Рабочая программа курса "Я-гражданин России" 4 класс.
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса «Я – гражданин России» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, на основе программы курса автора С. В. Сабиной «Я – гражданин России».
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin_rossii_rabochaya_programma_4_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Я – гражданин России» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, на основе программы курса автора С. В. Сабиной «Я – гражданин России».
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Задачи:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере – в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Место курса в учебном плане.
На курс «Я – гражданин России» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 68 часов. Продолжительность курса в 4 классе 34 учебные недели (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Я – гражданин России».
Планируемые результаты | Формируемые умения |
Личностные | - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе; |
регулятивные | - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работатьпо предложенному учителем плану; - средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; - учиться совместно с учителем и другими; - учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
познавательные | - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). |
коммуникативные | - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). |
К концу 4 года обучения.
Ученик научится:
- знать значения ключевых слов: государство, гражданин России, гражданин мира.
- узнавать государственные символы
- знать поворотные моменты в истории государства и наиболее значимых событий материальной и духовной культуры страны.
-владеть общеучебными умениями (наблюдения, слушания, чтения; классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов)
Ученик получит возможность научиться:
- использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний;
- ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах;
- пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс
Мое настоящее и далекое прошлое
Введение. От прошлого к будущему.
Зачем мне история?
Раздел I. Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.
Раздел II. Московское государство
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке. Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп,
ополчение, сотник, дворяне.
Раздел III. Российская империя
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.
После петровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России. Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.
Раздел IV. Россия в XIX веке
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России. Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.
Раздел V. XX–XXI века. История и современность
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия _ государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн). Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.
Заключение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Предметные результаты | |||
1 четверть 8 недель – 16ч | |||||||
Раздел 1. Я живу в России | |||||||
1,2 | 01.09-03.09 | Откуда я родом. | Сбор, систематизация, обсуждение материалов о городе. Выяснение интересных факты из истории города. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
3,4 | 06.09-10.09 | Мой город. | Знакомство с историей родного города (памятники архитектуры) через сбор информации из разных источников познания. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Рассказывать своем городе, называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории. | |||
5,6 | 13.09-17.09 | Поэты и писатели нашего города. | Знакомство с писателями родного города, края. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | Называть писателей родного города, края. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
7,8 | 20.09-24.09 | О чем шепчут названия улиц родного города. | Исследование историй улиц. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | Исследовать историю улиц города. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
9,10 | 27.09-01.10 | Москва – столица России | Участие в виртуальной экскурсии по Москве. Работа в группах: «Альбома путешественника», «Красная площадь – сердце нашей Родины», «Москва в литературе и живописи» | Рассказывать о родной стране. Бережно относиться к дому, улице, городу, стране. Ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. | |||
11,12 | 04.10-08.10 | Россия – многонациональное государство. Народы России | Знакомство с национальностями, проживающими на территории России. Участие в исследовательской работе на темы: -«Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы); -«Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России» | Моделирование и обсуждение ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов. Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать ответы товарищей. | |||
13,14 | 11.10-15.10 | Поговорим о толерантности. | Участие в беседе. Работа в группах. | Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
15,16 | 18.10-22.10 | Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях | Участие в подборе и обсуждении смысла пословиц и поговорок о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов. Обсуждение вопроса на тему «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» | Уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям, религиям. Толерантное отношение к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений. | |||
2 четверть 8 недель – 16 ч. | |||||||
17,18 | 08.11-12.11 | Гражданин России | Определение на карте границ государства, а так же находить родной регион. Разучивание и исполнение гимна РФ. Знакомство с символикой государства, региона, правами и обязанностями человека. | Различать и характеризовать символы государства – флаг, герб России, а так же флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Чтение и восприятие текстов обществоведческого содержания. Овладение начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища | |||
19,20 | 15.11-19.11 | Праздники России | Знакомство с государственными праздниками России, с традиционными городскими праздниками. Участие в сборе материала на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. | Знание государственных праздников РФ, а так же традиционные городские праздники. Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Проявление уважения к праздникам, связанными с религиозными верованиями граждан РФ. | |||
21,22 | 22.11-26.11 | Есть такая профессия – Родину защищать. | Знакомство с героями ВОВ. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных. | Рассказывать о героях и подвигах ВОВ | |||
23,24 | 29.11-03.12 | Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. | Представление своей работы. Уважительно относиться к защитникам Родины | Готовить сообщения Представлять свою работу. | |||
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего и будущего | |||||||
25,26 | 06.12-10.12 | Самое необычное на Земле | Знакомство с достижениями человека. Участие в просмотре и обсуждении видеоматериала. | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать ответы товарищей. | |||
27,28 | 13.12-17.12 | Как настоящее связано с прошлым | Участие в беседе «Уроки прошлого» Составление сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. | Знание о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края. Умение находить дополнительную информацию о прошлом родного края, района, города, известных людях, святынях и обычаях, Умение ориентироваться в историческом времени. | |||
29,30 | 20.12-24.12 | Наука о происхождении и становлении человека | Просмотр и обсуждение документального фильма «Становление человека на Земле» Составление в группах фантастического рассказа «Как появился человек?» | Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Уметь ориентироваться в историческом времени. | |||
31,32 | 27.12-29.12 | Религиозно-мифологические представления о мире и человеке | Знакомство с религиозно-мифологическими представлениями о мире и человеке через чтение и обсуждение легенд славян, мифов Древней Греции. | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
3 четверть 10 недель 50ч | |||||||
33,34 | 10.01-14.01 | Библейские представления о происхождении мира и человека | Участие в беседе о происхождении мира, становлении человека. Обсуждение и составление сообщения о научной и религиозно-мифологической версии. | Иметь представление о древних славян, древних греках, библейских представлениях. Готовить сообщения на основе информации, полученной в ходе беседы. Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Умение ориентироваться в историческом времени. | |||
Раздел 3. Как далекая Россия становится близкой | |||||||
35,36 | 17.01-21.01 | Как воскресить прошлое. | Участие в беседе «Что таит прошлое?» Работать с «Лентой времени» | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. | |||
37,38 | 24.01-28.01 | Археология | Участие в виртуальной экскурсии «Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. | |||
39,40 | 31.01-04.02 | Как воскресить прошлое. Топонимика | Участие в беседе «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» Участие в исследовательской работе на тему «Традиции национального костюма» | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
41,42 | 07.02-11.02 | Как воскресить прошлое. Этнография. | Составление макета жилища древних славян. | Уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. | |||
43,44 | 14.02-18.02 | Имена и фамилии | Участие в беседе «Что значит имя мое» Участие в исследовательской работе на темы: - История моей фамилии; - Значение имени; - Моя родословная | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |||
45,46 | 21.02-25.02 | Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров | Участие в поиске информации и составлении сообщения по теме: Первые буквари на Руси. | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |||
47,48 | 28.02-04.03 | Письменность. Первая русская газета. | Участие в поиске информации и составлении сообщения по теме : От берестяных грамот до печатных книг | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |||
49,50 | 07.03-11.03 | Время и пространство в истории | Посещение экскурсии в краеведческий музей. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по заранее составленному плану. Выполнять правила культурного поведения в общественных местах. | |||
Раздел 4. Россия и мир | |||||||
51,52 | 14.03-18.03 | Мы все разные | Знакомство с культурой и менталитетом граждан России и других стран мира. Работа с исторической картой мира. Просмотр и обсуждение видеоклипа к песне «Мир, который нужен мне» Написание текста-рассуждения « Земля - наш общий дом» | Понимать поставленную задачу, стремиться её выполнить. Умение работать с картой. Умение собирать, систематизировать, обсуждать материал для составления текста. | |||
53,54 | 21.03-23.03 | Чудеса света. Мое «Чудо света». | Составление своего сообщения на тему: «Семь чудес света» | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |||
4 четверть 8 недель | |||||||
55,56 | 04.04-08.04 | Сохранить прекрасное, вечное | Составление генеалогического дерева своей семьи | Составлять генеалогическое дерево своей семьи | |||
57,58 | 11.04-15.04 | Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир | Умение работать в группе. | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения Уметь работать в группе. | |||
59,60 | 18.04-22.04 | Я и экология. Общечеловеческие проблемы. | Определение критерии оценивания, давать самооценку. Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения | Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения | |||
61,62 | 25.04-29.04 | Здоровье людей и природа. | Защита проектов : «Природа родного края» «Экологический маршрут родного края» | Умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Готовить сообщения на основе информации, полученной из дополнительных источников познания. | |||
63,64 | 04.05-06.05 | Международное сотрудничество | Участие в обсуждении общечеловеческих проблем сохранения мира и здоровья, экологического сознания, а так же их прогнозирование и преодоление с использованием жизненного опыта, уроков истории. Международное сотрудничество. | Понимание поставленной задачи, стремиться её выполнить. Читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания. различать Анализировать ответы товарищей. | |||
65,66 | 10.05-13.05 | Россия – моя Родина | Участие в исследовательской работе «История моей улицы», «Названия улиц моего города» | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Изображать с помощью условных обозначений улицы Знать свой домашний адрес. Называть свою улицу, знакомиться с её историей | |||
Раздел 5. Россия – моя Родина | |||||||
67,68 | 16.05-20.05 | Проект «Я - гражданин России» (промежуточная аттестация) | Участие в викторине «Я - гражданин России» | Понимание значения ключевых слов: -человек, общество, гражданин страны; -родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; -международное сотрудничество; - история, предыстория. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....