Программа дополнительного образования «В мире красок и красоты»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Программа разработана для начальных классов на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneuronoy_deyatelnosti_2018_alinav.docx | 74.45 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕН:
Педагогическим советом
МБОУ «Новобуяновская СОШ»
Протокол №___ от «____»___________2018г.
Программа дополнительного образования
«В мире красок и красоты»
срок реализации 4 года
Автор-составитель: Павлова Алина Витальевна,
учитель начальных классов МБОУ
«Новобуяновская СОШ»
Янтиковского района
Пояснительная записка.
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими – то правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Актуальность программы
Программа «Мир красок и красоты» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Отличительные особенности и новизна программы
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Программа «Мир красок и красоты» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.
Рабочая программа «В мире красок и красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
- Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение;
- Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции;
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, с выразительными возможностями художественных средств изобразительного искусства, знакомство с их образным языком на основе творческой деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление.
Место учебного курса «В мире красок и красоты»
Преподавание курса «В мире красок и красоты» рассчитано на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа ( 1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа ( 1 час в неделю).
Задания практический занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «В мире красок и красоты».
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:
· эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· знание видов художественной деятельности: живопись, графика, скульптура
· знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
· понимание образной природы искусства;
· эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
· способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
1 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- названия главных и составных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой)
- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.)
Учащиеся должны уметь:
-правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш
-свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов
- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира
-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений
-узнавать изображение на картине или иллюстрации предметы, явления ( человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.)
-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина)
Основные требования к концу 2 класса
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, строение и цвет предметов;
-правильно сидеть за партой, держать лист бумаги, карандаш, кисть, свободно рисовать карандашом, не вращая при этом лист бумаги;
-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность;
-определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;
-составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов
Основные требования к концу 3 класса
К концу учебного года дети должны усвоить:
-понятие «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «Живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»
-простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.
-доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России
К концу учебного года дети должны уметь:
-выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
-чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-сравнивать свой рисунок с изображенным предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
-выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
Творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
Использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
-расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Основные требования к концу 4 класса
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
-начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.д.)
-начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
-основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
-простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
-начальные сведения о светотени (свет, тень полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
-деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
-изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства;
Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
-выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
-Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
-использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
-использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
-передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно -анатомическое строение животных, фигуры человека
Содержание программы
1. Живопись.
1 класс (16часов)
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
2 класс (16 часов)
Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
3 класс(16часов)
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
4 класс(16 часов)
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных
моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
2. Графика
1 класс( 10 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
2 класс (10 часов)
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
3 класс (10 часов)
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.
4 класс (10 часов)
Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.
Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -
рисовании е без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
3. Скульптура
1 класс (4 часа)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – cоленым тестом. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
2 класс(4 часа)
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином, слоеным тестом. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.
3 класс( 4 часа)
Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры(создание следов с помощью инструментов).
4 класс( 4 часа)
Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.
4. Аппликация
1 класс( 3 часа)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
2 класс( 4 часа)
Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
3 класс( 4 часа)
Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
4 класс (4 часа)
Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом
аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Тематическое планирование
(1класс- 33ч)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) |
2 | «Что могут краски?» | 1 | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. |
3 | «Изображать можно пятном. Идеальные маки». | 1 | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». |
4 | «Изображать можно пятном». | 1 | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку |
5 | «Осень. Листопад». | 1 | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. |
6 | «Силуэт дерева». | 1 | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. |
7. | «Грустный дождик». | 1 | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. |
8. | «Изображать можно в объёме». | 1 | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. |
9 | «Моя мама самая красивая» | 1 | Портрет мамы фломастерами Пропорции человеческого лица. |
10 | «Красоту нужно уметь замечать». | 1 | Изображение пятнистого мухомора из фетра. Красота фактуры и рисунка. Обрывная аппликация. |
11 | «Узоры снежинок». | 1 | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. |
12 | Морщинистый слон. | 1 | Создание аппликации из скомканных салфеток. |
13 | «Зимний лес». | 1 | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. |
14 | «Символ года». | 1 | Лепка из соленого теста. |
15 | «К нам едет Дед Мороз».. | 1 | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону |
16 | «Новогодняя открытка». | 1 | Творческая работа детей. Живопись, аппликация, графика. |
17 | «Новогодняя открытка» | 1 | Творческая работа детей. Живопись, аппликация, графика. |
18 | «Ёлочка – красавица». | 1 | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. |
18 | «Кто живёт под снегом». | 1 | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). |
19 | «Красивые рыбы». | 1 | Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала |
20 | «Мы в цирке». | 1 | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
21 | «Волшебная птица весны». | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. |
22 | «Моя мама». | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
23 | «Цветы и травы» | 1 | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. |
24 | «Цветы и бабочки». | 1 | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. |
25 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. |
26 | «Моя семья» | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. |
27 | «Веселые фигуры» | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | |
28 | «Домашние питомцы» | 1 | Лепка из пластилина. |
29 | «Победителям –Слава! | 1 | Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников Родины в дни Вов. Изготовление открытки. |
30 | «Весенняя клумба» | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. |
31 | «Сладкая ягода – клубника»» | 1 | Лепка из соленого теста. |
32 | «Лето, здравствуй!» | 1 | Фантазия . Творческая работа. |
33 | «Маленькая галерея» | 1 | Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев |
2-й класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия |
1 | Введение. Что такое живопись. Пальчиковая живопись. | 1 | Выполнение рисунка пальчиками. Гуашь. |
2 | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 | Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. |
3 | Одеваем персонажей | 1 | Знакомство со специальной одеждой. Фломастеры. |
4 | Портрет Зайчика – огородника. | 1 | Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. |
5-6 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | 2 | Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации |
7 | Готовим соленое тесто | 1 | Практическая работа |
8 | Ежик с листочками | 1 | Лепка из теста простых элементов. |
9 | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа |
10 | Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» | 1 | Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях. |
11 | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | 1 | Отношение к животным. Любимое домашнее животное. Лепка из пластилина. |
12 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 | Беседа о цветах. Рисование по теме. Цветные мелки. |
13 | Силуэт совы. | 1 | Беседа о жизни птиц зимой. Черная гуашь. |
14 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | 1 | Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. |
15 | «С Новым годом!». | 1 | Изготовление новогодних открыток. Аппликация. |
16 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | Карнавал. Карнавальная маска. Аппликация. |
17 | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | 2 | Прослушивание сказки. Иллюстрации. |
18 | Наша ёлочка | 1 | Изготовление ёлочки из фетра. Аппликация |
19 | Рисунки на тему: «Зимние забавы» | 1 | Рисование по теме. |
20 | Рисование на тему: «Подводное царство» | 1 | Рисование по представлению на заданную тему. |
21-22 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | Прослушивание сказки, иллюстрирование. |
23 | «Слава армии родной!». | 1 | Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование открытки на заданную тему. |
24 | Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!» | 1 | Беседа об истории праздника 8 марта. Рисование по представлению на заданную тему. |
25 | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | Изображение пейзажа родного края. |
26 | Движущиеся фигуры. | 1 | Рисование движущихся фигур людей из палочек. |
27 | Объёмная аппликация. «Собака во дворе.» | 1 | Выполнение аппликации с элементами оригами. |
28 | Рисование на тему: «Люблю природу русскую» | 1 | Беседа о важности бережного отношения к природе. Рисование по представлению на заданную тему. |
29 | Изготовление праздничной открытки. «Слава Победе!»
| 1 | Беседа о героизме нашего народа в дни Вов. Изготовление открыток на заданную тему. |
30 | Изготовление праздничной открытки. «Слава Победе!» | 1 | Беседа о героизме нашего народа в дни Вов. Изготовление открыток на заданную тему. |
31 | Живопись соломинкой | 1 | Выполнение летнего пейзажа путем выдувания из соломинки. Гуашь. |
32 | Рисование на тему: «Весенние картины» | Беседа о весенних изменениях в природе. Рисование по представлению на заданную тему. | |
33 | Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. | 1 | Изображение сказочных и фантастических персонажей. Цветные карандаши. |
34 | Рисование на тему: «Лето красное» | 1 | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. Акварель. |
3-й класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
1 | Вводное занятие. Осенний наряд. | 1 | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. Рисование осеннего дерева.Акварель. |
2 | Учимся смешивать краски. | 1 | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг |
3 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
4 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
5 | Монохромный рисунок. Рассвет. | 1 | Техника рисования по-мокрому. Акварель. |
6 | Пушистая белка. | 1 | Выполнение рисунка с помощью отпечатки пробкой и картоном. |
7. | « Композиция из осенних листьев». | 1 | Аппликация. |
8. | Природная форма – лист. | 1 | Работа с соленым тестом. |
9 | Натюрморт. | 1 | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. |
10 | «Силуэт города на фоне неба». | 1 | Ритм геометрических форм. Гуашь. |
11 | Портрет мамы. | 1 | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. |
12 | Рисуем с помощью зубной щётки. | 1 | Изобразительные свойства акварели. |
13 | «Здравствуй, праздник Новый год!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения. |
14 | «Как нарисовать толпу» | 1 | Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. |
15 | Рисуем собаку. | 1 | Использование кругов и овалов. Карандаш. |
16 | «Листья и веточки». | 1 | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
17 | «Рисуем мордашки» | 1 | Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, точка. |
18 | Натюрморт | 1 | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная. |
19 | «Коллаж. Хамелеон» | 1 | Аппликация из цветных журнальных полосок. |
20 | «Деревья летом» | 1 | Техника изображения деревьев с использованием губки. |
21 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 1 | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного |
22 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 1 | . Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. |
23 | «Берегите природу» | 1 | Беседа о экологических проблемах окружающей среды. Гуашь. |
24 | Волшебные нитки. | 1 | Аппликация с помощью нити. |
25 | «Праздничный стол» | 1 | Практическая работа. Выполняют из соленого теста. |
2627 | Барельефный рисунок «Моя деревня» | 2 | Практическая работа. Работа выполняется из соленого теста. |
28 | Рисование по теме: «Победа!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
29 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
30 | «Красота вокруг нас». | 1 | Аппликация из ткани. |
31-32 | Рисование по теме:«Мечты о лете!» | 2 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
3334 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 2 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
4 -й класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
1 | Вводное занятие. Рисунок « Впечатление о лете». | 1 | Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Акварель. |
2 | «Деревья». | 1 | Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. |
3 | Зарисовка растений с натуры в цвете. | 1 | Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. |
5 | Осенний натюрморт | 2 | Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. |
6 | Небо в искусстве. | 1 | Использование влажной салфетки для создания облаков. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт |
7. | Рисуем на окрашенной бумаге. «Закат». | 1 | Интерпретация явлений природы: акварель, заострённые палочки. |
8. | «Цветы и травы осени». | 1 | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Аппликация. |
9 | «Зимние забавы». | 1 | Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. |
10 | Рисование с помощью соли. «Зимний пейзаж» | 1 | Выполнение рисунка с помощью соли. Акварель. |
11 | Перспектива. «Аллея» | 1 | Рисование аллеи цветными карандашами. |
12 | Композиция. | 1 | Знакомство с композиционным центром и направляющими линиями. Карандаш. |
13 | «Здравствуй, Дедушка Мороз!» | 1 | Лепка деда Мороза из соленого теста |
14-15 | «Новогодний бал» | 2 | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Цветные мелки. |
16 | Использование акварельных карандашей. | 1 | Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. |
15 | «Чайник». Гжель. | 1 | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». |
16 | «Цветы и травы». | 1 | Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. |
17 | Силуэт. Пальмовое дерево. | 1 | Смешивание красок. Гуашь. |
18-19 | Плакат – вид прикладной графики. | 2 | Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. |
19 | Поздравления к 23 февраля. | 1 | Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. |
20 | Открытка – поздравление к 8 марта. | 1 | Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. |
21-22 | Барельефная картина. «Подсолнухи» | 2 | Работа с соленым тестом. |
23 | Рисуем яркого попугая | 1 | Нанесение рисунка с помощью трафарета и губки. Гуашь. |
24 | Корчим рожицы | 2 | Техника рисования карикатуры. Карандаш, цветные мелки. |
25 | Кукольный антураж. | 1 | Изготовление персонажей сказок для пальчикового театра из соленой тесты. |
26 | Аппликация из ткани. | 1 | Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. |
27 | Рисуем робота. | 1 | Выражение образа с помощью природных форм и линий. Карандаш. |
28 | «Олень в лучах заката» | 1 | Выполнение силуэта оленя на фоне заката. Гуашь. |
29-30 | «День Победы» | 2 | Свободный выбор живописных средств. Аппликация, живопись, графика. |
31 | Создаём фактуру ластиком. | 2 | Техника фактурного растирания пастелью, цветными мелками и углем. |
32-33 | «Скоро лето!» | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. | |
32 | «Наша галерея» | 1 | Выставка творческих работ |
Литература:
1. Журнал «Веселый художник» № 1-8.
2. И. Ханова. «Соленое тесто» М: АСТ-Пресс книга. 104 с. Ил. 2006 год.
3. Филипп Беррилл. «Рисуем акварелью» ООО ТД «Издательство Мир книги». 2007 год.
4. З.А. Богатеева. «Чудесные поделки из бумаги» Издательство «Просвещение» 2001 год.
5. О. Шматова. «Самоучитель по рисованию акварелью».
6. Интернет-ресурсы.
7.Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Издательство «Просвещение» 2012 год
8. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Издательство «Просвещение» 2012 год
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. Обинск: Титул, 2001
10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы живописи. Обинск: Титул, 2001
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. Обинск: Титул, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс
Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству «Мир красок» (7-10 лет)
Программа «Мир красок» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией,...
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству «Мир красок» (11-15 лет)
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, т...
Рабочая программа дополнительного образования "В мире математики" начальная школа
Данная программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с приме...
Программа дополнительного образования "В мире животных"
Разработана программа дополнительного образования....
Программа дополнительного образования "В мире сказок"
Программа дополнительного образования "В мире сказок"...