Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Космическое путешествие"
рабочая программа
Название программы лагеря дневного пребывания «Космическое путешествие». Такой выбор был сделан не случайно – в 2021году 12 апреля исполнилось ровно 60 лет со дня первого полета человека в космос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagernoy_smeny_kosmicheskie_puteshestviya.docx | 480.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия №1 г.Агрыз»
!
Программа
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Космическое
путешествие»
Июнь 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно-значимая, спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Название программы лагеря дневного пребывания «Космическое путешествие». Такой выбор был сделан не случайно – в 2021году 12 апреля исполнилось ровно 60 лет со дня первого полета человека в космос. В 1961 году летчик-испытатель Юрий Гагарин стал первым человеком, вылетевшим на околоземную орбиту. 108 минут полет, во время которых был совершен один оборот вокруг Земли, стали знаменательным событием не только для России, но и для всего человечества.
Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу. Возможность лично окунуться в мир творчества и показать свои умения, никого из детей не оставило равнодушным.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив учителей и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить название и некоторые правила. В этом году работа лагерной смены будет проходить в «открытом космосе» на большом совете было решено, что за прошедшие сезоны дети стали более эрудированны, физически выносливы, хорошо умеют ориентироваться в разных областях жизни, пора преступать к более серьезным испытаниям и покорить космическое пространство. И назвали мы нашу программу «Космическое путешествие».
Актуальность и значимость программы определяется:
- тем, что не все учащиеся в период летних каникул могут отдыхать в профильных лагерях, лагерях с дневным пребыванием. Продуманная и организованная система планирования пришкольной лагерной смены позволяет каждому ребенку получить новые знания в области космонавтики, приобрести различные навыки и жизненный опыт, а приобретенные знания помогут в самосовершенствовании и самореализации своих возможностей;
- ростом социальной дезадаптации детей, проявляющейся в утрате социальных связей с семьей и школой, увеличением процента ранней подростковой алкоголизации, курения и правонарушений во время летних каникул.
В целях профилактики асоциальных появлений в детской и подростковой среде во время смены лагеря осуществляется профилактическая работа с детьми « группы риска» через беседы, тренинги по социальному закаливанию, диспуты по просмотренным к/ф и прочитанным книгам и т.д.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- спросом родителей и детей на организованный отдых школьников;
- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании
спортивно-оздоровительной, общекультурной и духовно-нравственной деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно - игровую компетентности.
Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, а также дети из неблагополучных семей и состоящие на учете в ОДН.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся космонавтами - участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Основная идея программы лагеря дневного пребывания «Космическое путешествие» – представление возможностей для раскрытия творческих способностей детей, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Результативность программы выявляется при помощи данных анкетирования, проведения соревнований, конкурсов, викторин.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря в единую систему:
- общеинтеллектуальное;
- спортивно-оздоровительное;
- общекультурное;
- духовно-нравственное.
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение одной лагерной смены.
С целью организации летнего отдыха организована детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 100 учащихся. Возраст детей от 7 до 18 лет. Продолжительность смены 21 день.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Организация безопасного отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей.
Задачи:
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.
- Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
- Формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру.
- Развивать потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
- Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
- Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Программа составлена с учётом нормативных документов:
Конвенция о правах ребёнка;
Закон «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Положение о лагере, гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул.
Содержание и формы реализации программы.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических упражнений.
Содержание программы направлено на знакомство детей с коллективным образом жизни через реализацию игры «Космическое путешествие», участниками которой являются дети, и взрослые.
Вся жизнедеятельность лагеря организована в форме сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие». Школа подразумевается, как большой космодром на планете Земля. Руководящий состав космодрома - это Земляне (педагогический состав, другие работники школы). Все дети – гости с других планет – космические туристы (космонавты). Отряд – экипаж космического звездолёта. Название звездолёта и планеты, с которой он прилетел, придумывают дети в первый день организационного этапа, затем проводится «Парад планет» (представление визитных карточек отряда-экипажа и звездолётов). Ежедневный сбор детей обыгрывается, как прилёт звездолётов на космодром Земли.
В целях стимулирования к позитивной творческой деятельности и соблюдения «космических законов» в лагере действует система поощрений и взысканий. Валютный фонд космодрома – это звезда, которая выдаётся космонавту за активное участие и особые успехи «космических туристов».
За нарушение Законов назначаются штрафные санкции: весь отряд лишается звезды.
Стратегию участия в деле экипажа космического звездолета организуют бортинженеры и командиры экипажа. Экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, ведёт вахтенный журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представляется на информационном стенде. Стенд выполнен в виде
звездного неба (вселенной), где в центре располагается название «Космическое путешествие». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету.
Всего планет 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере.
Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в
лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
В программе смены разнообразные, лагерные и отрядные дела, игровые практикумы, спортивно-оздоровительные мероприятия, экскурсии. Эта программа способствует расширению кругозора учащихся, улучшению памяти и внимания, воспитанию трудолюбия, самостоятельности, развивает навыки исследовательской деятельности.
Правила «Космического путешествия»
- Полное взаимодействие с другими участниками игры для достижения единого результата и работы над общей целью.
- Взаимоуважение к другим участникам игры.
- Умение слушать и слышать участников.
- Взаимопомощь внутри своей команды и по отношению к другим игрокам игры.
- Безукоризненное подчинение режимным моментам лагеря.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- Чёткое представление целей и постановка задач.
- Конкретное планирование деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Методическое обеспечение программы.
- Педагогические условия.
- Материально-техническое обеспечение.
Участники программы
Экипаж корабля:
Капитан – начальник лагерной смены
Штурман -1 воспитатель
Бортпроводник – 2 воспитатель
Космодоктор-медицинский работник
Космокок - работники столовой
Космонавты – дети
Критерии эффективности программы.
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования
Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы.
Ожидаемый результат
В ходе реализации данной программы ожидается:
- При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников – космонавтов.
- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
- При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
- Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине
- Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
№ | Дата | Планета | Мероприятие |
1 | 1.06 |
| «Отправляемсяв в полёт!» Игра «Давайте познакомимся!» |
2 | 2.06 |
| «Парад планет» «Весёлые старты» |
3 | 3.06 |
| «Через тернии к звёздам» Игра «Не урони мяч». |
4 | 4.06 |
| «По дорогам сказок» Игра «Белки, орехи, шишки». |
5 | 5.06 |
| «Что? Где? Когда?» «Верёвочный день». Игры с верёвками, скакалками. |
6 | 7.06 |
| «Путешествие в страну «Театралия»» Игра «Накинь кольцо». |
7 | 8.06 |
| «Бенефис Бабы - Яги» Игра «Зайцы в огороде». |
8 | 9.06 |
| «Путешествие в страну забытых игр» Игра «Счёт по кругу» |
9 | 10.06 |
| «Музей планет земной группы» Игра «Неуловимый шнур» |
10 | 11.06 |
| Дружественное путешествие «Мальчики и девочки - два разных мира» Игра «Принеси - не урони!» |
11 | 12.06 |
| Игра – путешествие «Я живу в России» Игра «Лабиринт». |
12 | 14.06 |
| «Знайте люди всей страны, пожары людям не нужны!» Игра «Борьба за флажки» |
13 | 15.06 |
| Просмотр кинофильмов. Игра «Перетягивание каната». |
14 | 16.06 |
| Квест «Мы за ЗОЖ» |
15 | 17.06 |
| «Ярмарка мастерства» Игра «Третий лишний» |
16 | 18.06 | Планета «Правил дорожного движения» | Встреча с сотрудником ГИБДД. Игра «Мышиная охота». |
17 | 19.06 | Планета «Туристическая» | Туристический поход в парк «Орешник» Просмотр мультфильмов. |
18 | 21.06 | Планета «Смеха» | «Кто умеет веселиться, тот и горя не боится!» Игра |
19 | 22.06 |
| Митинг «Ваш подвиг будет жить в веках» Час памяти «Поговорим о войне». |
20 | 23.06 | Планета «Творчества» | Подготовка к закрытию лагеря. Игры на свежем воздухе. |
21 | 24.06 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Цель: Создание условий для полноценного летнего отдыха и оздоровления обучающихся начальной школы в каникулярное время. Задач...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город Солнца"
Программа оздоровительного лагеря...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»
Цель программыСоздание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей ...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"
1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Дружба" при МОУ "Ковернинская средняя школа №1" - "Путешествие по стране ГТО"
В настоящее время воспитание здоровой и физически развитой личности является одной из приоритетных задач нашего государства. Для её решения необходимо обеспечить круглогодичное включение детей и подро...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Путешествуем с Маленьким принцем"
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет. По своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления здорового обра...