Воспитание гуманного отношения к домашним животным.
статья (2 класс)

Козлова Светлана Сергеевна

Воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_gumannogo_otnosheniya.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гуманного отношения к домашним животным

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и небрежного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие дома животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитать у них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта.

Ж.Ж.Руссо, Г.Пестолоцци, Р.Одэн считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств естественного мира.

Причины неправильного отношения к природе:

·        Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;

·        Низкий уровень развития наблюдательности;

·        Недостаточный опыт общения с природой;

·        Слабый уровень владения навыками ухода;

·        Плохой пример взрослых;

В отличие от взрослых, для ребёнка контакты с животными гораздо более важны. Отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как части живой природы. Младшему школьнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой. Например: животному больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как и я. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили.

Нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребёнок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение оттого, что кому-то реально помог. Для ребёнка таким слабым, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Ребёнок смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжёлая драма: жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждение ребёнка от родителей, неприязни к ним.

Необходимо подвести детей к пониманию главного: животные и люди одинаково способны испытывать радость и страдать. Нужно помочь детям научиться связывать радости и горести домашних животных  с поведением и отношением человека, ввести понятие ответственности человека.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к домашним животным.

 1. Давайте знакомится. Домашние животные - кто это?

Занятие-беседа, ролевая игра.

2.Почему люди заводят домашних питомцев?

Занятие-беседа, викторина.

3. Как выбрать домашнего питомца?

Дискуссия, занятие-беседа, выставка литературы.

4. Как мы появились в доме человека?

Занятие-беседа, проектная деятельность.

5.Разнообразие пород кошек и собак.

Занятие-беседа, выставка.

6.Как за нами ухаживать?

Занятие-беседа, проектная деятельность.

7. Как правильно воспитывать питомцев.

Занятие-беседа, занятие-игра.

8. Помощь больному питомцу.

Занятие-беседа, конкурс плакатов, ролевая игра.

9.Произведения живописи и скульптуры, посвященные домашним животным.

Занятие-беседа, коллективный проект.

10. Профессии домашних питомцев. Их роль в науке и истории.

Занятие-беседа, конкурс.

Занятия - основная форма. На занятиях сообщаются новые подробности о различных представителях животного мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. По основной цели занятия, используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманного отношения можно разделить следующим образом:

  • направленные на формирование новых представлений о животных (беседа, проектная деятельность, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
  • уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование).
  • активизирующие, проверяющие знания детей (проектная деятельность, конкурс, игры) итоговые беседы.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Ролевая игра. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Развить положительные эмоции по отношению к животным помогают игры-превращения.

Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь школы и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.

При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи:

  • Формирование представлений о животных;
  • Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;
  • Воспитание нравственного поведения в природе.

Осознанию младшими школьниками необходимости гуманного отношения к различным представителям животного мира способствует просмотр и последующее обсуждение видеофильмов, где раскрываются проявление человеком гуманного отношения к живым существам, особенности социального поведения животных, сходные с человеческими поступками.

Через художественную литературу педагог должен учить детей доброте, вызывать сочувствие, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать помочь животному, которое в неё нуждается.

После прочтения рассказа о животных педагог использует такой метод, как эстетические беседы. Цель эстетических бесед – не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести конкретную ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребёнка. После такой беседы дети должны хорошо представлять, как нужно поступить в подобной ситуации в жизни. Это обязывает педагога наряду с вопросами для обсуждения содержания произведения наметить и такие, которые активизируют опыт ребёнка, заставят его думать, поразмыслить о том, как он сам поступил бы в подобном случае.

Таким образом, ознакомление школьников с животным миром должно обеспечить не только усвоение знаний о характерных особенностях животного, его повадках, условиях обитания и содержания, о правилах обращения с ним, но и их практическое применение, в процессе которого формируются гуманное отношение и действенная любовь к животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманное отношение для людей

Данная работа должна помогать учителям, воспитателям для татарских школ....

«Экологическое воспитание, как одно из практических направлений в привитии гуманного отношения к природе у младших школьников с ОВЗ»

Выступление на республиканском семинаре «Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ОВЗ»...

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования гуманных отношений является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и человечества в целом. Меня привлекла методика Е.Э. Шиловой. Она предлагает...

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Методика Е.Э. Шиловой

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста...

Гуманное отношение к природе

Что же такое гуманное отношение к природе?  Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и дру...

Статья по теме: Формирование гуманных отношений между слабослышащими мальчиками и девочками в начальной школе.

ГУМАННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ХАРАКТЕРИ­ЗУЮТСЯ УМЕНИЕМ ЧУВСТВОВАТЬ, РАСПОЗНАВАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ ЭМО­ЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДРУГИХ, ВЫРАЖАТЬ СВОЕ СОЧУВСТВИЕ В ДЕЙ­С...

Рабочая программа "Ответственное отношение к домашним животным"

Программа курса "Мы - твои друзья" с поурочными разработками для внеурочной деятельности....