РОДИЛСЯ НА СЛИЯНИИ ДВУХ РЕК Конспект занятия «История создания Омска»
план-конспект
Сибирь стала заселяться человеком позднее, чем другие части нашей страны. Ученые-археологи пока не могут назвать точное время появления здесь первых жителей. Это произошло несколько тысяч лет назад. Остатки стоянок первобытных людей были обнаружены на территории Омска и Омской области. Главным образом люди селились по берегам рек и озер. Главным занятием было рыболовство и охота. К концу 2 тысячелетия до нашей эры в Прииртышье с юга пришли степные скотоводческие племена. Позднее с севера продвинулись племена древних хантов, родственные прежнему населению Прииртышья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodilsya_na_sliyanii_dvuh_rek_konspekt_zanyatiya.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИЛСЯ НА СЛИЯНИИ ДВУХ РЕК Конспект занятия
«История создания Омска»
Что такое Родина? (Место, где человек родился)
Как называется наша Родина? Посмотрите на карту. Посмотрите, какая большая наша страна!
А что мы называем малой Родиной? Что для нас с вами является малой Родиной?
Сегодня мы поговорим об Омске. Что вы знаете о нем? Что можете о нем рассказать?
В нашем городе много достопримечательностей.
Какие вы можете назвать? Где вы бывали вместе с родителями? В какие интересных местах города мы побывали всем классом?
Где бы еще хотели побывать?
А сегодня мы с вами немножко подробнее познакомимся с историй нашего замечательного города. Что вы знаете об этом? Когда город был основан? Кем? Кто были его первые жители? Почему его построили на этом месте?
Сибирь стала заселяться человеком позднее, чем другие части нашей страны. Ученые-археологи пока не могут назвать точное время появления здесь первых жителей. Это произошло несколько тысяч лет назад. Остатки стоянок первобытных людей были обнаружены на территории Омска и Омской области. Главным образом люди селились по берегам рек и озер. Главным занятием было рыболовство и охота. К концу 2 тысячелетия до нашей эры в Прииртышье с юга пришли степные скотоводческие племена. Позднее с севера продвинулись племена древних хантов, родственные прежнему населению Прииртышья. В конце 1, начале 2-го тысячелетия в лесостепные районы Прииртышья проникали тюркские племена. Западная Сибирь была включена в состав Монгольского государства. И постепенно в Западной Сибири начала складываться новая народность, получившая название сибирских татар. Так, территория Омской области целиком была заселена татарами, только в некоторых северных районах сохранилось хантыйское население. В 15 веке эта территория вошла в состав Сибирского ханства. Во главе государства стоял хан. Кочевые племена часто воевали между собой. И вот в середине 14в сибирские ханы попросили поддержки у русского царя Ивана 4, чтобы присоединил к себе Сибирскую землю и защитил он набегов других племен. Но военной поддержки они не получили, и в 60-х годах узбекский правитель Кучум захватил власть в Сибирском ханстве.
В 1581 году большой казачий отряд во главе с Ермаком отправился на Восток. Сначала им пришлось преодолеть Уральские горы. Затем спускаться вниз по рекам, по пути борясь с татарскими отрядами. Так, по преданию, по приказу Кучума река Тобол в узком месте была перегорожена железной цепью, а поблизости расположилась засада. Но Ермак узнал об этом. В лодки (струги) были посажены чучела, одетые в казачью одежду, а сам Ермак с главными силами сошел на берег и неожиданно обрушился с тыла на врагов. В результате Ермаку удалось дойти до столицы Сибирского ханства – города Кышлык – и захватить его.
Сибирское ханство рухнуло. Огромная территория вошла в состав Русского государства. Но Кучум не сдавался. И в 1585 году отряд Ермака попал в засаду и Ермак погиб. Узнав об этом, казаки покинули Кашлык и вернулись на Русь. Но эти события уже не могли остановить продвижения русских людей в Сибирь.В конце 16 века были основаны первые русские города в Сибири: Тюмень, Тобольск, Тара, Томск.
В 1713 году сибирский губернатор князь Гагарин сообщил царю ПетруI, что недалеко от города Яркенда есть золотой песок. Это послужило поводом для организации экспедиции, во главе которой ПетрI поставил подполковника Ивана Дмитриевича Бухольца. Перед ним была поставлена задача не только отыскать золото, но и построить крепость на Ямышевском озере, а также выяснить возможности развития русской торговли в этом районе. С небольшой командой офицеров и солдат Бухольц приехал из Петербурга в Тобольск, где и началась подготовка к экспедиции. Кроме солдат включили в отряд кузнецов, лесников, плотников и других специалистов.
Снаряжение экспедиции велось очень медленно, с большими трудностями. И наконец, участники экспедиции погрузились в 57 деревянных лодок и двинулись из города Тобольска вниз по Иртышу. В городе Тара их поджидали лошади. Люди оседлали коней и тронулись вдоль реки, охраняя караван судов с продовольствием, оружием и другими грузами.
А в это время на сибирской земле жили джунгары – воинственные племена монголов, которые считали эту землю своей и охраняли ее. Они нападали на русские селения и грабили торговые караваны, угоняли скот, забирали пленников. Глубокой осенью, когда отряд Бухгольца уже приближался к Ямышевскому озеру, на реке встал лед. Экспедиция не могла двигаться дальше, но и не было возможности возвратиться назад. Участники похода решили построить оборонительные сооружения и землянки (углубления в земле, вырытые для жилья) на берегу реки, в которых и собирались перезимовать. Но из чего можно было построить эти землянки? Из лодок. Поскольку леса рядом не было, они разобрали часть лодок на доски и построили оборонительные сооружения. Но не успели еще достроить свою крепость эти мужественные люди, как джунгары напали на них. И бился Бухгольц со своим отрядом 12 часов, но крепость отстоял. Джунгары осадили ее, и четыре месяца длилась осада. Начался голод, тяжелые болезни. За зиму погибло очень много народа. И как только на Иртыше закончился ледоход, оставшиеся в живых, те немногие участники экспедиции, разрушили крепостные сооружения и стали возвращаться назад. Они знали, что последует наказание царя за то, что они не выполнили приказ и не привезли золото, поэтому они дошли до устья реки Оми и остановились. Это было летом 1716 года. Эти героические люди построили здесь деревянную крепость, на месте которой и вырос наш родной и любимый город.
А почему его назвали Омск? (от названия реки Омь). Вот с этой-то крепости и начинается Омск (показ плаката с макетом крепости). Строили новую крепость быстро, и к осени она была готова.
Но вскоре она начала разрушаться, и поэтому сразу же встал вопрос о строительстве новой крепости. Крепость была перестроена, имела вид неправильного пятиугольника. Ее окружал сухой ров и земляной вал. Крепость была сооружена из березового леса и надежно укреплена пушками. Центром крепости являлась площадь плац-парадов, вокруг которой строились другие постройки.
Крепость имела 4 ворот: Омские — со стороны Омской слободы, Тарские — с северной стороны, Тобольские и Иртышские — со стороны Иртыша. Они не очень отличались друг от друга по архитектуре. Сначала они были деревянные, затем ворота были заменены кирпичными. Их вырабатывали в кирпичных сараях, построенных на левом берегу Иртыша. В настоящее время из 4-х ворот крепости сохранились лишь Тобольские. Недавно заново восстановлены Тарские ворота и в 2010 году началось восстановление Омских и Иртышских ворот.
М. Бородина «На тихом бреге»:
Теперь ты стал неузнаваем –
Гигант на древнем Иртыше.
Ты со своим огромным краем
Давно прославился уже.
Давно ли был ты деревянный,
Одноэтажный, земляной?
Зимою путь был только санный,
А транспорт только гужевой.
А ныне – небоскребы встали,
Дворцы, заводы и мосты,
Поток машин на магистрали,
Грохочет лайнер с высоты.
И всюду времени приметы –
Вот новый мост вступает в строй,
А завтра вскинет парапеты
Через Иртыш и метрострой…
Горит над корпусами утро,
Спешит к станкам рабочий люд.
Спокойно, слаженно и мудро
Вершится ежедневный труд.
А теперь давайте проверим, на сколько хорошо вы знаете свой родной город! (Далее учитель проводит по рядам или по командам небольшую викторину)
Конкурс «Знатоки истории»
- Кто был предводителем отряда казаков-покорителей Сибири? (Ермак)
- По приказу какого царя они отправились в поход? (Ивана Грозного)
- С кем приходилось бороться в пути? (татарскими отрядами)
- Кто является основателем города Омска? (И. Д. Бухольц)
- В какой году основан Омск? (в 1716)
- Почему так назван? (по названию реки Оми)
- Какой город с Омской области является самым старым? (Тара)
Конкурс «Выбери правильный ответ»
- Где берет начало Иртыш? (в Китае, в Казахстане, в России)
- Как переводится слово «Омь»? (бурная, прозрачная, тихая)
- Назовите самый старый омский театр. (музыкальный, драматический, театр кукол)
- Как называется место в Омске, где гнездятся 35 видов птиц? (птичник, птичий базар, птичья гавань)
Конкурс «Любители кино» (отгадать название кинотеатра)
- Кинотеатр, который носит имя известного русского поэта (Маяковский)
- Кинотеатр, носящий имя древнего города (Вавилон)
- Название кинотеатра обозначает огромный участок суши, окруженный водой (Континент)
- Название кинотеатра обозначает красивое природное тело, имеющее много граней (Кристалл)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «История о том, как матрешки потеряли свои одежки»
Конспект организованной совместной деятельности педагога с детьми по изобразительной деятельности младшей группе «История о том, как матрешки потеряли свои одежки», по экспериментальн...
Конспект занятия "История моего села"
Это занятие даёт возможность познакомить детей с историческим прошлым и достопримечательностями села Фоминки. Создать условия для формирования чувства гордости за своё село и уважения к ис...
Конспект занятия "История одного дома: Чесменский путевой дворец"
Конспект занятия и презентация к занятию...
Конспект занятия "История русского флота"
Внеклассное занятие в ГПД...
Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова.
Открытый урок учителя начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувиловой Татьяны Анатольевны (16.03.2017). 1. Тема урока: Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова....
Конспект занятия «История денег"
Конспект занятия «История денег»...
Конспект занятия " История часов"
Познакомить детей с историей возникновения часов...