Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия « Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж » (экологическая сказка) (для обучающихся 2-3 классов)
методическая разработка (2 класс)

Осипенкова Наталья Эдуардовна

Тема  мероприятия :  Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж»

Цель мероприятия:  создать условие  для формирования уважения и любви к природе  и окружающему миру.

 Задачи :

1.      Пробудить у детей  интерес к литературе о природе, познакомить с именами писателей и их произведениями о природе.

2.      Выявить эрудицию участников на предмет знания об окружающем мире.

3.      Создать атмосферу сотрудничества  и творчества

Выбор  технологии :  литературно  – познавательное мероприятие  с элементами игры .    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dlya_attestatsii_lesnoy_vernisazh_osipenkova.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                              МБОУ « Гимназия № 1 п.Навля»

Сценарий

интеллектуально-познавательного мероприятия

« Виртуальное путешествие

  в  « Лесной вернисаж »

(экологическая сказка)

                                                   (для обучающихся 2-3 классов)

                                      Автор и составитель:  Осипенкова Н. Э.

                                                                     педагог-библиотекарь

 

                                                  Навля - 2021

                                                                  -1-

Тема  мероприятия :  Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж»

Цель мероприятия:  создать условие  для формирования уважения и любви к природе  и окружающему миру.

 Задачи : 

  1. Пробудить у детей  интерес к литературе о природе, познакомить с именами писателей и их произведениями о природе.
  2. Выявить эрудицию участников на предмет знания об окружающем мире.
  3. Создать атмосферу сотрудничества  и творчества

Выбор  технологии :  литературно  – познавательное мероприятие  с элементами игры .    Формируемые УДД:

 Познавательные УУД – формирование  представления  у обучающихся  о лесе ,как одной из частей огромного мира природы.

Регулятивные УУД -развитие умения ставить цели, выдвигать  гипотезы, контролировать и оценивать  деятельность.

Коммуникативные УУД- организация речевой деятельности, использование правил общения  в ходе проведения мероприятия, воспитание чувства ответственности, самостоятельности и дисциплины.

Личностные УУД- развитие памяти, мышления, воображения, наблюдательности, бережного отношения к природе.

 Данное мероприятие  соответствует календарно-тематическому плану Рабочей программы.

 Материал  соответствует возрастным особенностям и уровню доступности для 2-3 класса.

 Оборудование:  Компьютер, экран, проектор

 Оформление: Презентация  в виде слайдов, выставка  книг  по теме.

Форма проведения : литературно-познавательное медиапутешествие

                                                       

                                                               -2-

Ход мероприятия:

Организационный момент ( под музыку обучающиеся входят в библиотеку  и рассаживаются  по местам)

Ведущий педагог-библиотекарь:

 ( Слайд № 1)

  - Здравствуйте, мои дорогие читатели! Я рада приветствовать вас в нашем уютном , светлом читальном зале. Сегодня я предлагаю вам  совершить  увлекательное  виртуальное путешествие  по страницам экологической сказки « Лесной  вернисаж». На уроках окружающего мира вы уже познакомились с термином «экология». Давайте вспомним, что означает это слово. (Ответы детей) Цель нашего   путешествия – научиться  уважать и любить  природу. В залах лесного вернисажа на лесных тропинках мы с вами будем решать задачи: учиться наблюдать, сопереживать, развивать творческие способности и интерес к различным представителям  лесного царства, пробуждать в себе желание  к познанию  жизни его обитателей . Мы познакомимся  с писателями , которые пишут книги о природе.  Итак, вы готовы к такому путешествию? Мы отправляемся в путь.

( Чтение экологической сказки  « Лесной вернисаж»)

  - Однажды один художник  решил нарисовать лес. « Что такое лес?- рассуждал художник.

- Лес – это, конечно,  деревья».  И он стал рисовать деревья,  березы и ели, дубы и сосны, лиственницы и орешник….

  Слайд № 2  ( звук шума листвы)

А какие бы вы ребята, еще нарисовали деревья ? Назовите.

( Дети называют известные им деревья)  

- Молодцы!!!

Рубрика « А знаете ли вы?»

-А знаете ли вы, что такие деревья как дуб , тополь  и липа при благоприятных условиях могут жить до 1000 лет!   Граб-300 лет,бук-400-500, клен-400-500 лет,  ясень-500 лет ,вяз – до 300 лет, береза до 300 лет, каштан от 200 до 300 лет а вот  осина  редко доживает до 150лет.

-Эту информацию я нашла в таких умных книгах , которые называются энциклопедиями. На книжной выставке « …336 рассказов о природе»  они представлены вашему вниманию

-Продолжаем наше путешествие.

-А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой. Как вы , ребята, думаете , кто это? ( ответы детей). Правильно. Это лесник–хозяин леса. Повесил художник картину  на стену, и стал любоваться ею. .

 - Какой же это лес?- вдруг услышал художник.- это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел художник в угол картины  и понял , что это лесник с ним разговаривает.

-Разве может быть лес  без кустов, травы, цветов?- продолжал лесник.

-Не может,- согласился художник и принялся  за новую картину.

                                                                   - 3 –

 Слайд №3

Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше , потому, что рядом были красивые кустарники, а на земле среди зеленой травы множество ярких цветов. Ребята , узнаете цветы? Кто готов  назвать цветы? ( Дети называют цветы).

-Молодцы!

 Рубрика « А знаете ли вы?»

- Ребята, очень многие цветы привлекают человека и животных не только своей красотой , и  целебным. Так , например, цветок Иван-да-Марья.  Цветок  ядовитый , но  его применяют при лечении сердца, желудка и неврологических заболеваний.    Кто знает почему он так называется?   ( ответы детей).

- Послушайте, как описывает этот цветок М. М. Пришвин в рассказе « Иван-да-Марья».

  « … Наклоняюсь к  голубому цветку  и с удивлением узнаю в нем  Ивана: это один  Иван  остался  от прежнего двойного цветка, всем известного Иван - да- Марья.  Иван не настоящий  цветок. Он сложен  из очень  мелких  кудрявых листиков, и  только  цвет его фиолетовый, за то его и называют  цветком. Настоящий  цветок, с пестиками и тычинками, только желтая Марья. Это от Марьи упали  на осеннюю землю семена, чтобы в новом году покрыть землю  Иванами и Марьями.  Дело у Марьи труднее, потому и опала она раньше Ивана.  Но мне нравится, что Иван принес морозы…Провожая цветок поздней осени, я говорю потихоньку:

-Иван, Иван, где же твоя Марья?»

 - Поэт Александр Соколов  написал о цветке стихотворение:

                          Сияет Марья в желтом сарафане,

                           Она-невеста, а Иван-жених.

                           Он в сине-фиолетовом  кафтане,

                           И дан им стебель общий на двоих.

                           Всегда вдвоем в союзе  неразлучном

                           Среди лесов встречаются они-

                           Иван-да-Марья- в том союзе звучном

                           Знак верной неизмеренной любви!

-Продолжаем наше путешествие.

- Вот теперь хорошо,- похвалил сам себя художник,- вот теперь у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

- Ты  забыл нарисовать ( пауза) грибы, правильно ,ребята, грибы.-  сказал лесник художнику.

- Да, - согласился художник, -  но разве  в лесу  обязательно должны быть грибы?

  -Я много раз был в лесу, но грибы находил не часто.

- Это ничего не значит,- грибы должны быть обязательно! Без них не будет леса!

                                                            - 4 –

Слайд № 4

 - Ребята, вам знакомы эти грибы? ( ответы детей). Сейчас я предлагаю вам поиграть. Условия игры такие: Я загадываю загадки  о грибах, а вы должны отгадать название гриба,  и если он есть на слайде – дружно похлопать в ладоши и ,конечно ,назвать.  Если такого гриба нет, то в ладоши не хлопаем, а только называем. ( Игра)

 Загадки:   Я родился в день дождливый

                   Под осиной молодой,

                   Круглый, гладенький, красивый,

                  С ножкой толстой и прямой.     ( Подосиновик)

                    Что за гриб  стоит на кочке

                     В  красном бархатном платочке

                     Белый  в крапинку  узор

                     Ну, конечно …..          ( мухомор)

 

                     Вдоль лесных дорожек

                      Много белых ножек

                      В шляпках разноцветных

                      Издали приметных

                      Собирай, не мешкай!

                      Это…                          ( сыроежки)

                      Странный гриб, как конус шляпа,

                      Пористый , на вид Растяпа.

                      С виду он , как старичок

                      Как зовут его?....( сморчок)

                      Растут на опушке

                      Рыжие подружки.

                     А зовут их ……( волнушки)

                      Крепкий, плотный, очень статный,

                      В шляпе бурой и нарядной.

                                                     - 5 –

                      Это гордость всех лесов!

                     Настоящий царь грибов!   ( Белый гриб)

                   

                     Не спорю- не белый,

                     Я , братцы, попроще.

                        Расту я обычно

                        В березовой роще.  ( Подберезовик)

                       Словно в масле их головки

                       И укрыться могут ловко.

                      Очень славные ребята-

                      Золотистые     …( маслята)

                      У пенька на тонких ножках

                      Выросло грибов немножко.

                      Что за дружные ребята?

                      Это же грибы….( опята)

 

                     Яркий , рыженький грибок

                     Я найти сегодня смог.

                    Словно дружные сестрички

                     Прячутся в траве-……( лисички)

                     Этот гриб растет в теплицах,

                     В грядках влажных в торфяницах,

                     Шляпка - беленький шиньон

                     Это – точно….( шампиньон)

- Молодцы!!!

_ Ребята , а все ли гриба съедобные? Какие можно  употреблять , а какие нельзя?  Давайте назовем и запомним.

                                                             - 6 –

(Дети отвечают)

-Продолжаем  наше путешествие .  Но лес продолжал грустить.

-Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,- сказал лесник. Художник взял кисти, и на цветах, и на листьях появились яркие бабочки и разноцветные жучки.

Слайд № 5.

- Ну. Теперь все в порядке! - решил художник, и еще раз ,полюбовавшись на картину,  решил отдохнуть, поспать. А когда  снова увидел свою картину, не поверил своим глазам. Вместо  пышного ковра  трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля.

Слайд № 6 (звук  насекомых)

Художник подошел к картине  и отшатнулся. Все на ней было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

- Это ты виноват! - закричал  художник. - Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь мой лес!

- Конечно,- сказал лесник,- конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели!

- Что же делать?- в отчаянии воскликнул художник.- Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?

- Никогда, сказал старичок,- если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц!

Художник нарисовал деревья, кусты, постелил на землю пышный зеленый ковер из травы  и украсил его ярким рисунком  из цветов. Под деревьями и на траве он хитро запрятал  грибы, на листья и  цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.

Слайд № 7( звук пения птиц)

-Ребята , какие птицы на нашем слайде?  ( дети называют птиц)

Рубрика  « А знаете ли вы?»

  - Черный аист стал  эмблемой  заповедника « Брянский лес» , расположенного  на территории  Трубчевского и Суземского  районов. Заповедник создан в 1987 году . На его территории  охраняются  многие  редкие виды животных   и растений   внесенных в Красную Книгу.  Но это уже другая история…  Итак,  наше путешествие продолжается…

-Долго работал художник, стараясь ничего не упустить. Но когда он собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесник сказал:

-Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…- сказал лесник.

-Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!- ответил художник.

- Не все!  -  сказал  лесник.

- Дети, давайте подумаем, что еще нужно нарисовать художнику? ( ответы детей)

 -Правильно! Художнику нужно нарисовать и жабу, и  ящерицу, и  змею.

-Нет!- решительно ответил художник.

- Да! – твердо сказал лесник. И художник  нарисовал  и жабу ( Слайд № 8), и ящерицу( слайд № 9), и змею( слайд № 10), и еще много,  много   разных зверей.( Слайд № 11)

                                                              - 7 –

Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свечу, чтобы посмотреть , что же у него получилось, но вдруг услышал  какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.( Слайд11 звук лесных обитателей)

- Вот теперь это настоящий лес,- сказал из темноты лесник.- Теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные.

-Если , ребята , вам не страшно , давайте пройдемся по этому красивому лесу!

Физкультминутка!

( педагог-библиотекарь предлагает детям  физкультминутку)

Дует ветер с высоты,   ( все подняли руки)

Гнутся травы и кусты.  ( наклоны в стороны)

Вправо-влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы,

 А теперь давайте вместе  ( руки ставим на пояс)

Все попрыгаем  на месте

Выше! Веселей! Вот так! ( прыгаем)

Переходим все на шаг. ( шагаем)

Вот закончилась  игра,

Заниматься всем пора! ( остановились и сели)

 -На дом вам было дано задание  - нарисовать лес. Давайте , ребята , оформим наш  вернисаж и посмотрим,  как вы справились с этим заданием. ( Дети с педагогом-библиотекарем  оформляют  выставку рисунков и  анализируют работы).

- Молодцы!!!

 А   сейчас , ребята , я обращаю ваше  внимание к выставке книг  о природе « …366  и больше рассказов  о природе» и хочу  предложить вашему вниманию книги следующих писателей:

 Библиографический обзор  книг на тему « 336… и больше рассказов о природе»

1.Бианки Виталий .Лесная газета.: рассказы и сказки.-М: Астрель,2010.( Серия Любимое чтение)

2. Бианки Виталий. Рассказы и сказки. -М: Самовар, 2003

3. Виталий Бианки. Лесные происшествия.- М: « Стрекоза-Пресс, 2007.

( серия Библиотека школьника)

    У Виталия Бианки есть очень интересная книга « Лесная газета». Она состоит из статей, рассказов  самого писателя и его друзей лесных корреспондентов: ребят, охотников, ученых, лесников. Вся книга состоит из 12 глав. Вы догадались почему  - по числу месяцев. Но месяцы эти – особенные, и составляют они особенный год - лесной. Но в « Лесной газете» описываются события , которые происходят  не только в лесу, но и в городе, и в деревне, и на море. Здесь же рассказывается только о жизни лесных обитателей. Поэтому эта книга так и называется» Лесные происшествия». И если вы

                                                                   – 8 –

перевернете ее странички, то узнаете, что же такое лесной год, чем он отличается от обычного года. И уж поверьте - узнаете много, много удивительного…

4. Соколов- Микитов И С. . Русский лес -М: Эксмо, 2012

  Каждое время года приносит в  русский лес свою особенную , неповторимую красоту.. Осенью и зимой, весной и летом идет здесь своя жизнь: вот под можжевеловым кустом притаился заяц-русак, с одной ели на другую перепрыгивают торопливые белки, а над цветущими липами гудят  пчелы. Рассказы Ивана Соколова –Микитова с блестящими иллюстрациями Георгия Никольского перенесут  вас , маленьких читателей,  на лесные опушки, проведут по укромным  тропам.

5.Паустовский К. Заячьи лапы.-М: « Детская литература».-1987

    Константин Георгиевич Паустовский за свою писательскую жизнь побывал во многих уголках нашей страны. Но особенно горячо полюбил он Мещеру- сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью. Там было все , что привлекало писателя с самого детства,- глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги.. В книгу « Заячьи лапы» входят рассказы  из цикла « Летние дни» и несколько сказок. Они учат  любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном  необычное и уметь фантазировать,  быть добрым, честным, способным признать и самому  исправить свою вину, другим важным человеческим качествам , которые так необходимы в жизни.

6.Дмитриев Ю. Лесные загадки.- М: « Стрекоза», 2010

   В сборник Юрия Дмитриева писателя–натуралиста вошли познавательные рассказы, рекомендованные для изучения в начальной школе. «Лесные загадки» - почему так называются маленькие небольшие рассказы книги, а потому что в них раскрываются многие тайны его обитателей. Зачем птицам хвост, почему одни насекомые имеют красную окраску, а другие  -зеленую, зачем мама-барсучиха  выносит новорожденных малышей на солнце? Обо всем узнаете , прочитав книгу..  Но самое главное, что рассказы про зайчат, уховерток, научат вас , ребята, самому главному- человек должен знать, уважать и беречь мир природы.

7.Сетон- Томпсон Эрнест. Рассказы о животных. Рассказы о животных.- М: ЭКСМО,2010.

      Не могла оставить без внимания и книгу канадского писателя-натуралиста Эрнеста Сетон-Томпсона. Его замечательные , полные любви и сочувствия к животным произведения « Чинк», « Уличный певец» , « Домино»  и многие другие знают и любят во всем мире как дети , так и взрослые. Эта чудесная книга для семейного чтения поможет вам, ребята,  вместе с мамой и папой   интересно провести вечер. Ответы на вопросы: сколько дней собака может прожить без еды, может ли воробей петь как канарейка, где живут черно-бурые лисы , и многие другие  вы найдете в этой книге. Ответы помещены рядом. Нужно лишь взять книгу в руки и начать читать.

  На выставке предложены вниманию также книги писателей: Снегирева Г. Я., Сладкова Н. И. , Пришвина М. М. Аксакова С. Т.  и др.

Подведение итогов.

   Наше мероприятие завершается . И мы можем сделать вывод , что в природе нет ничего  лишнего. В ней все взаимосвязано . Я надеюсь, что знания , которые  вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы будете более внимательно  относиться к  природе , ведь она наш дом, а о своем доме человек должен заботиться и пусть  большими помощниками  в этом вам  станут книги .

В заключении предлагаю игру « Можно-нельзя» ( дети отвечают хором).

 -Ломать деревья и ветки  деревьев( нельзя)

- Сажать как можно  больше  деревьев ( можно»

                                                           - 9 –

- Ходить и топтать на лугах и в лесах цветы ( нельзя)

-Ходить только по тропинкам ( можно)

- Рвать большие букеты цветов ( нельзя)

- Любоваться ими  ( можно)

- Оставлять мусор  в лесу ( нельзя)

-Собрать мусор и закопать в яму ( можно)

- Разжигать костры в лесу ( нельзя)

-Беречь лес от пожаров ( можно)

 Рефлексия деятельности.

( На столе перед детьми лежат листочки деревьев, а на экране  изображение - ствол дерева).

-Ребята, если на мероприятии вы узнали для себя много нового и интересного, если вам оно понравилось, то приложите  листочки  к стволу дерева,  и мы посмотрим ,  наденет ли наше дерево свой зеленый наряд, если да , то мероприятие вам понравилось  , и мы плодотворно поработали.

( Дети оценивают работу)

Используемая литература.

1.Бианки Виталий Лесная газета.: рассказы и сказки.-М: Астрель,2010.( Серия Любимое чтение)

2.Бианки Виталий Рассказы и сказки- М: Самовар, 2003

3.Бианки Виталий Лесные происшествия.- М: « Стрекоза-Пресс, 2007.

4. Вологдина Е. В. , Малофеева Н. Н.  Живая природа./ Науч.-поп.изд. для детей.- М : ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2011

5. Дмитриев Ю. Лесные загадки.- М: « Стрекоза», 2010

6. Сетон- Томпсон Эрнест. Рассказы о животных. Рассказы о животных.- М: ЭКСМО,2010.

7.Соколов- Микитов И С. . Русский лес.- М: Эксмо, 2012

 8.1000 загадок . Популярное пособие для родителей и педагогов/ сост. Н. В. Елкина и др. –   Ярославль: Академия развития, 2005.

9. Тихонов А. В.  Растения России. Красная книга.- М : ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.

10. Тихонов А. В. Животные  России. Красная книга.- М : ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.

11. Травина И. В. Насекомые/ Науч.-поп. изд. для детей – М: РОСМЭН, 2016.

12. Я познаю мир: Насекомые: Дет. энцикл../ Авт-сост. П. Р. Ляхов,,Г. Ю. Любарский.- М : ООО « Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2002.

13. Я познаю мир. Растения: энцикл. / авт.-сост. Л. А. Багрова.- М : АСТ : Хранитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуально – познавательного праздника в начальной школе «Нет пищи краше простой русской каши»

Целью праздника были следующие: прививать любовь детям к правильному питанию, к здоровому образу жизни, развивать кругозор,формировать навыки приготовления вкусной каши, работать над сплочением коллек...

Виртуальное путешествие по лесным тропинкам.

Урок математика в 3 классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Виртуальное путешествие  по лесным тропинкам.Тема урока: Решаем задачи, вычисляем.Цели  урока:Обучающая: Сове...

Экологический КВН для обучающихся 1-2 классов

продолжение работы по расширению представлений обучающихся об окружающей среде;обобщение полученных знаний;развитие познавательной активности учащихся, умения работать в группе, высказывать свое мнени...

"РУССКАЯ БЕРЁЗКА" (экологический праздник для обучающихся 1-5 классов)

экологический праздник  для обучающихся 1-5 классов...

Внеклассное мероприятие "Виртуальное путешествие в мир сельскохозяйственных профессий".

Внеклассное мероприятие "Виртуальное путешествие в мир сельскохозяйственных  профессий"....

Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Я соблюдаю ПДД»

C помощью различных сценических форм (театрализации, литературно-музыкальной композиции) создать представление о правилах дорожного движения, знаках дорожного движения...

Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Звёздный час».

Выявление талантливых детей,повышение лидерской активности, развитие навыков индивидуальной и коллективной умственной работы....