Рабочая программа курса "Я-гражданин России" 4 класс.
рабочая программа (4 класс)

Кораблина Елена Викторовна

Рабочая  программа курса «Я – гражданин России» разработана на основе Федеральных  государственных образовательных стандартов начального общего образования, на основе программы курса автора С. В. Сабиной «Я – гражданин России».

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-grazhdanin_rossii_rabochaya_programma_4_klass.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа курса «Я – гражданин России» разработана на основе Федеральных  государственных образовательных стандартов начального общего образования, на основе программы курса автора С. В. Сабиной «Я – гражданин России».

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Задачи:

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере – в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

 

  Место курса в учебном плане.

    На курс «Я – гражданин России» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 68 часов. Продолжительность курса  в 4 классе 34 учебные недели (2 часа в неделю).

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Я – гражданин России».

Планируемые результаты

Формируемые  умения

Личностные

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работатьпо предложенному учителем плану;

- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

- учиться совместно с учителем и другими;

- учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

познавательные

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

коммуникативные

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

К концу 4 года обучения.

Ученик научится:

- знать значения ключевых слов: государство, гражданин России, гражданин мира.

     -  узнавать государственные символы

     - знать поворотные моменты в истории государства и наиболее значимых событий  материальной и духовной культуры страны.

     -владеть общеучебными умениями (наблюдения, слушания, чтения; классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов)

Ученик получит возможность научиться:

    - использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний;

    - ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах;

    - пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4 класс

Мое настоящее и далекое прошлое

Введение. От прошлого к будущему.

Зачем мне история?

Раздел I. Древняя Русь

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.

Раздел II. Московское государство

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке. Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп,

ополчение, сотник, дворяне.

Раздел III. Российская империя

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.

После петровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России. Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

Раздел IV. Россия в XIX веке

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России. Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

Раздел V. XX–XXI века. История и современность

Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия _ государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн). Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.

Заключение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  4 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Предметные результаты

1 четверть 8 недель – 16ч

Раздел 1. Я живу в России

1,2

01.09-03.09

Откуда я родом.

Сбор, систематизация,  обсуждение материалов о городе. Выяснение интересных факты из истории города.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

3,4

06.09-10.09

Мой город.

Знакомство с историей родного города (памятники архитектуры) через сбор информации из разных источников познания.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Рассказывать своем городе, называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории.

5,6

13.09-17.09

Поэты и писатели нашего города.

Знакомство с писателями родного города, края. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Называть писателей родного города, края.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

7,8

20.09-24.09

 О чем шепчут названия улиц родного города. 

Исследование историй улиц. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Исследовать историю улиц города. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

9,10

27.09-01.10

Москва – столица России

Участие в виртуальной экскурсии по Москве. Работа в группах: «Альбома путешественника», «Красная площадь – сердце нашей Родины», «Москва в литературе и живописи»

Рассказывать о родной стране. Бережно относиться к дому, улице, городу, стране.

Ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

11,12

04.10-08.10

Россия – многонациональное государство. Народы России

Знакомство с национальностями,  проживающими на территории России.

Участие в исследовательской работе на темы: -«Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные  промыслы);

-«Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России»

Моделирование и обсуждение ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Анализировать ответы товарищей.

13,14

11.10-15.10

Поговорим о толерантности.

Участие в беседе. Работа в группах.

Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

15,16

18.10-22.10

Общее и особенное народов России.

О расах, языках и религиях

Участие в подборе и обсуждении смысла пословиц и поговорок о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов. Обсуждение вопроса на тему «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?»

Уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения

Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям, религиям.

Толерантное отношение к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений.

2 четверть 8 недель – 16 ч.

17,18

08.11-12.11

Гражданин России

Определение на карте границ государства, а так же находить  родной регион.

Разучивание и исполнение гимна РФ.

Знакомство с символикой государства, региона, правами и обязанностями человека.

Различать и характеризовать символы государства – флаг, герб России, а так же флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

Чтение и восприятие текстов обществоведческого содержания. 

Овладение начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища

19,20

15.11-19.11

Праздники России

Знакомство с государственными праздниками России, с традиционными городскими праздниками.

Участие в сборе материала на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города.

Знание государственных праздников РФ, а так же традиционные городские праздники.

Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить.

Проявление уважения к праздникам, связанными с религиозными верованиями граждан РФ.

21,22

22.11-26.11

Есть такая профессия – Родину защищать.

Знакомство с героями ВОВ. Отбирать необходимые источники информации  среди предложенных.

Рассказывать о героях и подвигах ВОВ

23,24

29.11-03.12

Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках.

Представление своей работы. Уважительно относиться к защитникам Родины

Готовить сообщения Представлять свою работу.

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего

25,26

06.12-10.12

Самое необычное на Земле

Знакомство с достижениями человека. Участие в просмотре и обсуждении видеоматериала.

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Анализировать ответы товарищей.

27,28

13.12-17.12

Как настоящее связано с прошлым

Участие в беседе «Уроки прошлого» Составление сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы.

Знание о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края.

Умение находить дополнительную информацию о прошлом родного края, района, города, известных людях, святынях и обычаях,

Умение ориентироваться в историческом времени.

29,30

20.12-24.12

Наука о происхождении  и становлении человека

Просмотр и обсуждение документального фильма «Становление человека на Земле»  Составление в группах фантастического рассказа «Как появился человек?»

Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Уметь ориентироваться в историческом времени.

31,32

27.12-29.12

Религиозно-мифологические

представления о мире и человеке

Знакомство с религиозно-мифологическими представлениями о мире и человеке через чтение и обсуждение легенд славян, мифов Древней Греции.

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

3 четверть 10 недель 50ч

33,34

10.01-14.01

Библейские представления  о происхождении мира и человека

Участие в беседе о происхождении мира, становлении человека. Обсуждение и  составление сообщения о  научной и религиозно-мифологической версии.

Иметь представление о древних славян, древних греках, библейских представлениях.

Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Умение ориентироваться в историческом времени.

Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой

35,36

17.01-21.01

Как воскресить прошлое.

Участие в беседе «Что таит прошлое?» Работать с «Лентой времени»

Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу.

37,38

24.01-28.01

Археология

Участие в виртуальной экскурсии «Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город  археологии»

Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу.

39,40

31.01-04.02

Как воскресить прошлое. Топонимика

Участие в беседе «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)»

Участие в исследовательской работе на тему «Традиции национального костюма»

Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу.

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

41,42

07.02-11.02

Как воскресить прошлое.  Этнография.

Составление макета жилища древних славян.

Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу.

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

43,44

14.02-18.02

Имена и фамилии

Участие в беседе «Что значит имя мое»

Участие в исследовательской работе на темы:

- История моей фамилии;

- Значение имени;

- Моя родословная

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания.

45,46

21.02-25.02

Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров

Участие в поиске информации и составлении сообщения по теме: Первые буквари на Руси.

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания.

47,48

28.02-04.03

Письменность. Первая русская газета.

Участие в поиске информации и составлении сообщения по теме : От берестяных грамот до печатных книг

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания.

49,50

07.03-11.03

Время и пространство в истории

Посещение экскурсии в краеведческий музей.

Проводить групповые наблюдения  во время экскурсии по заранее составленному плану.

Выполнять правила культурного поведения в общественных местах.  

Раздел 4. Россия и мир

51,52

14.03-18.03

Мы все разные

Знакомство с культурой и менталитетом граждан России и других стран мира. Работа с исторической картой мира.

Просмотр и обсуждение видеоклипа к песне «Мир, который нужен мне»

Написание текста-рассуждения « Земля - наш общий дом»

Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить.

Умение работать с картой.

Умение собирать, систематизировать,  обсуждать материал для составления текста.

53,54

21.03-23.03

Чудеса света.  Мое «Чудо света».

Составление  своего сообщения на тему:  «Семь чудес света»

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания.

4 четверть 8 недель

55,56

04.04-08.04

Сохранить прекрасное, вечное

Составление генеалогического дерева своей семьи

Составлять генеалогическое дерево своей семьи

57,58

11.04-15.04

Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир

Умение работать в группе.

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения

Уметь работать в группе.

59,60

18.04-22.04

Я и экология. Общечеловеческие проблемы.

Определение критерии оценивания,  давать самооценку. Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения

Определять самостоятельно  критерии оценивания,  давать самооценку. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения

61,62

25.04-29.04

Здоровье людей и природа.

Защита проектов : «Природа родного края»

«Экологический маршрут родного края»

Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания.

63,64

04.05-06.05

Международное сотрудничество

Участие в обсуждении общечеловеческих проблем сохранения мира и здоровья,

экологического сознания, а так же их прогнозирование и преодоление с использованием жизненного опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Понимание поставленной задачи, стремиться её выполнить.

Читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания. различать

Анализировать ответы товарищей.

65,66

10.05-13.05

Россия – моя Родина

Участие в исследовательской работе «История моей улицы», «Названия улиц моего города»

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Изображать с помощью условных обозначений  улицы Знать свой домашний адрес. Называть свою улицу, знакомиться с её историей

Раздел 5. Россия – моя Родина 

67,68

16.05-20.05

Проект «Я - гражданин России» (промежуточная аттестация)

Участие в викторине «Я - гражданин России»

Понимание значения ключевых слов:

-человек, общество, гражданин страны;

-родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники;

 -международное сотрудничество;

- история, предыстория.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....