровом образе жизни: режим дня школьника. | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное Беседа | 1 | Русская народная сказка «Петух и жерновцы» Беседа о здоровом образе жизни: правила поведения в школе. | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой», | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное Беседа | 1 | Русская народная сказка «Вершки и корешки» Беседа о здоровом образе жизни: почему мы болеем? | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное Беседа | 1 | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» Беседа о здоровом образе жизни: береги здоровье смолоду. | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русская народная сказка «Несмеяна-царевна» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русская народная сказка «Терёшечка» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Русские народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное Беседа | 1 | Русская народная сказка «Морозко» Беседа о здоровом образе жизни: вредные привычки. | Наблюдение, опрос | |
Беседа | 1 | Викторина по русским народным сказкам. | Опрос | |
Комбинированное Беседа | 1 | Белорусская народная сказка «Пых» Беседа о здоровом образе жизни: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок». | Наблюдение, опрос | ||
Комбинированное | 1 | Адыгейская сказка «Кто сильнее?». Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Латвийская народная сказка «Заячий домик». Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Чукотская сказка «Хвост». | Наблюдение, опрос | |
Беседа | 1 | Викторина по сказкам разных народов. | Опрос | |
Комбинированное | 1 | Сказки И.Токмаковой «Ку-ка-ре-ку!», «Котята» «Вечерняя сказка». | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное Беседа | 1 | Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе» Беседа о здоровом образе жизни: безопасность при любой погоде. | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Сказки М.Пляцковского «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Сказки М.Пляцковского «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Сказки В.Сутеева «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное Беседа | 1 | Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон» Беседа о здоровом образе жизни: безопасное поведение на улице, в транспорте. | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Айболит» Создание своей сказки по аналогии с народной или авторской. | Наблюдение, опрос | |
Зачет | 1 | Итоговая аттестация. | Защита творческой работы | |
Комбинированное | 1 | Сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» | Наблюдение, опрос | |
Комбинированное | 1 | Викторина по авторским сказкам. | Наблюдение, опрос | |
Беседа | 1 | Итоговое занятие. Беседа о здоровом образе жизни: безопасное поведение дома | Опрос |
Приложение 1
Материалы итоговой аттестации обучающихся по программе
«В мире сказок» стартового уровня.
Педагог: Е.Г.Коробова
Форма аттестации зачет: представление сказки собственного сочинения по аналогии с народной или авторской сказкой.
Критерии оценивания:
(соответствует полностью / соответствует частично / полностью не соответствует)
- Соответствие основной сюжетной линии своей сказки и сказки-образца
- Соответствие главной мысли своей сказки и сказки-образца
- Соответствие структуры текста своей сказки и сказки-образца
- Соответствие языка своей сказки и сказки-образца
АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ:
«В мире сказок», стартовый уровень, 36 часов.
Педагог: Коробова Е.Г.
Актуальность:
Главные задачи современной системы образования – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от нравственных качеств подрастающего поколения.
Многие современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры.
С каждым годом становится все больше детей, которые не любят читать сказки, не знают лучших народных и классических литературных произведений данного жанра, как отечественных, так и зарубежных, предпочитают смотреть современные мультфильмы, далеко невысокого художественного и нравственного уровня. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.
В связи с этим была разработана программа дополнительного образования для обучающихся 1 б класса МОУ СОШ № 8 “В мире сказок”.
Цель программы:
Создать условия для нравственного и эстетического развития личности ребенка, раскрытия его художественных и познавательных способностей.
Новизна программы
Новизна программы заключается в сочетании изучения мира сказок через чтение и инсценирование с развитием изобразительных способностей ребенка.
Занятия проводятся в группах, состав групп постоянный.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (академический час – 45 минут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Программа дополнительного образования "В стране математических сказок"
Программа дополнительного образования "В стране математических сказок", 4 класс...
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс
Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...
Рабочая программа дополнительного образования "В мире математики" начальная школа
Данная программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с приме...
Программа дополнительного образования «В мире красок и красоты»
Программа разработана для начальных классов на 4 года....
Программа дополнительного образования "В мире животных"
Разработана программа дополнительного образования....