Программа по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья. Мой край. Моё Отечество»
рабочая программа
Цель изучения курса: воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_1kl_moya_semya_20.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Моя семья. Мой край. Моё Отечество»
уровень реализации программы:
начальная школа
1 класс
Разработчики программы курса:
Ашурова Елена Васильевна
учитель-логопед,
Петухова Наталья Николавна,
учитель начальных классов
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Для обучающихся начальных классов понятие Родина ассоциируется с семьей, школой, c городом, в котором они живут. Необходимо формирование и развитие патриотизма, интереса к истории и культуре русского народа, чувства любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории наиболее органично осуществляется через судьбу собственной семьи, личного отношения к происходящему и настоящему.
Цель изучения курса: воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Задачи программы курса:
-воспитание духовно, нравственной и физически здоровой личности на основе исторических традиций России, родного края, семейных ценностей;
- воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
-расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной воины через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
- совершенствовать формы краеведческой работы с детьми.
Особенности реализации программы курса
Программа имеет духовно-нравственное направление, срок реализации - 1 год, класс – 1 .
Количество занятий – 34 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания программы: ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания; ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни; ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе; ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена семьи и общества; ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Для реализации программы широко используются местные ресурсы: библиотеки, краеведческий музей, Интеллектуальный центр, другие культурные учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Форма освоения содержания учебного предмета - очная. Допускается интеграция очного обучения и обучения с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий в случаях отсутствия обучающихся на учебных занятиях, определенных Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Школа № 2». Реализация программы с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий осуществляется с использованием электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися содержания программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся: платформы для вебинаров (Zoom, Skype и др.); совокупность информационно-телекоммуникационных технологий, технологических средств обучения.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- формирование устойчивого познавательного интереса к истории России, истории республики, её культуре через изучение истории своей семьи
- самоопределяться в жизненных ценностях: объяснять, что связывает тебя с близкими и родными людьми, с семейной историей, культурой;
- осознавать себя членом семьи, проявлять интерес к её традициям, обычаям и желание участвовать в её делах;
- формировать творческий подход, устойчивый интерес к истории своей семьи, уважительное и доброжелательное уважение к людям.
- формировать мотивацию познанию;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формулировать и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
- совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работать по составленному плану,
- оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
- объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);
- осознавать познавательную задачу;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете); работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
Коммуникативные УУД:
- формировать уважительное отношение к мнению других; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- работать в паре, в группе;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
- осмысление понятий, связанных с темой «Семья», «Родина», «Край», «Отечество» осознание своей роли в семье;
- совершенствование представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
- приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства; формирование системы краеведческих знаний.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. «Моя школа» -5ч.
Цель: изучить традиции, символы, правила школы.
Традиции школы. Символика школы. Экскурсия по школе.
Правила поведения и обязанности школьника. Режим дня школьника.
Экскурсия. Посещение городского музея.
Уважительное отношение друг к другу. Учимся быть вежливыми.
Практическое занятие. Учимся быть вежливыми в школе.
Раздел 2. «Моя семья» - 8 ч.
Цель: раскрыть детям понятие «семья» и «мир», «поколение», «потомки», «предки», показать красоту и многообразие окружающего мира, раскрыть понятие «семья» и «семейные ценности»; изучить историю имени и достижения семьи.
Что я знаю о своей семье.
Моя родословная (фамильное древо).
Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Пишем историю своей семьи.
Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии.
Мой дом — моя крепость. Герб моей семьи.
Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом.
Семейные праздники. Любимые блюда в моей семье. Проект «Традиции праздников в моей семье» (рисунки, фотографии, мини-сочинения, по итогам – выпуск классной газеты). Увлечения моей семьи. Традиции творчества в семье (вязание, вышивка, плетение). Книги в моей семье. Семейная библиотека. Читательские традиции семьи. Любимые книги моего детства.
Трудовая слава моей семьи. Трудовые награды моей семьи. Мои предки в труде и в бою.
Раздел 3. «Я и мой край» - 7ч.
Цель: изучение истории и природы родного города, края;
знакомство с традициями, обычаями народов нашего края; воспитание бережного отношения к природе родного края; воспитывать в учащихся чувство милосердия ко всему живому, уважение к окружающим людям.
РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос.
Богатство и красота природы края.
Животные и растения края.
Мир человека и мир природы - их единство.
Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека.
Достопримечательности края.
Люди и их занятия.
Раздел 4. «Я – защитник, я – гражданин России» - 7 ч.
Цель: воспитание нравственных качеств, культуры поведения у детей на примере людей, которые сыграли важную роль в истории России; знакомство с историческими памятниками и местами нашей Родины, праздниками, символами и др.
Мой папа – защитник. Мой папа – солдат (подготовить рассказ о своём папе или дедушке, показать солдатские альбомы).Конкурс рисунков «Мой папа и дед служили в армии». Изготовление открыток ко Дню защитников Отечества. Конкурс, эстафета «А ну-ка, мальчики, а ну-ка – папы» (семейный праздник).
Моя родина – Россия. Москва – столица России.
Государственные символы современной России. Символика в истории России.
Государственные праздники России.
Путешествие по карте России. Города России.
Раздел 3. «Я изучаю историю великих битв и сражений» - 4 ч.
Цель: воспитание уважения к культурному и историческому наследию России, к традициям своего народа.
Великая Отечественная война. День Победы. Рассказ о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны.
«Это страшное слово - война»
«В моей семье война сыграла трагическую роль» (рассказы учащихся). Проект «Книга памяти».
Подготовка к конкурсу стихов о войне.
Конкурс рисунков.
Раздел 7. «Памяти павших – будьте достойны!» - 3 ч.
Цель: воспитывать чувство уважения к ветеранам и павшим в годы ВОВ.
Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках.
Встречи с участниками ВОВ, боевых действий.
Конкурс стихов, рисунков на асфальте, посвященных Дню Победы.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
«Моя школа» (5 ч) | ||
1 | Вводное занятие. Традиции школы. Символика школы. Экскурсия по школе. | 1 |
2 | Правила поведения и обязанности школьника. Режим дня школьника. | 1 |
3 | Экскурсия. Посещение школьной библиотеки. | 1 |
4 | Уважительное отношение друг к другу. Учимся быть вежливыми. | 1 |
5 | Практическое занятие. Учимся быть вежливыми в школе. | 1 |
«Моя семья» (8 ч) | ||
1 | Моя родословная (фамильное древо). | 1 |
2 | Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Пишем историю своей семьи. | 1 |
3 | Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии. | 1 |
4 | Мой дом — моя крепость. Герб моей семьи. Семья и традиции. Знакомство с понятием «досуг», «традиции». История возникновения игрушки на Руси. Какое значение выполняли игрушки в прежние времена. Семейные обязанности. Мои обязанности в семье. | 1 |
5 | Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом. Проект «Любимая игрушка моего детства». Проект «Любимая игрушка в детстве моих родителей, бабушек и дедушек). | 1 |
6 | Семейные праздники. Любимые блюда в моей семье. Проект «Традиции праздников в моей семье» (рисунки, фотографии, мини-сочинения, по итогам – выпуск классной газеты). Увлечения моей семьи. Традиции творчества в семье (вязание, вышивка, плетение). Книги в моей семье. Семейная библиотека. Читательские традиции семьи. Любимые книги моего детства. | 1 |
7 - 8 | Трудовая слава моей семьи. Трудовые награды моей семьи. Мои предки в труде и в бою. | 2 |
«Я и мой край» (7 ч) | ||
1 | РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос. | 1 |
2 | Богатство и красота природы края. | 1 |
3 | Животные и растения края. | 1 |
4 | Мир человека и мир природы - их единство. ЛЕС. Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья и древо жизни человека. РЕКА. О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. Течение реки и ход времени. | 1 |
5 | Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека. | 1 |
6 - 7 | Достопримечательности края. Люди и их занятия. | 2 |
«Я – защитник, я – гражданин России» (7 ч) | ||
1 | Мой папа – защитник. Мой папа – солдат (подготовить рассказ о своём папе или дедушке, показать солдатские альбомы) | 1 |
2 | Конкурс рисунков «Мой папа и дед служили в армии». Изготовление открыток к Дню защитников Отечества. | 1 |
3 | Конкурс, эстафета «А ну-ка, мальчики, а ну-ка – папы» (семейный праздник). | 1 |
4 | Моя родина – Россия. Москва – столица России. | 1 |
5 | Государственные символы современной России. Символика в истории России. | 1 |
6 | Государственные праздники России. | 1 |
7 | Путешествие по карте России. Города России. | 1 |
«Я изучаю историю великих битв и сражений» (4 ч) | ||
1 | «Это страшное слово - война» | 1 |
2 | В моей семье война сыграла трагическую роль (рассказы учащихся). Проект «Книга памяти». | 1 |
3 | Подготовка к конкурсу стихов о войне. | 1 |
4 | Конкурс рисунков. | 1 |
«Памяти павших – будьте достойны» (3 ч) | ||
1 | Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. | 1 |
2 | Встречи с участниками ВОВ, боевых действий. | 1 |
3 | Конкурс стихов, рисунков на асфальте, посвященных Дню Победы. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования направлена на приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической...
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...