Педагогический проект "Берёзка - символ Родины моей"
проект (3 класс)

Долгополова Раиса Григорьевна

Воспитание любви к родной природе - одно из важнейших направлений патриотического воспитания.  Педагогический проект   «Берёзка – символ Родины моей».  Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышу?  Исходя из многолетнего  опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ:  учащимся начальных классов  доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Воспитание любви к родной природе - одно из важнейших направлений патриотического воспитания.  Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_beryoza_-_simvol_rodiny_moey.docx164.36 КБ

Предварительный просмотр:

Долгополова Раиса Григорьевна

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

город Каменск – Уральский

 Свердловской области

Воспитание любви к родной природе - одно из важнейших направлений патриотического воспитания.

Педагогический проект   «Берёзка – символ Родины моей».

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,  

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности   которого

 зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,                          

                                            так учитель должен заботиться о  воспитании у своих детей  

          чувства безграничной любви  к Родине.»

                             В.А. Сухомлинский        

       Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышу? Исходя из многолетнего  опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ:  учащимся начальных классов  доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.  Задача  нас,  педагогов и  родителей, - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;  воспитывать любовь и уважение к родному дому,  родной школе,  родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Воспитание чувства патриотизма у  младших школьников   – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личностной убежденности и вдохновения.

Воспитание любви к родной природе - одно из важнейших направлений патриотического воспитания.

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой  родного края открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически грамотного отношения к природе.  В  наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей  младшего школьного  возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.  

    Актуальность.

          С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет  во дворе нашего дома? Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело мир освещать, второе -  крик утешать, третье - больных исцелять, четвертое - чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так «повезло» бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Берёза приносит людям радость и свет!

      Известно, что   березы   растут   во многих странах мира, но не в одной из них к   этим 

стройным  белоствольным деревьям не относятся с таким теплом,  с такой    любовью,   как в 

России. Повелось это еще  со  времён  глухой старины.  Берёзка  мила душе русского человека, о ней

пишут стихи, песни, сказки, загадки. Спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? Мы уверены, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.  Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане, с  золотистыми серёжками и нежно – зелёными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто  кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам,  люди добрые!». 

Цель проекта: показать, что берёза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что берёза и Россия - эти два понятия неразделимы.

Педагогическая  цель: формирование  экологической культуры учащихся младшего школьного возраста  через познавательно-исследовательскую деятельность, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

1. Через научную литературу  выяснить происхождение и значение слова «берёза»; определить классификацию видов берёз; раскрыть её «секреты и тайны»; выявить, чем одаривает она человека.

2. Через поисковую работу показать, как бесконечно благодарный человек относится к берёзе и побудить учащихся бережно относиться к природе, помнить, что берёза - символ и гордость русского народа.

3. Показать, как любят берёзу на Руси через произведения русских писателей и поэтов.

4.  Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

5. Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Объект исследования: произведения русских писателей и поэтов, художников и композиторов.

Предмет исследования: белоствольная берёзка.

Гипотеза: Считается,  что береза самое поэтическое дерево.  Береза – одно из распространенных деревьев средней полосы России, ее называют русским деревом. Береза отличается от всех деревьев. Она своеобразна своей белоснежной корой, удивительно красива. Растет только в России. Этой неповторимой самобытностью она и дорога всем. Поэтому, наверное, береза стала поэтическим символом России.

        Методы исследования: изучение научной и художественной литературы; наблюдение, метод поиска, сравнения, анализа.

Участники проекта:  учащиеся  начальных классов

Продолжительность проекта:  1 месяц.

      Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный: сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание продуктов исследовательского проекта.                
  • Основной:  реализация проекта.
  • Заключительный: подведение результатов исследования, презентация проекта в форме фольклорного праздника «Русская берёзка символ Родины моей», посадка берёзки во дворе школы.

     Перед началом работы над проектом   был  проведён  опрос с целью  выяснения, какой символ России самый популярный, по мнению учеников, родителей;  и  почему именно береза, а не какое-либо другое дерево, так часто описывают поэты в своих стихотворениях?

Опрос

  1. Какие народные символы России вы можете назвать?

Береза -  49%, матрешка - 29%, балалайка - 12%, медведь - 10%.

    2. Как вы думаете, почему русская береза является символом у русского народа?

1) Это самое распространенное дерево - 38%

2) За ее красоту - 25%

3) Сравнивают с девушкой - 15%

4) По значению: чистота, стройность, свобода - 11%

   3. Каких русских писателей вы можете назвать, которые в своих стихотворениях писали о березе?

1) С.Есенин - 45%

2) А.С.Пушкин - 37%

3) М.Ю.Лермонтов - 6%

4. Назовите несколько строчек из стихотворений о березе

1) Белая береза под моим окном… С.Есенин – 60%

2) Люблю березу русскую, то светлую, то грустную … А.Прокофьев -16%

3) Вы шумите, шумите надо мною березы (песня) – 12%

4) Отчего так в России березы шумят (песня) – 12% (Приложение 1)

        Вывод: Самый популярный народный символ России – береза.   Образ берёзы окружает нас повсюду. Берёзки растут у нас в лесу, о берёзах слагаются стихи, песни. Люди, уехавшие в другие страны, скучают именно по берёзкам. А почему? Чем важна берёза для человека? Почему она занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? На все эти вопросы нам бы очень хотелось найти ответ и доказать, что берёза – одно из самых лучших растений в мире.  

Для работы над проектом класс разделился на группы:   «журналисты»,  «литераторы»,  «искусствоведы».

      На подготовительном этапе, работая в группах, ребята собирали информацию.  Большую помощь им в этом оказывали родители.  «Журналисты»  узнали  лексическое значение слова «берёза», провели исследование: «Значение берёзы в жизни человека», «Образ берёзки для русских солдат», «Берёза – символ непобедимой Родины».

«Литераторы»-  Образ берёзы в  устном народном творчестве, в поэзии,  в художественных произведениях.

«Искусствоведы».  -  Берёза в  творчестве композиторов и художников.

Основная часть проекта – это отчёт творческих групп.  

«Журналисты» создали интереснейшую презентацию. Они рассказали, какое лексическое значение имеет слово «берёза», какие виды берёз встречаются  в наших лесах;  какое значение имела и имеет берёзка в жизни человека.

«Литераторы» инсценировали отрывки из произведений,  читали стихи русских поэтов и поэтов родного города о белоствольной красавице. Мы услышали много загадок о берёзе, пословиц,  узнали  какие водились хороводы вокруг берёзки.

Группа «искусствоведов» познакомила нас с картинами русских художников, которые изображали на своих полотнах  красавицу берёзку, с удовольствием слушали музыкальные произведения.                                          

         Творческая работа.

И где бы ни росла берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно. Приятно и радостно прогуляться по берёзовой роще. Мы с ребятами совершили такую экскурсию, потом  составили викторину,  нарисовали белоствольную красавицу  и написали небольшие сочинения.

« Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений !  Где бы ты ни был, разглядывая стройные, белые стволы , ты всегда вспоминаешь нашу Родину!»

«Берёза -самое красивое дерево России. Стоит в нарядном зелёном платье со свисающими серёжками. У неё красивая белая кора и кое-где белые полосочки».

    А  ещё во дворе своей школы мы посадили маленькую берёзку.  Ей мы посвятили стихотворение, которое сочинили всем классом.

Берёзка одинокая стояла

Средь сосен на краю огромных скал.

Но для корней земли ей было мало,

Расти  красавице  тенистый лес мешал.

Мы принесли берёзку ту из леса

Вкопали возле школы во дворе.

Пускай растёт красивая принцесса

На радость старикам и детворе!

     Итогом проекта был фольклорный праздник  «Русская берёзка символ Родины моей».

Оценка проекта.     Внутренняя рефлексивная самооценка учащихся:

(Отметь знаком + те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом)

          Я научился:

Искать информацию в сети Интернет

Искать информацию в книгах и энциклопедиях

Вести наблюдения

Пользоваться цифровым фотоаппаратом

Создавать презентацию

Обсуждать результаты работы с одноклассниками

Задавать вопросы, когда возникают трудности

Просить помощи, когда возникают трудности

Помогать товарищу, когда он просит об этом

Радоваться успеху товарища

     Заключение.

 В нашей исследовательской работе  подтвердилась гипотеза: березка- символ  Родины, все ее любят,  она вдохновляла  русских писателей  и поэтов, ее изображали  на своих картинах многие художники, о ней сложено много былин, преданий, песен.  Намиру она радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну – воин, символ непобедимой Родины. 

Береза- символ России, нашей Родины.  И быть ей на наших просторах  вечно, потому что  вечен наш народ , вечна земля русская!

Практическая  значимость данного проекта  заключается в том, что  использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют  расширению и обогащению знаний детей,   развитию наблюдательности,  эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.  Работа в данном направлении   воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

   Читая  произведения   русских писателей и поэтов, рассматривая картины художников, слушая музыкальные произведения,  у учащихся формируется чувство гордости за свою страну – Россию, где живут такие талантливые люди.

                                                                                                                                           Приложение

        Лексическое значение слова «берёза»

Посмотрим, какое толкование дается в словаре С.И. Ожеговым: «Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями».

Слово «берёза» общеславянского индоевропейского характера, произошло от старославянского «бреза».   В.И. Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры.

В старом Петербурге все лиственные деревья называли берёзами, а хвойные – ёлками. Если перевести с латинского языка, на котором говорили в древнем Риме, то по-русски название берёзы будет розги. «Берёзовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки.

В древней Индии когда-то жило слово «БХЭР», которое означало «светлый». От светлой белой коры получила берёзка свое имя – «светлица».

Наши предки-славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле. Ее называли Берегиня. Наверное, Берегиню почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы. Недаром русский народ отмечал веселые летние праздники вокруг любимых берёз, украшая их лентами, заплетая ветви косами. Водили вокруг берёз хороводы, пели песни.

Берёзу любят за её красоту несравненную, за чистоту и светлый добрый русский характер, поэтому о ней поют песни, сочиняют стихотворения, изображают на картинах.

         Научное описание берёзы

Есть два вида берёзы: повислая и пушистая. Они очень сходны между собой как по внешнему облику, так и по многим другим признакам и свойствам. Берёза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. Такое широкое ее распространение объясняется тем, что она очень неприхотлива по отношению к климату. Малотребовательна берёза и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах – начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ.

Берёзу называют деревом – пионером. Она очень быстро захватывает любой свободный клочок земли – заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог и т.д. Дерево ежегодно и обильно плодоносит, а мельчайшие крылатые плоды легко переносятся ветром на значительное расстояние.

Берёза очень светолюбива и совершенно не выносит затенения. Поэтому обычно в лесу её рано или поздно вытесняют другие деревья, в особенности ель.

Берёза – одно из самых красивых наших деревьев. Белые с чёрным рисунком стволы берёз имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество – бетулин. Если прислониться к стволу молодой берёзы, то на одежде появятся белые пятна, как от мела.

Если поранить ствол берёзы ранней весной, из него начинает сочиться по каплям берёзовый сок – прозрачная, чуть сладковатая жидкость. Но такое кровопускание для дерева вредно.

Берёза цветет весной в то время, когда у нее только начинают распускаться почки, а листья еще совсем маленькие. Цветение дерева заметить нетрудно -  с ветвей свешиваются вниз длинные желтоватые серёжки.

Хозяйственное использование берёзы широко и разнообразно. Берёзовые дрова  дают много тепла и в этом отношении уступают, наверное, только дубовым. Берёзовая древесина идет на лыжи, мебель, разнообразные токарные изделия и т.д. Из берёзы получают превосходный уголь, вырабатывают деготь. Большим спросом пользуются и берёзовые мётлы. Берёзовые дрова считают ценным топливом. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – жёлтую и зелёную краски. Из коры можно сделать различные поделки: корзинки, коробки.

      Значение берёзы в жизни человека.

И всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают веники и метлы. Из бересты народные умельца мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова-лучшее топливо в русской печке . Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи.

Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала  жилища.

А кто не любит  берёзовый сок  или настоянный на нём квас?  Если надрезать ранней весной ствол берёзы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость- берёзовый сок. Он идёт на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош,  а лесу на рубль изведёшь».  Раненое дерево истощается. Кроме того , через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева.

         А вот умелое использование  в лечебных целях  не повредит дереву. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки, гриб- тутовик- чага. Их собирают круглый год. Но собирая почки и листья, обязательно помните о том, что это нужно делать не во вред дереву.

У берёзы открылся ещё один дар, о котором  мы узнали совсем недавно.  Археологи  стали находить в земле Великого Новгорода письма или грамоты, написанные на бересте.           

Этим кусочкам берёзовой коры по несколько сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, учёные увидели , что на них написаны слова. Это были не государственные договоры, не царские указы, а обыкновенные  письма и даже записки. Уже десять веков назад грамотность была распространена  среди простых людей. Кору  бересты кипятили, чтобы она приобрела прочность  и эластичность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка, и процарапывали , выдавливали буквы железным или костяным стержнем , который назывался «писало».

       В 18 веке в отдельных уголках России ещё нередко писали на бересте. И даже во время Великой Отечественной войны береста сослужила ценную службу советским патриотам. В 1942 году в Беларуси в одной из лесных типографий на берёзовой коре печаталась газета «Партизанская правда».

Образ березы для русских солдат.

И, вставая грозной силой,
Помнили друзья,
Что берёзку, как Россию,
Отдавать нельзя.[10]

     В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу.

Сергей Васильев писал:15886841924dbe9e60da0d87_32661267

Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой. [9]

Михаил  Матусовский

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры остались на березках
Черные глубокие рубцы,
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
- Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез… [9]


Берёзка-символ непобедимой Родины.

       В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо сказал об этом в своём романе   «Белая берёза»   М.Бубеннов:

«…Всё поле было сплошь изрыто минами и снарядами. Местами первый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт . А среди этого страшного поля, где целый день бушевали огонь и железо, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза».


В годы войны берёза была символом непобедимой Родины.

Затихли военные грозы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом хранят,
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, трубя,
Никто, никогда их, Россия,
Не в силах отнять у тебя,
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берез. [6]

Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет  умирающие солдаты посылали ей как символу Родины.

      В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.

Война прошла, но подвиг вечен.
Как цепь сражавшихся солдат
(Кто опален, кто изувечен) –
Березы русские стоят.
                            В. Потемкин
  В годы войны наши солдаты освобождали от фашистов много стран. Многие из них погибли и там похоронены. И стоят памятники русским солдатам в освобожденных странах, и низко кланяется им освобожденный народ.
В Трептов – парке белые березы,
Словно вдовы русские, стоят
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.
Березы! Вы печаль России…
Вдовья неизбывная тоска. [6]
                                Николай Агеев

   И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет. Стоит она красавица русского леса, символ России. И будет стоять вечно!

Образ берёзы в устном народном творчестве

Берёзка – самое праздничное и нарядное дерево. Белизна её ствола отталкивает обманчивое тепло и не даёт солнцу до срока будить дерево от зимнего сна. В одеянии берёзы соединены два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизна заснеженных полей. За трогательную нежность берёзку величают невестой. О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи.

Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Она была стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представала юной девушкой в зеленой косынке и всегда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами.

Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали  родоначальницей и покровительницей. Когда-то березу называли деревом «четырёх дел» « Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье – людям колодец» Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на

здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.        

Наши предки-славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле. Недаром русский народ отмечал веселые летние праздники вокруг любимых берез, украшая их лентами,  заплетая ветви косами. Водили вокруг берез хороводы, пели песни. Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Берёза считалась с давних пор символом плодородия.

Сколько русский народ сочинил песен, загадок, пословиц,  в которых главным образом являлась  берёза!

Загадки:

Стоят столбики белёные,
На них шапочки зелёные.

***

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

***

На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.

***

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.

В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце». В других березу сравнивали с девушками-подружками.            

Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками.

Иногда при описании березы употребляются краткие прилагательные: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек или перечисляются основные отличительные признаки березы с помощью однородных существительных:  Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан    или с помощью однородных глаголов:  Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки.

Но всегда в загадках береза предстает в образе молодой красивой девушки с тонким станом, в белом сарафане, с зелеными косами и сережками:

Русская красавица  стоит на поляне  в зеленой кофточке,  в белом сарафане.

Приметы:

- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

- Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.

- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

Пословицы, поговорки:        

Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.

Бела береста - да деготь черен.

Для врага и береза - угроза.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

Кривая берёза не держит снега, плохой человек не сдержит слова. Бела береста – да дёготь чёрен.

           На Руси люди любили берёзу.  Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах.  Люди не телевизор смотрели, не с компьютером играли, а рассказывали сказочные истории о берёзе, играли в загадки, поучали через пословицы.          Итак, в устном народном творчестве береза предстает перед нами как красивая девушка и как незаменимый предмет  в народном хозяйстве.  К образу берёзы часто обращаются художники, поэты и композиторы.  

Образ берёзки в произведениях русских писателей и поэтов

          Берёза – одно из распространённых деревьев средней полосы России, которая отличается от всех других деревьев, её называют русским деревом. Она своеобразна своей белоснежной корой, удивительно красива. И растет она только в России. Этой неповторимой самобытностью она и дорога всем. Именно поэтому, наверное, берёза стала поэтическим символом России.

Сказители и поэты видели в берёзе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».

В стихотворениях русских поэтов берёза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт Олег Шестинский:

Без берёзы не мыслю России, -  

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.

Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.

В начале стихотворения «Без берёзы не мыслю России» Шестинский  говорит о бёрезе и России, как о едином целом. В одной из строчек высказывает предположение, что береза первична: «от берёзы – вся Русь рождена». Берёза занимала ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека. Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом.

Берёзы, как утверждает поэт, тоже живут «человеческой жизнью». При этом он использует олицетворения: они «…смеются зелёной листвою, …серёжками слёзы прольют», тем самым доказывая, что Россия и берёза – единое целое, и они неразделимы.

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы…

Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость.

Сергей  Есенин назвал Россию «страной берёзового ситца». Для него берёзка была как нежная, юная, чистая девушка:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

Сергей Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви берёзы напоминают поэту девичьи косы.

Александр Прокофьев одушевляет берёзу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Её одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!

Александр Прокофьев в стихотворении «Берёзка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ берёзы, тем ещё больше подчёркивают отношение автора к нему. Сравнение берёзы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в белёном сарафанчике», …«с зелёными серёжками», а используемые эпитеты «светлую, грустную, плакучую берёзку» помогают автору передать его мысль и эмоции.

У Сергея Есенина спокойное состояние деревьев ассоциируется с сонными, миролюбивыми, а значит, улыбающимися берёзами. Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – серёжки – с украшением.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зеленые серёжки,

И горят серебряные росы.

В таком маленьком четверостишии Есенин выразил всё чувство, всё своё настроение в данный момент написания. Он восхищается ею, придает ей особый нрав.

Используемые средства художественной изобразительности – олицетворение (улыбнулись берёзки), эпитеты[1] (сонные берёзки, шёлковые косы), метафоры[2] (шелестят серёжки) помогают более ярко показать образ задуманной автором берёзы. Для читателя данный образ ассоциируется с милой девушкой, проснувшейся ранним утром в хорошем настроении, с ещё не прибранными волосами.

Берёза сказочно красива, неповторима, своеобразна, загадочна, поэтому, наверное, сказочные действия  происходят в берёзовой роще. Это подтверждает и поэт Всеволод Рождественский в стихотворении «Деревья»:

Но всех милей мне девушка – берёза,

Пришедшая из сказок и былин,

Снегурочка, любимица мороза,

Алёнушка пригорков и равнин.

Всеволод Рождественский, создавая образ берёзы, использует много изобразительно-выразительных средств: эпитеты – зелёные косы, с тонких ветвей, белое платье, в листве кружевной, горячее лето, на опушке лесной, задумчивых песен, лёгкий наряд; сравнения: с девушкой с косами, в белое платье одета, в серёжках, кружевной, наряд чудесен; олицетворения: солнце пригрело, берёзка развесила, встречает. Перед нашим взором встаёт молодая девушка – берёзка, с зелёными косами, которые спадают с тонких ветвей. Она одета в белое платье, кружевное из листвы, вся в серёжках.

Наряд её легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней!

Сергей Есенин одухотворяет образ берёзы, сравнивая её с девушкой:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чём звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветки

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум

Я полюбил печальный,

Твой предосенний шум…

У его берёзки «девическая грудь», вещи девушки: сарафан, гребешок, юбчонка, серёжки. Берёза очеловечена, она «загляделась в пруд», она вся пронизана ожиданием радости и тревоги. Как девушка, она полна мечтаний и дум. «Загляделась» - значит, задумалась. От дуновений ветра шелестит листва – это «шепчет ветер». Пушистые ветви берёзы автор сравнивает с косами. Даже «песок звенит» у Есенина; всё вокруг живёт своей незаметной для нас жизнью. Сияние луны на ветвях дерева напоминает поэту гребешок девушки.

Берёза – хранительница тайн. В глубине своей древесной коры она о чём-то думает, мечтает или с печалью ожидает осенние дни. В эту «звёздную ночь» с ней прощался пастух – «лил слезы», обнимая тонкий ствол дерева, до следующей весны («до новых журавлей»).

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рождённая, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озёрных.
Тянул, смеясь, весёлый Лель
Лучи волосьев чёрных.
И сам Ярила пышно увенчал
Концы волос зелёной кроной
И, заплетая, разметал
В цвету лазурном цвет зелёный.

Сергей Городецкий в стихотворении «Берёза» белый ствол березы сравнивает с белым телом. Ветви её подобны черным волосам, которые воспевает Лель. В создании красоты участвует бог Солнца - Ярила, который одарил дерево зелёной заостренной листвою. Здесь использованы яркие выразительные средства как олицетворение, эпитеты, сравнения.

А вот в стихотворении Николая Рубцова «Берёзы» благодаря знакомому шелесту листьев берёз у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности:

Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю - и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Все очнётся в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же жёлтый листопад...

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз...

 Берёзы – воспоминание и символ его детства и юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, её образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.

Поэт при этом использует изобразительно-выразительные  средства,  олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад; метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули.

Иван Соколов-Микитов тоже решил описать берёзу и берёзовую рощу в своём рассказе «Берёзы». Чтобы раскрыть тему и идею, писатель дает описание дерева весной, летом и осенью; использует народное отношение к этому растению.

С первого предложения Иван Соколов-Микитов передаёт эмоции по отношению к берёзе. Слова милее, чудесен, хорошо, радостно ахнешь, особенный прямо выражают чувства автора. Для выражений мыслей и чувств писатель использует, такие средства как эпитеты: русского леса, берёзовые светлые рощи, белые стволы, тонкой берестой, смолистые душистые почки, живительный сладкий сок, певчих птиц, голосистые дрозды, шустрые синички, голубые и белые подснежники – раскрывают образ березовой рощи;

молодая листва, зелёной нежной дымкой, лесные опушки, нежной листвою, свежее дыхание – они раскрывают образ берёзы ранней весной;

летние знойные дни, теплый ветер, душистой земляникой, густую листву, солнечные люди, в чистой траве, по голубому летнему небу, белые лебеди, высокие облака – эпитеты раскрывают образ берёзы летом;

золотистой листвою, золотые листочки, увядающей листвою, малейший звук, берёзовый лес – раскрывают образ берёзы осенью;

в народных песнях и сказках, деревенские люди, в праздничные дни, хороводные песни – отражено народное отношение к берёзе.

Писатель использует олицетворение, оживляя неодушевлённые предметы, наделяя их человеческими свойствами: прорываются лучи, плывут облака; сравнения: плывут и плывут точно лебеди, высокие облака.

В  стихотворении Ирины Токмаковой «Берёза» хорошо выражены характерные черты девушки, которая следит за собой, за своими волосами:

Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Здесь автор полностью олицетворяет берёзу, пытается ввести её в образ. Здесь используются изобразительные средства, такие как сравнения: в речку, как в зеркало, глядя; олицетворения: изменила б берёза причёску; метафоры: расчесала б кудрявые пряди, вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку. Употребляя такие слова, как: если б, вошло бы, изменила б, расчесала б, - автор как бы вводит нас в другой мир, заставляя размышлять  и фантазировать.

Белая берёза как растение привлекает многих писателей. Их удивляет белизна этого своеобразного, не похожего на других дерева. «Белые стволы молодых деревьев ярко блестят на солнце, и от этого кругом становится светлее» (Георгий Скребицкий «В берёзовой роще»). В берёзовой роще всегда светло, этот свет радостью передаётся любому человеку, поднимает каждому настроение. Белый цвет всегда радует глаз, он ассоциируется с нежностью, миролюбием, чистотой. Поэтому, наверное, берёзу называют мирным деревом.

Берёзу поэты называют не только белой и зелёной, но и золотой из-за её яркой осенней желтизны.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…          (Иван Бунин. «Листопад»)

…Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе…  (Иван Тургенев).

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах… (Евгения Трутнева. «Осень»)

Берёза в  творчестве композиторов и художников.

       Образ России  немыслим без русской березки, в ее честь сложено много стихов, написано много произведений. Береза стала поэтическим  олицетворением России. Где бы ни был русский человек , он всегда , тоскуя о Родине, воскрешает  в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или  запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку.

Под сенью  создавали свои прекрасные  произведения  русские  композиторы  Глинка и Мусорский, Римский- Корсаков и Чайковский.

Русские  просторы, блестящие  серебром  реки и озера, синева дальнего леса, и, конечно же, шелест  белоствольных берез вдохновляли русских художников на создание прекрасных пейзажей.

Кто только из них не восхищался светло- изумрудной зеленью распускающихся  листочков березы, изящностью ее белых стволов,  увенчанных зеленою косынкою. А ее осенний золотой наряд  так украшает хмурый  пейзаж!

Рассмотрите вместе с нами  полотна художников, и вы увидите , с какой любовью изображают  они белоствольную берёзку. Смотришь на эти пейзажи и будто чувствуешь, вот она Россия, вот оно обновление новой жизни.  

И. Грабарь «Февральская глазурь». Гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

 И. Левитан «Берёзовая роща». Это сказочная песня, где поёт каждая берёзка.   Через краски зимы, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Яркие краски зелени создают настроение восторга, рисуют наряд как девичье одеяние.   Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники и поэты помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию. Березу любят  за её красоту несравненную, за чистоту и светлый добрый русский характер, поэтому о ней поют песни, сочиняют стихотворения, изображают на картинах.


[1] Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

[2]Метафора – это переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Береза - символ Родины моей"

Этот праздник стал  итогом большой исследовательской работы учеников 4 класса  по теме "Мое любимое дерево"...

классный час "Русская береза - символ Родины моей"

Классный час  направлен на формирование гражданско - патриотической позиции детей. Форма проведения: праздник....

Проектная работа "Берёзка - символ Родины моей"

Урок защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной работы по теме: «Берёзка – символ Родины моей»...

Сценарий защиты проекта "Березка - символ Родины моей!"

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежн...

Береза - символ Родины моей

Мероприятие проведено на районном семинар – практикуме «Воспитательный потенциал общеобразовательного учреждения в современных условиях: формы, методы, технологии» с участием руководителя кружка "Бере...

Проект "Берёза - символ Родины моей"

Воспитателем, учениками и родителями была проведена совместная работа над проектом «Берёза-символ родины моей».Учащиеся изучили множество художественной и публицистической литературы о бер...

Праздник. Тема: "Белоствольная береза - символ Родины моей!"

Методическая разработка внекласного мероприятия....