Рабочая программа "Ответственное отношение к домашним животным"
рабочая программа (1 класс)
Программа курса "Мы - твои друзья" с поурочными разработками для внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_vud_otv.otnosh.k_dom.zhiv_.2v3v.doc | 67.5 КБ |
ktp_otv.otnosh._k_domi.pitomtsam2_v.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Шатуры»
Шатурского муниципального района Московской области
Утверждена приказом директора
от__________ протокол № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Ответственное отношение к домашним питомцам»
для школьников 2"В" и 3"В" классов
(срок реализации 2018-2019 учебный год)
Программа разработана
учителем начальных классов
Морозовой А.М.
г. Шатура Московской области
2018 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 2-4 классов, с использованием методического пособия для учителей начальной школы, Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ №2 г.о. Шатура.
Основной целью программы «Мы — твои друзья» является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Общие задачи программы:
— формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
— развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
— вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Центральный объект программы — взаимоотношения человека с домашними животными. Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать. Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями. Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев. При этом в программе уделяется внимание и другим животным. Это дает возможность педагогу определять направление беседы с детьми в зависимости от их интересов (какие именно домашние питомцы есть в семьях учащихся, какие животные им интересны и т.д.). Программа носит интегрированный характер. Будучи направленной на решение конкретных педагогических задач, она создает своеобразное поле проблем, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей и курсов, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки. Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ экологической ответственности как одной из наиболее важных черт личности. Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей. Воспитательный эффект программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним животным. Она создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к миру живой природы, развивает экологическую культуру личности.
Общая характеристика программы
Участники программы — учащиеся 2-4 классов и их родители и педагоги. Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за домашними питомцами — кошками и собаками. В каждом разделе — 2 темы (за исключением 4 раздела). Темы включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания.
Основные формы организации и виды деятельности
В реализации программы используются различные виды деятельности младших школьников: игровой, познавательной, развлекательной (досуговое общение), проблемно-ценностного общения, социального и художественно-досугового творчества.
При проведении внеурочных занятий используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия; дидактические и сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы и др.
Место программы в структуре ООП:
На изучение данной программы во втором, в третьем и четвертых классах выделяется по 34 часа (1 час в неделю) согласно календарному графику на учебный год. Реализация каждого раздела включает 5–6 часов: 1–2 часа аудиторных занятий и 3–5 часов самостоятельной исследовательской, творческой деятельности учащихся.
Результаты освоения курса
Личностные результаты
— интерес к изучению домашних животных;
— умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
— готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
— желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты
— навыки организации своей деятельности: простановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;
— приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
— навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
— навыки эффективной коммуникации — взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Содержание программы
Содержание программы соответствует общекультурному направлению внеурочной деятельности.
Задача занятия, проводимого педагогом — знакомство школьников с основными идеями раздела. Самостоятельные формы работы не только мотивируют учащихся к поиску дополнительных сведений, связанных с темой, но и побуждают их к творческой, исследовательской деятельности.
В реализации программы используются различные виды деятельности младших школьников: игровой, познавательной, развлекательной (досуговое общение), проблемно-ценностного общения, социального и художественно-досугового творчества.
При проведении внеурочных занятий используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия; дидактические и сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы и др.
Совместная работа детей и родителей— важное направление работы программы. Основная часть заданий программы направлена на вовлечение родителей в ее реализацию. Взрослым предлагается поделиться своими воспоминаниями и опытом общения с домашними животными, принять участие в подготовке заданий и т.д.
2 класс
№ п/п | Название модуля | Основное содержание раздела | Количество часов |
1 | Давайте познакомимся! | Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных. | 6 |
2 | Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! | Родословное дерево собак и кошек. История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность. | 6 |
3 | Как мы устроены и как за нами ухаживать? | Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст— разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным. | 6 |
4 | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев | Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек? Игры с питомцем: проводим время вместе. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | 6 |
5 | На приеме у Айболита | Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения. | 4 |
6 | Мы с тобой друзья! | Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными. Мой питомец — самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов. | 6 |
Учебно-методический комплект
Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 2-4 классов
Книга для учителя «Мы – твои друзья» для 2-4 классов авторов А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова
Рабочая тетрадь для школьников 8-11 лет «Мы – твои друзья» автора А. Г. Макеевой, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. Изд-во Экспо, 2017г.
Материально-техническое обеспечение:
1.Экран.
2.Персональный компьютер.
3.Мультимедийный проектор.
СОГЛАСОВАНО
Протокол от _________________№______
заседания ШМО учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР _____________ С. В. Брагина
01.09.2018г.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» в 2 «В» классе на 2018 – 2019 учебный год (34 часа)
№ | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе учебных действий) по теме. | Плановые сроки прохождения | Скорректи рованные сроки прохож дения |
Раздел 1. Давай познакомимся!(7часов) | ||||
1. | Почему люди заводят домашних животных. Выбор питомца — очень ответственный шаг. | Формирование представления о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности Пробуждение интереса к животным компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца | ||
2. | Вместе нам — лучше. | |||
3 | Давайте познакомимся. Ролевая игра | |||
4 | Карнавал животных. Арт-технология | |||
5 | Карнавал животных. Арт-технология | |||
6 | Первый шаг — очень ответственный. Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением. | |||
7 | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг | |||
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы — очень разные. (6 часов) | ||||
8 | Как кошки и собаки появились в доме человека | Первоначальное знакомство с домашними питомцами (кошками и собаками) как представителями крупных семейств животных. Знакомство с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания Развитие представления о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | ||
9 | Знакомимся с родословным деревом кошек и собак. | |||
10 | Удивительные факты про кошачьих и собачьих. Коллективная проектная деятельность | |||
11 | Такие разные собаки, такие разные кошки. | |||
12 | Такие разные и такие прекрасные! Выставка. | |||
13 | Газета про хвостатых полосатых. Коллективный проект | |||
Раздел 3. Как мы устроены и, как за нами ухаживать. (6часов) | ||||
14 | Как ухаживать за нашими питомцами | Развитие понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе. Развитие интереса к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют животным приспособиться к различным условиям жизни. Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. Развитие сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. | ||
15 | Четыре лапы, хвост и не только. | |||
16 | Удивительные факты про кошачьих и собачьих. Коллективная проектная деятельность | |||
17 | Как за нами ухаживать. | |||
18 | Как я ухаживаю за своим питомцем. Проект | |||
19 | Каждой кошке и собаке нужен дом. Выставка | |||
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (5 часов) | ||||
20 | Общение в мире животных. Беседа педагога c последующим обсуждением | Расширить представление о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце. Познакомиться с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. | ||
21 | На каком языке общаются кошки и собаки. | |||
22 | Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» Игровое задание «Озвучиваем фильм» | |||
23 | Просмотр и обсуждение видеофрагментов и/или презентаций на тему «Школа ― Четыре лапы». Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец» | |||
24 | Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец» | |||
Раздел 5. На приёме у Айболита (4 часа) | ||||
25 | Будь здоров! | Познакомиться с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. Формировать представление о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина. Формировать представление о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | ||
26 | Практическая работа «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа» Ролевая игра «На приеме у Айболита» | |||
27 | Конкурс плакатов «Важные правила» | |||
28 | Конкурс плакатов «Важные правила» | |||
Раздел 6. Мы с тобой — друзья!(6 часов) | ||||
29 | «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки» | Знакомство с понятием "анималистика", анималистическими произведениями в различных жанрах искусства. Развитие эстетических оценок и представлений, готовности высказывать своё личное отношение к произведениям искусства. Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам.
| ||
30 | «Необычная прогулка. Про наши праздники и будни. Среди нас тоже есть звезды!» | |||
31 | Коллективный проект «Удивительная выставка» | |||
32 | Коллективный проект «Удивительная выставка» | |||
33 | Конкурс знатоков «Что, где, когда» | |||
34 | Литературная мастерская | |||
ИТОГО 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...
Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.
Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных. Развивать умение раб...
Презентация к уроку по развитию речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных"
Презентация к уроку....
«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»
Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....
Воспитание гуманного отношения к домашним животным.
Воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта....
Рабочий лист по окружающему миру "Дикие и домашние животные"
Рабочий лист по окружающему миру "Дикие и домашние животные"...
30ноября- Всемирный день домашних животных. Домашние животные знаменитостей.
Познакомить младших школьников с необычными животными, расширить кругозор детей....