«Русские чудеса» классный час по патриотическому воспитанию в 3 классе
классный час (3 класс)
Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право педагогу выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Задачи патриотического воспитания: - формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедий, карт, наглядных пособий;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.
В процессе становления какого – либо качества личность проходит через ряд этапов, в которых формируется:
- представления о данном качестве как о социальном явлении;
- собственные убеждения по поводу этого качества;
-навыки поведения в рамках данного качества;
-привычка поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам.
Классный час, составленный для начальных классов, одно из форм патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_chudesa.docx | 307.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры
«Русские чудеса»
классный час по патриотическому воспитанию в 3 классе
Составила
учитель начальных классов
Артеева Виктория Кимовна
г. Печора, 2015 год
Пояснительная записка
Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право педагогу выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Задачи патриотического воспитания: - формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедий, карт, наглядных пособий;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.
В процессе становления какого – либо качества личность проходит через ряд этапов, в которых формируется:
- представления о данном качестве как о социальном явлении;
- собственные убеждения по поводу этого качества;
-навыки поведения в рамках данного качества;
-привычка поступать согласно принятым в обществе нормам и правилам.
Классный час, составленный для начальных классов, одно из форм патриотического воспитания.
«Русские чудеса»
классный час по патриотическому воспитанию в 3 классах
Цель: - Систематизировать и обобщить знания о народных художественных промыслах;
Задачи:
Коррекционно - образовательные: - представить изделия заданного промысла.
Коррекционно - развивающие: - развивать художественный вкус, внимание, память, речь, творческие способности учащихся;
- способствовать коррекции и развитию личностных качеств учащихся, умения выражать свои чувства.
Коррекционно - воспитательные:
- прививать любовь и уважение к труду предков, к традициям русского народа.
- воспитывать нравственные качества, доброжелательные, дружеские отношения между детьми.
Предварительная подготовка: изготовление костюмов для детей, разучивание слов, стихов, подготовка инсценировки к стихотворению «Мужик и Медведь», привлечение учащихся среднего звена.
Материалы и оборудование:
- Компьютер, мультимедийная установка;
- Презентация по теме занятия;
-Изделия: гжельская посуда, хохломская посуда, жостовские подносы;
- Карта России, карточки со словами, карточки с практическими заданиями, шаблоны для раскрашивания; гуашь, клей, ножницы, кисти, баночка для воды.
Ход занятия
Ведущий: Русский народ издавна удивлял весь мир. То победами своими героическими, то богатырями - добрыми молодцами, то девицами - красавицами, то невиданными открытиями, то умельцами. А Умельцы у нас были всегда. Да ещё какие! В мире даже словосочетание придумали «Русское чудо». В каком бы месте земного шара вы не оказались, вам про эти чудеса могут рассказать. И сегодня мы совершим экскурсию в необычный воображаемый музей, который так и называется – «Русские чудеса».
1 слайд
Посмотрим, какие там чудеса встречаются. Говорят, этим чудесам уже много – много лет, а они всё не перестают удивлять собой целый мир.
(Звучит русская народная мелодия).
(В центр выходит Мужик и Медведь. Кланяются Ведущему).
1.Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! Откуда Вы к нам пожаловали?
Мужик и Медведь: Из села Богородское. Это село находится недалеко от Москвы (возле Павлова Посада)
(на карте России повесить картину или название села)
2 слайд
Ведущий: О каком промысле Вы хотите рассказать?
Мужик и Медведь: А мы не только расскажем, но и покажем!
Медведь: Есть в России село Богородское.
Мужик: Там живут мастера, которые делают деревянные фигурки людей, медведей и разных животных.
Медведь: Знаменитая игрушка называется "Мужик и Медведь"
3слайд
(Мужик берет топор. Чтецы встают полукругом).
1-й чтец:
Как то шел мужик с работы
И зашел в дремучий бор
Подобрал мужик полено,
Снял он с пояса топор.
2-й чтец:
А из темного из леса
Мишка бурый прибежал.
Увидал он незнакомца
И сердито зарычал.
Мужик:
Говорит мужик медведю
«Не пугай зверушка!
Я тебя сейчас потешу
Вот тебе игрушка»!
3-й чтец:
Разрубил мужик полено,
Стукнул топоришком,
И сработал он игрушку,
Удивился мишка.
Медведь:
Что за добрая игрушка
Получилась славно.
Деревянная потешка
Смотрится забавно.
4-й чтец:
А за ней мужик с медведем,
Словно дровосеки,
Топорами бьют полено
В маленькие щепки.
5-й чтец:
Над землей века промчались,
Только видно с этих пор
Два веселых дровосека
Помнят мирный уговор.
6-й чтец:
И едва мы их увидим,
Сразу без ошибки
Богородская игрушка
Дарит нам улыбки.
Ведущий: Спасибо за представление. Расскажите, как игрушки рождаются.
4 слайд
Медведь: В Богородске издавна занимаются вырезанием из дерева. Резники делали фигурки по сказкам "Маша и медведь", "Вершки и корешки", "Три медведя".
5 слайд
Медведь: Фигурки выполняют из мягкой древесины: ольхи, осины, липы
Мужик: Сначала древесину запаивают в печи, затем сушат и вырезают
6 слайд
Мужик: Смастерить игрушку не просто. Сначала рисуют контур, затем обтачивают части стамеской, потом ножом снимают тонкую стружку, чтобы придать объем изделию.
7 слайд
Медведь: А разукрашивают игрушки художницы - мастерицы
.
Ведущий: Посмотрите, какие игрушки изготавливают Богородские мастера.
(слайды"Мужик и медведь", "Хрюша строитель", "Лиса и ворона", "Медведь и заяц").
8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 слайды
Ведущий: Спасибо Вам гости дорогие! Интересно рассказали.
Практическое задание
Прослушали интересный рассказ о богородских игрушках, посмотрели небольшую инсценировку, а сейчас выполним задание
Найди правильный ответ
- Богородские игрушки изготавливают из
1. кости 2. пластмассы 3. дерева
- Для изготовления Богородских игрушек используют мягкую древесину
1. ель 2. осина 3. ольха 4.липа
2.Ведущий: Послушайте, какая красивая музыка звучит.
(Звучит песня «Вологда»)
16 слайд
(Входит девочка-кружевница).
Кружевница: Зимний вечер. Горит свеча. Девушки плетут чудесные кружева. Не крючком и спицами, а при помощи палочек-коклюшек, перебирая с одной нитки на другую. Так плетется вологодское кружево. Вологодские кружева много раз занимали первые места на международных выставках.
Ведущий: Город Вологда (на карте повесить название города) славится Вологодскими кружевами. Смотрите, какие нарядные вещи связаны вологодскими мастерицами. Этот промысел возник в незапамятные времена и передавался из поколения в поколения, от бабушки к внучке.
17,18, 19, 20 слайды
21 слайд
Кружевница: Кружева эти особенные еще тем, что их создавали
-при помощи специальных палочек, которыми перебрасывали нитки с одного места на другое.
-Называются эти палочки коклюшки.
-изображение узоров в виде звёздочек и розеток.
Ведущий: Спасибо, тебе кружевница, за интересный рассказ.
Практическое задание.
Поговорили о вологодских кружевах. Выполните задание на карточке
Зачеркни лишнее слово
Булавки, коклюшки, валик, Вологда, узоры, спицы
3.Звучит русская народная мелодия
Прибегают две дымковские барышни
Ведущий: Что это за гости к нам пожаловали?
22 слайд
Барышни: Мы барышни из села Дымково, которое расположено недалеко от города Вятка или Киров
(на карте повесить название села)
Ведущий: Известный промысел Дымково - глиняные игрушки. Ну-ка расскажите о себе.
23 слайд
1-я барышня: В селе Дымково издавна занимались лепкой и раскраской глиняных игрушек: петушков, всадников, лошадок.
24 слайд
2-я барышня: Они очень нарядные. По белому фону расписывают узоры из кругов, колец, полосок, точек.
25 слайд
3-я барышня: Самая знаменитая игрушка - барышня-водоноска. В женских фигурках всегда делали много деталей: кокошники, оборки, сумки, зонтики.
Ведущий: А как изготавливают дымковскую игрушку?
26 слайд
1-я барышня: В селе Дымково глина особенная. Песок просеивают через сито и смешивают с глиной. Сначала игрушку лепят из глины, потом сушат при комнатной температуре. Если большая игрушка её сушат 3-4 дня, игрушки поменьше – 2 дня. Высушенные изделия обжигают в печах.
27 слайд
2-я барышня: Затем покрывают белым слоем мела, разведённого на молоке.
3-я барышня: Потом расписывают разными красками.
28 слайд
1-я барышня: В нашей стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек.
29 слайд
2-я барышня: Дымковская игрушка еще и полезна.
3-я барышня: Она служит не только украшением, но и может быть музыкальным инструментом.
1-я барышня: В России живет музыкальный народ. Из дымковской глины делают веселые свистульки.
Ведущий: Спасибо, вам красавицы, за интересный рассказ.
Практическое задание: Послушали о Дымковских игрушках. Выполните задание на карточке.
Порядок изготовления Дымковских игрушек
сушат при комнатной температуре
высушенные игрушки обжигают в печах
лепят из глины
песок просеивают и смешивают глиной
расписывают
покрывают белым слоем мела
4.Ведущий: На Руси музыкальные игрушки изготавливали не только из глины, но и из дерева. Какие? Может кто – то знает?
Правильно. Ложки! Ложки – самый популярный предмет русских ремёсел. Кто умеет играть на ложках? Все вы когда-то пробовали играть на ложках, но мало что о них знаете.
Звучит музыка
30 слайд
Ученик
31 слайд
В Поволжье на Руси находились самые большие центры по изготовлению деревянных изделий. А на продажу все изделия свозили в село под названием Хохлома.
(на карте повесить название села)
Поэтому вся деревянная посуда получила название хохломской.
Ученик:
32 слайд
Деревянную посуду тоже делают с особыми хитростями: сначала их покрывают глиной и мелом, сушат, натирают металлическим порошком, расписывают, а поверху наносят олифу. После закалки в горячей печке масляная поверхность желтеет, и посуда выглядит как золотая.
Ведущий:
Давайте рассмотрим хохломские изделия и элементы росписи. Эти изделия очень простые с округлыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы посуды – для кофе, чая, для блинов и ягод, варенья и мёда.
Подлинная красота форм и узоров всегда вызывала всеобщую любовь к искусству «Хохлома». В своё время иностранные купцы, у которых бойко шла торговля хохломскими изделиями, захотели наладить такое же производство у себя за рубежом, но у них ничего не получилось. И не могло – русское ремесло оказалось им недостижимым. Ведь хохломскую школу наши мастера начинали с изготовления ложек. Ведь от ложки не только польза, но и удовольствие.
33, 34,35, 36, 37, 38 слайды
Практическое задание: послушали о Хохломе, выполните задание
Порядок изготовления Хохломской посуды
закаливают в горячей печке и посуда выглядит, как золотая
покрывают глиной и мелом
натирают металлическим порошком
поверху наносят олифу
сушат
расписывают
5. Ведущий: Продолжаем знакомство с русскими чудесами.
39 слайд
В 18 веке в России, город Нижний Тагил стал центром металлургического производства, там стали выпускать листовое железо. Здесь стали изготавливать и расписные подносы.
40 слайд
- Их делали разных форм с фигурными ручками.
-По загрунтованному металлу наносился цветной фон, а по нему узоры: веточки, цветы, букеты.
-Рисовали или кистью, или просто пальцем.
41 слайд
Ученик. Спустя 100 лет подносы стали изготавливать во многих уголках России. Самыми знаменитыми подносами – прославилось
-подмосковное село Жостово
(на карте повесить название села)
По названию села мастеров и стали называть жостовские.
42 слайд
-в селе появились новые формы подносов: круглые, овальные, крылатые, гитарные, прямоугольные, фестончатые.
-у каждого мастера свой уникальный рисунок.
43 слайд
-здесь оживает множество цветов: садовые и полевые, георгины, розы, васильки, хризантемы, ромашки…
-завершают цветочную композицию золотым ободком по краю подноса.
Ведущий: Спасибо за интересный рассказ о жостовских подносах
Практическое задание:
Найди нужные слова
На Жостовских подносах изображали
1.Машины 2.мотоциклы 3.веточки 4. цветы 5. букеты 6.дома
Звучит музыка
44 слайд
6.Ведущий: На этом мы прощаемся с жостовскими мастерами и отправимся в гости к гжелевским мастерам. Это посуда из всемирного известного района Гжель
(на карте повесить название села)
в который входит 30 сёл и деревень. Славится он своими гончарами. Жители освоили технику – поделки из глины.
45 слайд
Ученик: Гжельские изделия, не спутаешь ни с какими другими чудесами. Мастера используют
-одноцветную синюю кобальтовую роспись.
-Во многих домах можно встретить красивый гжельский заварочный чайник или сахарницу – белые с синими ручками, носиком у чайника и крышечкой.
46 слайд
Ученик: Очень много посуды придумали в Гжели: блюдца, тарелки, рукомойники, кувшины. Ещё сам М. В. Ломоносов любил эту посуду и считал гжельскую глину лучшей для изготовления посуды.
47, 48 слайды
Практическое задание:
Ведущий: Ну что, ребята, понравились вам русские чудеса?! Сейчас вас проверю, насколько внимательны вы были. На листе бумаги изображены русские ремёсла, вам нужно определить к какому ремеслу относится каждое изделие.
Звучит музыка
Ведущий: Гжельские мастера вам отправили картинки – раскраски и попросили вас разукрасить.
(Во время разукрашивания звучит музыка)
Ведущий: Скажите, что вы узнали нового на занятии?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- Сегодня на занятии мы с вами говорили о русских мастерах и ремеслах, о том какая наша страна богатая, как она славится с давних времен. Спасибо за работу. Наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки классных часов по патриотическому воспитанию
Данная публикация содержит 4 разработки классных часов по патриотическому воспитанию младших школьников...
СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА - РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Н. В. Храпунова(МБОУ СОШ № 58, Хабаровск)СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГОЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА- РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ данной статье ...
Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию гвардейского класса начальной школы в условиях внедрения ФГОС.
Обобщение опыта...
Классный час по патриотическому воспитанию «Мы первыми к звездам дорогу открыли».
Цель: воспитание патриотического и духовно-нравственного сознания, гражданственности, чувства гордости за наше отечество.Задачи:Образовательная: познакомить учащихся с историей освоения космоса и с пе...
Классный час Героико-патриотическое воспитание «Герои города Новочеркасска»
Классный час.Цель классного часа: Обобщение опыта работы героико-патриотическому воспитанию школьника, через проектную деятельность. Задачи:...
Планы-конспекты классных часов (гражданско-патриотическое воспитание)
Классные часы (гражданско-патриотическое воспитание)...
Классный час по патриотическому воспитанию: "Мой город Саранск".
Цель: познакомить детей с понятием Родина.Задачи: 1. Формировать у учащихся чувство любви к своей стране; 2. Закрепи...