Игра как средство нравственного воспитания младших школьников
статья

Герасимова Мария Александровна

Статья Игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.

Воспитание - передача общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду .

Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.

Процесс этического воспитания школьников сложен. Он нуждается в квалифицированном педагоге, имеющем этико-философскую, психологическую, методическую подготовку. Велика роль педагогической техники воспитателя школы, так как ему принадлежит роль в воспитании школьников, в подготовке учащихся к жизни и к общественному труду, в формировании основ научного мировоззрения и нравственной воспитанности. Создание группы продленного дня вносит много нового, значительного в жизнь первоклассников: у них появляются новые обязанности и права. Эти обязанности связаны с выполнением школьных правил, общественных поручений, заданий коллектива. Очень важным моментом в формировании правильных товарищеских отношений в коллективе является оценка выполнения работы. Оценка дается не только результату, но и тем стараниям, которые были приложены, отношениям с товарищами.
         Важно обращать внимание детей не столько на плохие поступки, сколько обязательно отмечать все хорошее в поведении детей. Нельзя давать школьнику общую оценку на основании одного факта. Если он постоянно слышит, что он плохой, он может поверить в свою неполноценность. И наоборот, ребенок, которого захваливают, иногда начинает считать себя исключительным, зазнается. Деятельность детей имеет общественную направленность. Это значит, что ребята должны помогать окружающим, заботится о них по мере своих сил. Прежде всего, они должны помогать друг другу: кто-то поступил в школу – надо навестить, узнать, что случилось. Если требуется помощь в учении, - помочь; обидел кто, постигла неудача, то посочувствовать, а если возможно, то и защитить. Причем коллектив группы может быть надежным защитником. Важно, чтобы каждый знал, что он находится под защитой своего дружного коллектива.
            В группе продленного дня этическому воспитанию способствует игра. Она способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антисимпатии. Безусловно, активность не у всех детей одинаковая, и этого нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче, чем через учение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей. Конечно, при этом требуется большой такт со стороны учителя, взрослых. Они не должны навязывать свою волю, обязаны учитывать индивидуальные особенности детей. Замкнутым, пассивным, робким не под силу сразу роль организатора, главного, ведущего в игре. Если им приходится выступать в этой роли по настоянию воспитателя, то они, как правило, с ней не справляются и начинают вообще избегать коллективных игр.
Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие детские игры включают в себя элементы состязаний: кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют воспитателю формировать у школьников справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача – забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен помнить о коллективных интересах, о других членах команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение детей к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.

Весьма значима и своеобразна и своеобразна педагога в детских играх. Он является нередко организатором игры, советчиком по содержанию игры, справедливым судьей, который разрешает конфликтные отношения детей, который разрешает конфликтные отношения детей, и, наконец, может быть и товарищем по игре.
Воспитателю необходимо помнить, что в играх дети испытывают острые чувства: радость и огорчение, гордость, благодарность, зависть и обиду, недоброжелательность, - связанные с успехом или неуспехом, оказанием и принятием помощи. Обычно в процессе игры отношения между членами одной команды нормализуются: отходят на второй план личные успехи, забываются ссоры и другие неприятности, все начинают думать об общих интересах. Но здесь таится новая опасность: в контролирующей команде дети видят «врага» и поэтому злорадствуют, когда противник проигрывает, злятся, когда он выигрывает, стараются любым способом, нередко грубым и нечестным, добиться успеха для своей команды.

Задача воспитателя – постоянно анализировать нравственную сторону отношений между детьми, управлять ими, поддерживать дружбу детей.
Занятия клубного часа – интересная форма внеклассной работы, позволяющая воспитателю успешно решать задачи этического воспитания школьников. В клубе дети находятся в менее регламентированных условиях, чем на уроках. Они могут относительно свободно, по собственному интересу и желанию выбирать дело, работу на занятиях, поэтому одни ребята будут рисовать, другие лепить, третьи – делать аппликации. Вместе с тем могут объединяться для совместной деятельности в небольшие группы. Они по желанию выбирают себе товарищей для выполнения какого-либо задания. Эти группы могут быть временными, и состав их меняться.

По своему характеру клубные занятия разнообразных форм и видов работы ставят единые воспитательные цели. Клубные занятия включают в себя не только самостоятельную работу детей, но и систематическую целенаправленную работу воспитателя с детьми, в процессе которой дети учатся дружно жить и работать, быть взаимно уступчивыми, внимательными по отношению друг к другу. В клубе развивается и крепнет товарищеская солидарность. Здесь проводятся такие занятия, которые помогают ребенку убедиться на собственном опыте, что человек не может обойтись без помощи и содействия товарищей, что, только соединив усилия и учитывая интересы окружающих, можно жить дружным коллективом.
Одинаково ко всем детям подойти нельзя. Нужна методика работы. Может ли она быть единой? Скорее всего нет. Учитывая социальную среду, индивидуально – психологические особенности каждого ребенка, можно прийти к выводу, что можно дать школам общие ориентиры, и пусть каждый коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий. В ее основу могут войти ориентиры – общечеловеческие ценности.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно – деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.).

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"

Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

Реферат на тему: «Игра как средство нравственного воспитания у младших школьников»

Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ...

Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников

В данной теме представлены мной доклад и презентация по данной теме.В конце марта в нашем городе проходила научно-практическая конференция " Художественная литература как средство нравственного и патр...

Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.

Обобщение опыта работы на тему "Проектно-исследовательская деятельность   как средство нравственного воспитания младших школьников"....

Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников.

Методические рекомендации могут быть полезны  учителям начальных классов, классным руководителям при проведении этических бесед....