Рабочая программа "Ответственное отношение к домашним животным"
рабочая программа (1 класс)

Коблова Анна Михайловна

Программа курса "Мы - твои друзья" с поурочными разработками для внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области

Утверждена приказом директора

от__________ протокол № ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по  общекультурному   направлению

«Ответственное отношение к домашним питомцам»

 для школьников 2"В" и 3"В"  классов

(срок реализации 2018-2019 учебный год)

Программа разработана

учителем начальных классов

Морозовой А.М.

г. Шатура  Московской области

2018 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 2-4 классов, с использованием методического пособия  для учителей начальной школы, Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ №2 г.о. Шатура.  

Основной целью программы «Мы — твои друзья» является формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.  

Общие задачи программы:

— формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;  

— развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;

 — вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.

Центральный объект программы — взаимоотношения человека с домашними животными. Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать. Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями.   Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев.  При этом в программе уделяется внимание и другим животным. Это дает возможность педагогу определять направление беседы с детьми в зависимости от их интересов (какие именно домашние питомцы есть в семьях учащихся, какие животные им интересны и т.д.). Программа носит интегрированный характер. Будучи направленной на решение конкретных педагогических задач, она создает своеобразное поле проблем, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей и курсов, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.  Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ экологической ответственности как одной из наиболее важных черт личности.  Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.  Воспитательный эффект программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним животным. Она создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к миру живой природы,  развивает экологическую культуру личности.

Общая характеристика программы

Участники программы — учащиеся 2-4  классов  и их родители и педагоги.  Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за домашними питомцами — кошками и собаками. В каждом разделе — 2 темы (за исключением 4 раздела).  Темы включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания.  

Основные формы организации и виды деятельности

В реализации программы используются различные виды деятельности младших школьников: игровой, познавательной, развлекательной (досуговое общение), проблемно-ценностного общения, социального и художественно-досугового творчества.

При проведении внеурочных занятий используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия; дидактические и сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы и др.

Место программы в структуре ООП:

На изучение данной программы во втором, в третьем и четвертых классах выделяется по 34 часа (1 час в неделю) согласно календарному графику на учебный год. Реализация каждого раздела включает 5–6 часов: 1–2 часа аудиторных занятий и 3–5 часов самостоятельной исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Результаты освоения курса

Личностные результаты 

— интерес к изучению домашних животных;

— умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

— готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;

— желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.

Метапредметные  результаты 

— навыки организации своей деятельности: простановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;

— приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;

— навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;

— навыки эффективной коммуникации — взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;

в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;

в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;

в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.

Содержание программы

Содержание программы соответствует общекультурному направлению внеурочной деятельности.

Задача занятия, проводимого педагогом — знакомство школьников с основными идеями раздела. Самостоятельные формы работы не только мотивируют учащихся к поиску дополнительных сведений, связанных с темой, но и побуждают их к творческой, исследовательской деятельности.

 В реализации программы используются различные виды деятельности младших школьников: игровой, познавательной, развлекательной (досуговое общение), проблемно-ценностного общения, социального и художественно-досугового творчества.

При проведении внеурочных занятий используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия; дидактические и сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы и др.

Совместная работа детей и родителей— важное направление работы программы. Основная часть заданий программы направлена на вовлечение родителей в ее реализацию. Взрослым предлагается поделиться своими воспоминаниями и опытом общения с домашними животными, принять участие в подготовке заданий и т.д.

2 класс

п/п

Название модуля

Основное содержание раздела

Количество

часов

1

Давайте познакомимся!

Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык.

Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека.

Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных.

Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.

6

2

Как мы появились в твоем доме?

Мы очень разные!

Родословное дерево собак и кошек.

История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек.

Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой.

Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.

6

3

Как мы устроены и как за нами ухаживать?

Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия.

Разный возраст— разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют.

Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе.

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным.

Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.

6

4

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев

Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак.

Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек.

Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек?

Игры с питомцем: проводим время вместе.

Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.

6

5

На приеме у Айболита

Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику.

Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.

Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку.

Какие правила помогут избежать заражения.

4

6

Мы с тобой друзья!

Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.

Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными.

Мой питомец — самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов.

6

Учебно-методический комплект

Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы – твои друзья» для 2-4 классов

 Книга для учителя «Мы – твои друзья» для 2-4 классов авторов А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова  

Рабочая тетрадь для школьников 8-11 лет «Мы – твои друзья» автора А. Г. Макеевой, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. Изд-во Экспо, 2017г.

Материально-техническое обеспечение:

1.Экран.

2.Персональный компьютер.

3.Мультимедийный проектор.

СОГЛАСОВАНО

Протокол от  _________________№______

заседания ШМО учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР _____________  С. В. Брагина

                                                                                  01.09.2018г.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование  программы внеурочной деятельности  «Мы – твои друзья» в 2 «В» классе на 2018 – 2019 учебный год (34 часа)

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе учебных действий) по теме.

Плановые сроки прохождения

Скорректи рованные сроки прохож дения

Раздел 1. Давай познакомимся!(7часов)

1.

Почему люди заводят домашних животных. Выбор питомца — очень ответственный шаг.

Формирование представления о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности Пробуждение интереса к животным компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца

2.

Вместе нам — лучше.

3

Давайте познакомимся. Ролевая игра

4

Карнавал животных. Арт-технология

5

Карнавал животных. Арт-технология

6

Первый шаг — очень ответственный. Выполнение заданий в рабочей тетради с последующим обсуждением.

7

Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг

Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы — очень разные. (6 часов)

8

Как кошки и собаки появились в доме человека

Первоначальное знакомство с домашними питомцами (кошками и собаками) как представителями крупных семейств животных.  Знакомство с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания Развитие представления о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь.

9

Знакомимся с родословным деревом кошек и собак.

10

Удивительные факты про кошачьих и собачьих. Коллективная проектная деятельность

11

Такие разные собаки, такие разные кошки.

12

Такие разные и такие прекрасные! Выставка.

13

Газета про хвостатых полосатых. Коллективный проект

Раздел 3. Как мы устроены и, как за нами ухаживать. (6часов)

14

Как ухаживать за нашими питомцами

Развитие понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе. Развитие интереса к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют животным приспособиться к различным условиям жизни. Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным.  Развитие сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь.

15

Четыре лапы, хвост и не только.

16

Удивительные факты про кошачьих и собачьих. Коллективная проектная деятельность

17

Как за нами ухаживать.

18

Как я ухаживаю за своим питомцем. Проект

19

Каждой кошке и собаке нужен дом. Выставка

Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (5 часов)

20

Общение в мире животных. Беседа педагога c последующим обсуждением

Расширить представление о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце. Познакомиться с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными.

21

На каком языке общаются кошки и собаки.

22

Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» Игровое задание «Озвучиваем фильм»

23

Просмотр и обсуждение видеофрагментов и/или презентаций на тему «Школа ― Четыре лапы». Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец»

24

Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец»

Раздел 5. На приёме у Айболита (4 часа)

25

Будь здоров!

Познакомиться с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. Формировать представление о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина. Формировать представление о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными.

26

Практическая работа «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа» Ролевая игра «На приеме у Айболита»

27

Конкурс плакатов «Важные правила»

28

Конкурс плакатов «Важные правила»

Раздел 6. Мы с тобой — друзья!(6 часов)

29

«Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки»

Знакомство с понятием "анималистика", анималистическими произведениями в различных жанрах искусства. Развитие эстетических оценок и представлений, готовности высказывать своё личное отношение к произведениям искусства. Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам.

 

30

«Необычная прогулка. Про наши праздники и будни. Среди нас тоже есть звезды!»

31

Коллективный проект «Удивительная выставка»

32

Коллективный проект «Удивительная выставка»

33

Конкурс знатоков «Что, где, когда»

34

Литературная мастерская

ИТОГО 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....

Воспитание гуманного отношения к домашним животным.

Воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта....

Рабочий лист по окружающему миру "Дикие и домашние животные"

Рабочий лист по окружающему миру "Дикие и домашние животные"...

30ноября- Всемирный день домашних животных. Домашние животные знаменитостей.

Познакомить младших школьников с необычными животными, расширить кругозор детей....