Статья "Создание благоприятной атмосферы и организация коммуникации между учащимися посредством интерактивного взаимодействия"
статья
Коррекционная педагогика
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание благоприятной атмосферы и организация коммуникации между учащимися посредством интерактивного взаимодействия
Широко используемые в последнее время в теории практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу.
Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм – направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж.Г. Мида.
Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития. (С. Кашлев).
Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса. Ведущими инструментами интерактивного взаимодействия являются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др. Дадим им более подробную характеристику.
Полилог - «многоголосие», в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия; осуществляется право каждого участника педагогического процесса на свою индивидуальную точку зрения, на готовность и возможность высказать ее, на свой смысл (осознание, понимание) по обсуждаемой проблеме; возможность существования любой точки зрения, любого смысла; отказ от абсолютных истин.
Диалог - восприятие участниками педагогического взаимодействия друг друга как равных партнеров; умение слушать и слышать друг друга; утверждение чужого «Я» независимо от взглядов, характера; помощь педагога воспитаннику в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя, реализовать свой потенциал по своей модели, своему плану; сотрудничество педагога и учащегося; восприятие партнера по педагогическому взаимодействию субъектом деятельности; потребность и способность к рефлексии своей деятельности, взаимодействия.
Мыследеятельность – организация мыслительной деятельности участников педагогического процесса; не усвоение учащимися готовых истин, а самостоятельное решение проблем через осуществление системы мыслительных операций; проблемное обучение; самостоятельное выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (в частности, индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического процесса.
Смыслотворчество - процесс осознанного создания (творения) субъектами педагогического взаимодействия нового содержания значения предметов и явлений окружающей действительности; выражение индивидуального отношения к явлениям действительности; рефлексия с позиций своей индивидуальности; понимание каждым участником педагогического процесса, смысла изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации, предмета; обмен индивидуальными смыслами между участниками педагогического взаимодействия; обогащение индивидуального смысла за счет обмена, соотношения с другими смыслами; содержание педагогического процесса становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников.
Межсубъектные отношения - участники педагогического взаимодействия (педагог и учащийся) являются субъектами педагогического процесса, т.е. его полноправными участниками, самостоятельными, творческими, активными, ответственными; субъектность учащегося во многом определяется субъектной позицией педагога; каждый участник педагогического процесса создает условия для своего развития.
Свобода выбора – сознательное регулирование и активизация участниками педагогического процесса своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию; возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; возможность участников педагогического процесса действовать самостоятельно и взаимодействовать; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.
Ситуация успеха - целенаправленное создание комплекса внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций участниками педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и педагога; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества.
Позитивность, оптимистичность оценивания – отсутствие в педагогическом взаимодействии отрицательных и полярных оценок; готовность педагога при характеристике деятельности учащихся, педагогического взаимодействия подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость результата, достижения личности; стремление отметить позитивное изменение состояния (развития) учащегося; право учащегося на самооценку, оценку деятельности педагога, педагогического взаимодействия; способность педагога возвысить (но никак не унизить) достоинство учащегося; опора в оценке деятельности на положительное; создание ситуации успеха в деятельности через оценку; преобладание положительных эмоций у педагога в процедуре оценивания; недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого.
Рефлексия - самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия; потребность и готовность учащихся и педагога зафиксировать изменения своего состояния и определить причины этого изменения; процедура фиксации субъектом педагогического взаимодействия своего развития и саморазвития в педагогическом процессе.
Все названные признаки интерактивного взаимодействия детерминируют друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу процесса развития субъектности педагога в профессиональном образовании, любого компонента этого процесса.
Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому взаимодействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения, смыслотворчество, рефлексия. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.
Классификация интерактивных методов обучения
Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:
- методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации;
- методы обмена деятельностями;
- методы мыследеятельности;
- методы смыслотворчества;
- методы рефлексивной деятельности;
- интегративные методы (интерактивные игры).
Дадим характеристику каждой группе методов.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации процессуальной основой является «коммуникативная атака», которая организуется педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто откуда».
Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм».
Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка». Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.
Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели».
Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу».
Интегративные методы (интерактивные игры) являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагогических методов. В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные игры, как «Давай, делай!» «Гостиница», «Икебана», «Школа», «Взаимодействие», «Полёт на воздушном шаре», «Социальная роль («Пожарник»)», «Аквариум».
Методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации
В процессе обучения важно применять различные виды приветствия, лучше всего – в игровой форме. Необходимо помнить, что их применение в различных ситуациях способствует созданию единого тона, настроя класса на определённый вид деятельности, вследствие чего происходят снятие душевного и физического напряжения, агрессии, установление психологически комфортной атмосферы для работы, восстановление и повышение жизненного тонуса у учащихся, создаётся воспитывающая обучающая среда.
Применение игровых приёмов приветствия поможет незаметному вступлению учащихся в субъект – субъектные отношения друг с другом и с учителем, будет способствовать развитию памяти, внимания, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей учеников.
Многие из предложенных игр стимулируют потребность в познании другого человека через познание себя. Общение в процессе приветствия помогает начать учебный день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло, которые так нужны для эффективного образовательного процесса. При проведении игр- приветствий важно соблюдать следующие основные установки:
- поделиться друг с другом хорошим настроением;
- стремиться быть искренним;
- учиться общаться невербально (например, взглядом);
- быть готовым принять, понять, поддержать другого человека.
Рассмотрим несколько примеров игровых приёмов приветствия.
Утреннее приветствие в стихах «Скажем «здравствуйте»
Проводится со всем классом одновременно, можно в парах. Учитель просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить;
Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем-нибудь).
Скажем «Здравствуйте» мы ртом.
Станет радостней кругом (все произносят хором «Здравствуйте»).
Можно вместо «ртом» произносить «кивком», тогда после слов все дружно кивают головой.
Игра – приветствие «Что в «здравствуйте» тебе моём»
Дети озвучивают пожелания для друзей на каждую букву слова «здравствуйте», которые можно подарить другому человеку.
Правила игры: не пропустить ни одной буквы, не повторить пожелания на одну и ту же букву, например:
З – здоровья, зрелости, задора, зоркости
Д – доброжелательности, добра, доверия
Р – радости, равновесия, решимости
А – активности, аккуратности, авторитета
В – внимания, великодушия, важности, веселья
С – смекалки, счастья, свободы, стремления
Т – творчества, таланта, трудолюбия, терпения
В – вежливости, верности, внимания, волшебства
У – уважения, уверенности, улыбок, успеха
И(й) – интереса, искренности, идей, изящества
Т – трудолюбия, таланта, терпения, творчества
Е – единства, естественности
Слова можно называть устно, разместив слово «здравствуйте» в строчку на доске, или записывать пожелания рядом с каждой буквой, расположив его на доске по вертикали.
Учащиеся могут получить домашнее задание:
- Подобрать слова – пожелания на каждую букву слова «здравствуйте».
- Используя подобранные слова, сочинить считалку, «кричалку», мини – стихотворение или сгруппировать эти слова в предложение.
«Рукопожатие через океан»
Перед началом игры участники объединяются в пары, смотрят в глаза друг другу, мысленно желают здоровья, повторяя при этом следующие действия и слова:
- обменяться рукопожатием всей ладонью со словами приветствия (слова приветствия дети выбирают сами);
- рукопожатие без участия большого пальца (убрав большой палец, сцепив 4 пальца правой руки) со словами: «Рад тебя видеть»;
- соприкасаясь друг с другом большими пальцами, говорят друг другу: «Вот мы и встретились!»:
- два пальца (указательный и средний) правой руки каждого участника «бегут» по левой руке соседа до его плеча. Затем похлопывают по плечу партнёра всей ладонью и при этом приговаривают: «Если надо будет, я тебе помогу!» или «Я буду рад тебе помочь».
Игра – приветствие «Пожелания весёлых пальчиков»
Заглянуть друг другу в глаза и, подняв руки на уровне груди, соприкоснуться ладонями обеих рук. Затем поочерёдно коснуться одноименных пальцев своего соседа, произнося на каждое прикосновение любое пожелание по очереди, начиная с большого пальца. Можно сопровождать следующими словами: желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха, большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуй! (прикосновение всей ладонью руки).
Эти слова и действия можно говорить одновременно или по очереди, повторив ещё раз, а в конце вместо приветствия пальцы рук можно переплести и произнести фразу «Удачи тебе».
Игра – приветствие «Улыбка»
Можно использовать перед любым уроком. Для игры учащиеся объединяются в пары произвольно, смотрят друг другу в глаза, мысленно желают здоровья соседу и поговаривают слова:
Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись мне,
А я – тебе.
После этих слов дети улыбаются друг другу, при желании – обнимаются. Затем все садятся на свои места или находят себе нового партнёра и действия повторяются. Продолжительность игры определяет учитель.
Игра – приветствие «Привет, сосед»
Учащиеся по команде учителя поворачиваются друг к другу лицом. Глядя в глаза соседу, произносят следующие слова:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Можно придумать сопровождение слов движениями рук.
Игра – приветствие «Печатная машинка»
Выбирается какая-нибудь фраза или коротенький текст для печатания, например: «Здравствуйте, ребята, как ваши дела?»
Выбор длины фразы зависит от подготовленности участников. Можно взять четверостишие, в котором есть слово «здравствуйте». Выбранную фразу можно записать на доске.
Учащимся раздаётся по букве алфавита или только те буквы, которые встретятся при печатании текста, и те знаки препинания, которые встретятся в тексте. Условия печатания придумывает учитель, например:
- согласные буквы – хлопнуть в ладоши;
- гласные – проговорить вслух;
- пробел между словами – всем встать;
- запятая – топнуть ногами;
- точка – хлопнуть ладонями по парте;
- восклицательный знак – ударить ладонями о колени;
- вопросительный знак – хлопнуть ладонями над головой.
Если кто-то из участников ошибся, то учитель или все хором произносят слово «Ам!», т.е. убирается ошибка, и хором произносится слово «Вжик!». В конце текста участники игры встают.
Игра – приветствие разными частями тела
Все участники двигаются по классу хаотично. По команде учителя дети соприкасаются различными частями тела – приветствуют друг друга рукопожатием, коленками, локтями, носками правой, левой ноги, лбами, плечами, спинами. Количество прикосновений друг к другу разными частями тела определяет учитель.
Метод «Прогноз погоды»
Рамочные условия реализации метода
- Оптимальное количество участников — до 30 человек.
- Необходимое оборудование: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: ось У — температура эмоционального состояния, душевного настроя; ось X — участники педагогического взаимодействия; 2-3 маркера (можно обойтись доской и мелом).
- Время реализации метода — 10-15 мин.
Алгоритм реализации метода
- Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник рассказывает о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т. е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? пасмурно или ясно? ветрено или тихо? есть ли осадки? какое время суток? какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие — определить температуру в интервале от 0 до +10 °С).
- Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листе бумаги (доске).
- После того как высказались все участники, педагог (он тоже описывает свое состояние, причем будет лучше, если он первым предложит свой рассказ, задав в нем определенный алгоритм повествования) соединяет все отметки температуры в график.
- Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свое отношение к нему.
- Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение, и построенный график подтверждает это.
Метод «Аллитерация имени»
Рамочные условия реализации метода
- Оптимальное количество участников — до 30 человек.
- Специального оборудования реализация метода не требует.
- Время реализации метода — 5-10 мин.
Алгоритм реализации метода
- Участники взаимодействия пространственно размещаются так, чтобы каждый видел всех.
- Педагог объясняет название метода и правила его реализации: «литера» в переводе с латинского — «буква», «ал» - переводится как «к, при»; таким образом, в нашей интерпретации «аллитерация» означает «при букве, к букве»; «аллитерация имени» — это дополнительная характеристика к имени участников взаимодействия на ту же букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельная).
- Каждому участнику предлагается в течение 1 мин придумать аллитерацию (дополнительную характеристику) своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала индивидуальность, особенности личности участника взаимодействия.
- После того как придуманы аллитерации имен, педагог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам — я Михаил мудрый!» — и передает эстафету (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка) следующему участнику.
- Следующий участник сначала представляет предыдущего, называя его аллитерацию имени, затем представляет себя.
- Последнему из участников необходимо назвать аллитерации имен всех участников взаимодействия и завершить это представление собой.
Метод «Имя и жест»
Рамочные условия реализаций метода
- Оптимальное количество участников — до 30 человек.
- Специального оборудования реализация метода не требует.
- Время реализации метода — до 10 мин.
Алгоритм реализации метода
- Участники пространственно размещаются так, чтобы хорошо видеть каждого.
- Педагог объясняет условия реализации метода: каждый участник представляет предыдущих участников и себя, называя их имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена.
- Поочередно каждые участник, называя свое имя, демонстрирует при этом какой-либо выразительный жест. Первым называет свое имя педагог, сопровождая его каким-либо жестом.
- Следующий участник сначала называет имя педагога и показывает его жест, а затем представляет свое имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому соответственно необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех участников взаимодействия.
Метод «Поменяйся местами»
Рамочные условия реализации метода
- Оптимальное количество участников — до 30 человек.
- Специального оборудования реализация метода не требует.
- Время реализации метода - до 5 мин.
Алгоритм реализации метода
- Все участники взаимодействия садятся в круг.
- Педагог объясняет, как реализуется метод: участники быстро меняются местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям. Оптимальное количество вопросов - 10 - 15.
Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто:
- уже проснулся;
- жаждет деятельности;
- пил на завтрак чай;
- пил на завтрак кофе;
- добирался до школы пешком;
- добирался до школы на общественном транспорте;
- у кого хорошее настроение;
- у кого есть что-то серое (черное) в одежде;
- у кого черная обувь;
- хотел бы узнать что-то новое;
- хочет общаться
3. Те участники, которые отвечают на вопрос положительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на какое-либо другое, освободившееся; если участники отвечают на вопрос отрицательно, они остаются на своих местах.
Метод «Заверши фразу»
Рамочные условия реализации метода
- Оптимальное количество участников — до 30 человек.
- Специального оборудования реализация метода не требует.
- Время реализации метода — до 5 мин.
Алгоритм реализации метода:
- Педагог объясняет условия реализации метода: необходимо оперативно завершить начатую фразу.
- Педагог начинает фразу (например, «Я пришел сюда...», «А еще хочу сказать...», «А знаете ли вы...», «Если бы я был директором школы ...») и предлагает учащимся без какой-либо подготовки закончить ее.
- Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.
- Итоги реализации метода подводит педагог, предлагая свой вариант завершения фразы. Можно предложить отрефлексировать результаты реализации метода кому-либо из учащихся.
Методология использования в педагогическом процессе интерактивных методов обучения основывается на деятельностном подходе к организации педагогического взаимодействия, личностном подходе к организации и осуществлению образовательного процесса. Интерактивная деятельность на учебных занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Если на занятиях любой формы используются интерактивные методы, то и сама форма занятий приобретает интерактивный характер, а место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
памятка для родителей о создании благоприятной атмосферы в семье
Что же такое благоприятная атмосфера в семье и как ее создать, для нормального,гармоничного развития личности ребенка?Надеюсь,эти небольшие,но очень полезные рекомендации помогут многим семьям в...
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения для повышения образовательных результатов учащихся.
Статья "Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения для повышения образовательных результатов учащихся" рассказывает о методах проекта. Работы могут быть индивидуа...
«Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня посредством театральных игр»
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная ...
Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка и создать благоприятную атмосферу в доме
Представленный материал - это подборка игр для родителей: Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка и создать благоприятную атмосферу в доме....
Создание благоприятной атмосферы и организация коммуникации между учащимися посредством интерактивного взаимодействия
Методология использования в педагогическом процессе интерактивных методов обучения основывается на деятельностном подходе к организации педагогического взаимодействия, личностном подходе к организации...
Организация интерактивного взаимодействия обучающихся в начальной школе
Для реализации целей и задач Госстандарта, который основывается на личностно- ориентированном обучении, компетентностном и деятельностном подходе, как нельзя л...