Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ» рассчитана на возраст обучающихся 7-11 лет. Срок реализации 4 года.
Цель программы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего посёлка, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями Ставропольского края, достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_moey_maloy_rodine_avdienko.docx | 98.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355 РФ Ставропольский край Предгорный район пос. Пятигорский ул. Новая, 1 А,
тел: 8 (87961) 48-2-34, 48-7-47 / факс: 8 (87961) 48-2-34, 48-7-47
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 14
________О.Н.Тумаренко ______________Т.Е.Ивахненко
от ___________2021 г. от __________2021г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«ПО МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ»
возраст обучающихся: 7 – 11 лет
срок реализации: 4 года
Составитель:
Авдиенко Д. С.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Родной край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного посёлка, улицы, дома. Программа «По моей малой Родине» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного округа, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучащихся.
Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология (т.е. предметом окружающий мир). И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность обучающихся.
Цель деятельности педагога - создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Цель программы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории своего посёлка, родного края, с культурными, политическими, экономическими особенностями Ставропольского края, достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
Образовательных:
1. формирование представлений о краеведении, как предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. закрепление этих знаний на практике.
В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания:
- об истории возникновения своего края;
- о символике родного края;
- о природе родного края;
- о знаменитых людях посёлка, округа и края;
- о народных промыслах.
В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают умения и навыки:
- составлять кроссворды;
- работать с картой Ставропольского края, находить и показывать города – спутники края, соседей Ставропольского края.
Воспитательных:
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
В ходе решения данных задач младшие школьники приобретают знания, умения и навыки:
- культуры труда и деловых качеств;
- побуждение к познавательной творческой деятельности;
- нравственно – эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве);
- появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой;
- бережного отношения к природе;
- творческого отношения к выполнению работы;
- коммуникативных качеств;
- внимательности;
- терпения;
Развивающих:
1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитие кругозора обучающихся.
В ходе решения данных задач у обучающихся развивается:
- глазомер, точность действий, пространственные представления;
- пространственное и логическое мышление;
- воображение (в том числе и творческое);
- наблюдательность;
- творческие способности;
- художественный вкус.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4 кл.;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;
- проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи обучающимся, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить обучающихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный: предъявление информации учителем, обучающиеся воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
- репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, обучающиеся произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;
- исследовательский: самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;
- частично-поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;
- конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;
- метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы внеучебной работы весьма разнообразны: классные часы, пешие прогулки по посёлку, походы, викторины, тематические экскурсии, уроки-беседы, уроки-сообщения, марафоны, конкурсы, встречи с интересными людьми, исследовательские работы и проекты, подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям и т. д.
В программах для каждого класса прослеживается:
- преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
- теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает обучающимся творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям.
Программа предполагает работу по следующим направлениям деятельности:
- исследовательская (сбор материалов, отражающих историю посёлка, округа, края в частности и страны в целом их обработка, подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного отчета),
- практическая (проведение тематических экскурсий и пеших прогулок по поселку, организация встреч с интересными людьми),
- воспитательная (участие в конкурсах, посвященных изучению истории посёлка, округа, края).
Данный курс рассчитан на преподавание в 1-4 классах начальной школы общим объемом 147 часов, 36 (1 кл.) и 37 (2-4 кл.) часов в год (1 ч в неделю) и содержит три раздела: «Край, в котором мы живем», «Посёлок, в котором мы живем», «Повторение». Каждый раздел поделен на темы – модули, ежегодно он расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальной школы.
Особенности программы - интегративность: межпредметная интеграция (Предметы: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология»), интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
1-й класс
Личностныe
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметные
Регулятивные
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Предметные
Знать:
- что такое краеведение;
- историю возникновения посёлка, округа;
- символику округа, края;
- достопримечательности посёлка, округа;
- историю названия улиц;
- историю возникновения школы;
- некоторые виды растений нашего края;
- животный мир нашего края;
- жизнь животных в разные времена года.
Уметь:
- объяснять значения слов: Родина, край, округ;
- находить положение посёлка на карте Ставропольского края;
- работать с картой Ставропольского края;
- ориентироваться в посёлке;
- составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;
- вести календарь наблюдений за природой;
- анализировать жизнь животных в разные времена года;
- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.
2-й класс
Личностные
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные
Регулятивные
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на занятии и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
Знать:
- рельеф, горы, равнины Ставропольского края
- климат и погоду;
- реки и озера;
- необходимость охраны природы;
- природные сообщества Ставропольского края ;
- некоторые виды растений Ставропольского края ;
- о растениях, которые занесены в Красную книгу Ставропольского края ;
- историю развития посёлка (население, промышленные предприятия, сельское хозяйство, здравоохранение);
- традиции посёлка.
Уметь:
- работать с контурной картой;
- составлять брошюры народных примет погоды;
- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;
- составлять рассказы о растениях Ставропольского края ;
- составлять гербарии растений;
- составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей.
3-4-й класс
Личностные
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные
Регулятивные
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные
3 класс
Знать:
историю возникновения Ставропольского края;
- города и села Ставропольского края;
- что дает край стране;
- полезные ископаемые Ставропольского края;
- как добывают и используются полезные ископаемые Ставропольского
края;
- растения, которые встречаются в городах Ставропольского края;
- самые древние травы наших лесов;
- животный мир Ставропольского края;
- видовой состав рыб;
- видовой состав птиц;
- о животных, которые занесены в Красную книгу Ставропольского края;
- заповедники края.
Уметь:
- работать с картой Ставропольского края;
- составлять рассказ о посёлке, округе, крае;
- различать полезные ископаемые;
- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;
- рассказывать о животных Ставропольского края ;
- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными».
4 класс
Знать:
- историю исследования родного края;
- архитектурное наследие посёлка, округа, края;
- историю жизни посёлка, округа, края во время Великой Отечественной войны;
- памятники посёлка, округа,
- историю названия улиц;
- о людях, которые прославили наш посёлок, округ;
- народные и художественные промыслы края.
Уметь:
- работать с картой посёлка, округа, края;
- проводить исследования по темам: «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего посёлка», «Ставрополье в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы».
- оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;
- участвовать в посильной природоохранной деятельности.
Формы контроля
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:
- тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль);
- индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции);
- самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу (текущий контроль);
- участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль);
- презентации мини-проектов обучающихся и педагога перед общественностью (итоговый контроль).
Содержание учебной программы
1 класс
1. Введение (1 ч.)
Что такое «краеведение», что будем изучать на занятиях «По моей малой Родине». Понятие Родина, родной край, округ.
2. Посёлок, в котором мы живем (13 ч.)
Мы – ставропольчане. Ставропольский край на карте Родины. Положение посёлка на карте Ставропольского края . История возникновения посёлка. Легенды и сказания. Герб и флаг Ставрополья. Достопримечательности посёлка. Зоны отдыха. Любимое место твоей семьи в посёлке. На какой улице ты живешь и что знаешь о ее названии. Улицы посёлка. Люди, которыми гордится наш посёлок. Транспорт. Средства массовой информации.
Экскурсия по посёлку.
Практические работы.
Работа с картой России и картой Ставропольского края.
3. Прошлое, настоящее и будущее нашей школы (5 ч.)
История возникновения школы. Школа во время Великой Отечественной войны. Учителя школы (встреча с интересными людьми). Школа и современность. Безопасный маршрут движения от дома до школы.
Экскурсия по школе.
Практические работы.
Составление план безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.
4. Времена года (16 ч.)
Осенние изменения в природе. Растения и животные осенью. Труд людей осенью. Осенний календарь природы.
Признаки зимы в природе. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. Зимний календарь природы.
Здравствуй, весна! Растения и животные весной. Труд людей весной. Весенний календарь природы.
Лето наступило. Растения и животные летом. Труд людей летом. Летний календарь природы. Охрана природы.
Экскурсии «Природа вокруг нас» (осенью, зимой, весной, летом).
Практические работы.
Ведение календаря наблюдений за природой. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
5. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (в форме интеллектуального марафона).
2 класс
1. Повторение (1 ч.)
О чем мы узнали на занятиях « По моей малой Родине ».
2. География Ставропольского края (9 ч.)
Географическая карта Ставропольского края. Рельеф. Горы и равнины Ставропольского края. Климат и погода. Народные приметы погоды. Реки. Озера. Забота о чистой воде и воздухе. Природные зоны Ставропольского края.
Практические работы.
Работа с контурной картой Ставропольского края (географической и картой природных зон). Составление брошюры народных примет погоды. Составление правил поведения на водоемах.
3. Мир растений и животных (12 ч.)
Самое интересное о природе Ставропольского края. Растения и животные лесов. Представители лесов на территории края. Растения и животные степей и гор. Растения и животные пресных водоемов, полей и садов. Зеленая аптека Ставропольского края. Охрана животного мира.
Экскурсия в природу.
Практические работы.
Составление правил поведения на природе.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. Составление Красной книги Ставропольского края.
4. Посёлок, в котором мы живем (10 ч.)
История развития посёлка. Население. Здравоохранение. Развитие образования. Промышленные предприятия. Развитие сельского хозяйства. Занятость населения в нашем посёлке. Профессии в моей семье. Наши семейные традиции и обычаи. Традиции нашего посёлка.
Экскурсии на предприятия посёлка.
Практические работы.
Составление экономической карты посёлка. Создание брошюры «Трудовые династии моего рода». Мини-проект «Город моей мечты».
5. Народы нашего края (3 ч.)
Народы нашего края. Коренные народы Юга России.
6. Повторение (2 ч.)
Подведение итогов (викторина, олимпиада).
3 класс
1. Повторение (1 ч.)
О чем мы узнали на занятиях « По моей малой Родине ».
2. Наш край (7 ч.)
Ставрополье в древности. Как наш край стал частью России. Как наш край стал Ставропольским. Города Ставропольского края. Сельские административные округа Ставропольского края. Чем удивителен Ставропольский край? Что дает край стране.
Практические работы.
Работа с контурной картой «Города и села Ставропольского края». Знакомство с символикой. Составление схемы «Что дает край стране».
3. Подземные сокровища (6 ч.)
Подземные сокровища. Полезные ископаемые и их исследователи. Основные свойства полезных ископаемых края. Как добываются и используются полезные ископаемые. Памятники природы Ставропольского края.
Практические работы.
Работа с контурной картой «Полезные ископаемые». Рассматривание образцов полезных ископаемых. Исследование свойств полезных ископаемых края.
4. Мир растений и животных (18 ч.)
Растения в посёлке. Зеленые синоптики. Растения – друзья и враги. Растения - хищники. Мир грибов. Мир лишайников. Самые древние травы наших лесов. Красная книга растений Ставропольского края.
Разнообразие животного мира Ставропольского края. Видовой состав рыб, птиц Ставропольского края. Животные в посёлке и за его окрестностями. Охрана природы. Красная книга животных Ставропольского края. Заповедники Ставропольского края.
Практические работы.
Работа с контурной картой «Заповедники Ставропольского края». Изготовление атласа «Растительный и животный мир Ставропольского края». Фотоальбом «Растения школьного двора».
5. Экология (4 ч.)
Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Практические работы.
Составление схемы «Загрязнение окружающей среды». Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве».
6. Повторение (1 ч.)
Подведение итогов (викторина).
- класс
1. Повторение (1 ч.)
Из истории исследования родного края.
2. История родного посёлка (34 ч.)
Заселение Юга России. Первооткрыватели. Черное золото и золотой сноп. Механизаторский труд – самый трудный в России. Первая мировая война – приток населения.
Революция 1917 года. Гражданская война. Восстановление Советской власти.
С верой в светлое будущее. Посёлок нуждается в рабочей силе. Архитектурное наследие Ставрополья.
Во время Великой Отечественной войны. Династии посёлка. Труд в моей семье. Послевоенные годы.
Новейшая история посёлка, округа, края. Архитектура посёлка. Памятники Улицы, названные в честь великих людей или событий.
Люди, прославившие посёлок. Будущее посёлка. Памятные места нашего посёлка.
Практические работы.
Знакомство с планом посёлка. Создание буклета для туристов о посёлке, округе. Создание фотоальбома «Мой посёлок».
3. Повторение (2 ч.)
Подведение итогов (викторина).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | ||
Вводное занятие (1 ч.) | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 ч | |||
Посёлок, в котором мы живем (13 ч.) | |||||
2 | Мы – ставропольчане. Ставропольский край на карте Родины. | 1 ч | |||
3 | Положение посёлка на карте Ставропольского края. | 1 ч | |||
4 | История возникновения посёлка. | 1 ч | |||
5 | Легенды и сказания. | 1 ч | |||
6 | Герб Предгорного округа | 1 ч | |||
7 | Достопримечательности посёлка. | 1 ч | |||
8 | Зоны отдыха. | 1 ч | |||
9 | Любимое место твоей семьи в посёлке. | 1 ч | |||
10 | На какой улице находится наша школа и что знаешь о ее названии. | 1 ч | |||
11 | Улицы посёлка. Экскурсия по посёлку. | 1 ч | |||
12 | Люди, которыми гордится наш посёлок, округ. | 1 ч | |||
13 | Транспорт. | 1 ч | |||
14 | Средства массовой информации. | 1 ч | |||
Прошлое, настоящее и будущее школы (5 ч.) | |||||
15 | История школы. | 1 ч | |||
16 | Школа во время Великой Отечественной войны. | 1 ч | |||
17 | Учителя нашей школы. | 1 ч | |||
18 | Школа в наше время. | 1 ч | |||
19 | Мой путь от дома до школы. | 1 ч | |||
Времена года (16 ч.) | |||||
20 | Осень пришла. | 1 ч | |||
21 | Растения и животные осенью. Труд людей осенью. | 1 ч | |||
22 | Осенний календарь природы. | 1 ч | |||
23 | Идет зима. | 1 ч | |||
24 | Растения и животные зимой. | 1 ч | |||
25 | Труд людей зимой. | 1 ч | |||
26 | Зимний календарь природы. | 1 ч | |||
27 | Здравствуй, весна! | 1 ч | |||
28 | Растения и животные весной. | 1 ч | |||
29 | Труд людей весной. | 1 ч | |||
30 | Весенний календарь природы. | 1 ч | |||
31 | Лето наступило. | 1 ч | |||
32 | Растения и животные летом. | 1 ч | |||
33 | Труд людей летом. | 1 ч | |||
34 | Летний календарь природы. | 1 ч | |||
35 | Охрана природы. | 1 ч | |||
Повторение (1 ч.) | |||||
36 | Итоговое занятие. | 1 ч |
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Повторение (1 ч.) | |||
1 | Вводное занятие. | 1 ч | |
География Ставропольского края (9 ч.) | |||
2 | Карта Ставропольского края. | 1 ч | |
3 | Рельеф. Горы и равнины Ставропольского края. | 1 ч | |
4 | Климат и погода. | 1 ч | |
5 | Народные приметы погоды. | 1 ч | |
6 | Внутренние воды родного края. | 1 ч | |
7 | Реки. Озера. Закрепление. | 1 ч | |
8 | Забота о чистой воде и воздухе. | 1 ч | |
9 | Природные зоны на карте Ставропольского края. | 1 ч | |
Мир растений и животных (12 ч.) | |||
10 | Самое интересное о природе Ставропольского края. | 1 ч | |
11 | Растения и животные лесов. | 1 ч | |
12 | Представители лесов на территории Ставропольского края. | 1 ч | |
13 | Степная зона Ставропольского края. | 1 ч | |
14 | Растения и животные гор. | 1 ч | |
15 | Растения и животные пресных водоемов. | 1 ч | |
16 | Растения и животные степей. | 1 ч | |
17 | Растения и животные полей. | 1 ч | |
18 | Растения и животные садов. | 1 ч | |
19 20 | Зеленая аптека Ставропольского края. | 2 ч | |
21 | Охрана животного мира. | 1 ч | |
Современный посёлок, округ, край (10 ч.) | |||
22 | История развития Ставропольского края. | 1 ч | |
23 | Население. | 1 ч | |
24 | Здравоохранение. | 1 ч | |
25 | Развитие образования. | 1 ч | |
26 | Промышленные предприятия. | 1 ч | |
27 | Развитие сельского хозяйства. | 1 ч | |
28 | Занятость населения в нашем посёлке. | 1 ч | |
29 | Профессии в моей семье. | 1 ч | |
30 31 | Наши семейные традиции и обычаи. | 2 ч | |
32 | Традиции нашего посёлка. | 1 ч | |
Народы нашего края (3 ч.) | |||
33 34 | Народы нашего края. | 2 ч | |
35 | Коренные народы Юга России. | 1 ч | |
Повторение (2ч.) | |||
36 | Викторина «Мы - ставропольчане». | ||
37 | Итоговое занятие. |
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Повторение (1 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 ч | ||
Наш край (7 ч.) | ||||
2 | Ставрополье в древности. | 1 ч | ||
3 | Как наш край стал частью России. | 1 ч | ||
4 | Как наш край стал Ставропольским. | 1 ч | ||
5 | История посёлка. | 1 ч | ||
6 | Города и сельские административные округа Ставропольского края. | 1 ч | ||
7 | Чем удивителен Ставропольский край? | 1 ч | ||
8 | Что дает Ставропольский край стране. | 1 ч | ||
Подземные сокровища (6 ч.) | ||||
9 | Подземные сокровища. | 1 ч | ||
10 | Полезные ископаемые и их исследователи. | 1 ч | ||
11 | Основные свойства полезных ископаемых края. | 1 ч | ||
12 | Как добываются и используются полезные ископаемые. | 1 ч | ||
13 14 | Памятники природы Ставропольского края. | 2 ч | ||
Мир растений и животных (18 ч.) | ||||
15 | Растения Ставропольского края. | 1 ч | ||
16 | Леса, горы и степи. | 1 ч | ||
17 | Зеленые синоптики. | 1 ч | ||
18 | Растения – друзья и враги. | 1 ч | ||
19 | Растения хищники. | 1 ч | ||
20 | Мир грибов. | 1 ч | ||
21 | Мир лишайников. | 1 ч | ||
22 | Самые древние травы наших лесов. | 1 ч | ||
23 24 | Красная книга растений Ставропольского края. | 2 ч | ||
25 | Разнообразие животного мира Ставропольского края. | 1 ч | ||
26 | Видовой состав рыб Ставропольского края. | 1 ч | ||
27 | Видовой состав птиц Ставропольского края. | 1 ч | ||
28 | Видовой состав Ставропольского края. | 1 ч | ||
29 | Животные в селе и за его окрестностями. | 1 ч | ||
30 | Охрана природы. | 1 ч | ||
31 | Красная книга животных Ставропольского края. | 1 ч | ||
32 | Заповедники | 1 ч | ||
Экология края (4 ч.) | ||||
33 | Загрязнение окружающей среды. | 1 ч | ||
34 | Почему природа в опасности. | 1 ч | ||
35 36 | Забота о чистом воздухе, воде, почве. | 2 ч | ||
Повторение (1 ч.) | ||||
37 | Итоговое занятие. | 1 ч |
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Повторение (1 ч.) | |||
1 | Вводное занятие. Из истории исследования родного края. | 1 ч | |
История родного посёлка (34 ч.) | |||
2 | Заселение Юга России. | 1 ч | |
3 | Черное золото и золото снопа. | 1 ч | |
4 | Первооткрыватели. | 1 ч | |
5 6 | История образования округа и посёлка. | 2 ч | |
7 | Сегодняшние дни. | 1 ч | |
8 | Труд механизатора – самый трудный в России. | 1 ч | |
9 | Первая мировая война – приток населения. | 1 ч | |
10 | Революция 1917 года. | 1 ч | |
11 | Гражданская война. | 1 ч | |
12 | Восстановление Советской власти. | 1 ч | |
13 | Труженики тыла. | 1 ч | |
14 | С верой в светлое будущее. | 1 ч | |
15 16 | На кого хочется быть похожим. | 2 ч | |
17 | Архитектурное наследие посёлка и округа. | 1 ч | |
18 | Во время Великой Отечественной войны. | 1 ч | |
19 | Экскурсия в музей. | 1 ч | |
20 | Восстановление предприятий. | 1 ч | |
21 | Кем гордиться, на кого равняться. | 1 ч | |
22 | Династии посёлка. | 1 ч | |
23 | Труд в моей семье. | 1 ч | |
24 | Послевоенные годы. | 1 ч | |
25 | Улицы в честь односельчан. | 1 ч | |
26 | Моя малая родина. | 1 ч | |
27 | Новейшая история села, района. | 1 ч | |
28 | Архитектура села. | 1 ч | |
29 | Памятники архитектуры. | 1 ч | |
30 | Тайны имен земли Ставропольской. | 1 ч | |
31 | Улицы, названные в честь великих людей или событий. | 1 ч | |
32 | Памятные места нашего села. | 1 ч | |
33 | Люди, прославившие село, район. | 1 ч | |
34 | Урок-диспут «Что бы я сделал для села и района , если бы был губернатором». | 1 ч | |
35 | Сочинение «Город будущего». | 1 ч | |
Повторение (2 ч.) | |||
36 | Викторина «Село, в котором я живу». | 1 ч | |
37 | Итоговое занятие “Я живу на Ставрополье” | 1 ч |
Литература:
- Богачева И.В. Мое отечество — Россия! М. 2005. 232с.
- Беликов Г.А. Врата Кавказа. Ставрополь. 1997. 350с.
- Бичерев А.П. Малоизученные птицы Северного Кавказа. Ставрополь. 1989
- Гаазов В.А. Путешествие по ожерелью Северного Кавказа. С. 2004. 263с.
- Госданкер В.В., Остапенко В.Г. Памятники истории и культуры Ставрополья. С. 1993.
- Гниловский В.Г. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство. 1974. 350с.
- Динник Н.Я. Звери Кавказа. Ставрополь. 1914
- Дьяконова Н., Дьяконов Д. Родное Ставрополье. М. 2006.
- Кабузан В. Население Северного Кавказа в 18-19 веках. СПб., 1996. с 6,189,205.
- Кругов В.В. Ставропольеведение. Ставрополь. 2001
- П.Литвинова P.M. Казаки на Ставрополье. С. 2009. 220с.
- Литвинова P.M. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. сб.1. 2010. 398с.
- Литвинова P.M., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. сб.2. 2010. 398с.
- Шаповалов В.А. и др. Ставрополь — врата Кавказа: история, экономика, культура, политика. Ставрополь. 2002 341с.
- Хохлов А.Н. Материалы к Красной книге. М., ЦНИЛ. 1989
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. Академия. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Военное прошлое моей малой родины. Освобождению станицы Гундоровской посвящается.
В презентации представлен материал, посвященный освобождению станицы Гундоровской от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно учащиеся нашей школы проводят уроки мужества у памятника погибшим воинам в...
Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушки, бабушке, к с любви к своему дому, к своей улице, на которой ты живешь, своей школе, к городу. В результате проектн...
Образовательное путешествие «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины)
Разработка «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины) (Образовательное путешествие) представляет собой внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Образовательное путешеств...
Урок окружающего мира по теме: "Символы РФ и моей малой родины"
Создать обучающимся условия для расширения знаний о своей стране: ввести в словарный запас детей предметные понятия: Росси...
Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"
Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....
Презентация к внеурочному занятию "История моей малой родины"
Приложение к внеурочному занятию "История моей малой родины"....
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...