Праздник. Тема: "Белоствольная береза - символ Родины моей!"
методическая разработка на тему

Методическая разработка внекласного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка сценария.

Вид деятельности: познавательное,  воспитывающее КТД (коллективное творческое дело)

Внеклассное мероприятие : праздник «Белоствольная березка – символ Родины моей»

Место в системе учебного процесса:  в рамках проведения предметной «недели  России» в  ОУ.

Цель:  Воспитание  патриотизма, бережного отношения к природе на основе изучения народных традиций и промыслов, путем проникновения в мир живописи  и музыки русского народа и практической деятельности участников мероприятия.

Задачи на подготовительном этапе:

  1. Изучить литературу по теме:

Прочитать стихи  о  березке.

Подобрать загадки о растениях – друзьях березы.

Прочитать произведения о русских народных традициях, связанных с березой.

Познакомиться с травниками народной медицины.

  1. Создать газету « Береги природу!»
  2. Посмотреть видеофильм «Декоративно-прикладное искусство в руках народных умельцев» с его последующим обсуждением.
  3. Познакомиться с творчеством русских художников И. Левитана,

А. Саврасова,      А. Куинджи, поработать над содержанием их картин.

  1. Изобразить картины природы в своих рисунках.
  2. Написать сочинение о березе.
  3. Оформить фотовыставку «Северная березка»
  4. Прослушать народные и авторские песни по данной теме.
  5. Научиться выразительно читать стихи и  исполнять роли в сценариях.
  6. Поработать с толковым словарем.

Меж предметные связи:

  1. Литература
  2. Живопись
  3. Технология
  4. История Отечества (Жизнь славян)
  5. Окружающий мир.
  6. Народная медицина
  7. Экология.

ЭОР:

  1. Презентация,  включающая:
  • Тексты
  • Анимации
  • Видеофрагмент
  • Видеоролик

         

Праздник русской березки:

«Белоствольная березка – символ Родины моей».

Ход мероприятия.

(Продолжительность мероприятия 1 час)

Учитель:

  • Здравствуйте, уважаемые гости. О чем же мы сегодня поведем речь?

Кто отгадает загадку – тот и узнает!

«Стоит девица,

Ой, нарядная:

Вся-то стройная,

Вся-то ладная,

Белый черным

Шит сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей.

Зелена коса

Развевается,

В ярком солнышке

Купается»

(ответы детей)

Наш праздник сегодня мы посвящаем русской березке.

(На сцену выходят ведущие, девочки в русских сарафанах и 3 чтеца)

1 ведущая:

  • В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жила-была Березонька, белая, да кудрявая. Снегом покрытая, всем ветрам открытая.

1 чтец: читает стихотворение  С. Есенина  «Белая береза под моим окном»

2 ведущая:

  • Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна - красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

1 ведущая:

  • И проснулась Березонька-красавица. Проснулась Украсилась сережками. Всем понравилась и на праздник к нам отправилась.

(Ведущие отходят к краям сцены)

2 чтец:

  • Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

3 чтец:

  • Наряд ее легкий чудесен.

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы

И так уж она хороша,

Что, кажется в шуме березы

Есть русская наша душа.

(Чтецы уходят)

2 ведущая:

  • Красавицей русских лесов издавна называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.

1 ведущая:

  • Русский народ очень любит свою белоствольную красавицу. Березка стала символом нашей Родины, зеленым символом России.

2 ведущая:

  • О березе сложены стихи, песни, былины, предания. Большими поклонниками чудесного,  милого дерева были Федор Тютчев, Сергей Есенин.

К образу березы часто обращались и обращаются русские художники.

Учитель:

  • «Что может быть прекрасней березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел! Фантастическое дерево, дерево – сказка!» - говорил художник Игорь Грабарь.

4 чтец:

  • На дворах и домах

Снег лежит полотном,

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей смотрит весело лес

Из-под черных кудрей,

Словно рад он чему,

И на ветках берез

Как алмазы горят

Капли сдержанных слез.

1 ведущая:

  • Русскую красавицу запечатлели на своих картинах Левитан, Куинджи, Саврасов и многие другие художники. Все эти картины очаровывают нас свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Учитель:

  •  Писатель Гаршин, глядя на эту картину Алексея Саврасова, сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все такое знакомое и родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, любовь к Родине».

Учитель:

  • А что вы чувствуете глядя на картину Куинджи?

(ответы детей)

Действительно, перед картиной Архипа Куинджи «Березовая роща» испытываешь особую радость. Так бывает, когда в  летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь ее красоту. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березы. Природа словно зачарована неведомой силой.

Учитель:

  • А кто видел картину Левитана «Березовая роща»? Какое чувство возникло у вас глядя на нее?

(ответы детей)

Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушным никого! Нам кажется, что мы были в такой роще, радовались солнечным зайчикам на нежных стволах молодых берез. Так и хочется прочитать строки: (слайд 8).

 2 ведущая:

  • Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

1 ведущая:

  • Ты так мила мне, до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина.

Березовая русская Россия –

Ромашковая добрая страна!

(Все участники праздника поют песню «Росиночка Россия», группа девочек в русских народных костюмах исполняют  танец)

2 ведущая:

  • Береза – любимое дерево всех русских людей. Как нежно говорят о ней на Руси: «Березка, березонька, красавица». А сколько городов, сел, деревень названо в ее честь!

Учитель:

  • Ребята, кто из вас знает эти названия?

(ответы детей)

Давайте все вместе прочтем некоторые из них.

(Береза, Березань, Березник, Березники, Березовка, Березовое…)

 1 ведущая:

  • Любили на Руси березку. Ее считали «счастливым» деревом, которое оберегает от зла, приносит добро.

2 ведущая:

  • В прежние времена на христианские праздники Семик и Троицу девушки на лесной полянке выбирали молоденькую березку, украшали ее лентами, водили хороводы

(Ведущие повязывают ленточки на макет березки).

1 ведущая:

                       ( Читает стихи.   Слайд 11)  

Учитель:

  • Давайте и мы с вами станем в хоровод и споем русскую народную песню «Во поле береза стояла».

(Девочки приглашаются на сцену для хоровода, а мальчики  поют стоя в зале)

1 ведущая:

  • С березой крестьяне-земледельцы связывали немало примет:

«Лопаются  у березки сережки -  время сеять хлеб.

Зацвела береза – сажай картофель».

Учитель:

  • Ребята, есть примета, связанная с изменением листьев у березы. По ней можно узнать, какой будет весна: ранней или поздней.  Только надо внимательно присмотреться к березкам осенью. Доскажите примету:

«Если листья начинают желтеть с верхушки березы  - то

весна будет - …  (ранней)

Если листья начинают желтеть снизу – то …(поздней) »

                    Посмотрим на экран и сравним ваши предположения  

                     с правильным ответом.  

(Физминутка)

  • А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Объявляю игру - конкурс на лучшего знатока березы:

Если на экране появится веточка или лист березы – все встают и хлопают в ладоши, если – другого дерева садятся и топают ногами.

 

2 ведущая:

  • Белая береза – гостеприимное дерево. Любят березку птицы, животные и грибы. Лесная «горница» радушно принимает к себе разные растения.

Угадайте, что за растения выросли под нашей березкой?

 

(чтецы читают загадки)

5 чтец:

  • Растет зеленый кустик.

Дотронешься – укусит.

Но если дружишь с ней –

Ты многих здоровей:

В ней витаминов клад.

Весной ее едят.                                 ( крапива )

6 чтец:

  • Скромна собой, кустиста, низкоросла.

Вдоль тропок на поляночках растет.

Трава -  ушастик, круглые листочки.

Поранил руку – приложи ее.

Кровь тут же остановится, пройдет.    ( подорожник )

 Учитель:

  • Вы внимательно прослушали загадки и дали правильные ответы. Молодцы!

А кто догадается,  как можно назвать эти растения?

Что же их объединяет?

(ответы детей, если нет нужного, его называет ведущая, но, как правило, среди предложенных ответов всегда есть нужный по сценарию)

Правильно, это лекарственные, целебные растения. Да и сама береза – универсальный врачеватель, исцелитель.

1 ведущая:

  • Из березовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, масла, активированный уголь

2 ведущая:

  • Целебной силой обладает и живительный березовый сок.

Сценка «На приеме у врача».

Сцена 1.

(Входит, прихрамывая и охая, держась за поясницу, больной)

Больной:

- Здравствуйте, доктор.

Врач:

- Здравствуйте, проходите, садитесь.

( Больной охая, садится)

Врач:

                    - На что жалобы, хороший мой?

Больной:

                   - Ох, милый доктор, скрючило меня.

                     Суставы щелкают, скрипят.

Врач:

                   - Так … Поясница, ноженьки болят?

 (  Больной кивает головой.   Врач подает банку с соком )

Врач:

                  - Принять лекарство «Сок березы» Вы должны,

                    Две полных ложки вам нужны!

(Больной выпивает лекарство, выпрямляется)

Врач:

                 -  Что, полегчало  немножко?

                    Как поясница, ручки, ножки?

(Больной с легкостью встает)

Больной:

                  - Да, очень, очень полегчало!

                  - Спасибо, доктор! Я спешу!

                    Домой скорее побегу!

(Вприпрыжку убегает)

Сцена 2.

Врач:

                 - Следующий!

( Входит больная, задыхаясь, кашляет и чихает)

                 - Слушаю Вас. На что жалуетесь?

Больная:

               - Удушье, доктор, видно доконает.

                 И кашель сильно одолел.

                 Бронхит до смерти надоел!

Врач:

                - Мне эти жалобы знакомы.

                 У Вас и астмы все симптомы.

(Больная приходит в ужас, хватается за голову, рыдает)

Врач:

                 - Да не рыдайте! Дайте срок –

                   Болезнь излечит из березы сок!

                   Примите ложечку, другую.

(  Врач подает банку с соком.  Больная принимает лекарство)

                  - Ну, что? Я, верно Вам толкую?

Больная:

                  - Да, белый свет я увидала!

                    Не кашляю! Свободно задышала!

                    Спасибо, доктор, побегу!

                     Теперь и бегать я могу!

( Больная убегает.  Врач встает, выходит из-за стола на середину сцены)

Врач:

              У кого удушье, астма,

              В горле боль или отек,

              Пейте чудное лекарство –

              Целебный березовый сок!

1 ведущая:

  • Есть и еще одно народное средство от многих болезней:

русская баня с березовым веничком.

2 ведущая:

  • Много пользы несет береза людям. Издавна народ  связан с этим чудо – деревом.

Давайте посмотрим небольшой видеоролик «Береза – это  чудо – дерево!»

( декоративно – прикладное искусство в руках народных умельцев)

Учитель:

  • «Спасибо тебе русская березка! Мы благодарны тебе за все, что ты нам даешь. Мы любуемся твоей красотой. Расти долго – долго, не исчезай! Ты одна такая. Мы будем беречь тебя », - писали в своих сочинениях ребята. Очень хорошие слова.

Но слова порой расходятся с делом, чего не должно быть.

 Сегодня на наш праздник пришел «Лесовичок». Он обращается к нам со словами:

( на сцене появляется мальчик – старшеклассник  в костюме лесовичка)

Лесовичок:

  • « Здравствуйте, ребята! Я обращаюсь к вам с такими словами:  Вы, люди, должны не только пользоваться природой, но и приумножать ее. Наша белоствольная красавица  тоже нуждается в бережном к ней отношении. Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево – ведь оно живое! Это только кажется, что дерево ничего не чувствует. На самом деле у него своя жизнь, свои радости и тревоги. Порой горькими слезами плачет израненное дерево и течет из него живительная влага – березовый сок. Раненное дерево лишается своих запасов. Раны долго не заживают, дерево загнивает и погибает.

Не ломайте ветки, не режьте ножами  кору деревьев, не разводите костров у корней. Только умелое и бережное использование деревьев не принесет им вреда. Будет тогда наша красавица радовать всех своей красотой.»

 

А теперь позвольте вручить вам грамоты за лучшие рисунки и сочинения о березе.

( награждение учащихся)

Учитель:

  • Береза – сама Россия – ее верная примета, радость гордость и счастье! А счастье всегда хрупкое, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы его сохранить.

А березкам,  растущим у нас на Севере,  надо иметь огромное мужество, чтобы выжить в суровом краю. И белая береза, и ее сестра – крошка – карликовая березка заслуживают уважения и бережного отношения к себе.»

Как сказал русский писатель А.Н. Толстой: « Русская Земля крепка березой. Истребят березу -  пропадет Земля русская!»

 Давайте хором прочитаем замечательные слова:

Пусть растет береза, красавица русского леса вечно!

Пусть прославляет Россию!

7 чтец:        

  • Берегите Россию –

Наш березовый край!

                    Берегите Россию –

Нет России другой!

Берегите Россию –

Без нее нам не жить!

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть!

( Праздник заканчивается прослушиванием песни)

 

Слайд 1.

(Название праздника)

Слайд 2.

(Фото берез.)

Деревьев равных не сочтешь –

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей.

Слайд 3.

(Береза в зимнем наряде)

Слайд 4.

(Береза в летнем наряде)

Слайд 5.

(Картина Грабаря «Февральская лазурь»)

Слайд 6.

(Картина Саврасова «Грачи прилетели»)

Россия, сторонка веселая,

Дорогой бежит проселочной,

Тонкой березкой качается

В весенних водах купается

Слайд 7.

(Картина Куинджи «Березовая роща»)

Березы белые, красавицы лесные,

Вновь ваши песни сердцем я ловлю.

Без вас не мыслю я России.

Не мыслю Родины

в которой я живу.

Слайд 8.

(Картина Левитана «Березовая роща»)

На полянке,

на пригорке,

Под окном,

среди полей,

Белокурые березки –

Символ Родины моей!

Слайд 9.

( Картина

А. Пластова «Сенокос» ).

Музыкальное сопровождение.

Слайд 10.

(названия населенных пунктов)

Слайд 11.

( иллюстрация – хоровод девушек под березкой)

Белые платочки

В руки мы возьмем,

Под березой стройной

Песню запоем.

Слайд 12.

(Анимация.)

Приметы весны и осени, связанные с березой, соответствующие им рисунки.

Слайд 1З.

(Анимация)

Выплывающие

картинки с листьями разных деревьев. Среди них чаще появляются разные листья  берез.

Слайд 13.

(Выплывающие кадры: текст загадки на фоне березы, фото растения, отгадка)

Слайд 14.

Анимация.

(«Березовое царство – хорошее лекарство»).

Видеофрагмент.

(«Береза -  и впрямь чудо – дерево».)

Слайд 15.

 ( Фото березового леса)

Слайд 16.

( Фото березового леса)  

Пусть растет береза, красавица русского леса вечно!

Пусть прославляет Россию!

 

Видеоролик.

Песня  в исполнении народной артистки России Валентины Собанцевой.                      «Берегите Россию -  

Наш березовый край!»

Литература.

  1. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 2-ое издание. – М.: ВАКО, 2005.
  2. С.А. Болотова и др. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007
  3. Научно-практический журнал: Завуч начальной школы, № 2, 2011.
  4. http://festival.1september.ru/ Внеклассное мероприятие по литературе на тему: «Белая береза – русская душа».

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Береза - символ Родины моей"

Этот праздник стал  итогом большой исследовательской работы учеников 4 класса  по теме "Мое любимое дерево"...

классный час "Русская береза - символ Родины моей"

Классный час  направлен на формирование гражданско - патриотической позиции детей. Форма проведения: праздник....

Проектная работа "Берёзка - символ Родины моей"

Урок защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной работы по теме: «Берёзка – символ Родины моей»...

Сценарий защиты проекта "Березка - символ Родины моей!"

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежн...

Береза - символ Родины моей

Мероприятие проведено на районном семинар – практикуме «Воспитательный потенциал общеобразовательного учреждения в современных условиях: формы, методы, технологии» с участием руководителя кружка "Бере...

проект "Береза - символ Родины моей"

проект "Береза - символ Родины моей"...

Внеклассное мероприятие "Белая береза-символ Родины моей!".

Внеклассное мероприятие "Белая береза-символ Родины моей!". 1 класс.Цель: формировать эмоционально-личностный образ Родины, чувство гордости за свою страну.Задачи:расширить кругозор  уч...