Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе продленного дня
статья (2 класс)

Наталья Александровна Истомина

Основным направлением деятельности ГПД является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №507 Московского района Санкт-Петербурга

Духовно-нравственное воспитание учащихся

в группе продленного дня

Работу выполнила:

Воспитатель ГПД

Истомина Наталья Александровна

Санкт-Петербург

2021 г.

Оглавление

1. Введение                                                        3 - 5 стр.

2. Основная часть                                               6 - 10 стр.

3. Выводы                                                          11 стр.

4. Рекомендации                                                12 - 13 стр.

5. Заключение                                                    14 стр.

6. Список использованной литературы               15 стр.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является группа продленного дня. Есть такая группа в нашей школе. Группа основана на базе специализированного спортивного класса по хоккею с шайбой. «Трус не играет в хоккей» — эти слова я теперь понимаю как никто другой, ведь работа моя связана с учебным воспитанием начинающих хоккеистов. Цель подобных спецклассов заключается в воспитании будущего поколения спортсменов, в помощи детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнении вакуума в реализации детских интересов. Основным направлением деятельности ГПД является духовно-нравственное воспитание. Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация духовно-нравственного воспитания осуществляется через клубный час «Милосердие». Вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества. Цель нашей работы: создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремление прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний и умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми. Данная цель предполагает решение следующих задач:

 -   дать почувствовать себя полноправным гражданином своей страны;

 -   способствовать воспитанию положительного отношения к школе, коллективной жизни;

 -  укреплять веру каждого воспитанника в свои силы и возможности;

 -  воспитывать любовь к родным местам, формировать чувства причастности к родному краю, чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к истории и культуре народа;

-  прививать любовь к окружающему миру;

 -   воспитывать сострадание и уважение к людям;

 -  научить детей на практике применять усвоенные знания;

 -  создание социального проекта «Добрые руки».

 Диалоговый принцип построения внеурочной деятельности, система заданий, обращение к социальному опыту детей помогают решать поставленные задачи и достигнуть поставленной цели. Понятное дело, что атмосфера на данной внеурочной деятельности должна быть доброжелательной, ибо затрагивает потайные, сокровенные уголки души ребенка. Формы работы: чтение сказок-былей, рассказов, бесед по темам, рисунков по темам, написание сочинений по теме, заучивание стихов и выступление перед родителями (поздравление), изготовление и размещение в городском парке кормушек для птиц.

 Цикл бесед «Уроки хороших манер»:

 -  Ты среди людей;

-   Правила общения в школе;

 -  Правила приветствия;

 -  Как воспитать волю и характер;

 -  Вежливый собеседник.

 Беседы сопровождаются презентациями, инсценированием, обыгрыванием жизненной ситуации. Одной из форм работы является чтение и обсуждение, которая называется «Уроки добра».

 Такая работа проходит по следующим темам:

 -   Тайна мирного домика (обсуждение и рисование);

 -  Чтение и обсуждение рассказов из книги «Добрые истории для малых ребят»;

-  Беседа о матери и бабушке;

 -  Беседы о животных;

 -  Дружба крепкая;

-  Вместе лучше;

 -  Дорогою добра.

Проведение уроков происходит с помощью тренингов и практикумов, позволяющих эффективно сочетать различные виды деятельности, для благоприятного эмоционального настроя в группе. Такие занятия направлены на сплочение детского коллектива. А это очень актуально, когда в группе одни мальчики. На одном из «Уроков добра» детям было предложено попробовать изобразить добро и зло в рисунках. Форма работы — групповая. Несколько мальчиков пожелали выполнить работу самостоятельно. Есть повод призадуматься. Писали сочинение «Кем быть, каким быть». В основном дети описывали свою будущую профессию. А вот каким человеком они себя видят? Пока не все еще могут внятно ответить на этот вопрос. Проводилась беседа-практикум «Тайна мирного домика». Ребята рассказывали, как они представляют этот домик, кто в нем живет. Что в этом домике можно, а что нельзя. Рисовали и составляли правила этого домика. А что это за домик? Это наш коллектив. Проводилась беседа-практикум с презентацией «О матери можно говорить бесконечно». Читали стихи и рассказывали о своих мамах. Как привить чувство благодарности своим родителям? Провела беседу о том, как родители стараются, воспитывая их. Дети захотели коллективно отблагодарить своих родителей и заодно поздравить с Новым годом. Было дано задание выучить стихи к Новому году. Был проведен «монтаж»-поздравление со словами благодарности своим родителям, бабушкам и дедушкам. Мероприятие получилось трогательным до слез. Социальный проект «Добрые руки» включает в себя беседу, изготовление кормушек (работа в парах), размещение кормушек в городском парке. Цель проекта: показать, что животным необходима помощь, особенно бездомным. Участие в данном проекте ведет к формированию активной жизненной позиции, способствует духовно-нравственному развитию личности на основе усвоения общечеловеческих норм и ценностей. По окончании проекта дети научились самостоятельно делать кормушки, узнавать новое, включаться в проект и составлять модель, контактировать с людьми, проводить кропотливую работу, верить в себя. Открыли в себе: способность решать возникающие трудности, достигать поставленные цели, желание узнать новое. Открыли в других: взаимопомощь со стороны друзей, самообладание и творческий подход, энтузиазм и большой запас терпения. Патриотическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. Но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Надо знать и изучать культурное наследие своего народа. Важную роль в этом деле играют школьный и краеведческий музеи. В нашей школе существует музей-центр патриотического воспитания. Мы с детьми неоднократно посещали и школьный и краеведческий музей. Краеведение выступает и как основа нравственно-патриотического воспитания, и как средство развития познавательно- креативных качеств личности. Каковы же ожидаемые результаты по духовно-нравственному развитию личности? Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может ограничиваться возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. В начальной школе важно заложить фундамент для развития положительных качеств личности. В нашем спецклассе дети занимаются жестким видом спорта — хоккеем. И здесь, как нигде, важно, чтобы дети не зачерствели душой. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, помогает усваивать нормы поведения в обществе.

 Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, ребенок, форма работы, духовно-нравственное развитие, краеведческий музей, мирный домик, начальное общее образование, патриотическое воспитание, социальный проект.

Список литературы:


1. Л. Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения.ACADEMIA АПК и ППРО. Москва. 2007.

2. М.А. Куйбышева. Реализация технологии деятельностного метода. ЦСДП. Москва. 2005.

3. Малышева, Н. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе продленного дня / Н. В. Малышева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 729-731.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»

СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...

"Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе продленного дня "

Вопросы воспитания нравственности являются самыми важными и для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества. Необходимо создать условия для формирования у...

Воспитание самостоятельности у учащихся в группе продленного дня, как средство формирования уверенной в себе личности.

Как с помощью самоподготовки в группе продленного дня у младших школьников формируется увернная в себе личность - моя статья об этом....

«Духовно – нравственное воспитание учащихся в группе продлённого дня»

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей орга...