Сценарий праздника "Береза - символ Родины моей"
творческая работа учащихся (4 класс)
Этот праздник стал итогом большой исследовательской работы учеников 4 класса по теме "Мое любимое дерево"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beryoza1.docx | 971.78 КБ |
beryoza-simvol_rodiny_moey.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
«Берёза – символ Родины моей»
Цели:
- создать условия для эмоционального восприятия материала;
- способствовать формированию творческой личности ребёнка; воспитанию патриотизма, любви к Родине;
- расширять знания о природе родного края;
- формировать у учащихся культуру поведения в природе.
Оформление зала: название праздника: «Берёза –символ Родины моей», рисунки детей: «Люблю берёзку русскую», высказывания известных писателей и мыслителей о Родине:
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Г.Паустовский.
«Бесценное наше сокровище есть Отечество – земля наших предков, дающая нам хлеб насущный» В.А.Сухомлинский
«Охранять природу – значит охранять Родину!» М.М. Пришвин
(звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина» сл.В.Баснера
муз.М.Матусовского)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья и гости нашего праздника, который называется «Берёза- символ Родины моей» (слайд 1)
Хороши и светлы берёзовые чистые рощи. Множество перелётных певчих птиц собирается весной в них. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички.
В жаркие знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще. Свежий ветерок шелестит листвой над головой. Пахнет грибами, душистой земляникой.
Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор жил за границей, и когда возвращался домой, остановил экипаж, вышел и низко поклонился берёзке и обнял её – он на Родине.
1 ученик : (слайд 2 Берёзы)
«Россия»,- шепчут мне березки,
«Россия»,- шепчут камыши,
«Россия»,- ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь!»
2 ученик:
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски.
Моя березовая Русь!
1 ученик:
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.
2 ученик:
Для меня, Россия – белые березы,
Для меня, Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа,
У моей России – длинные косички,
У моей России – светлые реснички,
У моей России – голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Если дружба велика – будет Родина крепка.
Звучит песня «Береза» в исполнении анс. «Любэ»
Выходит Березка:
Здравствуйте, дети! Как я рада
Быть с вами в этот день весенний рядом!
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.
1 ученик:
Березке русской праздник посвящаем,
О ней мы много нового узнаем
И знанием готовы поделиться.
Нам всем пришлось немало потрудиться.
Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Береза и в песнях, в стихах, в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов.
В 4 классе прошел конкурс «Лучшее сочинение» о березе.
Победителем стало сочинение «Я люблю березу» Халиной Лилии.
Я люблю берёзу.
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
А.Прокофьев
Берёза – самое красивое и любимое дерево в нашей стране. Она стала символом России. Её воспевали в своих стихах поэты.
И я люблю белоствольную красавицу. Мне нравится любоваться ею. Это дерево хорошо в любое время года. Мне больше всего берёза нравится весной, когда она светлая, и осенью, когда она грустная.
Весной берёзовая роща словно одевается в тонкое зелёное кружево. Кроны кажутся прозрачными. Первые листочки клейкие и приятно пахнут. И всё это на фоне белых стволов. В таком месте мне светло и радостно.
Осенью берёзы наряжаются в золотой убор и радуются ему. Наряд этот держится недолго, опадает листик за листиком. Берёза начинает грустить то ли об утраченном нарядном уборе, то ли о прошедшем лете. И эта грусть озаряется светом опавших листьев.
Вот такая наша берёза : всеми любимая, всегда нарядная, очень удивительная.
Ведущий: Берёзе посвящено много стихов.
(Дети читают стихи , от каждого класса по 1 ученику .)
Русская берёзка
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
(А. Прокофьев)
Белая берёза – русская земля.
Белая берёза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая берёза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая берёза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая берёза, он к тебе с высот
Из-за синя-моря песню принесет.
Белая берёза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
(П. Кудрявцев)
Вешний сок
На березе поутру
Дятел выдолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок.
А лесной народ
Сок весенний пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех берёзка напоила,
Вешним соком оделила!
(Т. Шорыгина)
Гимн берёзе.
Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.
Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку...
Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит...
Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую...
Вей же, ветер, вей!
Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!
В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!
А весною... Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!
Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!
2002 г.
Ведущий:
Для этой выставки картин
Класс трудился не один –
Одни писали сочиненья,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес…
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.
Показ выставки рисунков.
Ведущий. Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной она привлекательна во все времена года.
Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (показ репродукции картины на слайде № 3 ), сказал «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающие вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымок, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
2 ученик.
Ты до того, берёзонька, красива!
И в полдень жаркий, и часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
Ведущий. Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи (на экране репродукция картины, слайд № 4 ) испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки.
1 ученик
Русь моя! Люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Ведущий. Перед нами картина И.И.Левитана «Золотая осень» (Слайд № 5 ). Белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве в лучах солнца не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:
На поляне, на пригорке и среди полей
Белокурые берёзки – символ Родины моей!
А как красива берёза зимой! Стихотворение «Берёза» С.А.Есенина многим из нас знакомо. (На экране зимний пейзаж, с изображением берёзы, слайд № 6). Послушайте его:
ученик.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь. (Слайд № 7 ) Такая «Берёзовая роща» изображена на картине И.И.Левитана.
Ведущий:
Посмотрите, какие великолепные березовые рощи вы нарисовали. Но человек беспощадно уничтожает леса. Ученики 2 класса придумали экологические знаки.
(выступает 2 класс Приложение 3)
Ведущий:
- Какой гриб растет под березой?
- Как называется кора березы?
- Какого цвета береста?
- Как называются и для чего нужны черточки ?
- Что раньше делали из бересты?
Показ изделий из бересты ( слайд 8)
Ведущий:
В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.
Показ берестяных грамот (слайд 9)
Ведущий:
- А почему говорят, что березы плачут?
Звучит песня «Березовый сок»
- Березовый сок придает силу и бодрость. Березовый сок не только вкусный напиток, но и ещё лекарственное средство. Давайте побываем на приёме у врача и узнаем о целебных свойствах березового сока.
Сценарий рекламы № 1
(Входит хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.)
Врач: Проходите, садитесь.
(Больная, скрипя и охая, садится.)
На что же жалобы, хорошая моя?
Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.
Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает)
Врач (подает бутылку):
Принять лекарство «Сок берёзы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны
(Больная пьёт, выпрямляется)
Врач: Что, полегчало, милая немножко?
Как ваша поясница, ручки, ножки?
Больная: (с легкостью встает):
Да, очень, очень, полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока – пока, я поскакала!
(Убегает, забыв костыли)
Сценарий рекламы № 2
Врач: Следующий.
(Входит больная, задыхаясь, кашляет и чихает)
Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?
Больная (сквозь кашель):
Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач:
Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.
(Больная приходит в ужас)
Врач:
Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок.
(Достает бутылочку)
Примите ложечку – другую.
(Больная принимает лекарство)
Ну что? Я верно вам толкую?
Больная:
Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!
(Убегает)
Врач:
У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русский сок!
Ведущий:
В истории нашей родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо – татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломили Россию и Наполеон. Одержали победу над фашистской Германии в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная береза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березу.
Чтец.( слайд10 )
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!»
Ведущий:
Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. О том какие народные праздники связаны с березой нам расскажут наши друзья из районного дома культуры Ольга Владимировна и Любовь Григорьевна (слайд11)
Зеленые Святки
Фрагмент обряда «Семик»
1. Здравствуйте,ребята!
2. Здравствуйте, люди добрые.
1. Сегодня мы немножечко познакомим вас со старинным праздником Семик – Троица. У него столько много названий!!!
Кто знает, как еще называют этот праздник?
Его ещё называют Зелёные Святки, Русальная неделя, Праздник русской берёзки. В этот праздник мы прощаемся с весной и встречаем долгожданное лето, это праздник, прославляющий красоту зеленеющей природы. А отмечается он в начале лета.
2. А начинались Зеленые святки на седьмой неделе после Пасхи за 3 дня до Троицы в четверг. И назывался этот день Семик. В этот день развертывается стряпня: пироги, лепешки, курники, яичницы, пшенники. Хозяйки с утра заваривали домашнее пиво, чтобы к Троице поспело, а девицы присматривали полянку с молодыми берёзками для Троицких гуляний.
Подготовка к празднику начиналась загодя: «делали Семик из берез. А березы рубили в березнике, в лесу. Перед началом Зеленых святок ватага ребятишек во главе с обряженными «Семиком» и «Семичихой», которые бьют палкой в худое ведро, а помелом разгоняют любопытных ребятишек, ходят под окнами домов и выпрашивают муку, крупу, масло, сметану, яйца. И из этих припасов к Троице приготовляют кушанье.
1. И главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Недаром Семик стал одним из красочных и поэтических праздников. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить, водицы нанести, скот напоить, огород полить, нужно и коровушку подоить.
2. А потом собираются все девоньки и идут в лес с кушаньями. Ведь этот праздник исключительно девичий, поэтому парней с собой не брали.
Стелют под березкой скатерть, едят кушанья. Потом рассыпаются по лесу. Выберут самую красивую, ветвистую березку и завивают ее, т.е. украшают венками, сделанными из скрученных березовых веток, загадывают желание.
А еще украшали березку тряпичками яркими, от яиц скорлупу иголкой проткнут и тоже на ниточке повесят… т.к. основной едой на этом празднике были яйца - символ плодородия.
1. Не радуйтесь, дубы! Не радуйтесь, клёны!
Не к вам красны девицы идут,
Не вам пироги да яичницу несут!
Радуйся, берёзка, радуйся, кудрявая!
К тебе красны девицы идут,
Тебе пироги да яичницу несут!
2. Наряженная, спетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно - благополучию людей.
Вся живительная сила нашей березки стеклась в ее вершину. Кто хочет силушки и здоровья у березки получить, привязывайте к ее макушке свои ленты и пояса.
1. Веточки от троицкой березки не выбрасываются, «а втыкаются над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек для охраны от мышей. Для этого же они впоследствии кладутся под снопы хлеба, под сено и в картофельные ямы».
В этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье; девушки загадывали желание и кумовались.
2. Нюша. Марфуша, берёзку украсили?
1. Марфуша . Украсили!
2. . А желание загадали?
1. . Загадали!
2. . А теперь кумиться пора!
1. Давай, кума, кумиться,
Чтоб нам с тобой весь год не браниться!
2. А что такое кумиться? И как все это происходит, интересно?
1. Кумиться – от слова кума. А «кумились так: Подружки встают парами, берут веночки
приговаривали: Семик, Семик, Троица, Семик:
Кумушки, кумитеся,
Где сойдетесь, поклонитеся,
Домой пойдете - не бранитеся.
2. Кумушка – кума,
Давай покумимся с тобой!
1. Не ругаться и не драться,
До Троицына дня дождаться.
Соединяют венки и через них троекратно целуются и обмениваются самодельными подарками
2. А у меня для тебя подарочек есть. Бусы
Надевает бусы на подружку.
1. Спасибо! У меня для тебя кукла! (Отдаёт куклу).
Смотри, кумушка, если будешь ругаться, придётся подарок назад отдавать!
2. А я ссориться и не собираюсь!
1. Пора главную куму выбирать! Кто платок выше всех подбросит, та весь день главной кумой будет!
Берут по платочку и подбрасывают их .
2. Главная кума. Мой платочек выше всех улетел! Теперь, кумушка, ты меня должна слушаться!
Начинается обряд гадания на венках.
Звучит песня «Во полюшке»
1.Ох(ы) да во полюшке ( 2 раза)
Во поле березонька. ( 2 раза)
2. Ох(ы) на зеленом ковре
Зеленом ковре девушки
3. Ох(ы) они вили венок
Вили, вили весь денек.
4. Ох (ы) на венках девки гадали
Венки в речку опускали
5. Ох(ы) чей венок плывет
По той милый друг вздохнет.
2. А давай наши веночек бросим ребятам. Кто поймает, у того весь год удача будет.
1. Ты ленту-то с венков сними, спрячь подальше и всю жизнь храни на память. А если в этом году из твоих родных замуж выходить будет, свечи ими связывайте.
(бросают венки.)
2.. Ну, кумушка, на веночке погадали?
1. Погадали!
2. Берёзку завивали?
1. Завивали.
2. Друг с дружкой кумились?
1.. Кумились!
2.. А теперь наряжаемся и отправляемся на деревенский пятачок, песни петь, хороводы водить да в игры играть.
А кто знает, какая игра была самой любимой на Зеленые святки? Правильно, горелки. Давайте поиграем.
Горелки
Горелки были традиционной игрой весенних и летних праздников, поэтому известно много вариантов этой игры. Предлагаем один из них. Семик выбирает водящего - «горелку» («горящего»). Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. После приговорки, которую произносят все играющие, стоящие в последней паре разъединяют руки и бегут: один по правую сторону ряда, другой - по левую и стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (флажками или веточками березы), к которому стоящие; в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все.
«Горящий» бежит за любым играющим и старается запятнать его прежде, чем он добежит до условленного места. Кого «горящий» поймает, тот и «горит», т.е. ловит следующую пару.
Когда все соберутся на условленном месте, играющие поворачиваются. Место, где они стояли раньше, тоже отмечается флажками или веточками, и игра начинается снова.
При этой игре используются разные приговорки, в каждой местности свои:
Гори, гори жарко!
2. А теперь песню споем да хоровод поведем.
Звучит песня «Во поле береза стояла». Девочки водят хоровод.
2. Сегодня мы рассказали и показали, как в далёкую старину отмечали на Руси Зелёные Святки или Семик – Троицу. Это только малая капля в океане русского народного творчества. Это наша национальная культура, которую мы всегда будем любить, беречь и передавать будущим поколениям.
Ведущий:
Много мы сегодня говорили о березе. Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется нашим исследователям, ученикам 4 класса. Они познакомят вас с интересными сведениями о березе, которые они смогли найти.(Презентация)
Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас повсюду, однако большинство не обращают на них внимание. Мы провели экскурсию и беседу о красоте деревьев . Объектом нашего исследования стала БЕРЁЗА.
Изучая кору, ствол дерева выяснили, что:
- В нижней части дерево шире.
- Кора дерева шершавая
- Трещины есть,
Там , где расположены корни.
Дерево старое и кора трескается.
Туда селятся насекомые.
- На молодых веточках есть многочисленные смолистые желёзки-бородавочки (слайд 12)(отсюда и произошли названия берёза бородавчатая и берёза плакучая).
Поработав со справочниками и энциклопедиями мы выяснили, что большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.
Корневая система берёз мощная, в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо, что чаще, уходит косо вглубь.
Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнены белым смолистым веществом — бетулином, который придаёт коре белую окраску( слайд 13). Причем, ствол приобретает белую окраску в возрасте 8-10 лет. Внешняя часть — берёста или береста — обычно легко отслаивается лентами. У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами. Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Дерево ими дышит.
Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, — 100—120 лет, 150 (300) лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более.
На берёзе живут, среди других,(слайд 14) гусеница бражника липового, берёзовая пяденица, малинница обыкновенная. Жук-олень — самый крупный жук Европы — обитает в древесине берёзы и других лиственных деревьев. Листьями берёзы питаются Майские жуки, и в отдельные годы, когда их численность особенно высока, они способны причинить серьёзный вред деревьям.
Для берёзовых рощ и смешанных с берёзой лесов характерны виды грибов, многие из которых живут в сообществе исключительно или преимущественно с берёзой. Наиболее обычны и известны из них(слайд 15):
- Подберёзовик обыкновенный
- Белый гриб берёзовый относится к наиболее ценным съедобным грибам
- некоторые млечники (груздь чёрный, волнушка розовая, определённые виды сыроежек — сыроежка зелёная, сыроежка жёлтая, сыроежка пищевая)
Повреждённые деревья могут поражаться паразитическими грибами — например, трутовиком скошенным , редко встречающимся на других деревьях.(слайд 16) Препараты, получаемые из чаги — бесплодной формы трутовика скошенного, — применяются в народной и официальной медицине .
Древесина- используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.
При сухой перегонке белой коры образуется дёготь.
Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста́ (допустимы оба варианта написания и произношения).
Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью.
Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).
Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной.
Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек —для лечения кожи.
Берёзовый дёготь — традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.
Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.
Согласно данным род насчитывает 113 видов и гибридов. В нашей стране встречается 4 вида( слайды 17-19):
- Берёза карликовая . Кустарник высотой обычно не более 1 м с мелкими округлыми листьями; растёт в Европе на болотах, в заболоченных сосняках.
- Берёза повислая, или Берёза бородавчатая, или Берёза повисшая, или Берёза поникающая . Вид, широко распространённый в Европе и Сибири; встречается также в северной Африке. Кора от белоснежно-белой до серовато-белой. Высота обычно 10—15 м, иногда до 30 м. Молодые побеги голые, бородавчатые (в отличие от берёзы опушённой, у которой молодые побеги опушённые и без бородавок).
- Берёза пушистая, или Берёза опушённая . В Европейской части России нередко растёт рядом с берёзой бородавчатой.
- Берёза Эрмана, или Берёза каменная . Встречается на Камчатке, Сахалине, по берегам Охотского моря. Названа каменной за на редкость твёрдую, плотную и тяжёлую древесину, которая тонет в воде.
Интересные факты
- На одной из памятных монет Банка России в серии, посвящённой древним городам России, — «Великий Устюг» — изображена, кроме прочего, берёза.
- Выражение «берёзовая каша» означало розги (тонкие прутья, которыми наказывали нерадивых детей).
Огромное количество географических названий и, в частности, названий населённых пунктов в России, да и в других славянских странах, имеют корень «берёза».
Берёза является распространённым геральдическим символом
Есть у березы и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.»
Мы нашли ещё много интересной и полезной информации: народные приметы, загадки, пословицы и поговорки и т .д. Мы всё оформили в специальную папку , и все желающие могут её посмотреть и добавить новую информацию.
Береза:
Смотрела я ваши выступленья
Пролетели они как мгновенья.
Все, что знать обо мне людям надо,
Как любить меня и беречь –
Обо всем вы вели нынче речь.
А теперь я говорю вам до свиданья. До новых встреч!
Ведущий:
Береза – сама Россия – её символ, её верная примета, радость, гордость и счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.
Звучит песня «Наш край» (Д.Кабалевский , А.Пришелец)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
А.И.Куинджи «Берёзовая роща»
И Левитан «Золотая осень»
И.Левитан « Берёзовая роща»
Смолистые желёзки – бородавочки на ветках берёзы
гусеница бражника берёзовая пяденица малинница липового жук олень майский жук
берёза пушистая берёза повислая (бородавчатая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Русская береза - символ Родины моей"
Классный час направлен на формирование гражданско - патриотической позиции детей. Форма проведения: праздник....
Проектная работа "Берёзка - символ Родины моей"
Урок защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной работы по теме: «Берёзка – символ Родины моей»...
Сценарий защиты проекта "Березка - символ Родины моей!"
Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежн...
Береза - символ Родины моей
Мероприятие проведено на районном семинар – практикуме «Воспитательный потенциал общеобразовательного учреждения в современных условиях: формы, методы, технологии» с участием руководителя кружка "Бере...
Проект "Берёза - символ Родины моей"
Воспитателем, учениками и родителями была проведена совместная работа над проектом «Берёза-символ родины моей».Учащиеся изучили множество художественной и публицистической литературы о бер...
Праздник. Тема: "Белоствольная береза - символ Родины моей!"
Методическая разработка внекласного мероприятия....
Классный час "Берёза-символ Родины моей"
Классный час в начальной школе "Берёза-символ Родины моей"...