Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия « Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж » (экологическая сказка) (для обучающихся 2-3 классов)
методическая разработка (2 класс)
Тема мероприятия : Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж»
Цель мероприятия: создать условие для формирования уважения и любви к природе и окружающему миру.
Задачи :
1. Пробудить у детей интерес к литературе о природе, познакомить с именами писателей и их произведениями о природе.
2. Выявить эрудицию участников на предмет знания об окружающем мире.
3. Создать атмосферу сотрудничества и творчества
Выбор технологии : литературно – познавательное мероприятие с элементами игры .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dlya_attestatsii_lesnoy_vernisazh_osipenkova.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Гимназия № 1 п.Навля»
Сценарий
интеллектуально-познавательного мероприятия
« Виртуальное путешествие
в « Лесной вернисаж »
(экологическая сказка)
(для обучающихся 2-3 классов)
Автор и составитель: Осипенкова Н. Э.
педагог-библиотекарь
Навля - 2021
-1-
Тема мероприятия : Виртуальное путешествие в « Лесной вернисаж»
Цель мероприятия: создать условие для формирования уважения и любви к природе и окружающему миру.
Задачи :
- Пробудить у детей интерес к литературе о природе, познакомить с именами писателей и их произведениями о природе.
- Выявить эрудицию участников на предмет знания об окружающем мире.
- Создать атмосферу сотрудничества и творчества
Выбор технологии : литературно – познавательное мероприятие с элементами игры . Формируемые УДД:
Познавательные УУД – формирование представления у обучающихся о лесе ,как одной из частей огромного мира природы.
Регулятивные УУД -развитие умения ставить цели, выдвигать гипотезы, контролировать и оценивать деятельность.
Коммуникативные УУД- организация речевой деятельности, использование правил общения в ходе проведения мероприятия, воспитание чувства ответственности, самостоятельности и дисциплины.
Личностные УУД- развитие памяти, мышления, воображения, наблюдательности, бережного отношения к природе.
Данное мероприятие соответствует календарно-тематическому плану Рабочей программы.
Материал соответствует возрастным особенностям и уровню доступности для 2-3 класса.
Оборудование: Компьютер, экран, проектор
Оформление: Презентация в виде слайдов, выставка книг по теме.
Форма проведения : литературно-познавательное медиапутешествие
-2-
Ход мероприятия:
Организационный момент ( под музыку обучающиеся входят в библиотеку и рассаживаются по местам)
Ведущий педагог-библиотекарь:
( Слайд № 1)
- Здравствуйте, мои дорогие читатели! Я рада приветствовать вас в нашем уютном , светлом читальном зале. Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное виртуальное путешествие по страницам экологической сказки « Лесной вернисаж». На уроках окружающего мира вы уже познакомились с термином «экология». Давайте вспомним, что означает это слово. (Ответы детей) Цель нашего путешествия – научиться уважать и любить природу. В залах лесного вернисажа на лесных тропинках мы с вами будем решать задачи: учиться наблюдать, сопереживать, развивать творческие способности и интерес к различным представителям лесного царства, пробуждать в себе желание к познанию жизни его обитателей . Мы познакомимся с писателями , которые пишут книги о природе. Итак, вы готовы к такому путешествию? Мы отправляемся в путь.
( Чтение экологической сказки « Лесной вернисаж»)
- Однажды один художник решил нарисовать лес. « Что такое лес?- рассуждал художник.
- Лес – это, конечно, деревья». И он стал рисовать деревья, березы и ели, дубы и сосны, лиственницы и орешник….
Слайд № 2 ( звук шума листвы)
А какие бы вы ребята, еще нарисовали деревья ? Назовите.
( Дети называют известные им деревья)
- Молодцы!!!
Рубрика « А знаете ли вы?»
-А знаете ли вы, что такие деревья как дуб , тополь и липа при благоприятных условиях могут жить до 1000 лет! Граб-300 лет,бук-400-500, клен-400-500 лет, ясень-500 лет ,вяз – до 300 лет, береза до 300 лет, каштан от 200 до 300 лет а вот осина редко доживает до 150лет.
-Эту информацию я нашла в таких умных книгах , которые называются энциклопедиями. На книжной выставке « …336 рассказов о природе» они представлены вашему вниманию
-Продолжаем наше путешествие.
-А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой. Как вы , ребята, думаете , кто это? ( ответы детей). Правильно. Это лесник–хозяин леса. Повесил художник картину на стену, и стал любоваться ею. .
- Какой же это лес?- вдруг услышал художник.- это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел художник в угол картины и понял , что это лесник с ним разговаривает.
-Разве может быть лес без кустов, травы, цветов?- продолжал лесник.
-Не может,- согласился художник и принялся за новую картину.
- 3 –
Слайд №3
Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше , потому, что рядом были красивые кустарники, а на земле среди зеленой травы множество ярких цветов. Ребята , узнаете цветы? Кто готов назвать цветы? ( Дети называют цветы).
-Молодцы!
Рубрика « А знаете ли вы?»
- Ребята, очень многие цветы привлекают человека и животных не только своей красотой , и целебным. Так , например, цветок Иван-да-Марья. Цветок ядовитый , но его применяют при лечении сердца, желудка и неврологических заболеваний. Кто знает почему он так называется? ( ответы детей).
- Послушайте, как описывает этот цветок М. М. Пришвин в рассказе « Иван-да-Марья».
« … Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Иван - да- Марья. Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок, с пестиками и тычинками, только желтая Марья. Это от Марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году покрыть землю Иванами и Марьями. Дело у Марьи труднее, потому и опала она раньше Ивана. Но мне нравится, что Иван принес морозы…Провожая цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
-Иван, Иван, где же твоя Марья?»
- Поэт Александр Соколов написал о цветке стихотворение:
Сияет Марья в желтом сарафане,
Она-невеста, а Иван-жених.
Он в сине-фиолетовом кафтане,
И дан им стебель общий на двоих.
Всегда вдвоем в союзе неразлучном
Среди лесов встречаются они-
Иван-да-Марья- в том союзе звучном
Знак верной неизмеренной любви!
-Продолжаем наше путешествие.
- Вот теперь хорошо,- похвалил сам себя художник,- вот теперь у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Ты забыл нарисовать ( пауза) грибы, правильно ,ребята, грибы.- сказал лесник художнику.
- Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы?
-Я много раз был в лесу, но грибы находил не часто.
- Это ничего не значит,- грибы должны быть обязательно! Без них не будет леса!
- 4 –
Слайд № 4
- Ребята, вам знакомы эти грибы? ( ответы детей). Сейчас я предлагаю вам поиграть. Условия игры такие: Я загадываю загадки о грибах, а вы должны отгадать название гриба, и если он есть на слайде – дружно похлопать в ладоши и ,конечно ,назвать. Если такого гриба нет, то в ладоши не хлопаем, а только называем. ( Игра)
Загадки: Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. ( Подосиновик)
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке
Белый в крапинку узор
Ну, конечно ….. ( мухомор)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных
Издали приметных
Собирай, не мешкай!
Это… ( сыроежки)
Странный гриб, как конус шляпа,
Пористый , на вид Растяпа.
С виду он , как старичок
Как зовут его?....( сморчок)
Растут на опушке
Рыжие подружки.
А зовут их ……( волнушки)
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
- 5 –
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! ( Белый гриб)
Не спорю- не белый,
Я , братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. ( Подберезовик)
Словно в масле их головки
И укрыться могут ловко.
Очень славные ребята-
Золотистые …( маслята)
У пенька на тонких ножках
Выросло грибов немножко.
Что за дружные ребята?
Это же грибы….( опята)
Яркий , рыженький грибок
Я найти сегодня смог.
Словно дружные сестрички
Прячутся в траве-……( лисички)
Этот гриб растет в теплицах,
В грядках влажных в торфяницах,
Шляпка - беленький шиньон
Это – точно….( шампиньон)
- Молодцы!!!
_ Ребята , а все ли гриба съедобные? Какие можно употреблять , а какие нельзя? Давайте назовем и запомним.
- 6 –
(Дети отвечают)
-Продолжаем наше путешествие . Но лес продолжал грустить.
-Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,- сказал лесник. Художник взял кисти, и на цветах, и на листьях появились яркие бабочки и разноцветные жучки.
Слайд № 5.
- Ну. Теперь все в порядке! - решил художник, и еще раз ,полюбовавшись на картину, решил отдохнуть, поспать. А когда снова увидел свою картину, не поверил своим глазам. Вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля.
Слайд № 6 (звук насекомых)
Художник подошел к картине и отшатнулся. Все на ней было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
- Это ты виноват! - закричал художник. - Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь мой лес!
- Конечно,- сказал лесник,- конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели!
- Что же делать?- в отчаянии воскликнул художник.- Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, сказал старичок,- если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц!
Художник нарисовал деревья, кусты, постелил на землю пышный зеленый ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и на траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.
Слайд № 7( звук пения птиц)
-Ребята , какие птицы на нашем слайде? ( дети называют птиц)
Рубрика « А знаете ли вы?»
- Черный аист стал эмблемой заповедника « Брянский лес» , расположенного на территории Трубчевского и Суземского районов. Заповедник создан в 1987 году . На его территории охраняются многие редкие виды животных и растений внесенных в Красную Книгу. Но это уже другая история… Итак, наше путешествие продолжается…
-Долго работал художник, стараясь ничего не упустить. Но когда он собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесник сказал:
-Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…- сказал лесник.
-Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!- ответил художник.
- Не все! - сказал лесник.
- Дети, давайте подумаем, что еще нужно нарисовать художнику? ( ответы детей)
-Правильно! Художнику нужно нарисовать и жабу, и ящерицу, и змею.
-Нет!- решительно ответил художник.
- Да! – твердо сказал лесник. И художник нарисовал и жабу ( Слайд № 8), и ящерицу( слайд № 9), и змею( слайд № 10), и еще много, много разных зверей.( Слайд № 11)
- 7 –
Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свечу, чтобы посмотреть , что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.( Слайд11 звук лесных обитателей)
- Вот теперь это настоящий лес,- сказал из темноты лесник.- Теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные.
-Если , ребята , вам не страшно , давайте пройдемся по этому красивому лесу!
Физкультминутка!
( педагог-библиотекарь предлагает детям физкультминутку)
Дует ветер с высоты, ( все подняли руки)
Гнутся травы и кусты. ( наклоны в стороны)
Вправо-влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы,
А теперь давайте вместе ( руки ставим на пояс)
Все попрыгаем на месте
Выше! Веселей! Вот так! ( прыгаем)
Переходим все на шаг. ( шагаем)
Вот закончилась игра,
Заниматься всем пора! ( остановились и сели)
-На дом вам было дано задание - нарисовать лес. Давайте , ребята , оформим наш вернисаж и посмотрим, как вы справились с этим заданием. ( Дети с педагогом-библиотекарем оформляют выставку рисунков и анализируют работы).
- Молодцы!!!
А сейчас , ребята , я обращаю ваше внимание к выставке книг о природе « …366 и больше рассказов о природе» и хочу предложить вашему вниманию книги следующих писателей:
Библиографический обзор книг на тему « 336… и больше рассказов о природе»
1.Бианки Виталий .Лесная газета.: рассказы и сказки.-М: Астрель,2010.( Серия Любимое чтение)
2. Бианки Виталий. Рассказы и сказки. -М: Самовар, 2003
3. Виталий Бианки. Лесные происшествия.- М: « Стрекоза-Пресс, 2007.
( серия Библиотека школьника)
У Виталия Бианки есть очень интересная книга « Лесная газета». Она состоит из статей, рассказов самого писателя и его друзей лесных корреспондентов: ребят, охотников, ученых, лесников. Вся книга состоит из 12 глав. Вы догадались почему - по числу месяцев. Но месяцы эти – особенные, и составляют они особенный год - лесной. Но в « Лесной газете» описываются события , которые происходят не только в лесу, но и в городе, и в деревне, и на море. Здесь же рассказывается только о жизни лесных обитателей. Поэтому эта книга так и называется» Лесные происшествия». И если вы
– 8 –
перевернете ее странички, то узнаете, что же такое лесной год, чем он отличается от обычного года. И уж поверьте - узнаете много, много удивительного…
4. Соколов- Микитов И С. . Русский лес -М: Эксмо, 2012
Каждое время года приносит в русский лес свою особенную , неповторимую красоту.. Осенью и зимой, весной и летом идет здесь своя жизнь: вот под можжевеловым кустом притаился заяц-русак, с одной ели на другую перепрыгивают торопливые белки, а над цветущими липами гудят пчелы. Рассказы Ивана Соколова –Микитова с блестящими иллюстрациями Георгия Никольского перенесут вас , маленьких читателей, на лесные опушки, проведут по укромным тропам.
5.Паустовский К. Заячьи лапы.-М: « Детская литература».-1987
Константин Георгиевич Паустовский за свою писательскую жизнь побывал во многих уголках нашей страны. Но особенно горячо полюбил он Мещеру- сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью. Там было все , что привлекало писателя с самого детства,- глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги.. В книгу « Заячьи лапы» входят рассказы из цикла « Летние дни» и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину, другим важным человеческим качествам , которые так необходимы в жизни.
6.Дмитриев Ю. Лесные загадки.- М: « Стрекоза», 2010
В сборник Юрия Дмитриева писателя–натуралиста вошли познавательные рассказы, рекомендованные для изучения в начальной школе. «Лесные загадки» - почему так называются маленькие небольшие рассказы книги, а потому что в них раскрываются многие тайны его обитателей. Зачем птицам хвост, почему одни насекомые имеют красную окраску, а другие -зеленую, зачем мама-барсучиха выносит новорожденных малышей на солнце? Обо всем узнаете , прочитав книгу.. Но самое главное, что рассказы про зайчат, уховерток, научат вас , ребята, самому главному- человек должен знать, уважать и беречь мир природы.
7.Сетон- Томпсон Эрнест. Рассказы о животных. Рассказы о животных.- М: ЭКСМО,2010.
Не могла оставить без внимания и книгу канадского писателя-натуралиста Эрнеста Сетон-Томпсона. Его замечательные , полные любви и сочувствия к животным произведения « Чинк», « Уличный певец» , « Домино» и многие другие знают и любят во всем мире как дети , так и взрослые. Эта чудесная книга для семейного чтения поможет вам, ребята, вместе с мамой и папой интересно провести вечер. Ответы на вопросы: сколько дней собака может прожить без еды, может ли воробей петь как канарейка, где живут черно-бурые лисы , и многие другие вы найдете в этой книге. Ответы помещены рядом. Нужно лишь взять книгу в руки и начать читать.
На выставке предложены вниманию также книги писателей: Снегирева Г. Я., Сладкова Н. И. , Пришвина М. М. Аксакова С. Т. и др.
Подведение итогов.
Наше мероприятие завершается . И мы можем сделать вывод , что в природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано . Я надеюсь, что знания , которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы будете более внимательно относиться к природе , ведь она наш дом, а о своем доме человек должен заботиться и пусть большими помощниками в этом вам станут книги .
В заключении предлагаю игру « Можно-нельзя» ( дети отвечают хором).
-Ломать деревья и ветки деревьев( нельзя)
- Сажать как можно больше деревьев ( можно»
- 9 –
- Ходить и топтать на лугах и в лесах цветы ( нельзя)
-Ходить только по тропинкам ( можно)
- Рвать большие букеты цветов ( нельзя)
- Любоваться ими ( можно)
- Оставлять мусор в лесу ( нельзя)
-Собрать мусор и закопать в яму ( можно)
- Разжигать костры в лесу ( нельзя)
-Беречь лес от пожаров ( можно)
Рефлексия деятельности.
( На столе перед детьми лежат листочки деревьев, а на экране изображение - ствол дерева).
-Ребята, если на мероприятии вы узнали для себя много нового и интересного, если вам оно понравилось, то приложите листочки к стволу дерева, и мы посмотрим , наденет ли наше дерево свой зеленый наряд, если да , то мероприятие вам понравилось , и мы плодотворно поработали.
( Дети оценивают работу)
Используемая литература.
1.Бианки Виталий Лесная газета.: рассказы и сказки.-М: Астрель,2010.( Серия Любимое чтение)
2.Бианки Виталий Рассказы и сказки- М: Самовар, 2003
3.Бианки Виталий Лесные происшествия.- М: « Стрекоза-Пресс, 2007.
4. Вологдина Е. В. , Малофеева Н. Н. Живая природа./ Науч.-поп.изд. для детей.- М : ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2011
5. Дмитриев Ю. Лесные загадки.- М: « Стрекоза», 2010
6. Сетон- Томпсон Эрнест. Рассказы о животных. Рассказы о животных.- М: ЭКСМО,2010.
7.Соколов- Микитов И С. . Русский лес.- М: Эксмо, 2012
8.1000 загадок . Популярное пособие для родителей и педагогов/ сост. Н. В. Елкина и др. – Ярославль: Академия развития, 2005.
9. Тихонов А. В. Растения России. Красная книга.- М : ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.
10. Тихонов А. В. Животные России. Красная книга.- М : ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.
11. Травина И. В. Насекомые/ Науч.-поп. изд. для детей – М: РОСМЭН, 2016.
12. Я познаю мир: Насекомые: Дет. энцикл../ Авт-сост. П. Р. Ляхов,,Г. Ю. Любарский.- М : ООО « Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2002.
13. Я познаю мир. Растения: энцикл. / авт.-сост. Л. А. Багрова.- М : АСТ : Хранитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуально – познавательного праздника в начальной школе «Нет пищи краше простой русской каши»
Целью праздника были следующие: прививать любовь детям к правильному питанию, к здоровому образу жизни, развивать кругозор,формировать навыки приготовления вкусной каши, работать над сплочением коллек...
Виртуальное путешествие по лесным тропинкам.
Урок математика в 3 классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Виртуальное путешествие по лесным тропинкам.Тема урока: Решаем задачи, вычисляем.Цели урока:Обучающая: Сове...
Экологический КВН для обучающихся 1-2 классов
продолжение работы по расширению представлений обучающихся об окружающей среде;обобщение полученных знаний;развитие познавательной активности учащихся, умения работать в группе, высказывать свое мнени...
"РУССКАЯ БЕРЁЗКА" (экологический праздник для обучающихся 1-5 классов)
экологический праздник для обучающихся 1-5 классов...
Внеклассное мероприятие "Виртуальное путешествие в мир сельскохозяйственных профессий".
Внеклассное мероприятие "Виртуальное путешествие в мир сельскохозяйственных профессий"....
Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Я соблюдаю ПДД»
C помощью различных сценических форм (театрализации, литературно-музыкальной композиции) создать представление о правилах дорожного движения, знаках дорожного движения...
Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Звёздный час».
Выявление талантливых детей,повышение лидерской активности, развитие навыков индивидуальной и коллективной умственной работы....